Как создать ситуацию успешности на уроке
статья по английскому языку

Тамара Борисовна Малинникова

Доклад  из опыта работы "Как создать ситуацию успешности на уроках иностранного языка" представлен на районном МО учителей иностранного языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОАУ СОШ с.Томское,  Серышевский район , Амурская область

                                  Доклад  из опыта работы

Как создать ситуацию успешности на уроке           иностранного языка

                                                             Учитель английского языка:

                                                       Малинникова Тамара Борисовна

                                                  с.Томское 2022г

Известный педагог В.Ф. Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать эффект «солёного огурца». Главное – создать рассол. Тогда какой бы огурец ни был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой «рассол»? Что взять за основу? Многие педагоги считают, что главный смысл деятельности учителя в том, чтобы создать каждому ребёнку ситуацию успеха на уроке. Она создаётся путём сочетаний условий, которые обеспечивают успех. Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому ученику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Успех в учении – один из источников внутренних сил школьника, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться.

В последнее десятилетие роль и значение английского языка значительно повысились, поскольку английский язык является средством международной коммуникации. В связи с этим перед учителем возникает задача сделать его более доступным  и интересным для каждого ученика.

Естественное или реальное общение должно являться органичной частью урока  иностранного языка.

Общение на уроке:

А) Естественное (реальное):

-официальное (I am on duty today.  May  I go out?)

-личное (Happy Christmus! Are you all right ?)

Б) Смоделированное:

-в вероятных учебных ситуациях (Buying some food.Treating people)

-в невероятных учебных ситуациях (Astronauts meet aliens and tell them about life on the Earth).

Реальное общение в классе необходимо постоянно стимулировать

Необходимо:

  • языковое окружение,
  •  постоянный мониторинг,
  •  ситуация успеха

Потенциал реального общения огромен и не ограничивается изучением единиц классного обихода.

Учащиеся должны уметь решать реальные коммуникативные задачи.

Причем решать эти задачи нужно так, как это принято в англоязычном культурном окружении

Ситуации реального общения возникающие на уроке:

  • Поприветствовать детей

( Hello, everyone! Hi there!)

  • Представиться

( Let me introduce  your classmates!)

  • Рассказать смешную историю, которая неожиданно пришла на ум

(I’ve just remembered a story…)

  • Посоветовать ученику обратиться к словарю

(You’d better look it up in  your copybooks.)

  • Разбить учащихся на группы

( Divide into two groups, please.)

  • Попросить поднять упавшую ручку

( Could you possibly pick up that pencil for me?)

  • Попросить закрыть окно/дверь

( Will you close the door, please?)

  • Поинтересоваться какое настроение у учащихся

(How are you?)

  • Попросить выйти к доске

(Will you come out to the display, please.)

  • Попросить принести мел

(Go and bring some chalk, please.)

  • Призвать класс к порядку

( Stop talking! May I have your attention, please.)

  • Попросить собрать работы/ дневники

(Hand in your works, please.)

  • Пожурить за невыполнение задания

( How disappointing!)

  • Похвалить ученика за хороший ответ

( How clever of you! Good for you!)

Сделать общение более реальным помогают междометия.

 Учитель должен выражать свои эмоции так, как это принято в иноязычной культуре:

  • Wow!            ( кла-а-асс!),
  • Oops !          ( ой! Не получилось!),
  • Yuppie !       ( ура!),
  • Yuk!             (фу!).
  • Ouch !          (ой! Больно!)
  • Моим детям тоже нравится когда мы с этим работаем, удивляются, что в учебнике  написано

Ситуация успеха- очень важный фактор стимуляции общения на уроке. Учитель,  в принципе,  не имеет права на плохое настроение, головную боль и повышенное давление.

Урок – время мобилизации всех жизненных сил.

Суть ситуации успеха в том, чтобы на деле воплощать веру в возможность решения тех задач, которые ставятся на уроке.

 Принцип «ты можешь выразить это по- английски ( даже если не помнишь грамматику и лексику)»- один из основополагающих принципов ситуации успеха.

В  переживании   ситуации   успеха   особенно   нуждаются   учащиеся, испытывающие определенные затруднения в учении. В связи  с  этим  необходимо подбирать такие задания,   с  которыми  учащиеся  этой  категории  могли  бы справиться без особых затруднений и лишь потом переходить  к  более  сложным упражнениям. В опыте передовых  учителей  с  этой  целью  используются так называемые сдвоенные  задания,  где  первое  подготавливает   к  выполнению более сложного задания.

С чего начинается успех?

