Статья "Проектирование урока иностранного языка с применением интерактивных технологий"
статья по английскому языку

Маркина Татьяна Николаевна

статья по английскому языку по теме

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

МАРКИНА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА

учитель английского языка МОУ СОШ №24, г.Саранск, Россия, markina3003@mail.ru

Аннотация: В статье представлены основные методические принципы применения интерактивных технологий на уроке иностранного языка.

Ключевые слова: интерактивные технологии, принцип взаимодействия и активности, совместная деятельность, коммуникация.

MARKINA TATYANA NIKOLAEVNA

English teacher of the Secondary school No. 24, Saransk, Russia, markina3003@mail.ru

Abstract: The article presents the main methodological principles of the use of interactive technologies in a foreign language lesson.

Key words: interactive technologies, the principle of interaction and activity, joint activity, communication.

Объективной потребностью современного общества является поиск оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса в школе. Мир новейших информационно-коммуникативных технологий занимает все большее место в нашей жизни. Использование их на уроках иностранного языка повышает мотивацию и познавательную активность учащихся, расширяет их кругозор и позволяет применить личностно-ориентированную технологию интерактивного обучения иностранному языку, т.е. обучение во взаимодействии.

 При интерактивной модели процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех обучающихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения. [1, с.36]

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности учащихся, при которой все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы. [4, с.9]

Интерактивные методы основаны на принципах активности обучаемых, опоре на собственный социальный опыт, обязательной обратной связи. Учебное окружение выступает как реальность, в которой учащийся находит для себя область применения осваиваемого опыта.

Цель интерактивного обучения состоит в создании комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Интерактивное обучение позволяет решать следующие задачи: развитие коммуникативных умений и навыков, установление эмоциональных контактов между обучающимися; повышение познавательной мотивации; активное включение каждого обучающегося в процесс усвоения учебного материала; решение информационной задачи, поскольку обеспечивает обучающихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность; развитие общеучебных умений и навыков (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть  решение обучающих и развивающих задач; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности; решение воспитательных задач, поскольку обучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению; формирование способности обучающегося принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата. [5]

Интерактивные методы должны внедряться с учетом ряда принципов: занятие - не лекция, а общая работа; все участники равны независимо от уровня знаний; каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу; нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея); все сказанное на занятии - не руководство к действию, а информация к размышлению. Основные требования успешного обучения в режиме интерактивной технологии предполагают положительную взаимозависимость – члены группы должны понимать, что общая учебная деятельность приносит пользу каждому; непосредственное взаимодействие – члены группы должны находиться в тесном контакте друг с другом; индивидуальную ответственность – каждый ученик должен овладеть предложенным материалом, и каждый несёт ответственность за помощь другим; развитие навыков совместной работы – ученики должны освоить навыки межличностных отношений, необходимых для успешной работы, например, расспрашивание, распределение, планирование заданий; оценка работы – во время групповых занятий необходимо выделить специальное время для того, чтобы группа могла оценить, насколько успешно она работает. [2, с.23]

При использовании интерактивных форм роль учителя резко меняется. Учитель перестаёт быть центральной фигурой, активность учителя уступает место активности учеников, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией. Вместе с новыми знаниями учитель ведет участников обучения к самостоятельному поиску, создает условия для их инициативы, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. При реализации интерактивных технологий в педагогической практике учитель может столкнуться с определенными сложностями: необходимость большой предварительной работы по подготовке всех участников взаимодействия, подбор и адаптация материала для работы на уроке; вероятность возникновения как межличностных конфликтов между участниками, так и конфликтов интересов в обсуждении проблемы;  сложность некоторых тем для обсуждения на иностранном языке в силу недостаточности лексического запаса; возможная пассивность некоторых учеников.

Для успешной реализации  технологии интерактивного обучения занятие должно включать в себя определенный алгоритм проведения. На этапе подготовки к занятию учитель производит подбор темы, ситуации, а также  подбор конкретной формы интерактивного занятия, которая может быть эффективной для работы с данной темой в данной группе. Учителю рекомендуется тщательно продумать возможные варианты развития событий. Для этого должна быть четко определена цель занятия, поставлены проблемы, которые предстоит решить, обозначены перспективы реализации полученных знаний,  определены основные вопросы, их последовательность, подобраны практические примеры из жизни, подготовлены раздаточные материалы. Помимо этого, необходимо  обратить особое внимание на возраст обучающихся, их интересы и их заинтересованность в данном занятии,  а также временные рамки занятия.

