Методика обучения броску в прыжке одной рукой учащихся старших классов
методическая разработка по физкультуре (11 класс) по теме

В работе рассмотрены характеристики выполнения броска в прыжке одной рукой, основы методики обучения и совершенствования броска

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_dlya_kursov_pk.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

С О Д Е Р Ж А Н И Е

  Введение…………………………………………………………..стр.2

   

  Цель и задачи работы…………………………………………….стр.3

I. Характеристики выполнения броска в прыжке

   одной рукой………………………………………………………стр.4-6

2. Основы методики обучения и  совершенствования    

    броску в прыжке одной рукой………………………………….стр.7-9

3. Методика обучения и совершенствования броска  

    в прыжке одной рукой………………………………………….стр.10-11

4. Некоторые методические рекомендации по использованию

вышеперечисленных упражнений…………………………….стр.12

5. В ы в о д ы……………………………………………………….стр.13

6. Л и т е р а т у р а………………………………………………...стр.14

В В Е Д Е Н И Е

Баскетбол, как спортивная атлетическая игра, достиг очень высокого уровня развития.  Современный баскетбол находится в стадии, направлен- ного на активизацию действий как в нападении, так и в защите. Победа достигается в борьбе. Это заставляет спортсменов и тренеров искать новые

средства ведения борьбы и непрерывно совершенствовать эффективность

учебно-тренировочного процесса. Одной из главных задач тренировки является техническая подготовка, роль которой возрастает с повышением спортивной квалификации. Как правило, в центре внимания оказываются завершающие броски: именно они приносят желанные очки.

        Основным средством нападения в современном баскетболе является

бросок одной рукой в прыжке. В состязаниях сильнейших команд мира до 90% всех бросков выполняется именно этим способом с различных дистанций. Успешное выполнение бросков в корзину требует самой большой точности. В последнее время обращает на себя тот факт, что процент попаданий бросков баскетболистами в игре, намного ниже результатов, достигаемых при реализации бросков в тренировочных условиях.

        В современном баскетболе проблема достижения высокой точности попаданий из-за шестиметровой линии приобретает все большую остроту.

Это становится тем более важным, что если раньше такое умение требовалось только от игроков задней линии, то теперь это необходимо практически всем игрокам.

        В то же время, методике начального обучения юных баскетболистов броскам в прыжке с дистанции уделено явно недостаточное внимание. Бросок в прыжке с дистанции начинают изучать последним или одним из последних. Практически к этому времени отдельные элементы броска уже освоены. К основным методам совершенствования следует отнести также, как усложнение внешней обстановки, упражнения при различных состояниях организма и метод сопряженных воздействий (А.Я. Гомельский, 1965).

Несмотря на пристальное внимание специалистов баскетбола к разработке методики совершенствования техники бросков, в настоящее время, в связи с всемерной активизации игры, этот вопрос получил новое, более широкое значение  и настоятельно требует действенных рекомендаций. Необходимость рационализации методов изучения и совершенствования техники вытекает также из того, что большинство из низ связано с максимальной по объему и интенсивности физическими и психологическими нагрузками ( В.Ф. Луничкин, 1968). Игрок выполняет бросок на основе выработанного динамического стереотипа, т.е. заранее обусловленной программы действий (С.В. Голомазов, 1968).

ЦЕЛЬ РАБОТЫ – выявление методических приемов  обучения, совершенствование технической подготовки у школьников старших классов путем разработки средств обучения броску в прыжке в баскетболе.        

ЗАДАЧИ:

  1. На основе анализа литературных данных охарактеризовать технику броска в прыжке одной рукой.
  2. Раскрыть основные средства совершенствования броска в прыжке одной рукой.
  3. Дать некоторые методические рекомендации по использованию приведенных упражнений.                

I. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНИКИ ВЫПОЛНЕНИЯ БРОСКА В ПРЫЖКЕ

ОДНОЙ РУКОЙ.

        Современные представления о технике выполнения броска в прыжке предусматривает три важных положения, которые следует принимать во внимание при обучении и совершенствовании  бросков в прыжке. Эти три положения являются достаточно общими и их нужно придерживаться каждому игроку, невзирая на индивидуальные особенности техники выполнения броска.

