Статья на тему: "Формирование умений чтения на уроках английского языка у учащихся 7 класса"
статья по английскому языку (7 класс)

Литвинкович Виктория Игоревна

Учитель иностранного языка ( английский )

 

 

В статье предпринимается попытка анализа роли умений чтения на уроках английского языка. Рассматриваются три основных этапа работы с текстом для чтения. А также приводятся примеры предтекстовых, текстовых и послетекстовых заданий для учащихся 7 класса.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

В.И. Литвинкович                                                                                                

Формирование умений чтения на уроках английского языка у учащихся 7 класса.

Аннотация: В статье предпринимается попытка анализа роли умений чтения на уроках английского языка. Рассматриваются три основных этапа работы с текстом для чтения. А также приводятся примеры предтекстовых, текстовых и послетекстовых заданий для учащихся 7 класса.

Ключевые слова: английский язык, умения чтения, предтекстовый этап, текстовый этап, послетекстовый этап.

Abstract: The article attempts to analyze the role of reading skills in English lessons. Three main stages of working with text for reading are considered. It also provides examples of pre-reading, while-reading and post-reading tasks for students in 7 grade.

Key words: the English language, reading skills, pre-reading, while-reading, post-reading.

На данный момент времени мир содержит огромное количество разнообразной информации, поэтому, современному человеку просто необходимо владеть всеми видами речевой деятельности на высоком уровне.

Одним из самых важных видов речевой деятельности называют чтение.  Оно не только является одним из способов передачи информации, так как обеспечивает его письменную форму, а также занимает одно из первых мест в использовании. Чтение - это познавательная деятельность, оно способствует развитию образного и логического мышления.  Чтение на иностранном языке, в том числе на английском сопровождает ряд мыслительных операций, таких как: наблюдение, сравнение, анализ, синтез. Во время данного процесса у детей развивается воображение, улучшается внимание, так как работа с текстом требует концентрации.

В процессе чтения на английском языке происходит развитие навыка письменной речи, также приобщение к социокультурным реалиям своей страны и стран изучаемого языка. Данный вид речевой деятельности является главным средством получения информации, образования, а также самообразования. Оно способствует развитию других видов коммуникативной деятельности.

В современном мире к  учителю английского языка предъявляются высокие требования, которые обязывают его владеть высоким уровнем знаний в области методики преподавания, в том числе различным видам речевой деятельности, в частности чтению, поэтому, данная тема является актуальной.

Вопрос развития умения читать у учеников средней школы широко рассматривается в научно-методических трудах таких специалистов, как Е.Н. Соловова, С.К.Фоломкина, Е.И. Пассов, З.И. Клычникова.

«Чтение представляет собой рецептивный вид речевой деятельности, основу которого составляют восприятие, переработка и осмысление письменного текста»[1], такое определение дает в своей статье Р.С. Дорохов. Чтение  является одним из воспитательных и образовательных процессов, вовремя которого, решаются различные коммуникативные задачи, происходит передача информации, а также накопленного в различных сферах жизни людей опыта.

 Психолингвисты И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, а также психологи Н.И. Жинкин и А.Н. Соколов рассматривают чтение наряду с остальными видами речевой деятельности: говорением, слушанием и письмом. Ирина Алексеевна Зимняя в учебнике для вузов «Психология обучения иностранным языкам в школе»[2] при рассмотрении навыков и умений учащихся обращается  к данной проблеме. Леонтьев в своем учебном пособии «Язык, речь и речевая деятельность»[3] при рассмотрении теории речевой деятельности уделяет чтению особое внимание. Н.И. Жинкин в своей работе «Механизмы речи»[4] и А.Н. Соколов в «Исследования по проблеме речевых механизмов мышления»[5] пишут о чтении как о виде речевой деятельности. 

Методисты выделяют чтение как одно из самых продуктивных средств обучения иностранному языку, в том числе английскому, для того, чтобы текст стал полезным для обучения, важно развивать умения работы с текстом для чтения у учащихся.

Выделяют три этапа работы с текстом:

Предтекстовый (Pre-reading)

Текстовый (While–reading)

Послетекстовый (Post – reading)

Предтекстовый этап

 Е.Н. Соловова в пособии «Методика обучения иностранным языкам: базовый курс: пособие для студентов пед. Вузов и учителей»[6] называет его «дотекстовый этап (этап антиципации)». Методист выделяет следующие цели для данного этапа:

1) Определить/сформулировать речевую задачу для первого прочтения.

2) Создать необходимый уровень мотивации у учащихся.

3) По возможности сократить уровень языковых и речевых трудностей.

