Как создать ситуацию успешности на уроке
статья по английскому языку
Доклад из опыта работы "Как создать ситуацию успешности на уроках иностранного языка" представлен на районном МО учителей иностранного языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.92 КБ |
Предварительный просмотр:
МОАУ СОШ с.Томское, Серышевский район , Амурская область
Доклад из опыта работы
Как создать ситуацию успешности на уроке иностранного языка
Учитель английского языка:
Малинникова Тамара Борисовна
с.Томское 2022г
Известный педагог В.Ф. Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать эффект «солёного огурца». Главное – создать рассол. Тогда какой бы огурец ни был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой «рассол»? Что взять за основу? Многие педагоги считают, что главный смысл деятельности учителя в том, чтобы создать каждому ребёнку ситуацию успеха на уроке. Она создаётся путём сочетаний условий, которые обеспечивают успех. Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому ученику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Успех в учении – один из источников внутренних сил школьника, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться.
В последнее десятилетие роль и значение английского языка значительно повысились, поскольку английский язык является средством международной коммуникации. В связи с этим перед учителем возникает задача сделать его более доступным и интересным для каждого ученика.
Естественное или реальное общение должно являться органичной частью урока иностранного языка.
Общение на уроке:
А) Естественное (реальное):
-официальное (I am on duty today. May I go out?)
-личное (Happy Christmus! Are you all right ?)
Б) Смоделированное:
-в вероятных учебных ситуациях (Buying some food.Treating people)
-в невероятных учебных ситуациях (Astronauts meet aliens and tell them about life on the Earth).
Реальное общение в классе необходимо постоянно стимулировать
Необходимо:
- языковое окружение,
- постоянный мониторинг,
- ситуация успеха
Потенциал реального общения огромен и не ограничивается изучением единиц классного обихода.
Учащиеся должны уметь решать реальные коммуникативные задачи.
Причем решать эти задачи нужно так, как это принято в англоязычном культурном окружении
Ситуации реального общения возникающие на уроке:
- Поприветствовать детей
( Hello, everyone! Hi there!)
- Представиться
( Let me introduce your classmates!)
- Рассказать смешную историю, которая неожиданно пришла на ум
(I’ve just remembered a story…)
- Посоветовать ученику обратиться к словарю
(You’d better look it up in your copybooks.)
- Разбить учащихся на группы
( Divide into two groups, please.)
- Попросить поднять упавшую ручку
( Could you possibly pick up that pencil for me?)
- Попросить закрыть окно/дверь
( Will you close the door, please?)
- Поинтересоваться какое настроение у учащихся
(How are you?)
- Попросить выйти к доске
(Will you come out to the display, please.)
- Попросить принести мел
(Go and bring some chalk, please.)
- Призвать класс к порядку
( Stop talking! May I have your attention, please.)
- Попросить собрать работы/ дневники
(Hand in your works, please.)
- Пожурить за невыполнение задания
( How disappointing!)
- Похвалить ученика за хороший ответ
( How clever of you! Good for you!)
Сделать общение более реальным помогают междометия.
Учитель должен выражать свои эмоции так, как это принято в иноязычной культуре:
- Wow! ( кла-а-асс!),
- Oops ! ( ой! Не получилось!),
- Yuppie ! ( ура!),
- Yuk! (фу!).
- Ouch ! (ой! Больно!)
- Моим детям тоже нравится когда мы с этим работаем, удивляются, что в учебнике написано
Ситуация успеха- очень важный фактор стимуляции общения на уроке. Учитель, в принципе, не имеет права на плохое настроение, головную боль и повышенное давление.
Урок – время мобилизации всех жизненных сил.
Суть ситуации успеха в том, чтобы на деле воплощать веру в возможность решения тех задач, которые ставятся на уроке.
Принцип «ты можешь выразить это по- английски ( даже если не помнишь грамматику и лексику)»- один из основополагающих принципов ситуации успеха.
В переживании ситуации успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие определенные затруднения в учении. В связи с этим необходимо подбирать такие задания, с которыми учащиеся этой категории могли бы справиться без особых затруднений и лишь потом переходить к более сложным упражнениям. В опыте передовых учителей с этой целью используются так называемые сдвоенные задания, где первое подготавливает к выполнению более сложного задания.
С чего начинается успех?
Успех начинается с признания детьми права учителя учить.
Психологический климат, обстановка жизнерадостности, организация деятельности учащихся на уроке, разумное сочетание репродуктивных и творческих методов – важные компоненты залога успеха на уроке.
