Семинар-практикум для педагогов "Как создать ситуацию успеха"
методическая разработка по психологии на тему

Закатеева Марина Анатольевна

Ситуация успеха – это сочетание психологических условий, при которых человеку  дается возможность  испытать чувство радости и удовлетворения своими достижениями, гордости за свой труд, самоуважение. Ситуация успеха невозможна без  мотивации достижения успеха, которая вызывает у человека желание действовать, утвердить себя, получить высокую оценку своих результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_sozdat_situatsiyu_uspekha.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

"КАК СОЗДАТЬ СИТУАЦИЮ УСПЕХА

ДЛЯ УЧЕНИКА И УЧИТЕЛЯ"

Составитель:

М.А.Закатеева, педагог-психолог

Пояснительная записка

Цель: повышение психологической компетентности педагогов по вопросам создания ситуации успеха для учеников.

Задачи:

  • охарактеризовать основные  понятия «успех», «ситуация успеха», «мотив достижения успеха», «мотив избегания неудачи», «психологическое поглаживание»;
  • ознакомить педагогов со способами создания ситуации успеха, использовать полученные знания на практике.

Техническое оснащение:

  • просторное изолированное помещение, удобная мебель для участников;
  • аудиомагнитофон с записями;
  • 2 зеркала;
  • клубочек;
  • памятка «Технологические операции создания ситуации успеха» (формат А4 - по количеству участников);
  • рисунок солнца (формат А4 – 1 шт);
  • маркер.

Продолжительность занятия: 60минут

Ход работы

  1. Упражнение-активатор «Ассоциации». Участники занятия должны назвать по очереди слово, которое ассоциируется с «успехом».

Вывод:

- Успех – это переживание радости оттого, что результат, к которому стремился человек в своей деятельности, либо совпал с его ожиданиями, либо превзошел их.

- Ситуация успеха – это сочетание психологических условий, при которых человеку  дается возможность  испытать чувство радости и удовлетворения своими достижениями, гордости за свой труд, самоуважение.

Ситуация успеха невозможна без  мотивации достижения успеха, которая вызывает у человека желание действовать, утвердить себя, получить высокую оценку своих результатов.

Мир ребенка – это мир эмоций, важно помнить об этом всегда и уметь устанавливать психологический контакт (вербальный, невербальный), создавать атмосферу доверия (доброжелательности).  Используйте в общении с детьми, и особенно с так называемыми «трудными» все то, что можно отнести к «психологическому поглаживанию»: Вашу улыбку, обращение по имени, фразы типа: «Я рада тебя видеть», «Мне приятно общаться с тобой», «Как хорошо, что мы встретились» и т.д., похвалу, комплимент.

2. Упражнение «Зеркало». По кругу передается зеркало. Задача каждого игрока – посмотреться в зеркало и попытаться воспринять себя отстраненно, как будто видишь не свое отражение, а лицо незнакомца, которое привлекло внимание. Сосредоточенно изучите этого человека и попытайтесь ответить на такие вопросы:

- Что привлекательного вы видите в этом человеке?

- За что его можно любить?

- Что вызывает уважение?

Обсуждение, подведение итогов упражнения: сложно увидеть хорошее в себе, но, научившись это делать, полюбив себя, значительно проще увидеть нечто особенное и в другом человеке.

3. Упражнение «Комплименты» (работа в парах). Участники делятся на пары. В течение 1 минуты один говорит комплименты, другой выслушивает и добавляет «Спасибо, а еще я…». Далее партнеры меняются местами. По окончанию упражнения участники делятся впечатления о том, что они чувствуют после этого упражнения.

Рефлексия проходит в игровой форме по типу упражнения «Поменяйтесь местами те, кто..»:

- кому понравилось выслушивать комплименты?

- кому понравилось говорить комплименты?

- кому трудно было говорить комплименты?

- кому было трудно, неловко выслушивать комплименты?

- кто умеет хвалить себя и делает это?

- кто говорит комплименты ученикам, хвалит их?

4.  Упражнение «Лучи солнца». Участникам передается рисунок солнца, на котором они должны написать фразы, слова, комплименты, которые они используют для поощрения, одобрения и поддержки учеников на уроках.

5.  Подведение итогов. «Притча о толкователе сновидений».

        Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал  озабоченно и сказал: «Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим  всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму  несчастного и призвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Я счастлив сообщить тебе радостную новость – ты переживешь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил его за  это предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» - спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба истолковали сон. Но все зависит от того, не что сказать, а как сказать».

Технологические операции создания ситуаций успеха.

ОПЕРАЦИЯ

НАЗНАЧЕНИЕ

РЕЧЕВАЯ ПАРАДИГМА

1. Снятие страха

Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

«Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться».

«Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения».

«Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».

2. Авансирование успешного результата

Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.

«У вас обязательно получиться..»

«Я даже не сомневаюсь в успешном результате».

3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности

Помогает ребенку избежать поражения.

Достигается путем намека, пожелания.

«Возможно, лучше всего начать с…..»

«Выполняя работу, не забудьте о…..»

4. Внесение мотива

Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

«Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…»

5. Персональная исключительность.

Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.

«Только ты и мог бы….»

«Только тебе я и могу доверить…»

«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…»

6. Мобилизация активности или педагогическое внушение.

Побуждает к выполнению конкретных действий.

«Нам уже не терпится начать работу…»

«Так хочется поскорее увидеть…»

7. Высокая оценка детали.

Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

«Тебе особенно удалось то объяснение».

«Больше всего мне в твоей работе понравилось…»

«Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как создать ситуацию успеха на уроке английского языка

Игра является неотъемлемой частью обучения английскому языку детей младшего школьного возраста...

Как создать ситуацию успеха

Ситуация успеха на уроке ИЗО...

"Как создать ситуацию успеха"

Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на настр...

"Как создать ситуацию успеха"

"Как создать ситуацию успеха" Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе о...

Доклад на тему «Дифференцированный подход помогает ли создать ситуацию успеха на уроке?»

Выступление на ШМО учителей естественно-математического цикла...

Советы родителям: как создать ситуацию успеха у ребенка.

Надо создавать ребенку ситуации успеха, когда, чего-то достигнув, ребенок мог сказать: "Ура" У меня получилось! Я сделал это!". Что же может способствовать успеху вашего ребенка в школе? Следуйте этим...

Мастер-класс «Использование на уроках приемов технологии РКМ» «Как создать ситуацию успеха на уроке»

Мастер-класс «Использование на уроках приемов технологии РКМ»«Как создать ситуацию успеха на уроке»                            ...