Ментальные карты, как современная технология обучения на уроках английского языка
статья по английскому языку (5 класс)

Алексеева Анна Александровна

Метод ментальных карт  способствует развитию комплексного мышления ребенка. Он также помогает рассмотреть ситуацию с разных сторон, предложить интересный вариант решения вопроса. Прием используется для развития аналитических способностей учеников, когда требуется выявить связи между понятиями  или  темами. Многие проблемы, источником которых являются когнитивные затруднения учащихся, могут быть решены, если сделать процессы мышления школьников наблюдаемыми. Именно это и позволяет осуществить метод интеллект-карт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ctatya_-_kopiya.docx643.9 КБ

Предварительный просмотр:

Алексеева Анна Александровна,

Каюмова Ирина Фуатовна,

учителя английского языка,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Ульяновска «Средняя школа №63»,

Ментальные карты, как  современная технология  обучения на уроках английского языка

Метод ментальных карт, на наш взгляд, может вызвать едва ли не революцию в образовании и  способствует развитию комплексного мышления ребенка. Он также помогает рассмотреть ситуацию с разных сторон, предложить интересный вариант решения вопроса. Прием используется для развития аналитических способностей учеников, когда требуется выявить связи между понятиями  или  темами. Многие проблемы, источником которых являются когнитивные затруднения учащихся, могут быть решены, если сделать процессы мышления школьников наблюдаемыми. Именно это и позволяет осуществить метод интеллект-карт.

 С целью формирования продуктивной речевой деятельности было создано дидактическое пособие, состоящее из 8 модулей, относящееся к учебно- методическому комплексу «Английский язык в фокусе» под редакцией Ю.Е.Ваулиной, Дж. Дули  для 5 класса. Данное пособие является законченным продуктом, апробированным педагогами школ Заволжского района города Ульяновска. Результат использования ментальных карт показал улучшение памяти, рост активности учащихся на уроках, улучшение грамотности при составлении монологического высказывания, способствовал снятию психологического и языкового барьера у учащихся.

Ментальные карты актуально использовать для формирования креативного мышления. Ментальная карта, «карты ума», «карты разума», «интеллект-карты», «карты памяти», «ассоциативные карты», «диаграмма связей», «ассоциативные диаграммы» или «схемы мышления» это инструмент визуального мышления, используемый для сбора информации и идей. Это диаграмма, которая вмещает в себя задачи, идеи, картинки, слова и другие элементы, связанные с центральной концепцией или предметом [1].

При составлении  карты ума  задействованы: ассоциативное мышление, творческое мышление и непосредственная память.

Умственная карта позволяет открыть путь для творческих и инновационных мыслей и поэтому дает детскому мозгу возможность выразить свою индивидуальность в простой форме.

Умственная карта позволяет максимально широко охватить и сформулировать любое явление:

• охватить взглядом множество предметов и явлений;

• наметить или выбрать маршрут, подсказать, куда вы двигаетесь;

• содержит большое количество данных;

• помогает решать проблемы, подсказывает новые пути для творчества;

• радует глаз;

• привлекает к себе глаза и мозг ребенка.

Интеллектуальные карты используются для:

  • запоминания;
  • упорядочивания и систематизации информации;
  • планирования деятельности;
  • подготовки к выступлениям;
  • поиска решений в сложной ситуации;
  • рассмотрению различных вариантов решения задач.

         Алгоритм создания карты:

1.Горизонтально расположить лист бумаги любого формата. Лучше использовать цветные ручки, карандаши, фломастеры, маркеры. Особое внимание необходимо уделить цвету. По центру разместить образ, символизирующий тему, с которого  и начинается работа. Не обязательно уметь рисовать. Можно представить мысль схематично, использовать фото и картинки из журналов. Рисунки можно раскрасить или сделать черно-белыми.

2.От центрального рисунка отвести ветви, на которых пишутся ключевые слова и мысли по теме. Каждая ветвь должна содержать одно слово или мысль, чтобы подчеркнуть важность этих ветвей.

3.От толстых ветвей аналогично прочертить более тонкие, уточняющие основные мысли. Затем необходимо расположить ассоциации к ключевым словам. Количество тонких веточек не ограничено.

Свойства интеллект-карт:

  • Творчество. Интеллект-карта помогает найти нестандартные пути решения, стимулирует творчество.
  • Возможность пересмотра. Повторное обращение к карте помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
  • Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.
  • Запоминаемость. Благодаря яркому рисунку, использованию образов и цвета информация с карты быстро и легко запоминается.
  • Привлекательность. Хорошая карта мышления эстетически привлекательна, рассматривать ее интересно и приятно.
  • Своевременность. Карта мышления помогает выявлять недостаток информации.

Карты мышления можно видоизменять и адаптировать в зависимости от целей и задач урока. Если карта нарисована и раскрашена от руки- это способствует лучшему запоминанию. Пересказать текст удобнее по карте, которая является опорой и наглядностью для пересказа. Работу по изготовлению карт можно использовать на любом этапе работы на уроке или дома.

