Лекция "Итальянский концерт И. С. Бах: традиции и новации жанра" для учащихся старших классов
материал по музыке на тему

Дорожкина Римма Николаевна

В лекции раскрывается история и особенности сочинения И.С. Бахом Итальянского концерта для фортепиано

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dorozhkina_statya-mezhvuz.konferents_italkontsert.doc25.72 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

И.С. БАХ –  ИТАЛЬЯНСКИЙ КОНЦЕРТ ДЛЯ КЛАВИРА СОЛО: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ ЖАНРА.
Р.Н. Дорожкина, СГИИ

   Как всякая гениально одаренная личность, Бах велик и загадочен. Так же велика и загадочна эпоха, в которой довелось жить и творить этому человеку. Искусствоведы называют ее эпохой барокко, что само по себе означает в одном из переводов «причудливый», «странный» [4,29].  XVII век принес множество открытий – исследуются возможности человеческого организма и строение мироздания, изобретены микроскоп и телескоп. Человек, заглянув в них, поражен, оказывается он лишь частичка бесконечной, пугающей своей непознанностью, Вселенной. Он, мнивший себя царем природы, лишь пылинка в величественном мире космоса. Это смятенное состояние души отразилось и в художественном пространстве барокко, заставив размышлять о жизни и смерти, о возвышенном и ничтожном, о божественном и человеческом, сделав каждого художника еще и философом. «Открылась бездна, звезд полна. Звездам числа нет, бездне дна» (М.В. Ломоносов) – это отголоски барокко в русской поэзии.

    Драматическая напряженность барочного мироощущения, интенсивность духовной жизни чувствуется на расстоянии, притягивает через века. Драматургия  У. Шекспира, живопись П.П. Рубенса, Х.В.Р. Рембранда, Эль Греко, труды Рене Декарта и Блеза Паскаля, музыка Д. Скарлатти, Д. Фрескобальди, Г.Ф. Телемана, А. Вивальди, Г.Ф. Генделя и И.С. Баха – это то, что подарила нам эпоха барокко, Й.С. Бах, размышляющий о Боге, о страданиях Иисуса, таким предстает он в своих грандиозных творениях – Высокой мессе, Страстях по Матфею. Величие и совершенство Баха, казалось бы, отдаляет его от нас, заставляет относиться к нему как к чему-то недосягаемо высокому, как к ценной вещи в музее, на которой написано «руками не трогать» [3, 79].  И.С. Бах досконально знал оркестр, будучи сам великолепным дирижёром. Современники свидетельствуют о его высоких волевых качествах, методичности, способности воодушевить оркестр, о его несравненном искусстве аккомпанемента (в то время дирижер управлял оркестром сидя за чембало и исполняя партию баса) [4, 235].

    В Кётене  Й.С. Бах  создал  Брандербургские  и скрипичные концерты, в Лейпциге часть этих сочинений была переложена для клавира с сопровождением. Появляется  жанр клавирного концерта. В то время клавир понемногу входил в музыкальную жизнь большого немецкого города с традициями публичного концертирования и сравнительно широким кругом любителей музыкального искусства. Несколько концертов было написано Й.С. Бахом  для Телемановского общества, где  композитор с 1729 года выступал в качестве дирижёра. Эти сочинения мастера  не только «пришлись ко времени» в его эпоху, но и образовали в истории музыки новую, очень значительную жанровую линию, протянувшуюся до наших дней.

    При исполнении и изучении всех этих прекрасных произведений нельзя забывать, что баховский концерт от современного отличается не только темброво-динамическими возможностями, структурой форм, техникой, но и другой ролью солирующего инструмента: это не более чем обязательная партия в общем ансамбле.

    Одним из лучших концертов  Й.С. Баха, вошедших в золотой фонд мировой музыкальной литературы, является Итальянский концерт для клавира соло. Итальянский концерт создан  Й.С. Бахом в 1735 году в Лейпциге. В этот период он с интересом изучает творчество А. Вивальди, стараясь овладеть новым для себя стилем и новыми приемами развития материала. По мнению Баха, скрипичная музыка располагала более разнообразными фактурными приёмами, чем клавирная. Развитие техники игры на клавире, среди прочих причин, тормозила неудобная аппликатура, при которой 1-й и 5-й пальцы в игре не участвовали, а оставшиеся три пальца приходилось неестественно перекрещивать(2-й после 3-го или 3-й после 4-го). Стремление преодолеть эту проблему возникло у композитора еще в Кётене, в период работы над І томом ХТК, и окончательно сформировалось  в процессе переложения собственных скрипичных концертов, а также скрипичных концертов Вивальди для клавира. Бах предложил  играть пятью пальцами и использовать приём подкладывания 1-го пальца под 3-й или 4-й. Новая аппликатура давала возможность игры  legato, что приближало звучание клавира к игре смычком по струнам. Кроме того, эксперименты композитора с переложением для клавира скрипичной музыки привели к возникновению нового жанра – концерта для клавира с оркестром.

