Статья "РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА В УСЛОВИЯХ СИРОТСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"
статья на тему

Григорьева Мария Юрьевна

В подростковом возрасте общение является ведущей деятельностью. Однако для воспитанников коррекционных детских домов, этот вид деятельности вызывает большие трудности. В статье описаны причины, основные проблемы и пути преодоления данных нарушений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.51 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА В УСЛОВИЯХ СИРОТСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

« Самая главная формула успеха — знание, как обращаться с людьми.»Теодор Рузвельт

Общение – это особый вид деятельности человека, без которого не возможно полноценное развитие личности. Коммуникативные навыки играют важную роль в расширении кругозора, способствуют развитию психических функций, оказывают влияние на развитие эмоциональной сферы, волевых качеств, формирование чувств и интеллекта [1].

Именно поэтому одной из основных задач для педагога становится помощь учащимся в формировании и развитии навыков коммуникативной культуры. Особенно актуально это для детей, обучающихся в сиротских образовательных учреждениях и имеющих нарушения интеллекта [2].

В подростковом возрасте общение является ведущей деятельностью, однако для воспитанников коррекционных детских домов этот вид деятельности вызывает большие трудности. Проблемы в общении напрямую связаны с нарушениями в формировании личности, произошедшими под влиянием среды, в которой подростки находились до поступления в детский дом.

В последнее время в интернаты всё чаще попадают подростки 13-15 лет «с улицы». Это дети, которые по воле обстоятельств не просто лишены обучения в необходимом им коррекционном учреждении, но и вырваны из системы образования и воспитания в целом, и, как правило, имеют целый «букет» поведенческих расстройств, асоциальных привычек, а иногда и психических заболеваний. Особенности психического развития затрудняют общение детей с нарушениями интеллекта со сверстниками, что отрицательно сказывается на положении ребёнка в коллективе сверстников, формирует негативные черты характера. Коммуникация также затруднена расстройствами эмоциональной сферы и несформированностью навыков самоконтроля. Неумение правильно выразить свои чувства, скованность или неадекватность мимики и жестов затрудняют общение подростков с интеллектуальной недостаточностью с другими людьми [1], [2].

Коррекционную работу по преодолению трудностей в общении, необходимо начинать с изучения личности воспитанника. Около пяти лет назад мы пришли к необходимости использовать для этого комплексную психологическую, педагогическую и социологическую диагностику. Данный метод был сначала опробован на одной из групп подростков 13-16 лет.

В качестве одного из способов изучения личности и характера, воспитанникам данной группы было предложено описать себя и свои отношения с окружающими в форме сочинения, отвечая на ряд поставленных вопросов. Анализ высказываний воспитанников не выявил среди подростков ни одного (!) с адекватной самооценкой. Такие сочинения, а также наблюдения воспитателей группы, показали следующее:

– Для воспитанников с заниженной самооценкой (их число преобладало) было характерно негативное восприятие себя и окружающих, прослеживалась склонность к депрессивным состояниям, тревожность, страх перед контактами с незнакомыми людьми (на улице, в транспорте, в поликлинике и т.п.). Ценностные ориентации таких подростков были неустойчивы или деформированы, окружающий мир вызывал сложности в оценке и восприятии. Успешные социальные контакты со сверстниками, если таковые имелись, были кратковременны, малейший конфликт приводил к их разрушению. Неуверенность в себе и, как следствие, нерешительность, стала также причиной невозможности чётко формулировать свои желания, цели, планы на будущее.

– Для воспитанников с завышенной самооценкой (меньшая часть исследуемых) оказалось столь же характерно неумение адекватно воспринимать действительность, находить выход из трудных ситуаций. Такие воспитанники, положительно относясь к себе самим, были настроены крайне агрессивно по отношению к окружающим, отказывались принимать любые черты, отличающиеся от того, что привычно им (вплоть до пристрастий в одежде), часто находились в конфликте с окружающими, не умея и, как следствие, не желая такие конфликты решать.

Анализ высказываний выявил также у воспитанников обеих категорий сложности в описании своих качеств. Ответы на вопросы «Кто я?», «Какой я?» вызывают у подростков с нарушениями интеллекта определённые трудности. В суждениях преобладали скудные описания качеств, выражающие в основном внешние признаки: «Я сильный», «Я маленький», «Я красивый (некрасивый)» или общие характеристики: «Я весёлый», «Я глупый», «Я нормальный». Очевидно, что сложности самовосприятия создают таким детям проблемы  в восприятии других, делая невозможным успех практически любого коммуникативного контакта. Неумение проанализировать и выделить качества, отличающие людей друг от друга, (или, напротив, найти что-то общее) является причиной отсутствия изначального интереса к окружающим. Такие дети часто не понимают, для чего вообще нужно взаимодействие со сверстниками, что оно может дать, какие плюсы несёт в себе. Как следствие, такие подростки не понимают и то, как выстроить коммуникативный процесс, чтобы он дал положительный результат.

Изучение межличностных и эмоционально-психологических отношений с помощью социометрического метода Дж. Морено показало, что внутри группы воспитанники разобщены, присутствуют изолированные, так называемые «отвергнутые», в основе мотивов выбора лежат не дружеские отношения или симпатии, а кратковременная совместная деятельность. Основная и, зачастую, единственная форма взаимодействия воспитанников — конкуренция, приводящая, в свою очередь, к конфликтам и столкновениям интересов. В кратковременных отношениях проявляются недоброжелательность, равнодушие, непонимание, агрессивность. Удовлетворённость самих подростков качеством общения со сверстниками – ниже среднего.

