Эффективность форм организации деятельности обучающихся на уроке
статья по английскому языку

Банина Мария Александровна

Проблема поиска эффективных методов, приемов и форм обучения иноязычному общению очень актуальна. Обучение и личностное развитие современного школьника возможно в том случае, если деятельность (учебная, прежде всего) эмоционально окрашена.

Наиболее сильным мотивирующим фактором являются формы организации деятельности учащихся. Использование разнообразных форм обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, создание более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx20.75 КБ

Предварительный просмотр:

«Эффективность форм организации деятельности обучающихся на уроке».

Проблема поиска эффективных методов, приемов и форм обучения иноязычному общению очень актуальна. Обучение и личностное развитие современного школьника возможно в том случае, если деятельность (учебная, прежде всего) эмоционально окрашена. Как известно, большое значение при организации образовательного процесса иностранному языку играет мотивация учения. Интерес является главной движущей силой познавательной деятельности. Наиболее сильным мотивирующим фактором являются формы организации деятельности учащихся. Использование разнообразных форм обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, создание более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся.

При проектировании современного урока важным этапом является использование таких форм познавательной деятельности, которые бы способствовали взаимодействию педагога и обучающихся в достижении запланированных  целей и задач урока. Форма — это специальная конструкция процесса обучения.

В теории и практике известны четыре основные формы организации деятельности обучающихся на уроке: фронтальная, групповая, парная и индивидуальная. В рамках урока использование различных форм организации деятельности обучающихся способствует достижению поставленных учителем целей и задач, влияет на взаимоотношения не только обучающихся и педагога, но и на взаимоотношения между самими обучающимися. Применение системы разных средств вовлечения учащихся в активную деятельность способствует результативности обучения.

Фронтальная форма.

Фронтальная работа предполагает деятельность учащихся класса под руководством учителя. При фронтальной работе учителем организуется познавательная деятельность всех учащихся класса одновременно для достижения поставленных целей и задач урока.

Особенности фронтальной формы организации самостоятельной деятельности учащихся состоят в следующем:

  1. все учащиеся выполняют общее для всех задание (задания); 
  2. учитель дает общий инструктаж к выполнению задания; 
  3. используются общие приемы организаций и руководства действиями учащихся. 

Данная форму я применяю на организационном этапе, когда ребята должны ответить на вопросы : Какой день, число, погода? Как дела?

Также примеры фронтальной работы на уроках иностранного языка:

Беседа, обсуждение, рассказ, диктант.  Метод «Мозговой штурм»

Фронтальная форма организации самостоятельной деятельности наиболее целесообразна тогда, когда учащиеся приступают к изучению темы, когда важно создать определенный настрой, вызвать интерес к новой теме. Также важна и полезна она на начальном этапе формирования умений, когда учащиеся овладевают способом выполнения задания по образцу

Групповая форма.

Работа в группе способствует регулированию поведения учеников, их сближению, улучшению личностных отношений. При организации подобного взаимодействия учитель выступает как профессиональный управленец, а ученик – как партнер учителя, помощник, как учащийся, т.е. учащий себя сам под умелым руководством учителя.

Групповая форма организации познавательной деятельности учащихся на уроке предполагает одновременное выполнение задания коллективом сообща при распределении между собой участков работы на основе взаимопомощи, при осуществлении взаимоконтроля в коллективе, направленное на достижение общей цели. Групповая работа может быть организована на определенной части урока, может продолжаться весь урока или охватывать несколько уроков. Для учителя это требует большой подготовки, соответствующих условий в кабинете, а его роль на уроке менее заметна, так как дети выполняют задания в группе, учитель в данном случае выступает как куратор, советчик, контролер.

Групповую форму я применяю в основном на этапе отработки и закрепления полученных знаний. Работа в группах при выполнении проекта на уроке.

