Игровые технологии на уроках как одно из важных условий повышения мотивации к овладению иностранным языком
статья по английскому языку

Статья предназначена для учителей английского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые технологии на уроках как одно из важных условий повышения мотивации к

овладению иностранным языком

            Главной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие коммуникативной компетенции, развитие личности ребенка, желающей и способной к участию в общении на иностранном языке. Особенности общения учащихся друг с другом, с учителем, с реальными носителями языка свидетельствуют о том, что у учащихся недостаточно хорошо развиты коммуникативные способности, умения применить освоенный языковой материал в ситуации общения. Ведь качество достижения цели - овладение учащимся иностранным языком, зависит, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации.

         По мнению  психологов А.К.Марковой, Т.А.Матис, мотивация – это  результат внутренних потребностей человека, его интересов и эмоций, целей и задач, наличие мотивов, направленных на активизацию его деятельности. Общеизвестно, что деятельности без мотива не бывает. Именно мотивация  вызывает целенаправленную активность, определяет выбор средств и приемов, их упорядочение для достижения цели. Когда школьникиприступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету, но уже в 6-м классеинтерес значительно ослабевает, а к 8-му классу он пропадает у многих.Причина видится в следующем. Учение – это познание. Нельзя обязатьчеловека познать что–либо. Его можно заинтересовать. Поэтому проблема мотивации учения является главной на всех этапах обучения иностранным языкам.

         При овладении иноязычной культурой важно, какие мотивы побуждают ученика к осуществлению деятельности. Одним из важнейших стимулов, влияющих на формирование мотивов, является игра. Выдающийся педагог Ян А. Коменский справедливо обращал внимание на эффективность использования игр в процессе обучения.

        Изучив труды С.А. Шмакова «Игровые технологии», Е.И. Пассова «Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению», П.И. Пидкасистого «Технология игры в обучении и развитии», М.Ф. Стронина  «Обучающие игры на уроках английского языка, Л.В. Коновалова «Средства повышения эффективности урока», Р.А. Тутыхиной «Пути повышения речевой активности учащихся на уроках английского языка», И.А. Васильевой «Педагогические основы формирования положительной мотивации при обучении иностранному языку», я пришла к выводу, что  игровые технологии - действенный инструмент преподавания, который активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию  всех видов речевой деятельности, творческих способностей детей, позволяет  сделать учебный процесс привлекательным и интересным. Это мощный   стимул повышения мотивации к овладению иностранным языком.

        В течение нескольких лет я работаю над темой «Игровые технологии на уроках как условие повышения мотивации к овладению иностранным языком».

        Цель моей деятельности заключается в создании условий для повышения мотивации к изучению иностранного языка, в активизации деятельности учащихся через использование игровых технологий на уроках.

       Основными задачами являются следующие:

1.Создать психологически комфортную среду для изучения предмета и непосредственного общения на английском языке, сохранить здоровье детей путем снятия эмоциональной напряженности при изучении предмета.

2.Создать условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных способностей детей.

3.Вовлечь учащихся в иноязычноречевую деятельность, используя различные игровые технологии, повышающие интерес к английскому языку, для роста качества знаний учащихся.

Применяя игровые технологии на уроках английского языка, всегда помню:

1.Выбор формы игры должен быть педагогически и дидактически обоснован.

Учитываю цель использования игры.

2.В игру следует вовлекать как можно больше учащихся.

3.Игра должна соответствовать возрасту и языковым возможностям детей.

4.Игра должна развивать все виды речевой деятельности и проводиться на

иностранном языке.

        Учитывая данные требования, подобрала и систематизировала игры для различных этапов обучения английскому языку.

         На начальном этапе детям интересно узнать что-то новое, они учатся, так как уроки доставляют им удовольствие и радость. Приоритетными являются мнения учителей и родителей. Проведенные совместно со школьным психологом исследования, в основе которых был использован тест «Исследование школьной мотивации» (журнал «Народное образование» № 9 - 2002 г. в статье Д. Журавлева «Мотивация и проблемы в обучении») показали, что ведущие мотивы школьной мотивации у учащихся начальной школы: познавательный мотив, мотив учительского и родительского одобрения, эмоциональный мотив. У учащихся данного возраста только начинает формироваться языковая база и навыков, которыми они владеют, недостаточно для проведения ролевых, сюжетных игр. Поэтому использую предметную игру, которая подразумевает под собой фонетические, лексические и грамматические игры, а также драматизации и имитационные игры.         Этот блок включает в себя виды игровой  деятельности, направленные на формирование лингвистической стороны коммуникативной компетенции, создание и усвоение лексического запаса по темам, предусмотренным программой, овладение грамматическими структурами и произносительными навыками, фразами–клише, используемыми в различных ситуациях общения, развитие навыков аудирования. Игровая деятельность включает в себя упражнения, формирующие умения выделять основные признаки предметов, вызвать у детей удивление, найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

   Место игр и время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока.

Использование игровых технологий в системе

1)Способствует повышению мотивации к овладению языком.