Использование методики В. В. Синявского и В. А. Федорошина «Выявление и оценка коммуникативных и организаторских склонностей» (КОС-1,2) показало, что уровень коммуникативных способностей подростков исследуемой группы является низким или ниже среднего. Редко встречается даже средний уровень. Подростки с трудом ориентируются в незнакомой ситуации, им сложно устанавливать контакты с незнакомыми людьми, они не стремятся отстаивать своё мнение в коллективе, не способны принимать самостоятельные решения, не умеют себя вести в стандартных коммуникативных ситуациях.

Исходя из результатов, полученных в приведённых выше исследованиях, мы пришли к выводу, что для развития коммуникативных навыков воспитанников от педагога требуется помощь воспитанникам сразу на нескольких уровнях:

  • формирование адекватной самооценки,
  • умение анализировать себя и окружающих,
  • понимание сути коммуникативного процесса и его положительных сторон,
  • и, наконец, преодоление трудностей в общении.

Исходя из этих задач, а также учитывая личностные особенности воспитанников, мы определили следующие направления и формы работы:

  1. Моё «Я» – упражнения, игры, индивидуальные и коллективные занятия, направленные на самоанализ, развитие эмоциональной сферы, осознание и оценку себя, как личности, понимание и контроль своих чувств, желаний.
  2. «Я» и другие – игры и упражнения, направленные на межличностное понимание, развитие эмпатии, установление контакта, поиск способа общения и решения конфликтов в различных ситуациях.
  3. «Я» и окружающий мир – упражнения и занятия, направленные на отработку базовых коммуникативных умений в различных ситуациях, развитие навыков преодоления препятствий на пути к цели (социализация).

Эти три направления стали основополагающими в организации занятий и досуга воспитанников, позволив сформировать у подростков навыки адекватного поведения в обществе, скорректировать и развить личностные качества, повысить уровень развития коммуникативной культуры.

Успешное использование данного подхода позволило нам в дальнейшем сделать его основным в работе с воспитанниками и выявить некоторые закономерности.

Как правило, уже через полгода в группе формируется комфортный психологический климат: воспитанники редко конфликтуют между собой, практически не используют нецензурные выражения или ругательства, оскорбляющие достоинство, уважительно относятся к чувствам и желаниям других. Воспитанники, которые изначально испытывали большие трудности в общении, стеснялись, чувствовали себя некомфортно в коллективе сверстников, начинают охотно включаться в коллективные занятия, предпочитая их индивидуальным. Подростки обучаются самостоятельно, без участия воспитателя, принимать решения в ситуациях, требующих опроса и учёта общего мнения (организация дежурства, распределение обязанностей и т.п.).

Через три года такой работы почти все воспитанники меняют отношение к себе, умеют анализировать свои чувства, стараются держать под контролем эмоции. По методике КОС-1 уровень коммуникативности у воспитанников с изначально низким уровнем повышается, с уровня ниже среднего воспитанники поднимаются на средний уровень. По сравнению с начальным этапом, подростки настроены более позитивно по отношению к себе. Из сочинений воспитанников после проведения работы видно, что у большинства подростков самооценка приближается к адекватной, воспитанники умеют рассказать о себе, выделить свои достоинства и недостатки, проанализировать поступки. Отношение к окружающим становится более терпимым, в высказываниях преобладает положительная оценка качеств окружающих людей и адекватная оценка действительности. Появляются конкретные цели, планы на будущее.

Подобная работа позволяет создать в группе и школе целостную систему целенаправленного формирования умений и навыков общения подростков, передачи им ценностных норм, традиций и правил конструктивного взаимодействия с окружающими, что и составляет понятие «коммуникативная культура». В результате такой работы большинство подростков с нарушениями интеллекта успешно развиваются как личности, уровень их коммуникативности значительно повышается, что, в свою очередь, создает предпосылки для успешной социализации в обществе.

Литература:

  1. Бодалёв А.А. Личность и общение. - М., 1995
  2. Виноградова А.Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2111 "Дефектология"/ А.Д. Виноградова, Е.И. Липецкая, Ю.Т. Матасов, И.П. Ушакова; Сост. А.Д. Виноградова
  3. Бернс Р. Развитие Я концепции и воспитание. – М., 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Интерактивные методы и приёмы в логопедической работе по формированию коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта"

Методическая разработка представляет собой методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у учащихся с нарушением интеллекта посредством интерактивного обучения. В работе описаны ос...

Рекомендации по организации обучения дошкольников с нарушениями зрения в условиях дошкольного образовательного учреждения

В ><настоящее ><время прослеживается тенденция ><><к ><увеличению ><количества ><детей, ><имеющих ><различные ><отклонения в ><развити...

Сообщение на педагогическом совете на тему: ««Развитие коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением интеллекта через игровую деятельность в ходе реализации ФГОС».

Рассуждения на тему: "Развитие коммуникативных навыков у обучающихся  с нарушением интеллекта через игровую деятельность в ходе реализации ФГОС"...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Описаны проблемы формирования коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта, а также методы и формы, ориентированные на коммуникацию через внеурочную деятельность...

Буклет «Рекомендации для родителей: использование средств логоритмики для развития коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта».

Логоритмика – это доступная и универсальная форма целенаправленной коррекции речевой и психомоторной функции детей, а также эффективное средство развития коммуникативных навыков у младших школьн...