Предвкушение необычности, способности учителя удивлять, приносить элемент романтичности играют важную роль.
Необычное начало урока.
Условия для создания ситуации успеха на уроке:
1. Обязательное условие - атмосфера доброжелательности в классе на протяжении всего урока.
2. Снятие страха – авансирование детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи. Авансировать успех – значит объявить о положительных результатах до того, как они получены. Это увеличивает меру уверенности в себе ребёнка, повышает активность и его свободу.
3. Ключевой момент. Высокая мотивация предлагаемых действий: во имя чего? Ради чего? Зачем? Мотив – сильнейший механизм.
4. Реальная помощь в продвижении к успеху – скрытая инструкция деятельности, мыслительный образ предстоящей деятельности и пути её выполнения.
5. Краткое экспрессивное воздействие – педагогическое внушение, собранное в яркий фокус: «За дело! Приступаем!»
6. Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы (краткие реплики или мимические жесты).
7. Оценивание – оценка не производится в целом, она ставит акцент на деталях выполненной работы.\
- Для создания ситуации успеха, мною на уроках применяются «нетрадиционные формы урока», которые позволяют разнообразить учебную деятельность, они способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а, следовательно, и эффективности урока.
уроки с групповыми формами работы
уроки творчества урок – конкурс урок – игра урок – конференция урок – спектакль
урок – путешествие урок – исследование
- Инсценирование, разучивание диалогов, стихов – это трудоёмкая, но увлекательная и интересная работа не только для педагога, но и для учащихся.
- Так, на уроке английского языке дети с удовольствием рассказывают стихи, составляют диалоги, акцент делается на этикетные нормы общения, с целью научить детей адаптироваться в реальных ситуациях. Для успешного построения диалога учащимся предлагается модель, образец, на который они ориентируются, ставится коммуникативная задача, предлагается наглядность на доске или на экране проектора. Например, в 4 классе разучивают диалоги по темам Погода, Покупки, Праздники, Школа, Путешествия и Транспорт и др., В нашем учебнике Афанасьевой и Михеевой представлены стихи английских и американских поэтов.
- Уроки с использованием музыки и песен снимают напряжение и усталость, восстанавливают работоспособность учащихся, дают мощный эмоциональный заряд. Во 2 классах разучиваются песни про алфавит, цвета, игрушки, животных. Дети с удовольствием их исполняют. На уроках используются анимированные песни с образовательного сайта englishon-line. ru.
Песенный материал содержит аутентичный разговорный язык. Например, в 7 классе дети разучивают традиционные рождественские песни и др. В старших классах обучающиеся с удовольствием слушают песни, которые даются в нашем учебнике, я нахожу содержание песни и предлагаю, берут, может быть сами поют. Обращение к песням и музыке приобщает к культуре страны изучаемого языка.
В учебной деятельности также используется метод проектов, который является эффективным инструментом самостоятельной познавательной деятельности. Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и основана на цикличной организации учебного процесса, то есть учебный процесс планируется по циклам, что дает мне возможность проектировать результат учебной деятельности моих учеников в конце каждого этапа обучения, а значит, способствует созданию ситуации успеха. На уроках это может происходить в виде различных форм обобщения всей работы. Проект, который я использую в своей работе - это самостоятельная работа, которая планируется и реализуется школьниками, в которой речевое общение на иностранном языке, вплетено в интеллектуально - эмоциональный контекст другой деятельности, а именно, какой - либо игры, воображаемого путешествия, экскурсии и т. д.. На уроках я предоставляю ученикам - творческие возможности осуществлять их обучение в рамках заданной темы и самостоятельно находить необходимую информацию не только из учебников, но и из других источников. Важным для меня является то, что в этой проектной работе весь учебный процесс ориентирован на учащихся, при этом в первую очередь учитываются интересы ученика, его жизненно-речевой опыт, эрудицию и конечно индивидуальные способности ученика. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона. Кроме того, созданные самими учащимися презентации являются отличной наглядной опорой для формирования и развития навыков устной речи.
