Система установочных и устно-речевых упражнений, направленных на развитие рецептивных и продуктивных навыков речедеятельности
методическая разработка по английскому языку

Орлова Марина Олеговна

Система установочных и устно-речевых упражнений, направленных на развитие рецептивных и продуктивных навыков речедеятельности

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система установочных и устно-речевых упражнений, направленных на развитие рецептивных и продуктивных навыков речедеятельности

Введение

Как готовить учащихся к тематическому монологическому высказыванию и
отвечать на вопросы экзаменатора? Говорение является одним из самых важных умений при обучении иностранному языку. Большинство методистов выделяют упражнения для усвоения материала и для его использования в речи. Однако терминология при этом чрезвычайно разнообразна.

Цель данной работы рассмотреть  значение и виды установочных и устно-речевых упражнений для обучения говорению.

Упражнение - специально организованное многократное выполнение языковых (речевых) операций или действий с целью формирования или совершенствования.

Монологическая речь  -  это речь одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе. Речь в монологической форме в рамках программы средней школы сводится к распространенному ответу на вопрос, сообщению на определенную тему, описанию кадров фильма, рассказа по картине или по серии картин. умения  для МР формируются путем применения условно-речевых упражнений, целью которых является обучить связности и логичности высказывания.

Рецептивными умениями считаются восприятие и понимание  связного иноязычного текста при чтении и восприятии речи на слух, а также понимание своих собеседников при диалоге и групповом общении. Так,  аудирование и чтение являются рецептивными видами речевой деятельности, говорение и письмо – продуктивными.

В отечественной методике обучения иностранным языкам  выделяют два основных пути формирования навыков говорения:

  1. «сверху вниз»
  2. «снизу вверх»

Первый способ  обучения начинается с целого – абзаца, рассматриваемого в качестве структурно – интонационного эталона для построения ему подобных, с восприятия диалога (на слух, а затем с графической опорой) с целью общего понимания смыслового содержания, выявления действующих лиц и их позиций. 

Путь "снизу вверх" предполагает , что обучающиеся опираются не на  материал одного конкретного текста, а используют материал многих прочитанных ранее текстов, межпредметные связи, общее понимание вопроса, личный опыт.

Классификация устно-речевых упражнений, направленных на развитие рецептивных и продуктивных видов речедеятельности

Рецептивные упражнения:

Это упражнения, выполняемые на уровне рецепции: например, учитель сказал – ребенок повторил. Тип упражнений по их назначению; упражнения, связанные с восприятием готового языкового материала при аудировании и чтении. Рецептивные упражнения не являются пассивными по характеру: в восприятии речи участвуют как мнемонические процессы (узнавание, припоминание), так и различные мыслительные операции (анализ, синтез, умозаключение и др.). Рецептивные упражнения носят творческий активный характер. Рецептивные упражнения могут быть языковыми и речевыми; их наличие необходимо при формировании всех видов речевой деятельности, хотя естественно, что при обучении рецептивным видам речевой деятельности их удельный вес оказывается значительнее.

Репродуктивные упражнения:

Можно сказать, что при выполнении данного вида упражнений ученик чуть-чуть что-то видоизменяет: например, учитель дает установку «Я люблю мороженое и шоколад, скажи, что ты тоже». Это тип упражнений по их назначению; упражнения, связанные с воспроизведением (устным или письменным) услышанного или прочитанного. Репродуктивные упражнения иногда ошибочно отождествляют с механическим воспроизведением чего-либо, что является самой низкой формой репродукции. Творческая репродукция связана с расширением, сужением, преобразованием, обобщением и т. д., т. е. с целым рядом мыслительных операций. При выполнении репродуктивных упражнений внимание обучающегося сосредоточено прежде всего на содержательной стороне, при этом он извлекает из памяти языковой материал, соответствующий замыслу выступления. Репродуктивные упражнения – необходимый этап работы при обучении всем видам речевой деятельности. При обучении говорению и письму объем репродуктивных упражнений более значителен.

Репродуктивные упражнения направлены на развитие навыков и умений:

  • выявления основных элементов содержания текста;
  • поиска необходимой информации в текстах разного жанра;
  • извлечения информации и трансформаций структуры и языкового материала текста;
  • определения основной и второстепенной информации;
  • семантизации (выявления смысла, значения) языковых единиц и речевых образцов, их узнавания в тексте;
  • языковой догадки (по формальным признакам и по контексту);
  • проведения словообразовательного анализа;
  • свободного ориентирования и восприятия текстов разного стиля;
  • нахождения ключевых слов текста;
  • применения грамматических правил в выполнении работы.

