 Системно-деятельностный подход в обучении английскому языку
статья по английскому языку

Кристина Федоровна Дибижева

Системно-деятельностный подход в обучении английскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы учителя английского языка

МБОУ СОШ № 5 г. Ессентуки

Дибижевой Кристины Федоровны

Системно-деятельностный подход  в обучении английскому языку

«Плохой учитель преподносит истину,

хороший учит ее находить...»

Фридрих Дистервег

Процессы обновления в сфере обучения иностранным языкам в отечественной школе создают ситуацию, в которой педагогам предоставлены право и возможность самостоятельного выбора моделей построения курсов обучения иностранным языкам, учебных пособий, новых технологий. Понимание учителем процессов, лежащих в основе функционирования и развития современной системы обучения иностранным языкам, способствует выбору наиболее эффективного пути к достижению искомых результатов обучения.

Задача школы на современном этапе - не дать учащимся определенный объем знаний, а научить их учиться. Знания не должны преподноситься в готовом виде, учащиеся получают информацию, самостоятельно участвуя в исследовательской деятельности. Именно в этом и состоит основной принцип системно-деятельностного подхода.

Как гласит китайская народная мудрость “Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю – я усваиваю” и смысл данной пословицы отражает суть системно-деятельностного подхода.

Понятие системно-деятельностного подхода было впервые введено в 1985 г. как особого рода понятие, и оно тесно связано с понятием «деятельность». Что значит "деятельность"? Во-первых, деятельность - это всегда система, которая нацелена на результат. Во-вторых, результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь (коррекция и контроль со стороны учителя). В-третьих, в деятельности надо учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности. Таким образом, любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат.

В деятельностном подходе выделяется результат деятельности на что и нацелены стандарты второго поколения - развитие личности ребенка на основе УУД.

Задача учителя при введении или отработке материала состоит не в том, чтобы все доступно объяснить и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу учеников и предоставить им возможность самостоятельно найти решение проблемы.

В рамках деятельностного подхода на уроках иностранного языка целесообразно применять парную работу. Существуют разные методики парной работы:

1. Методика Ривина А. Г.

2. Обратная методика Ривина А. Г.

3. Методика взаимопередачи тем.

4. Методика взаимотренажа.

5. Методика взаимопроверки индивидуальных заданий.

Методика А. Г. Ривина

Методика А. Г. Ривина – это методика поабзацного изучения текста в парах сменного состава, которая позволяет эффективно организовать работу на уроке по изучению письменных источников информации и добиться более глубокого понимания изучаемого материала.

Лучше работать в школе с двумя текстами.

На подготовительном этапе желательно, чтобы учащиеся дома бегло прочитали текст целиком. Это необходимо для понимания основной идеи текста.

Алгоритм работы над двумя текстами в классе

1.  На первом этапе (если эта работа не была проделана дома) каждый ученик бегло просматривает текст.

2.  На втором этапе учащийся находит себе партнера и садится с ним рядом за одним столом.

3.  На третьем этапе в каждой паре один из учащихся читает вслух  фрагмент (квант) из своего текста. Этот фрагмент должен быть законченным по смыслу, лучше, чтобы это был абзац. Второй учащийся следит глазами по тексту, слушает. Таким образом, работают все пары.

4. На четвертом этапе первый учащийся пытается озаглавить абзац (именно озаглавливает, но не конспектирует). Он, размышляя вслух, подыскивает наиболее подходящее название. Например: «В этом абзаце говорится о том, как... . Поэтому его можно озаглавить... .» Второй учащийся слушает рассуждения первого учащегося и задает вопросы, если что-то неясно, возражает, если с чем-то не согласен.

5. После того как оба учащихся пришли к соглашению по названию абзаца (кванта информации), в тетради первого учащегося второй учащийся делает запись. Ставится цифра 1 и записывается название абзаца.

Например: 1. Географическое положение Соединенного Королевства.

6. На следующем этапе идет работа над первым абзацем текста второго учащегося в такой же последовательности. Второй учащийся читает абзац своего текста, озаглавливает его, и уже первый учащийся записывает название абзаца в тетрадь второго ученика.

7. После этого учащиеся благодарят друг друга, и пара распадается. Учащиеся ищут себе новых партнеров. Здесь можно использовать сигнал «Поднятая рука». После того как найден новый собеседник, пара садится за стол и начинается работа.

