Работа с текстом на уроках английского языка.
статья по английскому языку (5 класс)

Ирина Леонидовна Верисоцкая

В этой статье рассматривается определение слова «текст», система работы с текстом, которая включает три  этапа: предтекстовый, работа с текстом во время чтения, работа с текстом после чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     Работа  с текстом на уроках английского языка.

Верисоцкая Ирина Леонидовна – учитель английского языка, МОУ СОШ п. Новопавловка.

 

                                                            Аннотация.

В этой статье рассматривается определение слова «текст», система работы с текстом, которая включает три  этапа: предтекстовый, работа с текстом во время чтения, работа с текстом после чтения.

      Общепринятым в лингвистике является следующее определение текста: «Текст - это реально высказанное (написанное) предложение или совокупность предложений, ... могущее ... служить материалом для наблюдения фактов данного языка» (Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М., 1966. - С. 365).

     Традиционно в лингвистике термином «текст» обозначают не только записанный, зафиксированный так или иначе текст, но и любое кем-то созданное «речевое произведение» любой протяженности - от однословной реплики до целого рассказа, поэмы или книги (Маслов Ю.С. Введение в языкознание. - М.: Высшая школа, 1998. - С.11). Текст  представляет собой фиксированное законченное сообщение.

    В современной лингвистике текст определяется  как коммуникативная единица высшего ранга, большая, чем   предложение.

   Слово текст заимствовано из французского языка в первой половине XVIII века. Текст  (фр. texte, англ. text, от лат. textus "ткань, сплетение, структура; связное изложение"), языковое произведение неограниченной длины.  

В толковом словаре С. И. Ожегова, текст - всякая записанная речь.

Текст - группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью.          

    Предложения в тексте связаны по смыслу и при помощи языковых средств связи (повтор, местоимения, синонимы и др.).

    В тексте имеется тема и замысел,  внутренняя структура, синтаксические и логические связи внутри его компонентов и между ними.

    Таким образом, можно сделать вывод, что текст - устная или письменная звучащая речь, состоящая из предложений, объединенных замыслом автора, написанных в определенном стиле, имеющих завершенность. Текст имеет целостность и тематическое единство.

   Цельность текста имеет две стороны - содержательную и формальную. Тематическое единство текста выражается в том, что все элементы текста прямо или опосредованно связаны с предметом речи и с коммуникативной установкой говорящего - с задачей и основной мыслью высказывания.

    Для полного понимания и раскрытия темы, главной мысли необходимо выполнить следующие действия:

-определить тему  текста;

-определить главную мысль текста;

-определить в тексте главные мысли, факты и детали;

-выделить языковые средства, помогающие раскрыть основную мысль.

    Работая над текстом, необходимо учить школьников находить главную мысль - коммуникативную часть предложения.      

    Работа с текстом – большая трудность. Языковые средства, которые использует автор, могут вызвать эту трудность. Трудность часто связана с пониманием незнакомых слов, с предметным содержанием текста, показывающего культуру страны изучаемого языка,   со способом изложения содержания, с отсутствием четкого введения или формулировки темы, наличие множества персонажей.

    Преодолеть все названые трудности опоры в тексте. Начать можно со знакомых слов. Они помогут сформулировать общее представление о содержании текста при первом знакомстве с ним.   Большую помощь может оказать заглавие,  иллюстрации. Помощь оказывают слова-реалии, представленные географическими названиями, именами собственными, общеизвестными историческими фактами, событиями, общеизвестными цитатами из классической литературы.

     Опорой для определения типа предложения могут служить пунктуационные знаки в конце предложения, вопросительное слово в начале предложения.

     Для понимания текста важно также опознать главные члены предложения, соотносить их со значением и смыслом читаемого.

     Система работы с текстом, представляющая собой процесс понимания и осмысления текста (до чтения, в процессе чтения, после чтения) имеет большое значение.

  1. Работа над текстом до чтения.

1.Создание мотива чтения и развитие  важнейшего умения - прогнозирование, т. е. умение   предвосхищать содержание текста, используя заголовок, подзаголовки, иллюстрации к тексту.

Этот этап работы  направлен на выявление и активизацию личного опыта учащихся, их знаний и умений.