Успех начинается с признания детьми права учителя учить.

Психологический климат, обстановка жизнерадостности, организация деятельности учащихся на уроке, разумное сочетание репродуктивных и творческих методов – важные компоненты залога успеха на уроке.

Предвкушение необычности, способности учителя удивлять, приносить элемент романтичности играют важную роль.

Необычное начало урока.

Условия для создания ситуации успеха на уроке:

1. Обязательное условие - атмосфера доброжелательности в классе на протяжении всего урока.
2. Снятие страха – авансирование детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи. Авансировать успех – значит объявить о положительных результатах до того, как они получены. Это увеличивает меру уверенности в себе ребёнка, повышает активность и его свободу.

3. Ключевой момент. Высокая мотивация предлагаемых действий: во имя чего? Ради чего? Зачем? Мотив – сильнейший механизм.

4. Реальная помощь в продвижении к успеху – скрытая инструкция деятельности, мыслительный образ предстоящей деятельности и пути её выполнения.

5. Краткое экспрессивное воздействие – педагогическое внушение, собранное в яркий фокус: «За дело! Приступаем!»

6. Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы (краткие реплики или мимические жесты).

7. Оценивание – оценка не производится в целом, она ставит акцент на деталях выполненной работы.\

  • Для создания ситуации успеха, мною на уроках применяются «нетрадиционные формы урока», которые позволяют разнообразить учебную деятельность, они способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а, следовательно, и эффективности урока.

 уроки с групповыми формами работы

 уроки творчества     урок – конкурс      урок – игра  урок – конференция        урок – спектакль

 урок – путешествие         урок – исследование

  • Инсценирование, разучивание диалогов, стихов – это трудоёмкая, но увлекательная и интересная работа не только для педагога, но и для учащихся.
  • Так, на уроке английского языке дети с удовольствием рассказывают стихи, составляют диалоги, акцент делается на этикетные нормы общения, с целью научить детей адаптироваться в реальных ситуациях. Для успешного построения диалога учащимся предлагается модель, образец, на который они ориентируются, ставится коммуникативная задача, предлагается наглядность на доске или на экране проектора. Например, в 4 классе разучивают диалоги по темам Погода, Покупки, Праздники, Школа, Путешествия и Транспорт и др., В нашем учебнике Афанасьевой и Михеевой представлены стихи английских и американских поэтов.
  • Уроки с использованием музыки и песен снимают напряжение и усталость, восстанавливают работоспособность учащихся, дают мощный эмоциональный заряд. Во 2 классах разучиваются песни про алфавит, цвета, игрушки, животных. Дети с удовольствием их исполняют. На уроках используются анимированные песни с образовательного сайта englishon-line. ru.

Песенный материал содержит аутентичный разговорный язык. Например, в 7 классе дети разучивают традиционные рождественские песни и др. В старших классах  обучающиеся с удовольствием слушают  песни, которые даются в нашем учебнике, я нахожу содержание песни и предлагаю, берут, может быть сами  поют. Обращение к песням и музыке приобщает к культуре страны изучаемого языка.

В учебной деятельности также используется метод проектов, который является эффективным инструментом самостоятельной познавательной деятельности. Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и основана на цикличной организации учебного процесса, то есть учебный процесс планируется по циклам, что дает мне возможность проектировать результат учебной деятельности моих учеников в конце каждого этапа обучения, а значит, способствует созданию ситуации успеха. На уроках это может происходить в виде различных форм обобщения всей работы. Проект, который я использую в своей работе - это самостоятельная работа, которая планируется и реализуется школьниками, в которой речевое общение на иностранном языке, вплетено в интеллектуально - эмоциональный контекст другой деятельности, а именно, какой - либо игры, воображаемого путешествия, экскурсии и т. д..  На уроках я предоставляю ученикам - творческие возможности осуществлять их обучение в рамках заданной темы и самостоятельно находить необходимую информацию не только из учебников, но и из других источников. Важным для меня является то, что в этой проектной работе весь учебный процесс ориентирован на учащихся, при этом в первую очередь учитываются интересы ученика, его жизненно-речевой опыт, эрудицию и конечно индивидуальные способности ученика. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона. Кроме того, созданные самими учащимися презентации являются отличной наглядной опорой для формирования и развития навыков устной речи.