На данном этапе проводится подготовка к чтению, снятие языковых трудностей, ознакомление с темой, понятиями и реалиями, упоминаемыми в тексте. Необходимо создать благоприятную атмосферу среди учеников перед прочтением текста. Учитель должен заинтересовать учащихся, вовлечь в работу, создать мотивацию для дальнейших действий.

Послетекстовые задания направлены на формирование умений чтения, а также на получение новых знаний по теме, преодоление языковых и смысловых сложностей после работы с текстом.  В них учитываются лексико-грамматические, структурно-смысловые, лингвостилистические и лингвострановедческие особенности подлежащего чтению текста.

На этом этапе учитель использует такие приемы работы как: «мозговой штурм», догадка, работа с картинкой или заглавием текста, ответы на вопросы как перед текстом, так и после.

Текстовый этап

Е.Н. Соловова определяет следующие цели для текстового этапа[7]: проконтролировать степень сформированности различных языковых навыков и речевых умений; продолжить формирование соответствующих навыков и умений.

В заданиях, предназначенных для данного этапа, указываются установки для их выполнения, скорость выполнения и необходимость решения предлагаемых упражнений.

Послетекстовый этап

Е.Н. Соловова выделяет следующую цель: использовать ситуацию текста в качестве языковой/речевой/содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи[8].

Послетекстовые задания предназначены для проверки осознания материала, контроля умений чтения и возможностей использования прочитанной информации в дальнейшей работе.

Таким образом, чтение текстов на английском языке способствует увеличению вокабуляра, развивает языковую догадку, способствует закреплению правил грамматики, а также совершенствует речевые навыки.  

Развитие умения читать является одним из главных и важных видов деятельности на уроках английского языка в 7 классе. В области чтения ставится задача продолжить работу по обучению трём видам чтения: чтению с целью понимания основного содержания (reading for the main idea), чтению с целью полного понимания текста (reading for detail), чтению с целью определения необходимой информации (reading for specific information). А также продолжить работу по совершенствованию и развитию умений, необходимых для понимания прочитанного как на уровне значения, так и на уровне смысла.

Моделирование этапов уроков

Класс: 7

Unit: 4 (Are you friend of the planet?)

Тема урока: Have you ever seen an otter?

Планируемы результаты (цели урока по аспектам ИК):

личностные результаты (воспитательный аспект): воспитание бережного и гуманного отношения к животному миру, развитие интереса к природе, понимание активной роли человека в природе;

(социокультурный аспект): развитие умений ориентироваться в реалиях страны изучаемого языка; знакомство с публицистическими статьями из британской и американской прессы о животных, реалиями: Henry II, Missouri;

метапредметные результаты (развивающий аспект): развитие контекстуальной догадки, развитие способности к соотнесению, логическому изложению, объяснению, развитие умения делать выписки из текста;

предметные результаты (учебный аспект): развитие умения читать с извлечением конкретной информации и полным пониманием прочитанного (умения понимать связи между частями текста посредством союзных слов и союзов, устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов текста);

Речевой материал: рецептивный: лексический — a baby, common, however, more than that, an otter, result (as a ~); грамматический — сложноподчинённые предложения с союзами и союзными словами.

Предтекстовый этап (Pre-reading).

Подготовка к чтению, снятие языковых трудностей, ознакомление с темой текста.

Работа с иллюстрацией к тексту, определение темы текста, опираясь на иллюстрацию.

Учитель: Look at the picture (приложение 1) and answer the questions. What can we see in the picture? What do you know about these animals? (слушает варианты ответов учеников).

Работа с заголовком текста. Определение темы по заглавию.

Open your Reader on the p. 29[9]. Look at the title. How can you translate the word «an otter»? (слушает варианты ответов учеников, при необходимости переводит слово, делает совместный перевод с учениками названия урока).

Работа с лексикой, используемой  в тексте.

Let’s see the words and the translation on the p. 29-30:

common - распространенный

a number - количество

a state - штат

a baby – малыш, детёныш

(ученики читают слова и их перевод)

Учитель: How can you translate these words (you can use the dictionary):

However; as a result; because; more than that; but.

(ученики переводят слова, используя толковый словарь, учитель проверяет правильность перевода).

К концу предтекстового этапа ученики определяются с тематикой текста, преодолевают языковые трудности, вовлекаются в работу.

Текстовый этап  (While–reading)

Работа с текстом для чтения. Формирование умений изучающего чтения. На данном этапе происходит понимание содержания текста для дальнейшего его анализа.

