Статья по теме: РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОГО НАВЫКА НА ЗАНЯТИЯХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА.
презентация к уроку

Вильгельм Наталья Юрьевна

Аннотация:  Данная статья посвящена вопросам  профессионального стандарта педагога, трудовой функции преподавателя СПО, совершенствованию системы СПО по ФГОС ТОП 50. Особое внимание уделено рассмотрению форм, методов, приемов и технологий, которые способствуют развитию коммуникативного навыка, а также формированию и развитию  профессиональных и личностных компетенций будущего специалиста. Описано практическое значение учебных занятий для педагогов и студентов в условиях профессионального образовательного стандарта.

Ключевые слова: личность, иностранный язык, коммуникативный навык, развитие, профессиональный стандарт педагога, ФГОС ТОП 50, профессиональные и личностные компетенции, формы, методы, приемы, технологии, учебные занятия, профессиональная деятельность.

Предназначена для  преподавателей СПО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл https://nsportal.ru/node/add/book-s30.96 КБ

Предварительный просмотр:

Вильгельм Н.Ю.,

БПОУ  «Омский автотранспортный колледж»

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОГО НАВЫКА НА ЗАНЯТИЯХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

Аннотация:  Данная статья посвящена вопросам  профессионального стандарта педагога, трудовой функции преподавателя СПО, совершенствованию системы СПО по ФГОС ТОП 50. Особое внимание уделено рассмотрению форм, методов, приемов и технологий, которые способствуют развитию коммуникативного навыка, а также формированию и развитию  профессиональных и личностных компетенций будущего специалиста. Описано практическое значение учебных занятий для педагогов и студентов в условиях профессионального образовательного стандарта.

Ключевые слова: личность, иностранный язык, коммуникативный навык, развитие, профессиональный стандарт педагога, ФГОС ТОП 50, профессиональные и личностные компетенции, формы, методы, приемы, технологии, учебные занятия, профессиональная деятельность.

В современной России преподаватель находится в новых условиях профессионального стандарта педагога, который введен в действие с 1 января 2017 года, в связи с этим всем педагогам следует посмотреть на преподаваемую дисциплину через призму новых требований законодательства в 2021 году [4].

                Дисциплины «Иностранный язык» и «Иностранный язык в профессиональной деятельности» входят в обязательную часть общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла, включённого в программу подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ). Одной из важных задач в подготовке специалистов, изучающих иностранный язык в рамках СПО по различным направлениям, является развитие иноязычной коммуникативной компетенции в степени достаточной для успешной реализации в профессиональной деятельности. Свободное или достаточно высокое владение иностранным языком может играть большую роль и оказывать влияние на сферу деятельности специалиста, так как современная рыночная экономика требует людей открытых для компетентного взаимодействия в социуме, обладающих информационной культурой и высоким интеллектом.

                Необходимо отметить, что ведущей целью обучения иностранным языкам в новых экономических условиях России в системе СПО становится подготовка личности, способной вступать в иноязычное общение на личностном и профессиональном уровне, владеющей набором общих и профессиональных компетенций, обладающей личностными и профессиональными качествами, обеспечивающими умение решать задачи во всех видах профессиональной деятельности и отвечать за их решение. Владение иностранным языком и использование его в профессиональной деятельности позволит специалисту выйти на более высокий профессиональный уровень [1].

Следует учесть,  что трудовая функция преподавателя СПО включает в себя следующие необходимые умения: «использовать педагогически обоснованные формы, методы и приемы организации деятельности обучающихся, применять современные технические средства обучения и образовательные технологии, в том числе при необходимости осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии, информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные и информационные ресурсы, с учетом:

- специфики образовательных программ, требований федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) СПО (для программ СПО);

- особенностей преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

- задач занятия (цикла занятий), вида занятия;

- возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья

- также с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей);

- стадии профессионального развития;

- возможности освоения образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания» [2].

Необходимо помнить, что совершенствование системы среднего профессионального образования включает подготовку кадров по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям в соответствии лучшими зарубежными стандартами и передовыми технологиями к 2020 году. Топ-50 востребованных и перспективных профессий будет использоваться для разработки и актуализации профессиональных стандартов, федеральных государственных образовательных стандартов и отдельных образовательных программ.

Целью ФГОС ТОП 50 является создание конкурентоспособной системы среднего профессионального образования, увеличение числа выпускников продемонстрировавших уровень подготовки по профессиям и специальностям соответствующий стандартам Worldskills и подготовка рабочих кадров для передовых технологий. Перечислим основные задачи данного стандарта:

  1. Обеспечение соответствия квалификации выпускников требованиям современной экономики.
  2. Консолидация ресурсов бизнеса, государства и сферы образования в развитии среднего профессионального образования.
  3. Успешная самореализация выпускников в дальнейшей трудовой деятельности [3].

