Методические рекомендации по реализации проблемного метода на уроках иностранного языка
методическая разработка по английскому языку

Ирина Николаевна Юрлина

Уроки иностранного языка, проведенные на основе проблемного метода, способствуют повышению эффективности обучения, в частности развитию иноязычных навыков и умений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx14.32 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по реализации проблемного метода на уроках иностранного языка

        Эффективность процесса обучения иностранному языку определяется не только и не столько владением детьми языковым и речевым материалом, сколько готовностью и желанием участвовать в межкультурном общении на изучаемом языке. Это возможно, если основной формой учебной деятельности школьников будет не слушание, говорение, чтение и письмо на иностранном языке, а живое и активное общение с учителем и друг другом. Проблемный метод обучения может послужить хорошим средством развития иноязычных навыков и умений учащихся.

        Однако далеко не все учителя могут сразу, спонтанно придумать интересные проблемные ситуации. При желании этому можно научиться, а для начала достаточно тщательно планировать урок и очень внимательно относиться к формулированию заданий и установок. Не секрет, что чем вдумчивее учитель готовится к уроку, предвосхищая возможную реакцию учеников на каждое задание, планируя уровень опор, необходимых и достаточных для каждой конкретной группы и отдельных учеников, тем меньше неприятных неожиданностей случается на уроке.

        В ходе реализации проблемного метода учителю необходимо:

- создавать такие ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой; дети должны стать равноправными субъектами учебного процесса и активно общаться друг с другом: это меняет функции учителя, делает его наблюдателем, консультантом и участником детских игр;

     - важно строить учебный процесс таким образом, чтобы ученик, решая те или иные коммуникативные задачи, испытывал потребность и имел возможность реализовать собственные намерения, то есть действовал от своего собственного лица;

- делать ребенка активным действующим лицом в учебном процессе, который осознает, что изучение нового языка связано с его личностью и интересами, а не с заданными учителем приемами и средствами обучения.

        Дискуссию, которая является одним из способов реализации проблемного метода обучения, можно провести несколькими способами:

- индивидуально (каждый высказывает свое мнение по данному вопросу);

- учащиеся работают в парах и принимают совместное решение;

- учащиеся работают в группах и приходят к компромиссному решению;

- дискуссия проходит под руководством председательствующего;

- несколько учащихся обсуждают проблему, а остальные им задают вопросы и комментируют.

        Также мы предлагаем некоторые рекомендации по проведению дискуссии на уроке:

1) выберите интересную тему для обсуждения;

2) поставьте цель дискуссии, например: обмен мнениями, решение проблемы и т.д.;

3) сформулируйте задание, довольно (не слишком) трудное для определенной группы учащихся;

4) убедитесь, что все в группе понимают задание;

5) проследите за тем, чтобы каждый  мог высказать свое мнение;

6) окажите необходимую помощь для придания импульса работе, например, для рекомендации по структурированию дискуссии, полезные языковые выражения, лексику;

7) внимательно слушайте других и попросите разъяснить что-то, если вам это непонятно;

8) договоритесь о своих результатах и обоснуйте их.

        Несомненно, были разработаны некоторые рекомендации по организации проблемно-поискового чтения и работы с видеофильмами. Считаем необходимым наличие следующих условий для данных видов работы:

1) использование аутентичных источников;

2) отражение различных сфер деятельности, ситуаций общения в видеофрагментах и текстах, их информативная содержательность;

3) представленность образцов монологической и диалогической  речи;

4) наличие в материалах социокультурных и страноведческих знаний;

5) легко вычленяемая при чтении и просмотре семантическая связь между смысловыми частями текста, видеофильма;

6) наличие одной сюжетной линии с простым и последовательным изложением;

7) логика изложения, отвечающая законам построения данного типа текста или видеофильма;

8) соблюдение этапов работы (дотекстового, текстового, послетекстового,);

9)  учет уровня языковой подготовки учащихся.

        Вывод. Принимая во внимание все вышесказанное, можно утверждать, что уроки иностранного языка, проведенные на основе проблемного метода, способствуют повышению эффективности обучения, в частности развитию иноязычных навыков и умений. Приемы реализации проблемного метода, такие как проблемно-поисковое чтение, дискуссии и работа с видеофильмами создают реальные условия для организации общения, для поддержания мотивации. Проблемные ситуации обеспечивают речевую активность большинства учащихся и развитие их логического мышления, самостоятельности и творческих способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого занятия по предмету “Английский язык” на тему: “Реализация межпредметных связей на уроках иностранного языка” (на примере лексической темы “At a court”)

В процессе подготовки специалиста главную роль приобретает ориентация на развитие его личности и профессиональной культуры, позволяющей существенно облегчить процесс адаптации в профессиональной...

Методическая работа по теме "Игровой метод на уроках иностранного языка"

Данную разработку урока можно использовать при закреплении грамматического времени Present Continuous и отработке лексики по теме "Погода"...

Методические рекомендации по использованию игровых приемов на уроках иностранного языка в начальной школе.

Использование игровых приемов на уроках иностранного языка, преимущества. Список игр к урокам английского языка....

Методические рекомендации по использованию игровых приемов на уроках иностранного языка в начальной школе.

Методические рекомендации по использованию игровых приемов на уроках иностранного языка в начальной школе....

Методические рекомендации "Использование информационно- коммуникационных технологий на уроках иностранного языка как одного из способов повышения качества и интенсивности процесса обучения."

Методические рекомендации "Использование информационно- коммуникационных технологий на уроках иностранного языка как одного из способов повышения качества и интенсивности процесса обучения"...