Возможны следующие задания этого этапа:

-учащиеся читают заголовок текста, рассматривают иллюстрации к нему  и высказывают свои предположения о теме и содержании текста;

-учащимся предлагается воспользоваться своими знаниями по теме;

-учащиеся записывают ключевое слово заголовка и составляют кластер, схему, таблицу, заполняя ее ассоциациями, возникающими  до прочтения текста;

-учитель предлагает учащимся разбиться на пары, группы обсудить  полученные схемы и уточнить свои предположения о теме и содержании текста и о том, что будет дальше в тексте или чем текст завершиться.

После этого учитель ставит задачу прочитать текст, проверить свои первоначальные предположения, высказаться по теме.

2.Работа с текстом во время чтения.

2. Достижение понимания текста на уровне содержания.

Учащиеся вступают в   контакт с текстом, используя различные методы понимания текста: пометки, заметки, метод «двойного дневника», в который выписываются факты из текста и их личностное понимание. Личностное восприятие текста осуществляется учащимися самостоятельно   по схеме «проникновения» в  незнакомый иноязычный  текст.

-учащиеся самостоятельно читают текст в первый раз с установкой проверить свои предположения, сделанные до чтения текста;

При повторном чтении текста учащиеся решают другие задачи:

-выделяют главную и содержательную информацию;

-делят текст на смысловые части;

-определяют главную мысль каждой части текста;

-выделяют ключевые слова, обводят незнакомые слова в каждой части текста;

-отмечают незнакомую информацию и уточняют значение отдельных лексических единиц с помощью словаря;

-устанавливают связи между частями текста;

-перечитывают важные места текста;

-ведут «двойной дневник», выписывая из текста факты, цитаты, характеристики героев и интерпретируют их;

-пересматривают свои первоначальные соображения по мере поступления новой информации.

-беседуют по содержанию текста, в чем совпали и в чем не совпали первоначальные предположения о теме, содержании текста, о развитии событий, героях.

3.Работа с текстом после чтения.

3. Достижение понимания на уровне смысла  и контроль понимания прочитанного.

     Учащиеся улавливают смысл, разбираются, каким путем они к нему пришли, и анализируют его.  Представляют вычитанную информацию в виде схемы и ведут дискуссию, коллективную беседу под руководством учителя.

     В качестве заданий на контроль понимания прочитанного могут быть предложены задания, вовлекающие учащихся в активную творческую деятельность, причем не только речевую, но и неречевую: нарисуйте, изобразите, расскажите, продолжите, сравните, закончите, переведите.

     Особое значение имеют текстовые задания, которые позволяют проверить всех учащихся в выборе правильного ответа на вопрос; завершение данного высказывания на основе предложенных высказываний; расположение по порядку; группировка фактов; перекрестный выбор или установление соответствий; вычеркивание намеренно вставленных фрагментов; заполнение пробелов в тексте специально пропущенными словами.

     Можно подвести итог, что в организации работы над иноязычным текстом должны использоваться  приемы, которые направлены на овладение различными умениями: постановка учебной задачи, обеспечивающая работу над текстом и вычленение формируемого умения из общей работы с текстом; установка на перенос знаний и умений на другие виды работы с текстом и на самостоятельное выполнение упражнений, а самое главное, что эта работа отвечает главной цели обучения английского языка - развитию коммуникативной компетенции учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении по теме: «Работа с текстом на уроках английского языка».

В данной статье я рассказываю, как я работаю с текстами и какие творческие работы предлагаю своим ученикам, для повышения интереса к английскому языку....

статья "ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"

В статье представлены варианты творческих заданий при работе с текстом на уроках английского языка в средней школе....

Методическая разработка "Этапы работы с текстом на уроках английского языка"

Разработка представляет собой полное описание этапов работы с текстом на уроках английского языка, предлагаюся упражнения в зависимости от вида чтения....

Работа с текстом на уроке английского языка (текст с заданиями)

Работа с текстом на уроке английского языка в 7 классе (To kill or not to kill)...

Принципы работы с текстом на уроках английского языка

Данный материал представляет собой статью с  методическими рекомендациями по работе  с текстами на уроках английского языка с целью  развития коммуникативной компетенции учащихся. Метод...

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.

"Современные методы и приемы работы с текстом на уроках английского языка"Автор: Чирцева Наталья ВладимировнаМБОУ "СОШ №14" г.Братск.2014г. Как часто готовясь к уроку английского языка учитель...