Продуктивные упражнения:

Тип упражнений, при выполнении которых ребенок должен творчески подойти к решению поставленной перед ним задачи («Расскажи о своих впечатлениях, о фильме, сравни и сопоставь фотографии и расскажи, как бы ты хотел жить, и т.д.»), максимально используя все ранее приобретенные лексико-грамматические навыки, речевые навыки, т.е. продуктивные упражнения направлены на развитие:

  • умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
  • умения  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,  самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;
  • умения выводить следствия и причинно-следственные связи;
  • умения построить логическую цепь рассуждений;
  • умения выдвигать гипотезы;
  • умения осознанно строить речевое высказывание;
  • навыков перевода с русского на английский;
  • умения подробно или сжато передавать содержания текста с опорой и без;
  • умения высказываться по теме, используя эмоциональное и оценочное суждение;
  • умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

умение владеть монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами иностранного языка и т.д.

Упражнения на развитие монологической речи могут быть следующих типов.

Упражнение на дополнение представляет собой ряд незавершенных предложений и сопровождается заданием закончить их по смыслу или используя информацию из прочитанного (услышанного) текста. Как правило, задается начало предложения. Оно служит смысловой опорой к созданию законченного высказывания.

Дрилл – предполагает целенаправленную обработку отдельного учебно-речевого действия и его многократное воспроизведение с целью запоминания языкового явления. Это жёстко управляемая тренировка фонетического, лексического и грамматического материала. Усвоение формы и значения происходит вне контекста, вне ситуации.

Упражнения на расширение заданного речевого материала, представленного словосочетанием, частью предложения, предложением. Расширение осуществляется за счёт детализации, включения элементов описания, конкретных примеров, логического развития мысли. Упражнениям на расширение противостоят упражнения на сжатие.

Заполнение пропусков – в основе методика восстановления связного текста. Обычно предлагаются варианты для заполнения пропусков (слова, связующие элементы текста). Допускаются варианты упражнений этого типа с заданием угадать по контексту (или сочетаемости) какие слова пропущены.

Упражнения на обмен информацией по типу «мозаики». В основе упражнений лежит «информационное неравновесие». Каждому участнику группы предлагается только часть общего банка информации – текста для чтения или прослушивания. После ознакомления со своей порцией информации учащиеся обмениваются ею и восстанавливают общее содержание текста. Полученный общий объём позволяет решить речемыслительную задачу. В рамках упражнений по типу мозаики взаимодействуют разные виды речевой деятельности, что придаёт им особую ценность.

Упражнения на соотнесения единиц языка (слов, словосочетаний, предложений) содержат задание распознать соотносящиеся друг с другом элементы, предварительно разрозненные и объединить их в пары или группы. Популярны задания на соотнесения текста и заголовка. Соотнесение – одно из умственных действий, таких как выбор, сравнение, группировка и др.

Упражнения на предвосхищение (прогнозирование). Это способность предугадывать новое, опираясь на уже известное. Эти упражнения эффективны для развития умений экспрессивной устной речи. Учащиеся побуждаются видеть причинно-следственные связи, предвидеть развитие темы или сюжета. Таким образом обеспечивается речевая практика.

Ранжирование – упражнение, в котором учащиеся получают задание познакомиться с предлагаемым материалом, оценить содержащуюся в нём информацию и распределить её согласно определённым критериям: степень важности, эмоциональная окрашенность, предпочтение и др. При ранжировании информации реализуется принцип личностной направленности обучения.

Учебный перифраз. Цель упражнений этого типа – уточнение или описательное выражение мысли. Это замена узких понятий более общими, дефиниции незнакомых слов, работа с синонимами, антонимами.

Мозговой штурм – в основе этого упражнения лежат приёмы семантических ассоциаций. В связи с заданной темой учащиеся спонтанно высказывают идеи, мнения и фиксируют их неупорядоченно в виде отдельных слов, словосочетаний, предложений. Таким образом стимулируется речемыслительная деятельность учащихся. Мозговой штурм даёт возможность учащимся с разным уровнем знаний вносить свой вклад в разработку идеи, активизировать свой словарный запас.