              Сегодняшний преподаватель в условиях развития технологий, новых возможностей в IT сфере должен постоянно совершенствоваться, осваивать новые формы подачи учебного материала и уметь выйти за рамки чисто преподавательской специализации. Рассмотрим некоторые формы, методы, приемы и технологии, позволяющие успешно справиться с поставленной выше задачей.

                Одной из технологий, позволяющей обеспечить качество учебного занятия является технология «Mind Mapping», те есть технология Интеллект-карт. Автором-изобретателем интеллект-карт является Тони Бьюзен, известный деятель в области психологии обучения и развитии интеллекта. Интеллект-карта - это особый вид записи материалов в виде радиантной структуры, то есть структуры, исходящей от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие части. Интеллект-карты могут заменить традиционный текст, таблицы, графики и схемы. У интеллект-карт есть еще один замечательный эффект. За счет своей расширяемости и приспособленности для радиантного мышления, создание интеллект-карт способствует развитию потока ассоциаций, мыслей, идей. Именно поэтому в наш информационный век столь актуальным становится использование интеллект-карт в самых различных областях жизни.

Возможности использования интеллект-карт очень велик, их можно использовать практически везде, а именно: при организации учебной деятельности, бизнес-проектов, при составлении докладов и презентаций, а также в работе и в быту, при развитии личностного и творческого потенциала студентов и педагогов.

Рассмотрим основные правила, алгоритм, как составить интеллект-карту:

1. Возьмите неразлинованный лист бумаги, расположите его альбомно, то есть горизонтально. Именно такое расположение наиболее комфортно для изображения радиантной структуры при составлении интеллект-карт.
2. Возьмите несколько цветных карандашей, фломастеров, минимум три-четыре цвета. Использование цветов позволяет разделить информацию на блоки или ранжировать по важности. Все это облегчает восприятие информации, улучшает качество запоминания за счет сохранения визуальной картинки и активного подключения правого полушария.

3. Напишите крупно и объемно в самом центре основную тему. Желательно использовать крупные буквы, а также изобразить схематично или рисунком главную идею карты. Рисунки и графики еще больше подключают ресурсы правого полушария, что способствует быстрому запоминанию составленной интеллект-карты.

4. От центра сделайте несколько ветвей, каждую из них обозначите ключевым словом. Ветви, расположенные вокруг центральной темы будут наиболее крупные, затем по мере ветвления, ветви будут уменьшаться. Такое деление визуально обозначит иерархию и взаимосвязи в интеллект-карте.
5. Продолжайте ветвление крупных идей на более мелкие, пока это Вам необходимо. Каждое понятие имеет ассоциативные связи с другими понятиями. Включайте процесс ассоциативного мышления, тогда ваша карта начнет быстро расти.

Мною используется опыт работы с данной технологией на занятиях английского языка в учебных группах, при этом повторяется алгоритм создания карт, затем раздается текст для проработки и создания карты. В результате  студенты представляют интеллект-карты на иностранном языке. Иногда очень интересно сравнить разные карты, составленные для одного и той же текста или статьи, и обсудить их различия. Темы подбираются актуальные и достаточно интересные, например: My future profession, My working day,  Internet in our life,  Cars of the future, Business visits, Business trips, Planning of time.

Данная технология может быть также применена при организации работы со студентами дистанционного отделения, изучающих английский и немецкий язык и активно использующие электронные ресурсы образовательного сайта EDUCON.

Стоит отметить и современные возможности применения интеллект-карт.  Имея под рукой программы-картостроители,  приобретается  масса новых возможностей.  Можно  располагать свои карты на рабочем столе компьютера, добавлять гиперссылки или веб-страницы в готовый документ и легко объединять разные карты. Программы предлагают разнообразные функции, например конвертировать карты и их содержимое в другие форматы или интегрировать их в имеющуюся программную среду. Mind Manager предусматривает интеграцию в программы Microsoft Office.

Приведу примеры программ-картостроителей,   которые  можно   найти  в  Интернете по следующим адресам: www.nova-mind.com,  www.eminec.com,
www.mindgenius.com, www.visual-mind.com, www.visimap.com. Перспектива применения данной технологии достаточно широка, так как студенты смогут применять ее как в профессии, так и в повседневной жизни.

Важно отметить, что при развитии навыка коммуникации мною также применяются такие технологии  как деловая игра, дискуссия, конференция, метод проектов, ИКТ- технология, групповая, парная работы, индивидуальная работа студентов. Такие занятия проводятся, например, по темам: Business Etiquette, Business Plan, Contract, Speech etiquette (специальность 38.02.03).  Все это позволяет студентам  погрузиться в современный деловой мир и попробовать применить свои знания, умения и навыки в новой  профессиональной роли.

