Статья"Понятие концепта в современной лингвистике"
статья по английскому языку

Беляева Екатерина Александровна

Концепт, основные подходы к пониманию концепта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponyatie_kontsepta_v_sovremennoy_lingvistike.docx14.42 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

Учителя китайского и  английского языков

ГБОУ школы №355 Московского района

Беляевой Е.А.

Понятие концепта в современной лингвистике

Понятие «концепт» представляет собой ненаблюдаемую, мыслительную категорию,  в связи с этим разные ученные по разному трактуют  данное  понятие. Вариативность интерпретации концепта М.В. Пименова обосновывает тем, что он является междисциплинарным образованием, используется в целом комплексе наук, в рамках исследований логиков, философов, культурологов, психологов, где он имеет внелингвистическую  трактовку  [Пименова, 2004].

Понятие концепт возникает вновь связи с переводами англоязычных авторов в 80-е гг. ХХ века. Концепт исследуется ученными уже на протяжении длительного времени. В нашей работе за рабочее определение  на основе проанализированной литературы мы остановились на понятии концепта как  термина, служащего объяснением единиц ментальных или психических ресурсов нашего сознания и той информационной структуры, которая отражает знание и опыт человека.

В настоящее время в лингвистической науке выделяется три основных подхода к пониманию концепта, основывающихся на общем положении: концепт – то, что называет содержание понятия, синоним смысла.

Первый подход выделяет культурологический аспект. Следовательно, концепт является основной ячейкой культуры в сознании человека. При таком понимании термина «концепт» языку отводится  второстепенная роль, он является лишь вспомогательным средством – формой оязыковления сгустка культуры концепта.

Второй подход к пониманию концепта семантику языкового знака представляет единственным средством формирования содержания концепта – семантический подход [ Маслова,2005].

При детальном рассмотрении понятия концепт и его проблематики, мы обнаружили что понятие «концепт»  соотносится с понятием «фрейм».

Фрейм одно из основных  понятий  когнитивной лингвистики, цель которой - определение когнитивной функции языка.

Фрейм и концепт находятся между собой в родовидовых отношениях, где концепт является родовым понятием по отношению к фрейму. Н. Н. Болдырев говорит что, фрейм используется для «обозначения структурированных концептов; является частью  концепта, который, в свою очередь, используется для представления любых единиц знания, в том числе неструктурированных» [Болдырев, 2004].

Фрейм и концепт можно рассматривать как два вида концептуальных структур, обладающих сходными и различными чертами. Сходство представленных понятий заключаются в наличии обязательных, существенных признаков, во взаимосвязи концептов и фреймов между собой, в единстве, гибкой и подвижной природе этих понятий. В качестве отличительных черт можно назвать преимущественную связь фрейма с процессом категоризации, а концепта -концептуализации; доминирование во фрейме стабильных, типизированных признаков и включенность в концепт всех признаков, вплоть до единичных, актуальных только для конкретного носителя языка; как следствие предыдущей черты - большая доля субъективности концепта и более коллективный характер фрейма, более четкая, жесткая структура фрейма. Кроме этого, как отмечает Е. В. Лукашевич, в научных описаниях фреймовая структура чаще представлена иерархически: вглубь от верхних уровней к нижним, глубинным уровням, а концепт изображается больше в виде полевой модели с ядром и периферией [Лукашевич, 2001]

В результате проведенного исследования можно сказать что, концепты представляют мир в голове человека, образуя концептуальную систему, а знаки человеческого языка кодируют в слове содержание этой системы. Невозможность дать единую интерпретацию, заключается в том, что концепт имеет сложную, многомерную  структуру, а так же включает социо-психо-культурную часть, которая переживается носителем языка; она включает эмоции, ассоциации, национальные образы, оценки и коннотации, присущие данной культуре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОНЯТИЕ «ИННОВАЦИЯ» В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Раскрытие инновационных методов в школьной практике....

Место и структура концепта в современной лингвистике

В свете сегодняшних событий, современная лингвистика считает важной задачей определить когнитивную функцию языка. Когнитивная лингвистика — это направление, в рамках которого язык рассматриваетс...

Гендер в современной лингвистике

Гендер в современной лингвистике...

РАЗДЕЛ. ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА - СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ОБОРОНОСПОСОБНОСТИ СТРАНЫ Тема: Понятие о терроризме. Современный терроризм

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«САХАЛИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР № 5»      Методическая разработка открытого урока  Тема: «Поня...

Статья "Классификация метафоры в современной лингвистике"

Актуальность исследования обусловлена тем, что ХХ век внес новые направления в развитие лингвистики. В современном научном мире метафора приобрела свойства объединяющего феномена, исследование которог...

Статья "Понятие нравственности у современных школьников"

Понятие нравственности у современных  школьников...

Статья "Структура концептов"

Структура концептов...