Групповое задание: учитель делит группу учащихся на две подгруппы. Первая подгруппа читает 1 статью и решает, о какой стране идет речь, озаглавливает данный отрывок. Подгруппа 2 читает вторую статью, выполняет тоже задание. Затем они меняются и сравнивают свои результаты.

Учитель: Group 1 read article 1 and Group 2 read article 2 on the p. 29[10]. Which article is about otters in Britain and which one is about otters in the USA? (ученики читают текст, отвечают на вопрос, предложенный учителем; учитель проверяет получившиеся варианты ответов групп).

Учитель: Swap the articles and read it. Which article is about otters in Britain and which one is about otters in the USA? Title it too (ученики читают текст, отвечают на вопрос, предложенный учителем; представитель от группы озвучивает получившиеся результаты).

Индивидуальное письменное задание: каждый ученик индивидуально заполняет таблицу с фактами по каждой статье, используя текст учебника (приложение 2).

Учитель: Is the situation with otters in Britain and the USA similar or different? Fill in the table. You have 10 min. (ученики заполняют таблицу, озвучивают свои ответы в классе; учитель проводит фронтальный опрос).

Письменное задание: Подберите к данным словам синонимы из текста.

При помощи данных упражнений, используемых на разных этапах работы с текстом, формируются умения чтения у учащихся 7 класса, которые они могут использовать в практической деятельности.

Учитель: Pick up synonyms from the text for words. You can use the dictionaries:

Outcome –

Defend –

Low-risk –

Attempt –

Project –

(учащиеся переводят слова с помощью словаря, подбирают синонимы из текста; учитель проводит фронтальный опрос).

Послетекстовый этап (Post – reading)

На данном этапе предлагаются упражнения на развитие устной и письменной речи учащихся (во время урока учитель может выбрать из предложенных заданий).

Устное задание: Составьте небольшой устный рассказ на тему «Как вы заботитесь о природе?»

Учитель: Tell us how you care for wildlife? (ученики составляют устный рассказ, используя новую лексику и информацию из прочитанного текста; учитель проводит фронтальный опрос).

Групповая работа: Подготовьте постер «Save wild animals», составьте синквейн о лесах по образцу: 1 строка – существительное, которое выражает основную мысль работы; 2 строка – два прилагательных, которые описывают данное существительное; 3 строка – три глагола, которые описывают действия по представленной теме; 4 строка – фраза, описывающая проблему; 5 строка – существительное, синоним или ассоциация к первому слову.  

Учитель: Work in groups. Prepare a poster “Save wild animals”. Alternatively, write a cinquain about wild animals (подразумевается, что учащиеся 7 класса знают, что такое синквейн). The first word is “Wild animals ” (учащиеся готовят постеры в группах, пишут синквейны, презентуют свои работы в классе).

Письменное индивидуальное задание: Напишите email другу на тему: «Protection of wild animals».

Учитель: Send an email to a friend telling him about: where you live? What wild animals are in your region? How you help them? (учащиеся пишут письма, письменная форма контроля).

Проект: Работа в маленьких группах. Найдите информацию об исчезающих видах животных, создайте буклет по данной теме, добавьте картинки, презентуйте свою работу в классе.

Учитель: Project: In small groups, collect information about endangered species. Make a leaflet about it. Include information how we can help them. Add pictures. Present your leaflet to the class. (учащиеся выполняют работу, презентуют проекты в классе).

При помощи данных упражнений, используемых на разных этапах работы с текстом, формируются умения у учащихся 7 класса, которые они могут использовать в практической деятельности.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что чтение является основой для развития умений учащихся выражать свои мысли в устной и письменной форме. Оно является одним из самых важных видов речевой деятельности для учеников средней школы, в том числе, седьмого класса. Кроме того, нельзя отрицать его воспитательный характер: чтение повышает культуру человека, заставляя его задуматься над различными проблемами и аспектами нашей жизни. Овладение умением читать на английском языке делает возможным достижение воспитательных, образовательных и развивающих целей изучения данного предмета.

Методисты дают различные определения такому виду речевой деятельности как чтение и указывают на то, что работая с ним, следует учитывать его классификации и их особенности. Следует сказать, что в соответствии с требованиями, содержащимися в нормативных документах, ученики седьмого класса обучаются  чтению и пониманию текстов с различной глубиной проникновения.  Эти знания позволяют учителю составлять, а также проводить интересные и продуктивные занятия.

 На уроках английского языка отводится центральная роль формированию умений чтения, а также умению работы с текстом. Учащиеся отвечают на вопросы, комментируют содержание, высказывают свою точку зрения на полученную информацию, составляют письменный вариант собственного текста и т.д. На уроках английского языка важно использовать упражнения во время всех этапов работы с текстом: предтекстовом, текстовом, и послетекстовом.