Составление логико-смысловой карты – это упражнение, в котором, как и в «мозговом штурме» реализуются приёмы порождения семантических ассоциаций. Это смысловой комплекс высказывания. Представляет в графически упорядоченном и логически связанном виде основные понятия обсуждаемой темы. При составлении семантической карты в центр смыслового комплекса помещается главное понятие – ключевое слово, по ассоциации с которым порождается лексико-грамматический материал, предстающий в виде семантического поля. Карта способствует ассоциативному запоминанию слов и структур, помогает строить самостоятельные устные высказывания.

Направляемая дискуссия. При недостаточном владении языком дискуссия строится на основе текста. Учащимся предлагаются вопросы, опоры, схемы, а также невербальные опоры (например, иллюстрации). Направляемая дискуссия сопровождается заданием найти общую точку зрения, разрешить конфликтную ситуацию. Дискуссия требует предварительной подготовки: отработки элементов монологической речи.

Устное сообщение – монологическое высказывание на заданную или свободно выраженную тему. Необходимо 5-6 высказываний, небольших по объёму. Можно проводить эту работу в парах или в группах, можно выступить перед всем классом.

Решение речемыслительных или проблемных задач. Проблемная ситуация характеризуется наличием интеллектуального затруднения, проблемы нравственно-этической, социальной, научной и т.д. Это исследовательский вид задания. Главная ценность этого вида упражнений в том, что они способствуют развитию механизмов мышления: целеполагания, прогнозирования, комбинирования и т.д.                                

Ролевые игры. Участники осуществляют речевое взаимодействие в рамках предписанного ролевого поведения, часто с подсказкой языковых средств. Ролевые сюжеты предсказуемы, не имеют установки на разрешение конфликта.

Интервью – коммуникативное упражнение, разновидность беседы, в форме ролевой игры. Развивает экспрессивную устную речь.

Проект – это самостоятельно планируемая и реализуемая учащимися работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности. Это может быть заключительный этап определённого цикла работы. Основная часть работы проводится внеаудиторно. В классе при участии учителя проходят начальная и заключительная стадии. Участие в проекте развивает умение работать в коллективе. С точки зрения обучения речи – взаимодействие всех видов речевой деятельности, ориентация на личность учащегося. Данный вид работы приучает к самостоятельности, планированию действий, раскрывает творческий потенциал личности.

  Стратегии работы над диалогическим высказыванием:

•объясните своему собеседнику, что надо сделать и почему ( на базе задания)
•выберите один из предложенных вариантов в задании и предложите его собеседнику,
•объясните, почему он подходит, представив 1 аргумент
•спросите, что думает ваш собеседник об этом предложении
•продолжайте отстаивать своё мнение, представив ещё один аргумент ( или 2 аргумента) в пользу своего мнения
•предложите рассмотреть другой вариант, далее действуйте по предыдущей схеме
•спросите, что может предложить  ваш собеседник
•вежливо не согласитесь с предложением собеседника
 после обсуждения всех вариантов предложите своё решение и придите к единому мнению.

                          Как готовить учащихся к диалогу?

(К слайду и к раздаточному материалу)

Второе экзаменационное задание предполагает диалог с целью обмена оценочной информацией. Учащемуся  предлагается какая-то проблема / ситуация и обычно три или четыре варианта её решения. Задача ученика обсудить все предложенные варианты и прийти к обоюдному согласию (с экзаменатором) решения данной проблемы.

Два типа диалогов:

  1.  диалог с обменом информацией (ролевая игра)

      2.    диалог с обменом оценочной информацией (модулированная ситуация)
Любой из этих диалогов проходит 3 стадии:

1.Инициирование разговора (* объяснение ситуации,*запрос информации,*выдвижение предложений)
2.Развитие разговора( *ответная реплика, *реакция на сбой разговора, *вовлечение партнёра в разговор)
3. Завершение разговора (*прийти к определённому мнению, * подвести итоги дискуссии, *выдвинуть основания закончить разговор)
         Диалогическая речь на иностранном языке сложнее, чем монологическая, поскольку в ней должны быть задействованы умения не только говорения, но и аудирования. Реакция партнёра по общению непредсказуема, кроме того, логика развития диалога неизвестна партнёрам заранее.
Работу по подготовке учащихся к диалогу можно условно разбить на три этапа.
        
