Тема доклада: Обучение в сотрудничестве (cooperative learning) на уроках английского языка
статья по английскому языку

Обучение в сотрудничестве (Cooperative Learning)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhamyanova_yu.v._doklad.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Жамьянова Юлия Владимировна, учитель английского языка ГБОУ «Республиканская Мариинская школа-интернат».

Тема доклада: Обучение в сотрудничестве (cooperative learning) на уроках английского языка

«Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь»

                     (Китайская пословица)

Обучение в сотрудничестве является одной из эффективных технологий в образовательном процессе. И эффективность учебного процесса будет зависеть от  умения учителя организовать  общение в концепции «ученик-учитель», т.е. общение учителя с учениками, а также от согласования деятельности в концепции  «ученик-ученик», т.е. общение учеников между собой. Это общение предусматривает работу учеников в парах, группах и малых группах, где они развивают коммуникативные навыки и умения и приучаются работать в команде и слушать мнения своих одноклассников. Важной функцией такого общения на уроке является установление взаимодействия учеников и учителя друг с другом, в ходе которого реализуется задача присвоения школьником речевого опыта на новом для них языке. Итак, процесс обучения иностранному языку предполагает взаимодействие обучающихся (учитель и ученики, и ученики друг с другом), под которым понимается, прежде всего, их совместная согласованная деятельность. И в процессе этого общения учащиеся выполняют разные социальные роли: лидера, организатора, исполнителя, эксперта, исследователя или докладчика. Одним из принципов обучения в сотрудничестве является самостоятельная образовательная деятельность обучающихся. Роль учителя меняется, он может быть в роли консультанта, помощника.

Обучение в сотрудничестве (Cooperative Learning), обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно в Западной Германии, Нидерландах, Великобритании, Австралии, Израиле, Японии. Но технология совместного обучения начала разрабатываться лишь в 1970 – е годы тремя группами американских педагогов Робертом Славиным из университета Джона Хопкинса; Роджерсом Джонсоном и Дэвидом Джонсоном из университета штата Миннесота; группой Элиота Аронсона из университета штата Калифорния.

Основными вариантами обучения в сотрудничестве являются:

1) обучение в команде (Team Learning): здесь уделяется особое внимание целям и успеху всей группы, которые достигаются при взаимодействии каждого члена команды при работе над темой или проблемой, поставленной перед ними.

2) пила (Jigsaw): учащиеся организуются в малые группы, а сам учебный материал разбит на фрагменты. Такая работа на уроке иностранного языка организуется на этапе творческого применения языкового материала. Каждый член группы находит материал по своей части, затем проводится «встреча экспертов» (учащиеся, изучающие один и тот же вопрос из разных групп), где они обмениваются информацией, и возвращаются, чтобы научить членов своей группы новому.

3) учимся вместе (Learning together): работа в малых группах, где все работают над одной темой, но у каждой группы есть свое задание. Например, тема «Путешествие» весь класс разрабатывает маршрут и вид путешествия, а каждая группа в свою очередь разрабатывает отдельные части: подготовить багаж, заказать билеты, составить программу пребывания и т.д.

Таким образом, с помощью данной технологии мы достигаем выполнения двух целей: учащиеся выполняют познавательную, творческую цель и одновременно социальную (в процессе взаимодействия друг с другом они сами определяют, кто какую роль способен выполнить).

Технология обучения в сотрудничестве предусматривает использование активных форм, таких как диспут, пресс – конференция, ролевая игра, дискуссия, исследовательская работа учащихся в группах и другие.

Задания при обучении в сотрудничестве могут быть разного характера: задания для работы над текстом для чтения, подготовка к контрольной работе, задания на проверку домашнего чтения, совместная работа по проекту, работа над изучением грамматического материала, лексикой.

Как практика показывает, что обучение в сотрудничестве целесообразно начинать с начальных классов при:

  • работе с текстом;
  • ознакомлении и усвоении новых лексических единиц по теме;
  • изучении грамматического материала;
  • выполнении творческих заданий таких как, мини - проектов, коллажей, оформлении поздравительных открыток и т.д.

Эту работу следует продолжать и в старших классах. Работая с УМК «Английский в фокусе», следует сказать, что в каждом модуле имеются задания, требующие коллективной, групповой работы над проектом, презентацией, сбором информации, дискуссии.

