Статья: "Обучение в парах: традиции и новации"
статья по английскому языку

Кубанова Светлана Игоревна
Статья посвящена наиболее часто используемой форме организации обучения иностранному языку- обучению в парах. Коммуникативный подход требует постоянного речевого взаимодействия обучающихся, а в парах это можно реализовать наиболее эффективно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кубанова Светлана Игоревна,

учитель английского языка

ГБОУ школа №455

с углублённым изучением английского языка

Колпинского района Санкт-Петербурга

Обучение в парах: традиции и новации (из опыта работы учителя английского языка)

        Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает формирование универсальных учебных действий и осуществление личностно-ориентированного подхода. По определению В.А.Тищенко коммуникативные УУД - «это владение умственными и практическими действиями, направленными на установление и поддержание целесообразных взаимоотношений с людьми в процессе учебной, а затем и в профессиональной деятельности».  Хорошо развитые коммуникативные УУД являются обязательным условием для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

         К коммуникативным УУД относятся:

- планирование учебного сотрудничества,

- постановка вопросов - инициативное сотрудничество,

- разрешение конфликтов,

- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации,

- контроль, коррекция и оценка своего поведения, а также поведения партнёра в процессе коммуникации,

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими, синтаксическими и фонетическими нормами языка.

         Специфика учебного предмета «Иностранный язык» предполагает развитие навыков диалогической речи, которое начинается с первых уроков обучения. Самой эффективной формой организации обучения диалогической речи является работа в парах. Как показывает практика, работа в парах вызывает у обучающихся положительные эмоции, так как они общаются не с преподавателем, а друг с другом, что формирует устойчивую мотивацию к изучению предмета.

         Диалог в паре  может быть как средством реализации различных учебных задач (например, поиск необходимой информации, работа с текстом и т.п.), так и целью обучения навыкам диалогической речи. В соответствии с функцией диалога учитель подбирает методы и приёмы работы.

         Работа в парах начинается с объединения обучающихся в пары. Это может осуществляться различными способами:

- по желанию обучающихся;

- случайным образом (жребий, «считалка», «фанты» и другие приёмы распределения обучающихся). Пары, созданные случайным образом, наиболее эффективны с точки зрения социализации обучающихся.

- по определённому признаку, заданному учителем или учениками.

        В своей практике для формирования навыков устной  речи при работе в паре я использую различные опоры для диалога. Например, самый  простой вариант - один учащийся получает карточку с вопросами, которые он должен задать собеседнику. Несмотря на определённую предсказуемость данного диалога, ответы собеседника требуют от задающего вопросы умения ситуативно реагировать на поступающую информацию.  Более сложный вариант - это диалог по плану или по опорным словам. Ещё более сложное задание - составить диалог на заданную тему. Разные уровни сложности заданий позволяют организовать дифференцированное обучение диалогической речи, в зависимости от уровня языковой подготовки обучающихся.

       Работу в парах я активно использую при формировании лексических и грамматических навыков. Этому способствуют карточки с текстами или предложениями, в которых есть пропуски, причём собеседники получают тексты с пропусками в разных местах. Для того чтобы заполнить пропуски в текстах, учащиеся должны задать друг другу вопросы для выяснения недостающей информации. Такие тексты с пропусками можно разработать для любой лексической или грамматической темы.

        При обучении чтению на уроках английского языка парная работа также применима. Например, я делю изучаемый текст на две части. Задача обучающегося – после прочтения пересказать партнёру свою часть текста. При  этом собеседники могут задавать друг другу вопросы по содержанию текста. После такой парной работы над текстом учащимся может быть предложен тест по тексту. Успешность выполнения этого теста зависит от общей работы собеседников.

       При обучении различным видам письма (личное письмо, эссе, отчёт, статья, отзыв о книге или мероприятии, рекламное объявление и т.д.) подготовительная работа также может быть проведена в паре. Например, собеседники могут обсудить заданную тему , генерировать идеи для эссе по заданному плану и затем использовать их в творческой письменной работе.

       Эффективной формой парной работы на уроке английского языка является работа в парах сменного состава. Важным условием для успешности данной работы является задание чёткого алгоритма действий учащихся и регулярность выполнения таких заданий. Работа в парах сменного состава позволяет учителю включать в активную работу всех учеников в классе, что способствует социализации обучающихся, т.к. каждому ученику приходится общаться не только с друзьями, но и сотрудничать с любым из одноклассников. Для организации работы в парах сменного состава я использую различные опоры. Чаще всего это список вопросов для социологического исследования в классе на заданную тему. Например, учащимся предлагается опросить своих одноклассников и зафиксировать их ответы о хобби и увлечениях.  

        Рефлексия на уроке английского языка также может быть организована в паре. Обучающиеся должны проанализировать результаты своей работы. Они могут оценить работу друг друга, обсудить оценку в диалоге. Учителю следует ознакомить  учащихся с критериями оценивания.

        Учащиеся, работая в парах, осуществляют коммуникацию друг с другом. Функция учителя при такой форме работы заключается в объяснении алгоритма, наблюдении и помощи в процессе выполнения задания, контроле и оценивании, а также учитель может сам принять участие в диалоге.

       Работа в парах на уроках английского языка- это необходимость, дающая возможность развивать все виды речевой деятельности, успешно формировать лексико-грамматические навыки,  а также является необходимым условием социализации учащихся и формирования коммуникативных УУД.

Литература:

1. Тищенко В.А. Рефлексия как условие формирования коммуникативных умений школьников  [Электронный ресурс].–  Режим доступа //http://www//rusnauka.com/4._SVMN_2007/Pedagogika/19478.doc.htm (дата обращения 4.09.2021)

 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-практическая конференция с международным участием " Логопедия XXI века. Традиции и новации"

20 апреля 2012 года в г. Санкт-Петяербурге прошла научно-практическая об актуальных проблемах логопедии. ...

VIII Региональные Рождественские образовательные чтения: "Традиции и новации: культура, общество, личность".

Программа VIII Региональных Рождественских образовательных чтений: "Традиции и новации: культура, общество, личность". г. Нефтеюганск 17.11.2015 г. Благодарственное письмо...

Статья на тему: "Традиции и новации в современной педагогике"

Статья по педагогике о новомф федеральном стандарте и о традициях  "старой школы" в современной педагогике....

Лекция "Итальянский концерт И. С. Бах: традиции и новации жанра" для учащихся старших классов

В лекции раскрывается история и особенности сочинения И.С. Бахом Итальянского концерта для фортепиано...

Выступление на Республиканских образовательных чтениях «ТРАДИЦИЯ И НОВАЦИИ: КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВО, ЛИЧНОСТЬ».

Выступление на Республиканских образовательных чтениях «ТРАДИЦИЯ И НОВАЦИИ: КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВО, ЛИЧНОСТЬ».В секции «Вера, казачьи традиции и воспитание».   Тема:...

Обучение в парах: традиции и новации (из опыта работы учителя французского языка)

Обучение в парах: традиции и новации (из опыта работы учителя французского языка)...

Статья "Обучение в парах: традиции и новации (из опыта работы учителя английского языка)"

В статье рассказывается о работе в парах, как об одном из методов, позволяющих активизировать деятельность обучающихся, повысить мотивацию, улучшить результативность в процессе обучения иностранному я...