                Для развития творческих способностей студентов на учебных занятиях применяются следующие приемы: «Корзина идей» - данный прием позволяет обмениваться фактами, мнениями,  проблемами в парах или группах, а также закрепить уже изученный материал, составляя список идей. «Оживи слайд» - с помощью данного приема педагог может побуждать студентов поразмышлять, о чем могут разговаривать, думать люди, изображенные на фото. Стратегия «IDEAL» - в данном приеме студентам предлагается увидеть проблему, проанализировать ее, выделить аспекты, оценить и выбрать способы ее решения. Все эти приемы являются универсальными и применимы для всех студентов колледжа и практически по любой теме занятия.

                Без развития творческих способностей невозможно сформировать активную и креативную личность, способную эффективно и нестандартно решать поставленные перед ней задачи. Это определяет важность и актуальность вопросов, связанных с разработкой внеаудиторных мероприятий с целью формирования и развития творческих способностей студентов. В связи с этим студенты колледжа ежегодно принимают участие в Всероссийском Молодежном предметном чемпионате (г. Пермь), Всероссийском конкурсе «Волшебник слова» (г. Екатеринбург), Международной Олимпиаде по основам наук, а также областных и городских мероприятиях по иностранному языку.

                  Проведение внеаудиторных мероприятий при обучении иностранному языку особенно важно, так как способствует формированию и развитию  профессиональных и личностных компетенций будущего специалиста, помогает преодолеть языковой барьер, почувствовать уверенность в своих силах и продолжить продуктивные занятия иностранным языком.

                В заключение хотелось бы еще раз отметить значимость работы над развитием и совершенствованием коммуникативного навыка студентов, где применение сочетания различных форм, приемов, методов, технологий, а также технических средств обучения и внеаудиторной работы дает высокий практический результат,  что открывает совершенно новые возможности для педагогов и студентов, не только при организации учебного процесса, но и во многих сферах жизни, а также позволяет успешно обучаться и работать в условиях профессионального образовательного стандарта нового поколения.

Список использованных источников

1.Практическая методика обучения иностранным языкам: Методическое пособие/А.И. Иванченко. - Санкт-Петербург: Каро, 2016. – 256 с.

2.Приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»: [Электронный ресурс]. URL: https://www.sli.komi.com/files/prikaz_mintrud_n608n_08_09_2015.pdf (дата обращения: 10.01.2021).

3.Проект «Топ Регион». ФГОС ТОП50. Эффективный учебный план. [Электронный ресурс]. URL: https://spo.mosmetod.ru/top (дата обращения: 15.01.2021).

4.Профстандарт педагога: [Электронный ресурс]. URL: https://delatdelo.com/organizaciya-biznesa/profstandart-pedagoga.html  (дата обращения: 30.04.2021).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных навыков говорения на иностранном языке

Коммуникативная компетенция Содержание урока с позиций коммуникативности Отношение к ошибкам в рамках коммуникативного подхода обучения говорению...

Из опыта работы на тему "Развитие коммуникативных навыков обучающихся на уроках иностранного языка посредством технологии коллективного способа обучения (на основе краеведческого материала)"

Известно, что образование подразумевает единый процесс воспитания и обучения ученика, в ходе которого он становится личностью. Осознание того, что отношения между учителем и учениками должны строиться...

Статья на тему "Развитие детской одаренности на занятиях английским языком"

Иностранный язык в плане развития детской одаренности имеет много преимуществ, из-за врожденной одаренности всех детей....

Статья "РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА В УСЛОВИЯХ СИРОТСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"

В подростковом возрасте общение является ведущей деятельностью. Однако для воспитанников коррекционных детских домов, этот вид деятельности вызывает большие трудности. В статье описаны причины, основн...

Принцип ситуативности как условие развития коммуникативных навыков на уроках иностранного языка

laquo;Ситуация есть такая динамичная система взаимоотношений общающихся, которая благодаря ее отлаженности в сознании порождает личностную потребность в целенаправленной деятельности и питает эту дея...

Статья на тему: "Развитие коммуникативных навыков и умений в индивидуальной работе с детьми – инвалидами с отклонениями в развитии и множественными сопутствующими нарушениями".

Представленный доклад освещает принципы логопедической работы по развитию вербальных и невербальных способах коммуникации у детей с интеллектуальной недостаточностью....

Булашевич А.В, Полянская Е.А. статья "Опыт и перспективы подготовки педагога раннего обучения иностранным языкам в соответствии с профессиональным стандартом педагога"

Булашевич А.В., Полянская Е.А.Статья "Опыт и перспективы подготовки педагога раннего обучения иностранным языкам в соответствии с профессиональным стандартом педагога"СтруктураПодведение к т...