Формирование мотивации к обучению на примере уроков английского языка
статья по теме

Пономарева Анастасия Алексеевна

Кроме работы психолога, я также веду уроки английского языка для учащихся школы-интерната. Все дети имеют тяжелые нарушения речи, у многих нарушено внимание, я стараюсь сделать уроки для них максимально доступными и интересными. Данный материал включает текст выступления на педагогическом совете нашей школы и сопровождающую его презентацию (разбита на две части).

Я попыталась совместить свой опыт как учителя  и как школьного психолога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБС(К)ОУ школа-интернат (V вида) №2

                                        Педагог-психолог А.А. Пономарева

Психология мотивации обучения на примере уроков английского языка

(выступление на педсовете школы)

Тема формирования мотивации обучения является действительно актуальной, и  для нашей школы в особенности.

В этом году я стала вести английский язык в нашей школе и столкнулась с проблемой сниженной мотивации к обучению уже как учитель, поэтому  доклад буду делать на примере своего предмета.

Все мы знаем, что у большинства учащихся с нарушениями речи также нарушена умственная работоспособность, для них зачастую характерны недоразвитие форм познавательной деятельности, недостаточный уровень учебной мотивации, быстрая утомляемость, нарушение эмоционально-волевой сферы. Несмотря на то, что дети по природе очень любознательны – нашим детям свойственно нежелание учиться, обусловленное теми особенностями, которые я перечислила, которые рождают у них банальную лень и нежелание и неспособность эту лень преодолевать.

Тем не менее, работоспособность и силу воли можно тренировать в определенных пределах конечно.

Например: поручить определенные обязанности общественные или трудовые, когда дети привыкают регулярно выполнять определенные работы, то они спокойно относятся к тому, что домашние задания тоже нужно ежедневно выполнять.

 Изначально я старалась объяснить значимость предмета английский язык в жизни, повысить его престиж – приводила примеры его необходимости  – при использовании интернета, во многих профессиях, в поездках за границу, вводила мысль о том, что английский – это модно. Также, что бы заинтересовать детей – старалась приблизить иностранный язык к их повседневной жизни, приводила близкие  для них примеры.

Например: почему рестораны быстрого питания называются фаст-фуд (fast food- быстрая еда).

         Учащиеся кстати, действительно гордятся тем, что у них теперь есть такой предмет, как иностранный язык, когда они идут обедать после 7 урока на котором английский, они даже работникам столовой  хвастаются что английским занимаются,  но, конечно, тот факт, что мы не будем с первых уроков обсуждать погоду и фильмы по английски, чтобы разговаривать – нужно учить слова, а до этого выучить буквы, что это не такое уж развлечение, а еще один предмет, по которому    нужно трудиться–стало для них  настоящим ударом, который я пытаюсь до сих пор облегчить -  это снова к слову  о работоспособности и трудолюбии.

Тем не менее, в коре больших полушарий существуют определенные участки, которые образуют мотивационную систему. Для того, чтобы она включились в работу необходимы три компонента:

  1. познавательный интерес
  2. социальное признание
  3. самооценка

На своем опыте и изучая литературу, я убедилась, что для включения этих компонентов, повышения мотивации учащихся к изучению английского языка (и других предметов) полезно соблюдать следующие  условия:

  1. Общая атмосфера положительного отношения к учению и хорошего настроения на уроках.
  2. Тщательно подбирать материал для урока.
  3. Находить общий язык с учащимися, построение  отношений «педагог- учащийся» не по типу вторжения, а на основе совета, личностно-ориентированного подхода и т.д.
  4. Индивидуальный подход к ученикам в выборе заданий – учет их индивидуальных особенностей и способностей.
  5. Построение  изучения  материала на основе жизненных ситуаций, опыте самих  учащихся.
  6. Использование наглядности, игр, кроссвордов, видеоматериалов, ИКТ,  песен. Для стимулирования интереса к урокам.
  7. Включенность  учащихся  в совместную учебную деятельность в коллективе  учебной группы (через парные, групповые,  формы работы).
  8. Создание ситуаций успеха – не ставить слишком сложных задач, хвалить учащихся за старание даже если они не добились ничего особенного, вознаграждения.