Первый этап подготовки – составить свой диалог на основе готовых диалогов и выучить его. Контроль диалогической речи проводится в классе ( пары постоянного состава), но это контроль подготовленной речи дома.
        
Второй этап подготовки – учитель задаёт ситуацию (т.е. ученики знают тематическую ситуацию заранее и могут повторить лексический материал), а для парной беседы в классе учитель сам выбирает пары (т.е. ученики не знают, кто с кем будет беседовать, и как будет развиваться беседа). Контроль диалогической речи проводится в классе (пары сменного состава), при этом речь не подготовлена заранее.
        
Третий этап подготовки – учитель задаёт только тему, по которой будет проходить беседа, но учащиеся не знают ни ситуацию, ни собеседника. В данном варианте проходит контроль неподготовленной речи.
             При обучении диалогу большое значение имеет обучение спонтанному реагированию на реплики партнёра. Естественно, диалог не может звучать вне тематической ситуации. Источником порождения диалогической речи может быть тематическая ситуация, основанная на программе школьного курса.

            Поскольку диалогическая речь предполагает с методической точки зрения умение свободно пользоваться лексическим и грамматическим материалом, причем любая языковая форма должна быть отработана настолько, чтобы она не являлась препятствием, не мешала думать учащимся о содержании самостоятельного высказывания; то естественно речевому упражнению предшествует тренировочное упражнение, где должны тщательно исправляться все ошибки, где следует побуждать учащихся к многократному повторению речевого образца и заменять отдельные элементы более подходящим вариантом.

Система установочных и устно-речевых упражнений, направленных на развитие рецептивных и продуктивных навыков речевой деятельности на примере УМК "Звездный английский"

1.Упражнения с опорой на вопросы или на данный языковой материал. Учащиеся начальной ступени после упражнений в выражении мысли одним предложением учатся отвечать на вопрос 2-3мя предложениями: Who is he? – He`s a waiter. His name is Pete. В подобных упражнениях логическая схема высказывания задается вопросами, например: Cоздать рассказ. «In the shop» You are in the shop. What do you see? What do you buy? Иногда логикой изложения управляет порядок прилагаемого языкового материала. Например, тема Le Petit Prince. Нужно рассказать об этом произведении, используя следующие слова: habiter, planète...

2.Упражнения для развития МР, построенные на так называемой логико-синтаксической схеме. Используется последовательность фраз, т.к. она отражает определенную логику развития мысли и повторяемость синтаксических сцеплений между фразами, например: Я люблю... И я хорошо... Довольно часто... Но... .

3.Упражнения с опорой на ситуацию: а) рассказ по плану; б) рассказ без предложенного плана.

4.Упражнения с опорой на текст, с воспроизведением прочитанного и услышанного как можно ближе к оригиналу. Особые требования предъявляются к тексту для пересказа: он должен быть сравнительно небольшого объема, с четко выраженным содержанием, не перегруженным деталями, названиями мест, городов, именами, из текстов студенты должны получать новую и значимую для себя информацию.

Работа над текстом следующего характера:

 ответы   на вопросы  по тексту. Вопросы смысловые, они м.б. даны до прочтения, тогда будет дана установка на выделение содержания;

выделение главного;

нахождение в тексте ответов на вопросы и их озвучивание;

выстраивание логической цепочки развития действия. Преподаватель читает, а потом кратко им пересказывает, нарушая последовательность, учащиеся при этом должны исправить и рассказать правильно;

краткий и развернутый пересказ, самим придумать описание героя, дать свою оценку с использованием формул: мне кажется…, я думаю…, я считаю…

При этом нужно выстраивать систему стимулов:

-         текст;

-          наглядность  (предметно-изобразительная: рисунки,  картинки );

-         тема.

Тема задает лишь предмет разговора, при этом возможна абсолютная самостоятельность говорящего.

Сначала мы формируем первичные умения на основе изученного материала, далее идет развитие этих умений, а затем – их совершенствование.

Диалогическая речь представляет собой сложную речевую деятельность, в которой речь одного из участников зависит от речевого поведения другого.

Для развития умений ДР большое значение имеют условно-речевые упражнения с разными опорами. Основная цель условно-речевых упражнений применительно к обучению диалогу – овладение структурами вопроса, ответа, необходимых клише и умением переносить их в другие ситуации.