       Занятие должно начинаться со вступления, во время которого участникам сообщается тема  и цели занятия. Участники знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над решением которой им предстоит работать, а также с целью, которую им нужно достичь. Учитель информирует участников о рамочных условиях, правилах работы в группе, дает четкие инструкции о том, в каких пределах участники могут действовать на занятии.

Примерные правила работы в группе: быть активным, уважать мнение участников, быть доброжелательным, быть пунктуальным, ответственным, не перебивать, быть открытым для взаимодействия, быть заинтересованным, стремится найти истину, придерживаться регламента, быть креативным, уважать правила работы в группе.

Особенности основной части определяются выбранной формой интерактивного занятия, и включает в себя: выяснение позиций участников; формирование целевых групп по общности позиций каждой из групп, организация коммуникации между группами.

Заключение рекомендуется проводить в форме рефлексии, чтобы каждый ученик смог осознать, что он узнал нового, какие умения и навыки сформировал. Рефлексия начинается с концентрации участников на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в процессе занятия. Второй этап рефлексивного анализа занятия - оценочный (отношение участников к содержательному аспекту использованных методик, актуальности выбранной темы и др.). Рефлексия заканчивается общими выводами, которые делает педагог. [3. с.110]

Примерный перечень для проведения рефлексии может содержать следующие вопросы:

- что произвело на вас наибольшее впечатление?

- что вам помогало в процессе занятия для выполнения задания, а что мешало?

- есть ли что-либо, что удивило вас в процессе занятия?

- чем вы руководствовались в процессе принятия решения?

- учитывалось ли при совершении собственных действий мнение участников группы?

- как вы оцениваете свои действия и действия группы?

- если бы вы участвовали в подобном занятии еще раз, чтобы вы изменили в модели своего поведения?

          В зависимости от воспитательных и учебных задач урока учителем может быть использован целый арсенал интерактивных методов и приемов в их сочетании: круглый стол (дискуссия, дебаты, диспут); мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака); деловые и ролевые игры; case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ); работа в малых группах (в парах или тройках); метод проектов; технология «Аквариум»; метод «Займи позицию»; технология «Броуновское движение»; технология «Дерево решений»; технология «Незаконченное предложение»; технология «Групповой рассказ»; социальные проекты (интервью, скетчи, драматизация) и др.

        Приведем примеры некоторых видов интерактивных занятий на уроках английского языка.

          Дискуссия  - это всестороннее коллективное  обсуждение спорного вопроса, проблемы или сопоставление информации, идей, мнений, предложений. Это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии.

Основной целью дискуссии является выработка у учащихся умений излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения.

          Во время дискуссии участники могут либо дополнять друг друга, либо противостоять один другому. Групповое обсуждение какого-либо вопроса направлено на нахождение истины или достижение лучшего взаимопонимания. Групповое обсуждение способствует лучшему усвоению изучаемого материала.

Пример организации дискуссии по теме «Современные гаджеты».

Let’s continue to speak about sounds of music. Nowadays there seem to be a lot of gadgets playing music. Look at the pictures and name them. ( a walkman, a tape recorder, mp3 player, a CD player, a mobile, a music centre)

           - Which of these gadgets have you got?

           - Which of them do you use more often when you listen to music?

      And now I’d like you to discuss if these gadgets are a blessing or a curse. Here you can see some ideas that you may develop:

- “canned” music and live music;

- bringing people together or separating them;

- cost of the gadgets;

- influence on people’s health;

- convenience of new hi-fi.

     (pupils discuss the problem)

     Well done. We have discussed all the ideas even more.

     -Did you like the topic of our discussion today?

     -What did you enjoy most of all during the discussion?

      Of course it’s very difficult to give the definite answer what these gadgets are a blessing or a curse. But it’s impossible to imagine modern live without them.

Ролевая игра – это речевая, игровая и учебная деятельности одновременно. Во время ролевой игры каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с заданием.

С позиции учителя, ролевую игру можно рассматривать как форму обучения диалогическому общению. Для учителя цель игры – формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Ролевая игра управляема, её учебный характер чётко осознаётся учителем. Она обладает большими обучающими возможностями мотивационно-побудительного плана. Ролевую игру можно расценивать как самую точную модель общения, так как она подражает действительности в самых существенных чертах и в ней, как и в жизни переплетается речевое и неречевое поведение партнёров.

Пример организации ролевой игры по теме «Звуки музыки».

      But when we use these gadgets we listen to “canned” music.

      - And what about live music?

      - Where can you listen to live music?

      - How often do you go to the concerts of live music?

      Today I’m going to invite you to the concert of live music. I’m sure you will get great pleasure of it. Let’s watch it.

