Статья "Проблемы организации современного урока английского языка в школе"
статья по английскому языку

Кулинич Наталия Юрьевна

Статья

  Проблемы организации современного урока английского языка   в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulinich_statya.docx17.51 КБ

Предварительный просмотр:

Кулинич Наталия Юрьевна,

учитель английского языка ГБОУ Средняя школа № 355

Московского района

                                                                                                                                         Санкт-Петербурга

Статья

  Проблемы организации современного урока  английского языка   в школе

В наше время человеку, чтобы быть успешным, приходится постоянно решать проблемы и задачи разного уровня во всех сферах жизни. И педагогика – не исключение.

Мы понимаем, что инновации в образовании предъявляют повышенные требования к личности и компетентности педагога; не зря говорится, что признаком времени является повышенная профессиональная мобильность, и учителя готовы меняться, и они меняются, совершенствуются, оттачивают своё мастерство. Но урок состоит из множества слагаемых, и одно из них – личность ученика.

Цель обучения и воспитания – всесторонне и гармонично развитая личность ребёнка, что достигается в его главной ведущей деятельности – учении, а урок – основная форма её организации.

Каждый конкретный учитель определяет для себя те формы и методы работы, которые для него наиболее приемлемы, но именно в связи с этим наступает не простой для педагога период: кто-то возможность выбора считает ценностью, а кто-то – необходимостью мыслить, а к этому предрасположены не все учителя, и в этом одна из проблем современного урока.

Большинство учителей сходится на том, что анализ урока необходим для достижения более высоких результатов в учёбе. При этом под основными механизмами повышения качества обучения понимаются, в основном, контроль и руководство процессом запоминания знаний. Но педагогические ценности меняются: появились не только новые цели, но и новые средства образования. Самое главное - урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность ученика, т.е. как форма учения. 

Какой должна быть структура современного урока? Мы понимаем, что ответ на этот вопрос зависит от содержания учебного материала, цели, типа урока, особенностей возраста и классного коллектива. Урок пройдёт практически идеально, если суметь учесть закономерности обучения, условия работы в данном классе и удачно реализовать педагогический замысел. Следовательно, не структура урока, взятая сама по себе, вырванная из контекста педагогического творчества, оказывает влияние на эффективность обучения.           

Методисты говорят о том, что современный урок не возможен без постановки проблемы, которую учащиеся должны разрешить, и миссия учителя – формировать познавательную мотивацию и интерес к новому материалу побуждающими или подводящими диалогами, умелой организацией поиска решения или «открытия» нового знания; именно тогда учениками достигается «честное» понимание того, что и для чего они делают.

«Мышление на уроке начинается там, где у ученика появляется потребность ответить на вопрос. Вызвать эту потребность — это и значит поставить цель умственного труда». В.А.Сухомлинский.

Сложно представить современный урок без применения различных информационных и коммуникационных технологий, которые позволяют не только разнообразить формы и средства обучения, но и повысить творческую активность обучающихся, ведь ИКТ – это их язык! Компьютер отлично помогает сопровождать устную подачу материала, наглядно представлять то, что объяснить сложно, небанально организовать контроль знаний. Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать более яркую интерактивную среду обучения с неограниченными возможностями и для учителя, и для школьника. Но здесь есть и проблема: при отсутствии компьютера и интернета, наступает необходимость вдумчиво анализировать и мыслить, а это многим школьникам не под силу

Учитель много времени тратит на разработку урока, планируя не только подачу материала, но и своё поведение, свой образ. Педагог может быть уверен в себе, в своём опыте, в целесообразности выбранных методов и средств, но есть ещё и другая сторона – дети, их чувства собственного достоинства и значимости (особенно если речь идёт о подростках). Если учителю удастся хотя бы частично удовлетворить эти чувства, эффективность урока для отдельной личности повысится в разы (это ли не одна из задач нашей работы?..)

Способов сделать это достаточно много: не вызывать к доске того, кто точно не сможет ответить. Способному – дать возможность блеснуть эрудицией. «Неудачнику» - искусственно создать ситуацию успеха. Учитель должен уметь определять, кто устал и не выспался, кто хочет быть в центре внимания, кто раздражён и озабочен, кто боится, кто скучает, кому дискомфортно. Кому-то нужно зачитать задание, кому-то – дать написанное на карточке. Кто-то плохо изъясняется, но хорошо рисует; к кому-то нельзя проявлять снисхождение, а кого-то нужно держать в режиме нон-стоп. Обычная, к сожалению, ситуация: кто не готов, того вызывают к доске, чтобы…что?.. Уличить? Обличить? Заставить бояться и от этого прилежнее зубрить урок?..

Надо ли говорить, что если урок был провальным для ребёнка, для учителя он провальный вдвойне?

Но это ещё не вся беда, которую мы переживаем сегодня. Абстрагируемся от высоких материй и посмотрим на проблемы современного урока с точки зрения физиологии и психологии познавательных процессов школьников. У 80% обучающихся (страшные цифры, на самом деле) НЕ слабые знания по предмету, а СЛАБОЕ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ (память, внимание, мышление, воображение – краеугольные камни развития интеллекта!). Всё.

От познавательных процессов, которые активно формируются и развиваются в детстве, зависит большая часть успеха ребёнка. У нынешних детей очень плохо развито произвольное внимание (то, которое нужно удерживать усилием воли).. Быстрая переключаемость внимания – это и есть так называемое «клиповое мышление», когда ученику нужны постоянные стимулы и раздражители, желательно визуальные, чтобы удерживать внимание, иначе он моментально теряет интерес.

«Соратником» клипового мышления является ущербный словарный запас, обилие слов-паразитов, ненужных междометий.

Школьники изъясняются простыми нераспространёнными предложениями или вовсе репликами. Нежелание напрягать мозг и усилием воли удерживать внимание атрофирует логическое мышление и, как следствие, мышление вообще. Одно влечёт за собой другое, деградация познавательных процессов прогрессирует.

В мотивации деятельности абсолютно преобладает мотивация избегания неудач: лучше ничего не делать и, таким образом, не ошибаться; лучше получить «н» за прогул, чем «2» за контрольную, лучше не проявлять инициативу, но зато не получить нареканий.

Есть и хорошая новость: познавательные процессы подлежат коррекции и развитию в любом возрасте (но лучший – от 2 до 6 лет).

Что мы можем сделать для того, чтобы ребёнку хотелось учиться, чтобы у него получалось учиться? Идите домой и развивайте познавательные процессы своих детей и развивайтесь сами! Развивайтесь для того, чтобы ваши уроки всегда были со-временными, а значит, нескучными, интересными, разнообразными по форме и применяемым методам, системными, связанными с жизнью.

           В заключение хочу сказать: школа в целом и урок в частности играют ведущую роль в развитии и формировании личности. И каким бы мы ни представляли современный урок, он все равно должен соответствовать дидактическим требованиям и максимально учитывать возрастные особенности обучающихся. Урок требует постоянного совершенствования – от педагога в первую очередь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок английского языка в начальной школе

Источник: http://www.prodlenka.org/opyt-i-problemy-publikatcii/sovremennyi-urok-angliiskogo-iazyka-v-nachalnoi-shkole.html...

"Современный урок английского языка по ФГОС: организация и проведение".

"Современный урок английского языка по ФГОС: организация и проведение"....

Современный урок английского языка в начальной школе (статья)

Главное – не то, чтобы дети как можно раньше начали говорить на иностранном языке, а чтобы они захотели это делать....

Доклад на тему"Современный урок английского языка в начальной школе по ФГОС."

Статья предназначена для учителей иностранного языка....