Также, ученики принимают участие в разнообразных конкурсах и проектах, олимпиадах всероссийского и международного значения ( тесты на Учи.ру, ЛЕКТА, English teachers эрудит My English online ), что способствует формированию устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны, и развитию учебных интересов – с другой. Участие в международных школьных проектах способствует формированию кросс-культурной грамотности учащихся; формированию позитивного, толерантного отношения к культурным традициям других стран. Участие детей в разных проектах позволяет не только по новому взглянуть на изучение предмета английский язык, но и поверить в себя, свои силы и возможности, и по-новому воспринимать его, т. е. как реальное, а главное необходимое средство общения для обогащения своего социокультурного и кросскультурного потенциала. Попробовали  мои обучающиеся свои силы в Кванториуме.   Несколько человек приняли участие, показалось трудно, но это было хорошим стимулом  к дальнейшему более углубленному изучению предмета

Также, на уроках используются коллективные формы обучения. В данном случае действует принцип “Одна голова хорошо, а две лучше”. Выполняя работу в паре, в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно. Кроме того, введение в урок коллективных форм обучения позволяет оживить занятие, предоставляется возможность реализации коммуникативных потребностей учеников. Формы коллективной учебной работы обучающихся, используемые мною: работа в парах постоянного и сменного состава, работа в микрогруппах ( тройках, четверках), работа в группах (5-7 человек). Каждый участвует в работе, вносит свой посильный вклад; сильный объясняет слабому, каждый поднимается на ступеньку выше. При коллективной работе создаются следующие условия: понимание ученика и уважение к ученику (ученик чувствует себя значимым, полезным, с ним совещаются, разговаривают); помощь со стороны учащихся и учителя при необходимости. Каждый ученик в конце урока получает оценку за свой труд

Одним из важнейших обучающих и воспитывающих моментов в ситуациях успеха и неуспеха является осознание учеником достигнутого и недостигнутого, усвоенного или непонятого. Это – рефлексия и самоанализ.

Я использую следующую процедуру оценивания:

-Оценка ученика должна предшествовать учительской оценке.

-Младшие школьники имеют право на самостоятельный выбор сложности заданий.

Ученик не должен сравнивать себя с другими. Он должен видеть свой рост (каким был, каким стал).

Критерием результативности являются положительные изменения в чувствах, эмоциях, мышлении, практической деятельности учащихся, их комфортное состояние в учебном процессе и образовательном пространстве в целом.

Таким образом, создание ситуации успеха на уроке – неотъемлемая часть личностно ориентированного обучения. Ощущение успеха связано с признанием, с возможностью показать себя, ощутить свою значимость, ценность. Успех рождает сильный дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика, это залог положительного отношения к учению, к школе, к науке, к труду как таковому. Таким образом, ситуация успеха становится фактором развития личности школьника.

Советы Симона  Соловейчика:

        Там, где детей не побуждают придумывать хорошее, они придумывают дурное. Поэтому пусть они придумывают все время. Если не получается – пусть соберутся вдвоем, втроем. Вместе – получится.

        Дети очень любят импровизировать. Поэтому вся подготовка – от силы десять минут. Нет выступающих и зрителей, в каждом деле участвуют все.

        Для проведения творческих дел не обязательно самому быть выдумщиком, надо просто поддерживать детей и уважительно относиться к их командирские посты – по очереди. Сегодня – ты, завтра – я. Но всегда вместе.

        Любое дело не только сообща выполняется, но и организуется.

        В каждой затее – забота друг о друге и об окружающих людях.

        Каждое дело надо обсуждать в общем кругу. С этого начинается все.

        Поменьше замечаний на бегу, побольше серьезных разговоров в тихую минуту. С детьми вообще надо больше разговаривать – меньше придется кричать на них.

        В общем деле все в ответе за все. И каждый – самый главный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как создать ситуацию успеха на уроке английского языка

Игра является неотъемлемой частью обучения английскому языку детей младшего школьного возраста...

Как создать ситуацию успеха

Ситуация успеха на уроке ИЗО...

Семинар-практикум для педагогов "Как создать ситуацию успеха"

Ситуация успеха – это сочетание психологических условий, при которых человеку  дается возможность  испытать чувство радости и удовлетворения своими достижениями, гордости за свой труд, самоу...

"Как создать ситуацию успеха"

Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на настр...

"Как создать ситуацию успеха"

"Как создать ситуацию успеха" Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе о...

Доклад на тему «Дифференцированный подход помогает ли создать ситуацию успеха на уроке?»

Выступление на ШМО учителей естественно-математического цикла...

Мастер-класс «Использование на уроках приемов технологии РКМ» «Как создать ситуацию успеха на уроке»

Мастер-класс «Использование на уроках приемов технологии РКМ»«Как создать ситуацию успеха на уроке»                            ...