Статья. «Приемы и методы работы с обучающимися на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС»
статья по английскому языку

Крестина Евгения Ивановна

В статье приведен краткий обзор современных приемов и методов работы с обучающимися на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья. «Приемы и методы работы с обучающимися на уроках английского языка

 в условиях реализации ФГОС»

Учитель  английского языка: Крестина Евгения Ивановна

ГБОУ СОШ №302

Г. Санкт-Петербург

 При подготовке к уроку учитель должен четко сформулировать цель занятия для себя и для учащихся. Изучения языка – это не цель, а средство приобретения навыков необходимых в жизни, поэтому на уроках иностранного языка следует учить не только языку, но и с помощью языка. Это позволит достичь тех компетенций, которые прописаны во ФГОСах – ориентацию на применение знаний, полученных на занятиях.

Таким образом, целью может быть приобретение социального навыка, то есть язык нужен для того, чтобы научить общаться. Также целью может быть формирование критического мышления. И  основной целью самого процесса обучения иностранному языку является приобретение профессиональных навыков.

Достижение этих целей  возможно, если  материал, который преподается на занятии,  находит эмоциональный отклик у обучающихся. Поэтому эффективность обучения иностранному языку будет зависеть от заинтересованности учащегося в той деятельности, которую ему предлагает учитель. Частично этого можно достигнуть через поисковую работу, через исследование, которое проводит сам учащийся. Важно, чтобы примерно 20% времени урока говорил учитель, а 80% – учащиеся. Цель учителя в данном случае контролировать образовательный процесс: задавать тему урока, поправлять, поощрять и т.д. По статистике учащийся запоминает на уроке 20% того, что говорит учитель, и 80% того, что говорят его одноклассники.

Что касается непосредственной работы на уроке, то нужно помнить, что каждый учащийся имеет разные когнитивные способности к запоминанию и воспроизведению информации, поэтому следует готовить разные формы и виды заданий. Объяснение теоретического материала на уроке иностранного языка должно занимать минимум времени. Необходимо сразу выходить в практику. То есть нельзя, чтобы весь урок был посвящен грамматике. А объяснение нового материала должно сопровождаться проговариванием, изображением, параллельным написанием ключевых элементов новых правил. То есть нужно одновременно использовать разнообразные средства обучения для того, чтобы донести материал до учащихся с разными когнитивными навыками. Причем чем младше учащийся, тем более разнообразными должны быть средства обучения так как в этом возрасте учащийся будет воспринимать только ту информацию, которая затрагивает его эмоции.  

В процессе работы на уроке, помимо аудио-, видео материалов и учебников можно использовать разнообразные карточки. С карточками очень удобно работать, поскольку они готовятся по определенной теме, их можно по-разному группировать, сортировать и составлять разные комбинации. При работе с карточками учащиеся приучаются к коммуникации и активной работе на уроке. С эмоциональной точки зрения работа с карточками полезна, особенно в начальной и средней школе, поскольку помогает материализовать слова и выражения на иностранном языке. Очень важная полезная функция работы с карточками в том, что они позволяют сфокусировать внимание учащихся на обсуждаемой теме, при этом дают возможность одновременно слушать преподавателя, видеть и трогать карточку. То есть учащийся не устает от однообразного действия, а в процессе работы задействуются разные каналы восприятия информации.

Помимо карточек и других привычных вспомогательных средств на уроке иностранного языка полезно использовать интерактивные постеры или плакаты. То есть учитель заранее готовит постер или плакат по какой-то теме, показывает на отдельные элементы этого материала, а дети по одному или хором озвучивают то, что он показал. В такой ситуации учащиеся даже могут подойти и собраться вокруг учителя и его плаката. Помимо образовательной пользы от такого метода, у учащихся снимется и физическое напряжение от долгого сидения на занятиях. Это гораздо эффективнее того, что на уроке учащиеся уткнуться в учебник и не понятно, о чем они думают в это время.

Таким образом, то, что учащиеся при работе с плакатами работают все вместе и у них один источник перед глазами, эффективно и в плане затрачиваемых ресурсов и для эффективного восприятия информации.

Для эффективного освоения иностранного языка учащимися образовательных организаций можно внести в процесс обучения элемент игры. Игра – это вид деятельности, с определенной целью и с элементами развлечения. Существуют два вида игр: соревнование и сотрудничество. При сотрудничестве игроки или команды работают вместе над одной целью. В соревновании они пытаются превзойти своего соперника в достижении этих же целей. Также нужно использовать коммуникативные игры. Это значит, что нужно делать больший акцент на успешное общение, чем концентрироваться на языковых ошибках. Игра – это не просто развлечение, а элемент обучающей программы. И желательно, чтобы игра была кульминацией урока или темы, когда материал уже дан, отработан, усвоен и его уже можно использовать. Если учащиеся хотят участвовать в игре,  для этого им придется заговорить на иностранном языке. Существует огромное количество литературы, где можно найти развивающие игры для взрослых и для детей, которые  можно самостоятельно адаптировать под свои цели,  учитывая педагогические техники, такие как сбор информации, подбор ключевых слов, сопоставление информации, и использовать их при составлении кроссвордов, пазлов, различных лексических игр и игр на произношение.