1Упражнения с подсказкой учителя:

А)Расширение и сужение высказывания. Цель этого упражнения — умение различать ключевые слова, «смысловые вехи» от второстепенных элементов, от деталей. Сужение высказывания имеет целью научить выделять основные факты, главное в высказывании — излагать мысль без лишних деталей.

Б)Комбинирование двух речевых образцов. Цель упражнения — овладевать умениями комбинирования языкового материала.

В)Формулировка вопроса при помощи картинки и с подсказкой.

2Упражнения с опорой на образец:

А)Микробеседа. Это упражнение создает ситуацию естественного общения и, приближаясь к «скрытым» приемам, дает возможность запомнить аутентичную речь, а также помогает автоматизировать навыки грамматически правильной речи, например: What book do you prefer? –This one. –Why? – I like historical books.

Б)Упражнения с эквивалентными заменами. Наша мысль может выражаться различными средствами языка. Умение выражать по-разному одну и ту же мысль очень важно при овладении речевой деятельностью на иностранном языке.

1Упражнения с опорой на наглядность:

А)Ответы на вопросы по картинкам.

Б)Составление диалога, пользуясь картинкой или серией картин.

2)С опорой на ситуацию:

А)С  ограниченным языковым  материалом, например: Mum wants Paul to wear a coat and a scarf. Paul wears  the coat but doesn`t want to wear scarf. Act a dialogue.

Б)Без   ограничения   материала, cозданную  при  помощи  изображения (рисунка, диафильма) [Международный  центр современных методик преподавания Dioo Диалогическая речь

Одним из видов условно-речевых упражнений при обучении диалогической речи могут  служить ролевые  игры(role play).

Ролевые игры  - прием, при котором учащийся должен говорить в рамках заданных обстоятельств, выступая в роли одного из участников иноязычного общения. Обязательным компонентом является наличие проблемной ситуации. Это улучшает мотивированность высказывания, делает их более - аргументированными и эмоциональными. Постановка проблемы и возможности их решения развивает у учеников критическое мышление. Творческое ролевое общение требует развитых социальных умений. Поэтому ролевые игры на уроках ИЯ нередко включают элементы социального тренинга (упражнений в общении).  

Исследователи разработали ряд правил ролевых игр:

Учащийся должен уметь поставить себя в ситуацию, которая может возникнуть в реальной жизни.

Должен адаптироваться к роли в предложенной ситуации

Участники игры должны концентрировать свое внимание как и на на использовании единиц языка, так и на их закреплении.

Существует пять категорий ролей:

1)врожденные – определяющие пол и возраст участников игры

2)приписанные – национальность и принадлежность к определенной социальной группе

3) приобретенные – профессия

4) действенные  - определяют круг действий

5)функциональные- определяют функции общения(радость, сочувствие)

Наиболее важными являются 2 последние категории ролей. Функциональные категории  могут рассматриваться как определенные блоки самой игры и их отработка должна проводиться на подготовительном этапе( речевые клише, выражающие радость, огорчение). А действенные помогают найти пути решения поставленной задачи.

Изучение таких тем, как «Школьная жизнь», «Знакомство»,«Охрана природы», «Каникулы» могут заканчиваться ролевыми играми.

Сначала ребят знакомят с лексикой и речевыми клише, потом обсуждается проблема, которую требуется разрешить в ходе игры.

Вот самый простой пример игры:

Сustomer

You go into a supermarket to buy something for dinner.

Meat 500 gr

Milk 1 l

A bar of chocolate

Remember to be  polite/

Shop assistant

You work in a supermarket

Here are some prices for products

Meat 1 kilo – 220 rub

Milk 1 l – 35 rub

A bar of chocolate 35 rub

You start the conversation

Remember to be polite/

Коллажирование

Коллаж – это наглядное вспомогательное средство обучения, методический прием, который предполагает последовательное наращивание лексического фона какого-либо ключевого понятия.

Цель коллажирования – формирование у учащихся межкультурной компетенции, предполагающей интерес к особенностям чужой культуры.

Методы работы с коллажом: эвристические, исследовательские, проблемные.

Приемы работы с коллажом:

В центре коллажа – ключевое понятие – ядро, а вокруг него понятия – спутники, например, тема"Washington, DC" .