Также, ученики принимают участие в разнообразных конкурсах и проектах, олимпиадах всероссийского и международного значения ( тесты на Учи.ру, ЛЕКТА, English teachers эрудит My English online ), что способствует формированию устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны, и развитию учебных интересов – с другой. Участие в международных школьных проектах способствует формированию кросс-культурной грамотности учащихся; формированию позитивного, толерантного отношения к культурным традициям других стран. Участие детей в разных проектах позволяет не только по новому взглянуть на изучение предмета английский язык, но и поверить в себя, свои силы и возможности, и по-новому воспринимать его, т. е. как реальное, а главное необходимое средство общения для обогащения своего социокультурного и кросскультурного потенциала. Попробовали мои обучающиеся свои силы в Кванториуме. Несколько человек приняли участие, показалось трудно, но это было хорошим стимулом к дальнейшему более углубленному изучению предмета
Также, на уроках используются коллективные формы обучения. В данном случае действует принцип “Одна голова хорошо, а две лучше”. Выполняя работу в паре, в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно. Кроме того, введение в урок коллективных форм обучения позволяет оживить занятие, предоставляется возможность реализации коммуникативных потребностей учеников. Формы коллективной учебной работы обучающихся, используемые мною: работа в парах постоянного и сменного состава, работа в микрогруппах ( тройках, четверках), работа в группах (5-7 человек). Каждый участвует в работе, вносит свой посильный вклад; сильный объясняет слабому, каждый поднимается на ступеньку выше. При коллективной работе создаются следующие условия: понимание ученика и уважение к ученику (ученик чувствует себя значимым, полезным, с ним совещаются, разговаривают); помощь со стороны учащихся и учителя при необходимости. Каждый ученик в конце урока получает оценку за свой труд
Одним из важнейших обучающих и воспитывающих моментов в ситуациях успеха и неуспеха является осознание учеником достигнутого и недостигнутого, усвоенного или непонятого. Это – рефлексия и самоанализ.
Я использую следующую процедуру оценивания:
-Оценка ученика должна предшествовать учительской оценке.
-Младшие школьники имеют право на самостоятельный выбор сложности заданий.
Ученик не должен сравнивать себя с другими. Он должен видеть свой рост (каким был, каким стал).
Критерием результативности являются положительные изменения в чувствах, эмоциях, мышлении, практической деятельности учащихся, их комфортное состояние в учебном процессе и образовательном пространстве в целом.
Таким образом, создание ситуации успеха на уроке – неотъемлемая часть личностно ориентированного обучения. Ощущение успеха связано с признанием, с возможностью показать себя, ощутить свою значимость, ценность. Успех рождает сильный дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика, это залог положительного отношения к учению, к школе, к науке, к труду как таковому. Таким образом, ситуация успеха становится фактором развития личности школьника.
Советы Симона Соловейчика:
Там, где детей не побуждают придумывать хорошее, они придумывают дурное. Поэтому пусть они придумывают все время. Если не получается – пусть соберутся вдвоем, втроем. Вместе – получится.
Дети очень любят импровизировать. Поэтому вся подготовка – от силы десять минут. Нет выступающих и зрителей, в каждом деле участвуют все.
Для проведения творческих дел не обязательно самому быть выдумщиком, надо просто поддерживать детей и уважительно относиться к их командирские посты – по очереди. Сегодня – ты, завтра – я. Но всегда вместе.
Любое дело не только сообща выполняется, но и организуется.
В каждой затее – забота друг о друге и об окружающих людях.
Каждое дело надо обсуждать в общем кругу. С этого начинается все.
Поменьше замечаний на бегу, побольше серьезных разговоров в тихую минуту. С детьми вообще надо больше разговаривать – меньше придется кричать на них.
В общем деле все в ответе за все. И каждый – самый главный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как создать ситуацию успеха на уроке английского языка
Игра является неотъемлемой частью обучения английскому языку детей младшего школьного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/31/picture-244822-1422703113.jpg)
Семинар-практикум для педагогов "Как создать ситуацию успеха"
Ситуация успеха – это сочетание психологических условий, при которых человеку дается возможность испытать чувство радости и удовлетворения своими достижениями, гордости за свой труд, самоу...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/26/picture-535277-1416989483.jpg)
"Как создать ситуацию успеха"
Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на настр...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/26/picture-535277-1416989483.jpg)
"Как создать ситуацию успеха"
"Как создать ситуацию успеха" Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе о...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/26/picture-354696-1385481829.jpg)
Доклад на тему «Дифференцированный подход помогает ли создать ситуацию успеха на уроке?»
Выступление на ШМО учителей естественно-математического цикла...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/19/picture-218826-1363707630.jpg)
Мастер-класс «Использование на уроках приемов технологии РКМ» «Как создать ситуацию успеха на уроке»
Мастер-класс «Использование на уроках приемов технологии РКМ»«Как создать ситуацию успеха на уроке» ...