Технология критического мышления
методическая разработка по английскому языку

Новосёлова Галина Евгеньевна

Технология критического мышления

Скачать:


Предварительный просмотр:

                    Введение ФГОС является фактором реализации новых подходов к современной школе. Обучение английскому языку предполагает изменение форм, методов и содержания языкового образования на основе личностно-ориентированного подхода с максимальным учетом интересов учащихся и на основе использования современных технологий. Технология развития критического мышления одна из современных педагогических технологий, которая наиболее отвечает требованиям ФГОС в образовательной деятельности. Авторами данной технологии являются Чарльз Темпл, Джинни Стил и Курт Мередит. На данный момент существует множество определений «критического мышления», по мнению российских ученых, критическое мышление (англ. criticalthinking) — это способность анализировать информацию с позиции логики, возможность выдвигать новые идеи, «конструировать» собственные знания в рамках собственной деятельности. [4] Под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры обучающегося и преподавателя, а также «мышление оценочное, рефлексивное», для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах. [1]                    В основе технологии критического мышления лежит трехфазовая структура урока. [2] I фаза — Вызов (evocation) — предполагает актуализацию имеющихся знаний, пробуждение интереса к новому материалу и постановку учениками собственных целей обучения. [3] На данном этапе деятельность учителя направлена на вызов у учащихся знаний по изучаемому вопросу и мотивацию к дальнейшей работе. Следовательно, ученик «вспоминает», что ему известно, делает некоторые предположения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответы в ходе занятия. Информация, полученная на стадии вызова обсуждается, выслушивается и записывается. II фаза — Осмысление содержания (realizationofmeaning) предполагает получение новой информации. [3] Деятельность учителя, на данной фазе, направлена на сохранение интереса к теме при работе с новой информацией и продвижение от знания «старого» к знанию «новому». Ученик активно использует методы чтения, предложенные учителем, делает пометки или записи по мере осмысления новой информации. На данном этапе осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новым материалом (текст, лекция, видеофильм и др.). Работа может быть как индивидуальной, так и групповой. В групповой работе должно быть 2 элемента: индивидуальный поиск и обмен идеями. III фаза — Рефлексия (reflection) — включает в себя размышление, рождение нового материала, постановку новых образовательных целей. [3] Учителю следует вернуть учащихся к первоначальным записям, внести изменения в соответствии с новым материалом. Учащиеся соотносят «новую» и «старую» информацию, используя знания, полученные на стадии осмысления содержания. На стадии рефлексии учащиеся систематизируют, анализируют и творчески перерабатывают изученный материал во время урока.

                           С технологией развития критического мышления на своих уроках я сталкиваюсь достаточно часто. По-моему мнению, эта технология способствует выдвижению новых идей, возможностей при решении или обсуждении нестандартной ситуации. Главным на этих уроках является то, что учащиеся учатся понимать, какая информация им нужна, как собрать материал в единое целое, отбросив ненужную информацию. Данная технология позволяет сильным ученикам развивать свои способности, более слабым — добиваться положительных результатов, а слабым — почувствовать радость от успешного выполнения задания. Технология критического мышления дает возможность создать в классе атмосферу сотрудничества. Работа с данной технологией, при которой учитель — не главный источник информации, превращает обучение в совместный и интересный поиск. А это и есть главная цель работы данной технологии.

                              Хотя данная технология имеет множество форм и методов работы, я бы хотела представить те, которые достаточно часто использую на своих уроках. Кластер (гроздь) — графический прием систематизации материала. В центре — ключевое слово или понятие, а вокруг крупные смысловые единицы. Этот прием можно применять как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Например, при изучении темы “VisitingGreatBritain” предлагаю учащимся посмотреть на кластер и высказать свои предположения о чем пойдет речь. После ознакомления учащиеся читают небольшие тексты и сравнивают свои предположения с информацией в тексте. Либо можно попросить учащихся составить подобный кластер на стадии рефлексии, указав ключевое слово, как систематизацию информации по итогам изучения материала.

                          Инсерт. Данный прием лучше всего применять на стадии осмысления. Учащимся предлагается разрешить противоречия и расширить знания по изученному вопросу. Например, при прочтении текста, учащиеся делают некоторые пометки. «v» — уже знал «+» — новый материал «-» — думал иначе «?» — не понял, есть вопросы

                         Синквейн. Очень популярная и продуктивная письменная форма на этапе рефлексии. Практически каждый ученик обречен на ситуацию успеха. Ученику дается 5–7 минут, чтобы написать синквейн. Правила написания синквейна очень просты: 1 строка — существительное, задающее тему 2 строка — 2 прилагательных, характеризующих тему 3 строка — 3 глагола, характеризующих действия 4 строка — предложение — вывод по теме, либо выражение отношения к теме 5 строка — слово-синоним, ассоциация с темой. Например, тема “The Tower of London”, 6 класс 1) The Tower of London 2) ancient, historical 3) take place, take part in, take care of 4) It has a cruel history. 5) a fortress Таким образом, синквейн — это форма технологии развития критического мышления, которая позволяет буквально в нескольких словах изложить материал на определенную тему и добиться более глубокого его осмысления.

                    В технологии критического мышления существует множество приемов и методов: «скелет рыбы», «бортовой журнал», «загадка», «дерево предсказаний» и др., все их невозможно охарактеризовать в рамках одной статьи. Навыки критического мышления невозможно развить спонтанно. На сегодняшний день учитель управляет этим процессом, у него появляются возможности для совершенствования процесса обучения, развития УУД обучающихся, целостного развития их личности. [2; 101]

                    Таким образом, опираясь на свой немногочисленный опыт, могу сказать, что использование различных форм и методов технологии развития критического мышления при изучении английского языка в школе повышает учебную мотивацию, развивает навыки работы с информацией любого типа и позволяет добиться результатов обучения.

Литература: Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. Пособ. для учителя. М.: Просвещение, 2004. Набилкина Л. Н., Кубанев Н. А., Ролевые игры как эффективный прием когнитивно-коммуникативного обучения языку. В сборнике: Метапредметное содержание языкового образования: школа-вуз. Сборник статей. ННГУ АФ, 2016. с.100–104 Темпл, Ч., Стил Дж.Л., Мередит К. С. Критическое мышление — углубленная методика. М.: Изд-во Ин-та «Открытое общество»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии критического мышления «Шесть шляп мышления» на уроках английского языка

Использование технологии критического мышления в реализации личностно-деятельностного обучения на уроках английского языка. Данная технология "Шесть шляп мышления даёт возможность достаточно продуктив...

"Формирование креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо"

В работе представлена система работы по формированию креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо. Дан...

Технология критического мышления. Методика «Шесть шляп мышления». Фрагмент урока.

«Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) – вероятно, один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Этот метод позволяет структурировать и сделать намного более эффективно...

«Развитие творческого мышления обучающихся через технологию критического мышления на уроках немецкого языка в условиях внедрения новых образовательных стандартов»

В данной работе представлено обобщение опыта  по использованию технологии критического мышления на уроках немецкого языка....

Использование методики " Шесть шляп мышления" в рамках технологии критического мышления на уроках истории

Статья на тему использования методики шести шляп мышления на уроках истории. В статье дано краткое пояснение метода, разработанного английским писателем Эдвардом Боно и его возможное использование на ...