Учитель в центре на доске пишет ключевое слово "Washington, DC" и обводит в кружок. Вначале необходимо обратить внимание школьников на главное понятие: "Today we shall look at the key word Washington, DC". Далее учащиеся слушают текст, называют понятия – реалии, которые у них ассоциируются с ключевым словом. Учитель вносит в коллаж новые ассоциации. Затем школьники работают в парах для устранения из коллажа понятий, которые не связаны по смыслу с ключевым. Например:

А: Is Kennedy airport situated in Washington?

В:No. It is situated in New York.

Старшеклассникам дается задание на дом: подберите дополнительную информацию по теме, используя учебник или страноведческий справочник. На следующем уроке коллаж составляется повторно, учащиеся комментируют понятия – спутники и представляют собранную информацию. В процессе комментирования лингвострановедческого материала учитель создает учебные ситуации, вовлекая в общение всех учеников, задавая вопросы:

Как ты думаешь? Согласен ли?

За каждый правильный ответ, дополнение учащиеся получают дополнительные баллы к отметке за урок.

Коллажирование

  • Привлекает внимание учащихся.
  • Стимулирует их познавательные интересы.
  • Создает положительную мотивацию.
  • Активизирует речемыслительную деятельность.

Прием коллажирования способствует накоплению опыта построения логических опор.

Создает предпосылку для развития абстрактного мышления, а также навыков самостоятельной работы.

Заключение

На основе данной работы можно сделать вывод, что УРУ важны при обучении, как диалогической, так и монологической речи. При обучении монологической речи, УРУ чаще всего базируются на тексте или каком-то языковом материале. При  обучении диалогической речи особую роль играет наглядный материал(картинки, видео), а также ролевые игры. Ролевые игры  - прием, при котором учащийся должен говорить в рамках заданных обстоятельств, выступая в роли одного из участников иноязычного общения, по-другому, их еще называют упражнения  в общении. Одним из оригинальных видов УРУ служит прием коллажирования. Он стимулирует их интерес и речь, создает необходимую мотивацию.

Для предотвращения ошибок в речевом упражнении учителю необходимо проводить кропотливую работу по предупреждению их путем серии специальных тренировочных упражнений, которые включают в себя и самые простейшие имитационные, направленные на преодоление трудностей фонетического и ритмико-интонационного  характера; и различные учебно-коммуникативные упражнения – упражнения на подстановку, трансформацию, ответы на вопросы или придумывание предложений по образцу. 

Список  используемой литературы:

  1. Калимулина О.В. Ролевые игры в обучении диалогической речи// Иностранные языки в школе. 2003. № 3. с.17-20
  2. Международный  центр современных методик преподавания Dioo  Монологическая речь [Электронный ресурс] URL: http://www.dioo.ru/monologicheskaya-rech.html  
  3. Международный  центр современных методик преподавания Dioo Диалогическая речь [Электронный ресурс] URL: http://www.dioo.ru/dialogicheskaya-rech.html  
  4. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»  Кондратьева С.И. - Активизация речемыслительной деятельности учащихся на уроках английского языка на основе лингвострановедения [Электронный ресурс] URL:  http://festival.1september.ru/articles/518165/  
  5. Scott W.A., Ytreberg L.H.Teaching English to children - Longman



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности с помощью УМК Opportunities

Статья об особенностях подачи материала на развитие различных видов речевой деятельности в  УМК Opportunitie...

Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с задержкой психического развития. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка.

Все коррекционные упражнения, направленные на развитие внимания учащихся среднего звена, составляют совокупную систему, охватывающую разделы языкознания: лексику, грамматику, фонетику,  словообра...

Комплекс специальных упражнений, направленных на расширение лексикона и речевых навыков детей

Комплекс специальных упражнений, направленных на расширение лексикона и речевых навыков детей...

Презентация на тему: Упражнения, направленные на развитие навыков аудирования.

Презентация на тему: Listening skills. Данная презентация содержит ряд упражнений, направленных на развитие навыков аудирования учащихся....

Статья по РКИ (русский язык как иностранный) на тему: "Система упражнений, направленных на формирование у иностранных учащихся навыков определения рода имён существительных".

В статье рассматриваются проблемы, связанные с разработкой системы упражнений, направленных на обучение иностранных учащихся русской категории рода. Высказывается предположение о том, что типология уп...