Примеры методов групповой работы:

1. Метод “разрезанной информации”. Учитель создает команды учащихся, каждому из учеников предоставляется только часть информации, необходимой для выполнения какой-либо учебной задачи. Учащимся приходится по очереди учить друг друга и помогать друг другу.

2. Метод “учимся вместе”. Учащиеся работают над темой или лексикой в разнородных группах. После этого группы сравнивают результаты своей работы.

3. Метод проектов. Школьники ищут информацию, которая нужна им для выполнения и презентации своей работы.

Групповые формы работы способствуют более широким контактам между учащимися чем при традиционной форме классно-урочной системы, привносят новизну в организацию традиционного процесса. В группе очень легко проходит прием рефлексии, то есть умение смотреть на себя, на свою деятельность со стороны.

Парная форма.

Плюсы парной формы обучения:

•участники учатся, слушая друг друга;

•используется больший языковой объём по сравнению с фронтальной работой;

•возрастает мотивация;

•развивается беглость речи;

•делается акцент на сотрудничестве, что побуждает учащихся помогать и поддерживать друг друга;

•повышается чувство ответственности;

•создаётся атмосфера комфортного обучения, так как снимается психологический барьер;

•стимулирует самостоятельное общение учащихся;

•позволяет высказаться большему числу учащихся.

Моя работа в этом направлении заключается в использовании Заданий:

- грамматического характера,

-задания на проверку домашнего задания,

- работу над текстом для чтения,

-совместную работу по проекту,

-по отработке орфографических навыков,

-работу над лексикой. Интервью. Ролевые игры

Эта работа ведётся на разных этапах урока – проверка домашнего задания, при постановке проблемных вопросов, отработке и закреплении материала, контроле изученного

Индивидуальная форма.

Индивидуальная форма организации познавательной деятельности на уроке предполагает выполнение учащимися индивидуальных заданий на уровне их учебных возможностей и способностей, своим темпом. В ходе такой работы исключается сотрудничество с другими учениками класса, сравнение себя с другими, но предполагает, болеет активное взаимодействие с учителем. Для учителя использование индивидуальной формы работы, как и групповой, требует больших усилий и расходов времени, усложняет подготовку учителя к уроку. Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах урока, при решении различных дидактических задач; для усвоения новых знаний и их закреплении, для формирования и закрепления умений и навыков, для обобщения и повторения пройденного, для контроля, для овладения исследовательским опытом и т.д.

Примеры индивидуальной формы организации познавательной деятельности: работа по карточке, работа у доски, заполнение таблицы, написание доклада, работа с учебником.

На уроках иностранного языка не рекомендуется использовать формы организации познавательной деятельности по отдельности. Они определяются в зависимости от целей и задач занятия, а также в зависимости от возраста обучающихся. Все формы должны быть подобраны учителем в зависимости от интересов учащихся, уровня их подготовленности, а так же от способностей учащихся. Только сочетание всех этих форм приносит положительные ожидаемые результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные формы организации деятельности обучающихся в рамках ОПК

В данной презентации представлен обобщенный опыт моей работы в качестве руководителя кружка "Основы православной культуры" на базе МОУ СОШ № 37 г. Волгограда. Речь идет о некоторых эффективных формах,...

Инновационные формы и методы организации деятельности обучающихся на уроках английского языка.

Учебное заведение не может дать человеку запас знаний на всю жизнь, но оно в состоянии дать обучающемуся базовые ориентиры основных знаний. Модернизация содержания образования в России на современном ...

Методы, формы организации деятельности обучающихся, средства

Реализуемые принципы обучения, методы и формы:принцип доступности обучения;научность обучения, связь с практикой, с жизнью;принцип системности и последовательности формирования знаний, умений, навыков...

«Методы, формы организации деятельности обучающихся, средства»

Реализуемые принципы обучения, методы и формы:принцип доступности обучения;научность обучения, связь с практикой, с жизнью;принцип системности и последовательности формирования знаний, умений, навыков...