Статья "Структура концептов"
статья

Беляева Екатерина Александровна

Структура концептов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл struktura_kontseptov.docx17.29 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

Учителя китайского и  английского языков

ГБОУ школы №355 Московского района

Беляевой Е.А.

Структура концептов

Благодаря сложной структуре концепта ученные дают ему ему метафорические характеристики: В.В. Колесов говорит о концепте как  о «зернышке первосмысла, из которого прорастают новые смыслы», Н.Н.  Болдырев  сравнивает концепт со «снежным комом»

 Семантический состав концепта включает в себя всю прагматическую информацию языкового знака, связанную с его экспрессивной функцией. Очередным компонентом семантики концепта является «когнитивная память слова»: смысловые характеристики языкового знака, связанные с его исконным предназначением и системой духовных ценностей носителей языка [Яковлева, 1998].

В настоящий момент существует несколько подходов к определению структуры концепта. В основе каждого лежит положении о том, что как структурная единица концептуальной системы концепт репрезентируется семантическими структурами разных сложностей и абстрактности и имеет свои «представительства» в лексической системе языка.

Основными подходами к выявлению структуры концепта являющимся основополагающими в области  лингвоконцептологически  исследований, принадлежат В.И. Карасику, Ю.С. Степанову, Г.Г. Слышкину, И.А. Стернину, В.В. Колесову.

В соответствии с трактовкой концепта Ю.С. Степанова, которая гласит что, структура концепта многослойна и выделяется:

  1.  «Актуальный слой», «основной признак»,  концепта, в котором «концепт в одинаковой сложности существует для всех пользующихся данным языком  как средством их взаимопонимания и общения»;
  2. Дополнительный, или несколько дополнительных, «пассивных» признаков, являющихся уже неактуальными, «историческими», актуализирующимися «при общении людей лишь некоторых социальных групп»;
  3. «Буквальный смысл» или «внутреннюю форму, обычно вовсе не осознаваемую, запечатленную во внешней, словесной форме», или этимологический, наиболее удаленный в историю, признак концепта.

Оригинальная концепция структуры лингвокультурного концепта принадлежит Г.Г. Слышкину, который предлагает ассоциативную модель концепта, исходя из того, что последний функционирует как процесс непрерывной номинации и реноминации объектов, с утратой старых и появлением новых ассоциативных связей между номинируемыми объектами и языковыми единицами.  В рамках данного подхода номинативный концепт в является основной характеристикой интразоны концепта (ряд ассоциаций входящих в концепт), а метафорическая диффузность – его экстразоны (совокупности исходящих ассоциаций)[ Слышкин, 2004]

З.Д. Попова  и И.А. Стернин предлагают полевую модель концепта схожий с полевой организацией значения слова.  В связи с тем, что значение слова имеет полевую структуру (архисема в ядре, дифференциальные семы на ближней периферии, скрытые семы на дальней периферии), исследователи допускают, что концепт имеет многослойную структуру, которая может быть выявлена через анализ языковых средств ее репрезентации [Попова, Стернин, 2001].

 По мнению авторов подхода, концепт может иметь полевое описание – в терминах ядра и периферии. К ядру относятся прототипические слои с наибольшей наглядно- чувственной конкретностью, первичные яркие образы; периферию концепта составляют более абстрактные признаки. Базовый образ может исчерпывать содержание концепта, если концепт отражает конкретные чувственные ощущения и представления, либо вычленяется в сознании примитивно мыслящих индивидов. Дополнительные концептуальные признаки в более сложных концептах наслаиваются на базовый образ. Признаков может быть много, они могут образовывать относительно автономные концептуальные слои от более конкретного слоя к более абстрактному. Совокупность базового образа, его когнитивных признаков и концептуальных слоев составляют объем концепта. Авторы подчеркивают, что «многочисленных концептуальных слоев в концепте может не быть, но базовый когнитивный слой с чувственно-образным ядром есть у каждого концепта, иначе концепт не может фиксироваться в универсальном предметном коде как дискретная единица мышления (смысловая отдельность), не может функционировать как мыслительная единица» [Попова, 2002]. Периферия состоит из слабо структурированных предикаций, отражающих интерпретацию отдельных концептуальных признаков и их сочетаний в виде утверждений, установок сознания, вытекающих в данной культуре из менталитета разных людей. Этот слой содержания концепта был обозначен термином «интерпретационное поле концепта»

В.И. Карасик, выявляя структуру концептов – духовных ценностей, отмечает в ней, не только образную, ценностную и понятийную составляющие [Карасик,1999]. Образная составляющая понимается  автором как «след чувственного представления в памяти в единстве с метафорическими переносами» [Карасик, Прохвачева,2005]. По мнению В.И. Карасика понятийная составляющая представляет собой,  «совокупность существенных признаков ситуации или объекта и итог их познания» [Карасик, 1999]. С точки зрения лингвокультурологии ценностная составляющая  является доминирующей, так как она более всего культурно значима.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Место и структура концепта в современной лингвистике

В свете сегодняшних событий, современная лингвистика считает важной задачей определить когнитивную функцию языка. Когнитивная лингвистика — это направление, в рамках которого язык рассматриваетс...

Концепт “деньги” в бытовых приметах алтайского и русского народов

Началом всех начал является устное поэтическое творчество. Зародившись в глубокой древности, устное народное творчество является исторической основой всей мировой художественной культуры, источником н...

Научно-исследовательская работа по теме: "Сравнительный анализ концепта "друг" в русском и английском языках

              С самого рождения человек приучается оценивать действительность и выра...

Программа элективного профильного курса (10-11 класс). Концепт «гражданственность» как основной мотив творчества русских писателей XX века.

Данный курс призван выявить гражданскую направленность произведений русской художественной литературы XX века. Дает возможность осознать, что гражданственность должна войти в систему этических понятий...

Статья.Результаты изучения отношения подростков к концепту "патриотизм"

Результаты исследования показались мне очень интересными.Они помогут во многом по новому взглянуть на аспекты патриотического воспитания школьника...

Реферат на НПК: Концепт «черт» в рассказах Н.В.Гоголя

Творческая работа для выступления на НПК, состоящая из доклада, отзыва, рецензии, презентации...

Конспект урока развития речи по концепту корень

Метолдическая разработка урока развития речи в 11 классе на основе использования технологии лингвоконцептоцентрического изучения языка...