Доклад на тему «Дифференцированный подход помогает ли создать ситуацию успеха на уроке?»
статья по математике на тему

Гильмутдинова Ильза Маснавиевна

Выступление на ШМО учителей естественно-математического цикла

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Доклад29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему «Дифференцированный подход помогает ли создать ситуацию успеха на уроке?»

Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами:

Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?

Ни один ребенок не приходит в школу неудачником. Он приходит в школу преисполненный желания учиться. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям. Поэтому необходимо создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, стимулирующий познание.

Одним из возможных способов формирования ситуации успеха в учебной деятельности школьника является такая организация работы учителя, в которой учитываются индивидуальные особенности учеников. Наиболее оптимальный результат в данной ситуации даст технология дифференцированного обучения.

Принципы дифференцированного обучения включают самый важный элемент образования – создание психологически комфортных условий. Режим работы по данной технологии позволяет учителю работать со всеми учениками класса, не усредняя уровень знаний обучающихся, позволяя слабому ученику видеть перспективу успеха, а сильному иметь возможность творческого роста. Достоинство данного способа обучения состоит в том, что в некоторой степени решается проблема неуспеваемости, снимается психологический дискомфорт учеников - это позволяет снизить перегрузки, снимает беспокойство, формирует чувство собственного достоинства учащихся, повышает мотивацию обучения.

В качестве основного пути осуществления дифференциации обучения предлагается формирование групп. Деление на группы осуществляется, прежде всего, на основе критерия достижения уровня обязательной подготовки. При этом можно использовать два вида дифференцированной формы учебной деятельности: групповую дифференцированную и индивидуальную дифференцированную работу учащихся. В первом случае учащиеся одной группы выполняют свое дифференцированное задание коллективно (по 3–4 человека), во втором – индивидуально. При групповой форме деятельности на уроке организуется отчет каждой группы, а при индивидуальной форме проверяется и оценивается работа каждого ученика

Итак, в классе сформировались три группы учащихся, по-разному относящиеся к математике. Я сообщаю ученикам, кто в какой группе оказался; можно сделать это в шуточной форме: Считалкины, Решалкины и Смекалкины (группы отвечают уровням А, В и С). Эти названия не придуманы мной лично, их я позаимствовала  в разработках учителей – методистов. Ребята знают, что состав групп не закреплен раз и навсегда. Со временем можно перейти из одной группы в другую в соответствии с результатами обучения и собственным желанием.

Задания каждой группе предлагаю разные. Например:

 Считалкиным – «Выберите из данных ответов верный», «Исправьте ошибку в …».

 Решалкиным – «Назовите правило, по которому выполняли действие …», «Закончите решение …».

 Смекалкиным – «Поясните причину допущенной ошибки», «Сформулируйте определение понятий, использующихся в данной задаче».

Дифференциацию можно проводить по отношению ко всем учащимся уже со второго урока по новой теме. Смекалкины переходят от обязательных заданий к творческим.

Решалкины сосредоточиваются на упражнениях, требующих хорошего понимания основных положений темы.

Считалкины снова и снова возвращаются к основным моментам.

Домашние задания тоже можно дать дифференцированно по уровню сложности. Считалкиным предлагаю задания, соответствующие обязательным результатам обучения.

Решалкиным даю такое же задание, к которому добавляю более сложную задачу.

Смекалкиным задание из учебника дополняю задачами из различных пособий.

Одним из важнейших требований, предъявляемых человеком к любой деятельности, в частности учебной, является создание психологического комфорта для его занятий этой деятельностью, включающего и понимание ее цели и значимости этой цели лично для него, и желание получить адекватную его достижениям оценку результатов его деятельности со стороны учителя и, что не менее важно, со стороны товарищей. Целью личностно ориентированного обучения является развитие личности ученика, стремление к переходу к саморазвитию, самопознанию, самоопределению, к выбору индивидуальной траектории обучения – формирование интереса к собственному я, кто я на самом деле, могу ли я, если захочу, быть успешным, не хуже других, именно в математике, т.е.  познание себя как субъекта математической учебной деятельности, самостоятельный выбор учебных целей, задач и форм учебной работы, проявление своего творческого потенциала в учебных заданиях и учебных ситуациях.

Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как создать ситуацию успеха на уроке английского языка

Игра является неотъемлемой частью обучения английскому языку детей младшего школьного возраста...

Как создать ситуацию успеха

Ситуация успеха на уроке ИЗО...

Доклад на тему: "Дифференцированный подход к учащимся с нарушением интеллекта на уроках русского языка.

Цели и задачи дифференцированного подхода.Работа по трём уровням сложности(высокий, средний, низкий)....

Доклад на тему Дифференцированный подход в обучении английскому языку в средней общеобразовательной школе

Основные задачи дифференцированного подхода в обучении английскому языку...

Семинар-практикум для педагогов "Как создать ситуацию успеха"

Ситуация успеха – это сочетание психологических условий, при которых человеку  дается возможность  испытать чувство радости и удовлетворения своими достижениями, гордости за свой труд, самоу...

"Как создать ситуацию успеха"

Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на настр...

Доклад на тему: «Дифференцированный подход в обучении учащихся с ОВЗ на уроках «Столярного дела»»

Доклад на тему:«Дифференцированный подход в обучении учащихся с ОВЗ на уроках «Столярного дела»»...