Проведенный мною тест «Определение эмоционального состояния учащихся на уроке» в классах после использования различных видов игр показал, что 40 % учащихся увлечены данным предметом, 34% испытывают интерес, 20% -удовлетворение, лишь 6 % -безразличие.

2) Обеспечивает более эффективное усвоение знаний, умений, навыков по предмету, создает обстановку реальной языковой среды на уроке, учит детей свободно владеть английским языком.

3)Развивает творческие способности и интеллектуальный потенциал учащегося, формирует гуманную, всесторонне развитую личность.

    Использование элементов здоровьесберегающих технологий позволяет создать психологически комфортную среду для изучения английского языка.

    При проведении урока соблюдаю соответствующие физиолого-гигиенические требования.

Учитывая нормы СанПиНа, применяю игры и упражнения, способствующие отдыху, эмоциональной разрядке, снижению усталости, вызывающие положительные эмоции у детей (игры-пантомимы, игры с предметами).

    На начальном этапе провожу по 2 или 3 физкультминутки за урок, сопровождая их стихами, песнями на английском языке. Просмотр мультфильмов на начальном и среднем этапе дает психологическую разгрузку. В средних и старших классах в середине урока использую скороговорки, песни, шутки, видеофильмы. Главное, чтобы ребенок испытывал как можно меньше усталости и эмоционального напряжения на уроках и при подготовке домашнего задания. Поэтому задаю домашнее задание в дозированной форме.

    При работе с учащимися опираюсь на личностный подход, ориентирую образовательный процесс на ученика, учитываю его возрастные и психологические особенности, интересы, уровень речевой подготовки.

    Обеспечиваю уровень языковой подготовки в соответствии с требованиями обязательного минимума, тематическое планирование разрабатываю с учетом учебных программ, учебников и имеющегося оборудования.

     При подготовке к урокам помню, что учебный труд интересен, если он разнообразен. Ничто так не утомляет, как однообразие. Поэтому использую на уроках различные формы и методы, применяя дифференцированный подход. Для успешного усвоения материала,  провожу различные типы уроков: уроки изучения нового учебного материала; уроки совершенствования знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации, комбинированные уроки; уроки контроля и коррекции, а также нетрадиционные формы урока: ролевые игры; урок-зачет; круглый стол или конференция; урок-соревнование или игровые уроки (например, «КВН», «Что? Где? Когда?», страноведческие викторины), музыкальные уроки, веду внеклассную работу по предмету. Дети активно участвуют в

предметной неделе.

     Актуализацию знаний учащихся провожу в виде разноуровневых тестов, заполнения таблиц, использования рисунков, записей плана ответа.

     На всех этапах обучения осуществляю своевременный и итоговый контроль, используя различные формы:

1 фронтальный (контрольные вопросы по определенным темам, игры –«цепочки»);

2 индивидуальный (разноуровневые задания, контрольные карты);

3 устный (пересказы, диалоги);

4 письменный (тесты, словарные диктанты).

     По мере возможности провожу контроль в игровой форме. На среднем и старшем этапе – игры-соревнования, на которых учащиеся

     Широко применяю различный дидактический материал, как авторский, таки собственный, разработанный в процессе работы над методической темой.

     При отборе материала включаю упражнения, тексты, направленные на активизацию мыслительной деятельности, способствующие сохранению высокого интереса к предмету.

      Чтобы материал урока был понятным, даю его доходчиво и интересно. Для этого раскрываю взаимосвязь английского языка с другими предметами, показываю его практическое применение, использую разнообразные методы и приемы обучения, таблицы, плакаты, сведения из современных журналов и  газет (журнал «Иностранные языки в школе»), художественной литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии на уроках как условие повышения мотивации к овладению иностранным языком

Статья предназначена для учителей английского языка. В статье представлен один из способов повышения интереса к иностранному языку....

Нетрадиционные формы обучения как одно из средств повышения мотивации в изучении иностранного языка

Как мотивировать учеников при обучении немецкому языку, является для нас, учителей немецкого языка, одним из наиболее актуальных. «На свете есть только один способ побудить людей что – то делать, и за...

«Игровые технологии, как условие повышения мотивации к обучению иностранного языка в начальной школе»

 Главной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие коммуникативной компетенции, развитие личности ребенка, желающей и способной к участию в общении на иностранном языке....

Использование бумажных интерактивных книг на уроках английского языка, как игровой составляющей процесса обучения для повышения мотивации к изучению иностранного языка у младших школьников.

Современный социум, взрослые, подростки и даже дети отличается от предшествующих поколений восприятием окружающей действительности, которая также претерпела свои изменения в результате электронизации ...

Использование бумажных интерактивных книг на уроках английского языка, как игровой составляющей процесса обучения для повышения мотивации к изучению иностранного языка у младших школьников.

Современный социум, взрослые, подростки и даже дети отличается от предшествующих поколений восприятием окружающей действительности, которая также претерпела свои изменения в результате электронизации ...

«Современные педагогические технологии, как одно из необходимых условий повышения мотивации к учению».

Доклад  о том как современные педагогические технологии в рамсках ФГОС ООО помогаяют повысить мотивацию учащихся...