   Название концерта «итальянский», предложенное Бахом, подчеркивает происхождение композиционной модели, по которой он создавался. Структура концерта соответствует 3-хчастному строению скрипичных концертов А. Вивальди  крайние части подвижны, а средняя в умеренном темпе (например, такую структуру имеют 4 скрипичных концерта «Времена года»).

   Построение каждой части ориентируется на традиционные формы эпохи барокко: 

                           1 часть - старинная концертная форма (основана на чередовании ритурнеля – главной темы);                                        

                           2 часть - старинная двухчастная форма (1 часть - квадратного или неквадратного периода, 2 часть – на этой же теме, но тонально неустойчивая);

                           3 часть - старинная сонатная форма (рондообразная форма)

    Концепция Итальянского концерта становится типичной не только для жанра сольного концерта. Итальянский концерт – циклическое произведение, которое отличается от сюиты и многими чертами предвосхищает уже классическую сонату. Этапное значение концерта – не в «итальянском вкусе», писал А. Швейцер, а в новаторской природе. Написав его для клавира (с двумя мануалами) без какого-либо сопровождения, композитор мастерски воспроизвел в трех-четырехголосной фактуре и сольную партию с басом и концертирующие средние голоса. Это создало богатство и мелодическую насыщенность звучания, в те времена совершенно небывалые. Поэтическая  триада Действие – Созерцание – Игра – триада, пленявшая фантазию немецких художников вплоть до Гете и Бетховена,  нашла в Итальянском концерте  инструментальное воплощение, идеальное  для своей эпохи [5, 490]. Темы концерта обладают ярким характером и демонстрируют влияние не клавирной музыки. Так, например, основная тема 1-й части, благодаря   многозвучным аккордовым вертикалям и регистровым контрастам, напоминает звучание органа. Инструментализм и певучесть темы первой интермедии, а также эффектная виртуозность главной партии финала, близки скрипичному стилю. Тема 2-й части демонстрирует близость оперной декламационности.      В «Итальянском концерте» И.С. Бах демонстрирует, что этот инструмент может быть не только камерным и звучать в домашней обстановке, но и концертным - для выступлений перед широкой аудиторией.

                               Список литературы:

1. Алексеев А. История фортепианного искусства. Ч.I. – М.: Музыка, 1988.
2. Друскин М.С. И.С. Бах. – М.: Москва, 1982.
3. Милка А., Шабалина Г. Занимательная  бахиана. Вып.1, 2. – С.-Пб.: Композитор, 2001

4. Розеншильд К. История зарубежной музыки, - М.; Музыка, С.- 543, 1978

5. Хан Е.В. Материалы лекций по зарубежной музыкальной литературе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовые задания на уровень знаний по предмету «Физическая культура» для учащихся старших классов

Тестовые задания на уровень знаний по предмету «Физическая культура» используются в школе для определения уровня знаний учащихся старших классов....

Мероприятие для учащихся старших классов.

Патриотическое воспитание молодежи - одно из главных направлений работы классных руководителей.                            ...

Методика обучения броску в прыжке одной рукой учащихся старших классов

В работе рассмотрены характеристики выполнения броска в прыжке одной рукой, основы методики обучения и совершенствования броска...

Формирование учебно-познавательных компетенций учащихся старших классов на уроках информатики через использование проектной технологии

Формирование учебно-познавательных компетенций учащихся старших классов на уроках информатики через использование проектной технологии  9обобщение педагогического опыта)...

Волевые качества как фактор успешной социализации учащихся старших классов

Волевые качества как фактор успешной социализации учащихся старших классовМОУ «Могойтуйская средняя общеобразовательная школа №2»Тема: «Волевые качества как фактор успешной социальной адаптации учащих...

Основные формы и методы работы с учащимися старших классов в классе домры.

Статья к материалам II Всероссийской научно-практической конференции «Теоретические и практические аспекты образования в сфере культуры и искусства» Сургутский музыкальный колледж....

Мастер-класс "Организация проектной деятельности с учащимися старших классов, имеющих трудности в подготовке к ЕГЭ"

Одной из задач, стоящих перед каждым учителем, является подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ. Поэтому каждый педагог ищет и применяет в своей работе наиболее эффективные на его взгляд методы, формы и техно...