Еще одним методом интересной работы в процессе урока иностранного языка является использование куклы-перчатки в начальной и средней школе. В старшей школе такая методика часто перерастает в ролевые игры, когда учащиеся выступают не от своего лица, а от имени какого-то героя. Такая методика эффективна для включения в работу застенчивых учащихся. С психологической точки зрения для многих учащихся таким образом снимается страх выступления перед аудиторией.

Также в процессе урока можно использовать интерактивную доску. Такой доской может стать любая школьная доска в классе. К ней могут крепиться картинки, которые в зависимости от ситуации двигаются, между ними можно рисовать стрелки, что-то к ним дорисовывать, составлять схемы.

Еще один прием работы во время урока иностранного языка – это использование диалоговых форм. Изучение иностранного языка отличается коммуникативной направленностью, а именно, использованием диалогической речи. Для того чтобы подготовить условия для проведения диалога нужно сгруппировать учащихся класса по парам и дать им тему. Диалоги хорошо проводить в процессе или после изучения новой темы для закрепления материала. Диалоги хороши еще тем, что разговаривая с другом или просто с одноклассником гораздо проще преодолеть языковой барьер, который возникает, когда нужно произнести монолог. В учебниках часто даются диалоги, которые учитель требует запомнить и разыграть. Это не эффективная методика. Лучше, если учащиеся сами подберут слова и выражения по той теме, которую им нужно обсудить. Можно перед началом диалога выписать те слова, которые могут понадобиться при обсуждении какой-то темы и использовать их. Фактически при любом уровне владения языком и при минимальной лексике можно создать языковую ситуацию, которая выразится через диалог.

Если учащийся уже достаточно хорошо владеет иностранным языком, то с ним стоит говорить на те темы, которые его интересуют или узнавать его мнение по какой-то проблеме. То есть подход должен быть индивидуальным и собеседник должен знать, что вы подходите к разговору не формально. Те вопросы, которые приводятся в учебнике после изучения темы, могут послужить в этом случае образцами правильного лексического использования и грамматического построения.

Эффективно, когда все языковые проявления (грамматика, лексика, фонетика)  находят на уроке свою материализацию. Это может быть работа с раскрасками, кубиками или конструкторами. Идея в том, что все, что учащийся говорит по теме урока, он должен сопровождать каким-то действием. Например, если учащемуся нужно сказать на языке «белый цветок», то одновременно он должен, хотя бы схематично этот белый цветок нарисовать. Суть этого метода в том, чтобы связать воедино навыки говорения, понимания и деятельности в процессе общения на иностранном языке. Чтобы язык был непосредственно связан с конкретной деятельностью.

Часто предлагается использование разных мультимедийных средств во время урока, и не только иностранного языка. Нужно обратить внимание на то, что после начала использования этих средств учащиеся уже плохо работают с печатным текстом, книгой, учебником и т.д. Это объясняется тем, что после того как ребенок понял, что достаточно просто нажимать на кнопки, чтобы все стало красочным и двигалось, ему уже не хочется прилагать дополнительных усилий для обычной работы на уроке. Поэтому во время урока мельтимедийные средства должны быть только у педагога, а учащиеся должны видеть то, что спроецировал учитель на большом экране, чтобы задействовать весь класс.

Для учащихся использование мультимедийных средств эффективно дома, когда им нужно повторить материал или сделать задания. Более того, хорошо, если обучающая программа может оценивать результаты домашней работы учащегося. Тогда это снимет необходимость делать такую работу учителю на уроке или после занятий и у него останется время лучше подготовиться к будущему занятию.

Таким образом, в своей практической деятельности для достижения цели урока существует большое разнообразие приемов и методов, которыми может пользоваться современный учитель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА ПО КУРСУ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ "ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО"

Моя аттестационная работа посвящена теме применения технологии  развития критического мышления на уроках физики.      Применение технологии развития критического мышления...

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках математики в условиях реализации ФГОС.

Суть творческого развития в соответствии с требованиями ФГОС заключается в создании учителем особых условий, в которых дети могут самостоятельно и под руководством учителя найти решение задачи, постро...

Формирование навыков смыслового чтения обучающихся на уроках химии в условиях реализации ФГОС

Формирование навыка смыслового чтения у обучающихся осуществляется различными приёмами. Их применение возможно на любом этапе урока, а также успешно реализуется в технологии критического мышления, поз...

Статья по теме: " Методы формирования учебных действий на уроках математики в условиях реализации ФГОС "

Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной  активности учащихся, побуждают их к старательному учению....

Способы формирования навыков у обучающихся на уроках географии в условиях реализации ФГОС третьего поколения

В данном выступлении раскрываются теоретические и практические аспекты, способствующие формированию навыков школьников на уроках географии в условиях реализации ФГОС 3-го поколения как средство самооп...

Применение активных и интерактивных методов работы с обучающимися на уроках учебной практики при реализации инклюзивного обучения

Аннотация: рассмотрены основные принципы и задачи инклюзивного образования, сравнивается мировая и российская практика, приводятся примеры воспитательно-коррекционной работы в работе с детьми с ОВЗ и ...

Мероприятие, посвященное Неделе функциональной грамотности на тему «Приемы и методы работы с текстом на уроках английского языка»

Расширить познания в области создания обучающего пространства для формирования и совершенствования читательской грамотности, как важнейшего фактора успешности учебного занятия. Владеть разными видами ...