Использование приёма составления ментальных карт в обучении (на примере уроков английского языка)
статья по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Джавадова Динара Тельман кызы
Ментальная карта, интеллект-карта (по-английски — mind map) — это визуальное представление информации, отражающее системные связи между целым и его частями. Такая диаграмма строится вокруг центральной идеи, концепции, темы или проблемы, от которой отходят «ветви» со связанными идеями. С помощью ментальных карт можно структурировать любой материал — от простого списка литературы до учебного плана.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mentalnye_karty.docx18.57 КБ

Предварительный просмотр:

Использование приёма составления ментальных карт в обучении (на примере уроков английского языка)

Ментальная карта, интеллект-карта (по-английски — mind map) — это визуальное представление информации, отражающее системные связи между целым и его частями. Такая диаграмма строится вокруг центральной идеи, концепции, темы или проблемы, от которой отходят «ветви» со связанными идеями. С помощью ментальных карт можно структурировать любой материал — от простого списка литературы до учебного плана.

Первые примеры создания интеллект-карт можно встретить в научных трудах, созданных еще столетия назад, однако же, широкое их применение началось во второй половине двадцатого века благодаря английскому психологу Тони Бьюзену. Узнав, что человек использует всего 5 % головного мозга, Т. Бьюзен решил «заставить свой мозг работать».

Популярность интеллект-карт началась с публикации его книги «Работай головой». Технология интеллект-карт стала быстро развиваться, доказывая свою применимость на практике для решения самых разнообразных интеллектуальных задач. Т. Бьюзен утверждает, что традиционное представление о восприятии информации, когда читателю приходится просматривать страницу слева направо и сверху вниз, неверно; на самом деле человек «сканирует» страницу целиком и нелинейно.

Т. Бьюзен в своих работах использует популярные предположения о работе полушарий головного мозга в качестве доказательства того, что диаграммы связей есть наилучший способ конспектирования информации. Известно, что левое полушарие отвечает за речь: то, что мы слышим и говорим, читаем и пишем; правое полушарие отвечает за образы: это картинки, ассоциации, схемы, стрелки и т.д. Автор справедливо заметил, интеллект-карта позволяет представлять информацию таким образом, чтобы ее могли одновременно воспринимать и левое, и правое полушария, а майндмэппинг позволяет задействовать оба полушария мозга (в то время как простое написание текста вовлекает в работу только левое).

Цель майндмэппинга – согласно автору – навести порядок в голове, получить целостную картину и отыскать новые ассоциации. Тони Бьюзен считает, что интеллект-карты помогают лучше управлять мыслительными процессами и дают большую свободу мысли.Ученый систематизировал использование интеллект-карт, разработал правила и принципы их конструирования и приложил массу усилий для популяризации и распространения этой технологии. Из 82 книг, написанных Т. Бьюзеном и посвященных этой тематике, самой известной является – «Научите себя думать» – она входит в перечень 1000 величайших книг тысячелетия.

Интеллектуальные карты на сегодняшний день – это один из самых универсальных и простых в использовании приёмов для увеличения эффективности умственной деятельности. Они позволяют упорядочить материал и сконцентрировать внимание на нужной информации. Интеллект-карты сегодня составляют предприниматели, преподаватели, ученые, дизайнеры, инженеры и люди многих других специальностей. И это понятно, ведь создание интеллект-карт помогает к решению любой проблемы подойти более осмысленно, разложив ее по полочкам. Тем более что применение интеллект-карт возможно в различных сферах нашей жизни. Майндмэппинг открывает широкие возможности и для изучения английского языка.

Характерные черты ментальных карт

  • основной объект изучения всегда размещается в центре карты;
  • аспекты основного объекта, вопросы, связанные с ним, и смежные темы расходятся от центрального образа в виде ветвей;
  • ветви-ассоциации поясняются ключевыми словами, фразами или графическими образами, от них отходят ветви второго порядка, выражающие вторичные идеи, от которых, в свою очередь, расходятся ветви ассоциаций третьего порядка;
  • ветви ассоциаций формируют иерархическую структуру.

В современной системе образования обучающиеся получают огромный поток информации, применение ментальных карт в обучении может дать положительные результаты, поскольку в процессе работы с ментальными картами обучающиеся учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию. С помощью ментальных карт обучающиеся развивают критическое мышление, память и внимание. А сам процесс построения ментальных карт делает обучение творческим и увлекательным.

Преимущества использования ментальных карт

  1. Осмысленный процесс обучения
  2. Лучшее запоминание информации
  3. Простое восприятие сложных концепций

На уроках английского языка ментальные карты создают в зависимости от темы, целей и задач:

  • Лексические ментальные карты. Карты могут включать синонимы, антонимы, связанные слова и примеры их использования.
  • Грамматические ментальные карты. Ментальные карты помогают визуализировать грамматические правила, такие как времена, модальные глаголы и т.д. Карты позволяют увидеть связь между различными временами и примеры их использования.
  • Изучение фразового глагола. Группировать сочетания следует не по глаголу, а по предлогу, потому что именно предлог влияет на значение в большей степени. Опора для пересказа текста. Ментальные карты помогают структурировать и организовывать фразы и выражения.
  • Подготовка к ОГЭ/ЕГЭ. Например, перед написанием письма можно использовать подобную карту для структурирования информации и выполнения задания по плану.

Инструкция по созданию ментальной карты

1. Начинайте с центра – в центре расположен основной образ, цель построения ментальной карты, объект, от которого отходят все ассоциации;

2. Рисуйте карту по часовой стрелке;

3. Используйте разные цвета – для восприятия цвета нужно гораздо меньше времени, чем на восприятие текста;

4. Используйте ключевые слова – яркие, запоминаемые, «говорящие» слова;

5. Рисуйте – информация воспринимается намного быстрее;

6. Связывайте понятия – структурируйте информацию (5-7 ответвлений).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение говорению на уроках английского языка с использованием ситуаций речевого общения

Методические рекомендации по обучению говорению на уроках английского языка с использованием ситуаций речевого общенияСоставитель: Соловьева Татьяна Викторовна, учитель английского языка.Методич...

Формирование мотивации к обучению на примере уроков английского языка

Кроме работы психолога, я также веду уроки английского языка для учащихся школы-интерната. Все дети имеют тяжелые нарушения речи, у многих нарушено внимание, я стараюсь сделать уроки для них максималь...

Использование инновационных технологий на примере урока английского языка

Данный материал является разработкой самого первого урока во 2 классе по программе УМК Enjoy English Биболетовой М.З. и др....

Коммуникативные приёмы обучения грамматике на уроках английского языка

Обучение грамматике - один из важнейших аспектов обучения иностранному языку, так как полноценная коммуникация не может происходить при отсутствии грамматики. Нет сомнений, что знание грамматиче...

Коммуникативные приёмы обучения грамматике на уроках английского языка

Обучение грамматике - один из важнейших аспектов обучения иностранному языку, так как полноценная коммуникация не может происходить при отсутствии грамматики. Нет сомнений, что знание грамматиче...

Возможности использования групповой и парной работы при обучении чтению на уроках английского языка

В статье рассматривается групповая и парная работа, как формы организации учебной деятельности, целесообразность их использования на уроках английского языка. Также представлены преимущества этих форм...

Конспект урока по теме «Использование современных технологий обучения (сотрудничество на уроке английского языка по теме ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ)»

Конспект урока по теме  «Использование современных технологий обучения (сотрудничество на уроке английского языка по теме ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ)» по учебнику STARLIGHT 4...