Статья на тему "Развитие детской одаренности на занятиях английским языком"
статья на тему

Иваненко Анна Ивановна

Иностранный язык в плане развития детской одаренности имеет много преимуществ, из-за врожденной одаренности всех детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие детской одаренности на занятиях английским языком.

Иваненко А.И.,

воспитатель

МДОУ «Детский сад № 3»  

п. Ракитное  Белгородской области

         Аннотация: выявление детской одаренности является одной из сложнейших задач психологии. Воспитателю и педагогу,  работая с детьми нужно помнить, что одаренность может быть представлена в психике ребенка не только как наличная данность, но и как потенциальная возможность. Иностранный язык в плане развития одаренности имеет много преимуществ. Это связанно c лингвистической одаренностью всех детей.

        Ключевые слова: лингвистическая одаренность, коммуникативный метод, скрытая одаренность, проявленная одаренность, сверхчувствительность к знаниям.

        Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна в современном мире. Это, прежде всего, связано с тем, что любому социуму нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности.

        Что же такое одаренность? Н.С. Лейтес вводит понятие – общая умственная одаренность, «сказывающаяся всюду, где требуется достоинство ума». «При этом умственная способность не сводится к интеллекту: одаренность – это особый склад личности».

        К. Хеллер, анализируя данные по высокоодаренным и среднеодаренным детям, делает ряд интересных выводов. Высокоодаренным детям в большей степени свойственны высокие интеллектуальные способности: сверхчувствительность к знаниям, высокая концентрация внимания. Их отличают выдающиеся способности. По мнению Хеллера, высокоодаренные дети обладают феноменальной памятью, высокой способностью к  быстрому усвоению знаний, интеллектуальным любопытством.

        Понятие «одарённый ребёнок» – весьма условное, и выявление одаренности – сложнейшая задача психологии. Но если у ребёнка, при прочих равных условиях, необычайно быстрый темп умственного развития, а также достижения в той или иной деятельности, его можно назвать одарённым.

        Многие воспитатели сталкивался с одаренными и способными детьми, которые хотят знать все более подробно, требуют дополнительной информации, больше, чем другие заинтересованы в самостоятельном получении знаний. Поэтому так важно еще в детском саду выявить таких детей, помочь притворить в жизнь их планы и мечты, и наиболее полно раскрыть свои способности.

        Иностранный язык в плане развития одаренности имеет много преимуществ, как в содержательном, так и в практическом плане. Для свободного общения на любом иностранном языке, его необходимо изучать на раннем этапе развития, когда формируется речевой аппарат и ставится произношение. Известно, что дошкольный возраст является благоприятным для усвоения иностранного языка. А для того, чтобы общаться на английском языке свободно и с удовольствием, в него нужно влюбиться еще с детства.

        Дети до семи лет имеют неоспоримые преимущества перед взрослыми в изучении иностранного языка. Подобное чудо, несомненно, коренится в удивительной лингвистической одаренности всех детей. Технику освоения языка детьми лингвисты называют «запечатлением». Язык запоминается готовыми фразами и формулами в определенном контексте. 

         Английский язык – это не только предмет, но и средство расширения и обогащения культуры личности. Он обладает огромным потенциалом для всестороннего развития ребенка.

        Основной упор в методике преподавания иностранному языку делается на коммуникативной компетенции, как основе познания мира, в котором мы живем. Этот метод ориентируется на личность ребенка, позволяет учитывать язык как главнейшее орудие мышления и деятельности человека. Определив одаренных детей, нужно заинтересовать их своим предметом, его значимостью в современном мире, обогатить их познание, словарный запас, занимать их творческими заданиями, пробудить воображение, делать все возможное для развития их одаренности.

        Работая с детьми нужно помнить, что одаренность может быть представлена в психике ребенка не только как наличная данность, но и как потенциальная возможность, а именно:

  • Как одаренность явная (проявленная). Специалисты утверждают, что число таких явно одаренных детей составляет примерно 1 - З % от общего числа детей;
  • Как одаренность возрастная, т. е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет она исчезает;
  • Как одаренность скрытая (потенциальная), которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка, но существует как потенциальная перспектива развития его способностей, Детей со скрытой одаренностью значительно больше, чем с явной.

Поэтому задача воспитателя постараться увидеть в каждом ребенке одаренную личность и постараться развивать ее.

        Овладение иностранным языком на первом, элементарном уровне в детском саду выступает в  качестве начальной ступени в реализации стратегической цели учебного предмета «Иностранный язык». В этот период происходит создание базы для дальнейшего изучения иностранного языка в начальной школе. Занятия с дошкольниками строятся так, чтобы деятельность, учитывая неустойчивость внимания малышей, менялась как можно чаще. В  большинстве случаев дети утомляется не деятельностью,  а её однообразием, и хорошо запоминает только то, что  для него интересно и вызывает у него эмоциональный  отклик.

На занятиях применяется чередование обучения с игрой, пением, активными движениями. Дети изучают элементарные навыки английской речи. В процессе обучения развиваются индивидуальные и коллективные творческие способности ребенка.

        Занятия начинаются с разминки. Для создания нужной коммуникативной обстановки на занятиях поддерживается высокая активность каждого ребёнка. Очень важно, чтобы  дети как можно раньше почувствовали результат своих  усилий. Поэтому, прежде всего, оцениваются успехи  ребёнка, а не недоработки. Даже самая маленькая  победа учитывается и оценивается.

        В процессе обучения иностранным языкам детей дошкольного возраста большое значение имеет игра. На занятиях используются игровые приёмы, наглядность для прочного усвоения материала. Наблюдения показывают: укрепляя уверенность ребёнка в себе, а так же повышая его самооценку, педагог создаёт условия для его успехов и достижений в изучении иностранного языка.

        Для меня главным является, чтобы каждый ребенок был включен в занятие и имел возможность проявить себя.

        В заключение, хочу сказать, что каждый ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достичь максимально возможного уровня развития. Именно поэтому, учитывая особенности работы с одаренными детьми, мы сможем реализовать тот потенциал, который заложен в ребенке.

Список использованный литературы:

  1. Белова, Е. С. «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» – М; 1998 г.
  2. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка //Вопросы психологии 1966. № 6. С. 80–91.
  3. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей. 3-е изд. – СПб. : Питер, 2007. – 368 с.
  4. Доровской, А. И. «100 советов по развитию одаренности детей» – М;1997 г.
  5. Гильбух, Ю. З. Умственно одаренный ребенок. Киев. 1993.
  6. Кулемзина, А. В. Детская одаренность: психолого-педагогическое исследование. Томск. 1999.
  7. Лейтес, Н. С. «Возрастная одаренность и индивидуальные различия», Москва – Воронеж; 1997 г.
  8. Личностно-оринтированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности (методическое пособие). Синягина Н. Ю. , Чирковская Е. Г. М. : Вузовская книга. 2001 – 131с.