       A concert

      - Good day ladies and gentlemen. I welcome all of you here at the concert of live music. Today you will enjoy the performance of our best musicians and singers. Our first performer is a talented singer. She possesses a very beautiful voice and can sing in different languages. Welcome…

      - Our next performer is a well-known virtuoso …. Enjoy her playing the violin.

      - And finally welcome …. Не will perform the most beautiful and romantic song …

      - Our concert is over. We hope you enjoyed it very much and got unforgettable impression of it. Thank you and good bye.

      And now the concert is over and you are going home. Exchange your opinions about the concert. Speak about your emotions and feelings of the concert of live music. (the pupils in pairs exchange their opinions)

Методика «Займи позицию» позволяет выявить имеющиеся мнения, увидеть сторонников и противников той или иной позиции, начать аргументированное обсуждение вопроса. Обсуждение начинается с постановки дискуссионного вопроса, т.е. вопроса, предполагающего противоположные, взаимоисключающие ответы (например, «Вы за или против…»). Все участники, подумав над вопросом, формируют две группу, в зависимости от позиции. Заняв позицию, участники обмениваются мнениями по дискуссионной проблеме и приводят аргументы в поддержку своей позиции. Любой участник может свободно поменять позицию под влиянием убедительных аргументов.

Пример использования методики «Займи позицию».

Let’s continue to speak about religions and do it in the form of discussion. The topic of our discussion today is “Religious education”. Nowadays in many countries an also in Russia children are taught about religions. Let’s discuss if religions education should be provided in schools.

    Here you can see some arguments for and against this idea. You can use these arguments or suggest your own ideas. But at first look through ready ideas and decide  if you are for and against “Religious education”.

    (the pupils look through the ideas and  choose a position)  

     I think you are ready. Let’s make up two groups according to your position “for” or “against” and exchange your opinions giving arguments. If you find the argument of your opponents strong enough you will be able to change your position.

     (the pupils support their positions giving arguments)

     Thank you for your discussion. I was pleased to listen to all of you. As we can see three of you have changed your position.

     - What made you change your position?

     - What helped you to take the final decision?

     According to your opinions we can say about the importance of studying at least the basis of religion at school.

 Кроме того, учитель может применять не только ныне существующие интерактивные формы, а также разработать новые в зависимости от цели занятия, т.е. активно участвовать в процессе совершенствования, модернизации учебного процесса.

Список использованных источников

  1.  Капранова, Е.А. Интерактивное обучение: концептуальные подходы/Е.А. Капранова// Вестник Полоцкого государственного университета. -2012. -№7. – С. 36-41.
  2.  Кашлев, С. С. Интерактивные методы обучения: учебно-методическое пособие: С. С. Кашлев. – 2-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2013. – С. 22-29.
  3.  Коротаева, Е.В. Организация взаимодействий в образовательном процессе школы. – М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2016. – С. 108-121.
  4.  Косолапова М.А., Ефанов В.И., Кормилин В.А., Боков Л.А. Положение о методах интерактивного обучения. Томск, 2012 С. 6-18.
  5.  Сопова Е. Технологии интерактивного обучения на уроках иностранного языка [Электронный ресурс] / Е. Сопова // Иностранные языки. I-YAZYKI.RU.FOREIGNLANGUAGES: электронный журнал. – 2013. – URL: http://iyazyki.prosv.ru/2013/03/interactive-language/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирования лексического запаса учащихся на уроках иностранного языка путем применения игровых технологий

Для обучения лексике и овладения словарем необходимо замотивировать обучающихся. Самый простой и в тоже время интересный способ – это игра.Игра является средством преподавания, который позволяет...

Разработка плана-конспекта урока иностранного языка, реализующего принципы интерактивной обучающей среды

Разрботка содержит моделирование урока ИЯ в рамках интерактивных форм и методов обучения, а также пример плана-конспекта урока...

Методическая разработка урока иностранного языка с применением инновационных технологий на тему: «Немецкоговорящие страны»

Тема «Немецкоговорящие страны» включена в раздел «Немецкий повсюду». На изучение темы отводится  2 урока. Данный урок проводится как урок с  использованием ...

Статья "МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ВОВЛЕЧЕННОГО ОБУЧЕНИЯ И МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ТЕХНОЛОГИИ"

В статье описывается методика проведения уроков иностранного языка с применением элементов вовлеченного обучения и мультимедийной технологии....

Урок иностранного языка с применением онлайн - тестирования в Google Form.

Статья на тему "Google Форма,как популярный инструмент онлайн - тестирования. и обратной связи....

Проблема формирования лексического запаса учащихся на уроках иностранного языка путём применения игровых технологий

В данной статье говорится о применении игрвых технологий на уроках английского языка с целью пополнения и фиксации словарного запаса учащихся....