При изучении новых слов по теме «My House» в 5-м классе для работы в малых группах можно использовать следующие задания:

  1. Fill the missing letters.
  2. Complete the Mind – map.
  3. Say what there is in each room.
  4. Test.

При работе с текстом «Places to eat in the UK», 6 класс «Английский в фокусе» Можно использовать работу в сотрудничестве.

Цель: понять основное содержание текста и составить высказывание. Учащиеся получают задание прочитать текст за определенное время, охарактеризовать места, где можно поесть и выполнить следующие задания:

  1. List all the names of desserts, drinks, meat, dairy products and vegetables.
  2. Match the places A – D to the statements 1-5.
  3. Ask questions or answer the question – What place would you choose to eat out at when in the UK?
  4. Mark the statements True or False.

В старших классах после изучения тем «Спорт», «Здоровье», «Еда» можно провести Пресс – конференцию «What do people need to keep fit?». Все учащиеся делятся на три группы:

1 группа – врачи, диетологи, спортсмены;

2 группа – представители прессы (газеты, журнала), участники конференции;

3 группа – редколлегия.

Участники конференции должны обсудить вопрос What do people need to keep fit? Ведущим может быть учитель или хорошо подготовленный ученик. Ведущий открывает конференцию, объявляет тему, цели, представляет участников, названия газет, журналов. Участники первой группы делают сообщение, что нужно делать для того, чтобы быть в форме. Спортсмены делают доклад с точки зрения спорта. Врачи говорят о здоровом образе жизни, а диетологи предлагает режим питания и здоровую еду.

Представители прессы готовят интересные вопросы, например,

1. Which club or clubs would you recommend for someone who:

- wants to use diets?

- likes moving music?

- wants to become much stronger?

2. What role does sport play in a child’s education?

3. Why do some of people count the number of calories they eat?

4. What makes people fat?

5. Which food is healthier plant or animal food?

6. What does healthy of life mean?

7. In what way have we to care about our health?

Редколлегия занимается оформительской работой. Они подготавливают значки для ведущего, таблички с названиями журналов и газет, а также таблички с данными для участников, плакаты.

В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение материала в полном объеме. Надо иметь ввиду, что вся необходимая лексика уже усвоена ранее. На подготовку выделяется 15 - 20 минут и длится конференция 20 минут. Ведущий закрывает конференцию, благодарит участников за работу и подводит итог.

Близкой формой группового общения является дискуссионная игра, в ходе которой обсуждаются актуальные и интересные для учащихся вопросы.

Примерные темы для дискуссионных игр:

  1. Why is the world in danger now?
  2. What is the most important problem for teenagers?
  3. Why do people travel?
  4. How are you planning to use English in future?
  5. How can young people solve their problems?
  6. Can you say that you are happy at school? Why?
  7. What role does music play in the life of people?
  8. What can people do to save our planet?
  9. What ways of exploring the world do you know?

В современном образовании все больше акцент делается на работу с информацией. Ученикам становится все более важно уметь самостоятельно добывать дополнительный материал, критически осмысливать получаемую информацию, уметь делать выводы, аргументировать их, располагая необходимыми фактами, решать возникающие проблемы. Работа с информацией на иностранном языке, особенно, если учесть возможности, которые открывает глобальная сеть Интернет, становится весьма актуальной. Это общеучебные интеллектуальные умения, которые приобретаются не только на уроках иностранного языка. И здесь помощь учителя будет заключаться в отборе и использовании в своей практике методов, которые ориентированы именно на такие виды деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад-выступление по английскому языку по теме "Использование и практическое применение метода проекта на уроках английского языка"

В данном докладе можно узнать обо всех особенностях, этапах использования метода проекта на отдельно взятом уроке английского языка. Пример работы проекта представлен по учебнику Тимофеева В.Г "Up &am...

доклад на тему "Лимерики как средство выражения творческой активности на уроке английского языка"

Доклад на тему "Лимерики как средство выражения творческой активности на уроке английского языка"...

Доклад по теме: "Способы повышения мотивации учебной деятельности учащихся на уроках английского языка" .

Работа учителя по повышению мотивации учебной деятельности учащихся на уроках английского языка....

Современные технологии обучения английскому языку - обучение в сотрудничестве (cooperative learning)

Одна из современных технологий обучения английскому языку — обучение в сотрудничестве (cooperative learning). Идея обучения в группах относится к 1920-м годам, но разработка технологии совместно...