Я хотела бы очень кратко привести примеры по пункту стимулирование интереса к урокам – различные формы работы на уроке (см. презентация к докладу – презентации, игровые задания, игра «крестики-нолики», кроссворд.

Таким образом, кнопки, с помощью которой можно было бы включить желание учиться, не существует. Однако, мы можем помочь ребенку повысить веру в собственные способности и пробудить в нем познавательные интересы –  компоненты, необходимые для включения в работу мотивационной системы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Самостоятельная работа - кроссворд

Слайд 2

Вознаграждение, ситуация успеха, совместная деятельность. В конце II четверти учащимся был предложен кроссворд, работали в командах – выигравшая команда получила конфеты и вот такие самодельные грамоты.

Слайд 3

Таким образом, кнопки , с помощью которой можно было бы включить желание учиться, не существует. Однако, мы можем помочь ребенку повысить веру в собственные способности и пробудить в нем познавательные интересы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагог-психолог А.А. Пономарева Психология мотивации учения на примере уроков английского языка.

Слайд 2

Для многих детей с тяжелыми нарушениями речи характерно недоразвитие форм познавательной деятельности, недостаточный уровень учебной мотивации, сниженная работоспособность, быстрая утомляемость, нарушение эмоционально-волевой сферы .

Слайд 3

Важно объяснить значение предмета в жизни. Повысить его престиж в глазах ученика.

Слайд 4

В нашем мозгу существуют определенные участки, которые образуют мотивационную систему. Для того, чтобы она включились в работу необходимы три компонента: познавательный интерес социальное признание самооценка

Слайд 5

Условия, способствующие повышению мотивации учения: • Общая атмосфера положительного отношения к учению и хорошего настроения на уроках . •Тщательно подбирать материал для урока. •Находить общий язык с учащимися, построение отношений «педагог- учащийся» не по типу вторжения, а на основе совета, личностно-ориентированного подхода ит.д . •Индивидуальный подход к ученикам в выборе заданий – учет их индивидуальных особенностей и способностей.

Слайд 6

Условия , способствующие повышению мотивации учения : • Построение изучения материала на основе жизненных ситуаций, опыте самих учащихся. •Использование наглядности, игр, кроссвордов, видеоматериалов, ИКТ, песен. Для стимулирования интереса к урокам . •Включенность учащихся в совместную учебную деятельность в коллективе учебной группы (через парные, групповые, формы работы ). •Создание ситуаций успеха – не ставить слишком сложных задач, хвалить учащихся за старание даже если они не добились ничего особенного, вознаграждения.

Слайд 7

Повышение интереса на уроках английского языка. Использование презентаций.

Слайд 9

№1 – Это не палатка. Это книга. Соответствует рисунку «С»

Слайд 10

Игра «Крестики-нолики» Класс делится на две команды: «Х» и «О». На доске игровое поле (клетки). Команда, правильно ответившая на вопрос (например: перевод слов), получает право поставить свой значок на любую клетку поля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение как средство формирования коммуникативной компетенции у учащихся на уроках английского языка.

Данная работа представляет собой презентацию, в которой изложены основные положения технологии проблемного обучения с позиции  формирования коммуникативной компетенции....

Мотивация, как одно из главных условий для успешного обучения аудированию на уроках английского языка в старшей школе.

Статья посвящена проблеме повышения мотивации при обучении аудированию на уроках английского языка в старшей школе. На основе опыта работы автор статьи предлагает способы решения данной проблемы. Ключ...

«Требования к уроку на примере урока английского языка в контексте ФГОС»

методическая статья на тему  "Требования к уроку на примере урока английского языка в контексте ФГОС"...

Требования к уроку на примере урока английского языка в контексте ФГОС

Требования к уроку на примере урока английского языка в контексте ФГОС...

Требования к уроку на примере урока английского языка в контексте ФГОС

Требования к уроку на примере урока английского языка в контексте ФГОС...

Формирование функциональной грамотности при обучении чтению на уроке английского языка.

Чтение на иностранном языке является одним из самых необходимых видов речевой деятельности для большинства людей. Читающий человек способен мыслить проблемно, схватывать целое и выявлять противоречивы...

Технология совместного обучения как средство формирования коммуникативной компетенции у учащихся на уроках английского языка

В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, т. к. коммуникативная компетенция выступает как интегр...