 После анализа учебно-методического комплекса В.П. Кузовлева для 7 класса, следует сделать вывод, что не стоит опираться только на предложенные задания в учебнике и книге для чтения. Учителю следует разнообразить имеющиеся упражнения к текстам.

 Основная задача педагога на уроках английского языка – создать необходимый уровень мотивации у учащихся, подобрать эффективные упражнения для работы с текстом для чтения, выбрать УМК и организовать продуктивную деятельность учеников.

В завершении следует добавить, что только параллельная работа учащихся со всеми видами речевой деятельности: письмом, говорением, чтением и аудированием может привести к успешному овладению иностранным языком как средством общения.

Библиографический список

  1. Дорохов Р.С. Роль, содержание и специфика обучения чтению на уроках по английскому языку. Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2018. № 4 (48). –с. 2-3.
  2. Жинкин Н. И. Механизмы речи. — М.: Изд—во Академии педагогических наук, 1958.- с. 283. 
  3. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М., 1991. – с. 29.

  1. Кузовлев В.П. Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш. Книга для чтения. - М.: Просвещение, 2016. –с. 29.
  2. Леонтьев А. А. Язык, речь и речевая деятельность. — М.: Просвещение, 1969. -с.38.
  1. Методическое пособие УМК «English»/Кузовлев В.П. Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш.. - М.: Просвещение, 2016.
  1. Пассов Е.И. Обучение чтению: Учебное пособие. В: Интерлингва, 2002.-с. 283.
  1. Примерная программа основного общего образования по иностранному языку (английский язык).
  1. Соколов А.Н. Исследования по проблеме речевых механизмов мышления. Психологическая наука в СССР. - М., 1959. – с. 58.
  1. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс: пособие для студентов пед. Вузов и учителей / Е.Н. Соловова. – М.: АСТ: Астрель, 2008. –с. 161-164.
  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  1. Фоломкина С.К. Методика обучения чтению на английском языке в средней школе. Автореферат докт. Дис. М., 1974. – с. 176 – 190.


[1] Дорохов Р.С. Роль, содержание и специфика обучения чтению на уроках по английскому языку. Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета, 2018. № 4 (48). –с. 2.

[2] Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М., 1991. – с.29.

[3] Леонтьев А. А. Язык, речь и речевая деятельность. — М.: Просвещение, 1969.-с. 38.

[4] Жинкин Н. И. Механизмы речи. — М.: Изд—во Академии педагогических наук, 1958. – с. 283. 

[5] Соколов А.Н. Исследования по проблеме речевых механизмов мышления // Психологическая наука в СССР. - М., 1959. – с. 58.

[6] Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс: пособие для студентов пед. Вузов и учителей / Е.Н. Соловова. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 161 с.

[7] Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс: пособие для студентов пед. Вузов и учителей / Е.Н. Соловова. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 162 с.

[8] Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс: пособие для студентов пед. Вузов и учителей / Е.Н. Соловова. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 163 с.

[9] Кузовлев В.П. Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш. Книга для чтения. - М. : Просвещение, 2016, 29 с.

[10] Кузовлев В.П. Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш. Книга для чтения. - М. : Просвещение, 2016, 29 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Формирование лексических навыков говорения при изучении английского языка в 6 классе средней школы по теме «Здоровье»"

Методическая разработкаФормирование лексических навыков говорения при изучении английского языка в 6 классе средней школы  по теме «Здоровье»...

Статья на тему: «Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в старших классах»

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информа...

Доклад по теме «Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка в 5-х классах»

Сегодня в образовании одним из самых обсуждаемых вопросов является вопрос о реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов. Согласно целям Федерального государственного образо...

Задания на развитие умений чтения на уроках английского языка в 9-10 классах общеобразовательной школы

На основе текстов, представленных на образовательном сайте British Council, составлены  задания на развитие  умений поискового чтения учащихся 9-10 классов общеобразовательной школы...

Задание на развитие умений чтения на уроках английского языка в 8 классе по теме "Ecological problems"

На основе статьи, представленной на сайте ВВС, разработано задание на развитие умений  поискового чтения в технологии развития критического мышления и CLIL approach...

Отчет по методической теме «Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка» 2022г.

Отчет по методической теме «Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка» 2022г....

Статья на тему: «Формирование навыка читательской грамотности на уроках английского языка в основной школе»

Цель обучения функциональной грамотности на уроках иностранного языка – это совершенствование иноязычной компетенции, способности и готовности школьников использовать язык для решения коммуникат...