Результат использования интеллект - карт на уроках:

  1. Информация запоминается уже усвоенной, устанавливаются связи с другими знаниями, понятиями, темами, что значительно усиливает эффективность запоминания и развивает мышление и память детей.
  2. Карта мышления – это непроизвольное запоминание. Яркий образ становится якорем, за который цепляется память при воспроизведении информации. Как результат на запоминание тратится меньше времени и усилий, чем при механическом запоминании.
  3. Интеллект-карта позволяет увидеть информацию мысленным взором. Она раскладывает по полочкам весь объем информации и в то же время позволяет удерживать его в поле зрения.
  4. Интеллект-карты предлагают новый подход к проведению мозгового штурма, стимулируют быстрое генерирование идей. Генерируемые идеи более оригинальные и эффективные. Легко проследить взаимосвязи идей и поиск альтернативных решений. Интеллект-карта облегчает внедрение новых идей в последующем, а также может стать эффективным инструментом улучшения идей для их дальнейшего использования.
  5. Умственная карта дает ребенку полную картину, которая увязывает в единое целое темы и явления, которые на ней изображены. Для ребенка она является чудесным инструментом развития памяти, творческого мышления, анализа.
  6. Интеллект-карта выступает опорной схемой  для быстрой активизации лексических и грамматических единиц. Известно то, что не употребляется активно, переходит в пассивный словарный запас. Использование интеллект-карт способствует быстрому переходу пассивного словарного запаса в активный.

Преимуществами использования умственных карт на уроках английского языка являются: работа с лексическим материалом, обучение устному монологическому высказыванию, работа с фонетическим и грамматическим материалом, проведение дискуссии и дебатов, работа с текстовым материалом, подготовка к контрольной работе по говорению, ВПР, ГИА и ЕГЭ, представление результатов проектной деятельности.

        Составление  умственных карт позволяет экономить 60-70% времени, потраченные на записывание, приносит больше удовольствие, чем просто планирование, помогает концентрироваться на существенных вопросах, а не второстепенных, уменьшает время на запоминание материала, стимулирует творчество и воображение.

Ментальные карты можно не рисовать, а оформлять с помощью специальных программ:

spiderscribe.net.

 https://cp.unisender.com/ru

https://www.mindmeister.com/ru

https://www.xmind.net/

https://www.mindmanager.com/ru/

https://app.imindmap.com/

https://www.mindmeister.com/ru [ 5]

Используя в своей работе карты мышления, было замечено, что учащиеся быстро, легко и с интересом запоминают новые слова, классифицируют понятия, самостоятельно выбирают основания для классификации, устанавливают причинно-следственные связи, строят суждения, умозаключения, делают выводы, создают схемы и модели для решения учебных и практических задач, формулируют и аргументируют свою точку зрения, приходят к общему. Работая с картами мышления на уроках английского языка учитель тем самым мотивирует учащихся, развивает творческие способности, расширяет кругозор и делает процесс обучения интересным и запоминающим.

        

Список использованных источников:

  1. Бьюзен Т.и Б. Супермышление/ пер. с англ. Самсонов Е. А.; Худ. обл. Драко М. В. – 2-е изд. – Минск :ООО «Попурри», 2003. – 304 с.
  2. Интеллект-карта как способ принятия важных решений: MIND MAP по-русски [Электронный ресурс] URL: http://www.iatnlp.ru
  3. https://web-academy.com.ua/
  4. https://infourok.ru/razvitie_logicheskogo_myshleniya_na_urokah_matematiki-424140.htm
  5. https://infourok.ru/ustanovlenie_prichinno-sledstvennyh_svyazey__sposob_formirovaniya_issledovatelskih_umeniy_u-115170.htm

F:\Ярмарка Школа №63 Алексеева.Каюмова\Дидактический материал\модуль1-2.jpg   F:\Ярмарка Школа №63 Алексеева.Каюмова\Дидактический материал\модуль 3.jpg

F:\Ярмарка Школа №63 Алексеева.Каюмова\Дидактический материал\модуль 4.jpg    F:\Ярмарка Школа №63 Алексеева.Каюмова\Дидактический материал\модуль 5.jpg

F:\Ярмарка Школа №63 Алексеева.Каюмова\Дидактический материал\модуль 6.jpgF:\Ярмарка Школа №63 Алексеева.Каюмова\Дидактический материал\модуль 7.jpgF:\Ярмарка Школа №63 Алексеева.Каюмова\Дидактический материал\модуль 8.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта и презентация к уроку английского языка по теме "Школа будущего" (7 класс).

Урок систематизации и обобщения знаний и умений по теме "Школа будущего", входящий в раздел "Что несет нам будущее" УМК "Английский в фокусе" для 7 класса.Используемые технологии: развитие критич...

Использование ментальных карт на уроке английского языка.

Данная работа рассматривает методы использования ментальных карт (Mind maps) на уроках английского языка....

Статья "Использование ментальных карт как приёма технологии фасилитации при интерактивном обучении на уроках английского языка"

В данной статье подробно описаны основные приёмы фасилитации (упрощения) образовательного процесса изучения английского языка и техники улучшения результативности образовательного процесса. Статья даё...

Использование ментальных карт на уроках английского языка в средней школе

Ментальные карты (интеллект-карты, ассоциативные карты, ассоциограмма, схемы мышления, в оригинале «MindMaps»), разработанные психологом Тони Бьюзеном  – это один из приёмов тех...

«Развитие ментальных способностей обучающихся посредством использования мнемонических приёмов на уроках английского языка»

Данная статья затрагивает проблему развития памяти на уроках иностранного языка и рассказывает о приемах, методах и разработках автора, используемых на разных этапах обучения.Статья дает представление...

Технологическая карта урока английского языка по теме "История технологий" в 9 классе - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева «Английский язык «Радужный английский» 9 класс 2 часть. Индивидуальная карта ученика.

Технологическая карта урока английского языка в 9 классе по теме: "История технологий" к учебнику О.В. Афанасьева, И.В. Михеева "Английский язык "Радужный английский" 9 класс ...