8.  Кто-то из учащихся в новой паре пересказывает содержание первого абзаца (не читает, а пересказывает содержание своими словами) Второй слушает.

Каждый раз работа начинается с первого абзаца, пересказываются все абзацы, которые учащийся изучил. Только тогда можно перейти к новому абзацу.

По мере окончания работы над текстом учащимся может быть сделано сообщение перед малой группой (3-9 человек). Те учащиеся, которые закончили работу, слушают выступление одного из своих товарищей.

Данная методика хорошо разработана, существуют алгоритм работы с текстами в классе, инструкции для учеников, работающих в паре, и план подготовки сообщения перед малой группой. В Интернете есть много публикаций на данную тему, в которых приводятся конкретные примеры использования методики на разных уроках при изучении разных тем.

Обратная методика А. Г. Ривина

Примером использования обратной методики А. Г. Ривина является организация коллективной работы по написанию сочинений. Учитель готовит карточки с темами сочинений и планами к ним. Каждый ученик получает свою тему и план. Садится в пару. Партнеры договариваются, над чьей темой поработают вначале. Читают тему. Читают первый пункт плана, обсуждают, что можно написать по содержанию этого пункта. Хозяин карточки записывает себе в черновик одно-два предложения, партнер проверяет правильность написания. Таким же образом напарники прорабатывают первый пункт плана второго ученика. Он записывает себе в тетрадь результат совместной работы. Пара расходится в новые пары к учащимся с другой темой. В новой паре ученик вначале рассказывает, какая у него тема, какой первый пункт плана, напарник может дополнить содержание первого пункта плана. Затем ученик читает напарнику, что уже написано, вместе они добавляют новое и корректируют написанное. После этого начинается работа над оформлением содержания второго пункта плана. Так в новых парах постепенно рождается текст сочинения.

Методы групповой работы:

1. Метод “разрезанной информации”.

2. Метод “учимся вместе”.

3. Метод проектов.

В основе всех этих приёмов и методов лежат принципы деятельностного подхода:

Принцип минимакса.

Принцип деятельности.

Принцип психологической комфортности.

Принцип вариативности.

Принцип творчества.

Слова известного немецкого математика А. Дистервега гласят: «Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое задание, на которое положены тысячелетия труда, но возводит здание с ним вместе, учит его строительству…»

Данные слова отражают функциональную суть деятельности учителя при использовании системно-деятельностногого похода. Роль учителя на таких уроках иностранного языка огромна: учитель должен построить урок так, чтобы передать часть своих функций учащимся, найти причины неудач, использовать проблемные формы обучения, показать ученикам критерии оценки и самооценки, отслеживать реальный рост знаний каждого ученика, принимать мнение ученика, обучая правильным формам выражения мнения, создавать атмосферу сотрудничества и хорошего психологического климата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация системно - деятельностного подхода к обучению английскому языку через оптимальное сочетание форм, методов и приёмов ИКТ

В докладе  представлены способы решения проблемных ситуаций образовательной практики, а именно:  повышение мотивации к изучению английского языка учащихся различных категорий, развитие позна...

Системно-деятельностный подход при обучении английскому языку в рамках ФГОС

Данный материал предлагается в качестве примера использования элементов  системно-деятельностного подхода в обучении английскому языку. В данном фрагменте представлено введение темы путем п...

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении английскому языку по ФГОС.

В данной статье говорится об актуализации деятельного подхода, перечисляются дидактические принципы, обеспечивающие реализацию технологии деятельностного метода в практическом преподавании. Статья соп...

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении английскому языку по ФГОС.

В данной статье говорится об актуализации деятельного подхода, перечисляются дидактические принципы, обеспечивающие реализацию технологии деятельностного метода в практическом преподавании. Статья соп...

«Системно-деятельностный подход в обучении английскому языку в общеобразовательных школах»

Цель исследования является анализ современных подходов  при  изучении  ИЯ в школеОбъектом исследовании являются современные подходыпреподавания английского языка.Предмет исследования — ...

Системно-деятельностный подход в обучении английскому языку.

Статья освещает основные принципы и методики работы в рамках системно-деятельностного подхода....

«Коммуникативный системно - деятельностный подход в обучении английскому языку в системе ФГОС»

За последнее время жизнь в России сильно изменилась. Но как бы сильно не менялась политика, экономика-человек остаётся тем же и бьётся над своими проблемами. Перед этими вечными проблемами стоят...