1.РАБОТА НОГ

        Бросок в прыжке может выполняться как с места, так и после ведения. В движении игрок может приблизиться к корзине справа и слева. Учитывая то, что абсолютное большинство игроков не может использовать обе руки при выполнении бросков в прыжке, техника работы ног, во всех трех случаях будет разной, поскольку следует обеспечить удобное положение тела для броска правой рукой. Какое же положение тела при броске одной рукой  в прыжке следует считать удобным?  Прежде всего, в воздухе, игрок должен находиться в состоянии равновесия, что обеспечит необходимое сосредоточение при выполнении броскового движения. Во-вторых, с целью устранения ненужных мышечных напряжений, тело игрока должно быть слегка повернуто боком со стороны бросающей руки в направлении корзины.

        Для соблюдения этих положений, выполняя бросок в прыжке правой рукой с места, достаточно перед отталкиванием правую ногу выдвинуть немного вперед. Такое положение ног при вертикальном отталкивании придает телу необходимый поворот, обеспечивающий удобные условия для броска.

        При выполнении броска в момент остановки после движения принятие правильного исходного положения в значительно степени определяется работой ног. Прежде всего, должна быть погашена инерция поступательного движения. Для этого используется так называемый «стопорящий» шаг. При движении по левому краю игрок уже повернут правым боком к корзине. В момент остановки он делает стопорящий шаг правой ногой, поворачивая носок ступни в направлении корзины. Приставляя левую ногу параллельно правой, игрок выполняет отталкивание вверх. При очень быстром движении отталкивание выполняется слегка назад с тем, чтобы действие разнонаправленных сил позволило игроку взлететь вертикально. При движении по правому краю игрок выполняет стопорящий шаг левой ногой, носок которой направлен в сторону корзины, а затем выносит правую ногу вперед, что позволяет ему развернуться правым боком к корзине.

        Таким образом, работа ног сводится к следующему: после получения мяча в движении делается стопорящий шаг одной ногой, приставляется другая нога, сгибая локти, мяч выносится на правой руке над головой, поддерживая его левой рукой спереди сверху. В основной фазе: игрок выпрыгивает толчком двумя ногами, при этом туловище развернуто прямо к корзине, ноги слегка согнуты. После достижения высшей точки прыжка игрок направляет мяч в корзину. После окончания броска, приземляется очень мягко на согнутые ноги. Такое положение тела выгодно, т.к. позволяет игроку без промедления продолжать активные действия. Игрок, например, может сразу вступить в борьбу за отскочивший от кольца мяч, или же, препятствуя зарождению контратаки, взять под плотную опеку защитника.

        

2.  РАБОТА  РУКИ

        Основное усилие при броске мяча в корзину должно исходить от предплечья при разгибании руки в локтевом суставе. Иногда игроки пытаются послать мяч в корзину за счет кисти заранее выпрямленной руки. За счет предплечья можно приложить более длинные, мощные усилия к мячу. Не следует забывать о том, что кисть является инструментом тонкой регулировки точности движения, и поэтому вряд ли целесообразно, особенно, при бросках со средних и дальних дистанций, перегружать ее излишними напряжениями. Работа руки сводится к следующему: после стопорящего шага и приставления ноги, сгибаются локти, мяч выносится на правой руке над головой, поддерживая его левой рукой спереди сверху. После достижения высшей точки прыжка игрок направляет мяч в корзину выпрямлением правой руки вперед-вверх и энергичным, но плавным движением кисти и пальцев. Мячу придается обратное вращение. Левая рука снимается с мяча в момент начала движения кисти правой. Если игрок начинает выполнять бросок в прыжке при отсутствии плотной опеки защитника, то выносить мяч над головой можно не до прыжка, а одновременно с прыжком. Тогда маховое движение рук помогает игроку выпрыгнуть выше.

3. РАБОТА КИСТИ

        В завершающей фазе броска кисть выполняет сгибание в лучезапястном суставе. При выполнении броска в прыжке со сравнительно близкого расстояния отпадает необходимость в большой амплитуде разгибательного движения руки с мячом. Основным бросковым движением становится движение кисти и пальцев, благодаря которому игрок повышает уровень исходного положения мяча непосредственно перед броском и точку выпуска мяча, чтобы успешно преодолеть сопротивление противника. Для броска с дальнего расстояния характерна большая амплитуда замаха и разгибательного движения руки с мячом. Необходимая дальность полета мяча обеспечивается согласованными разгибательными движениями рук, кисти и отчасти туловища.

        От начала до конца движения взгляд должен быть направлен на корзину. Игроки допускают ошибку, если они наблюдают за полетом мяча, вместо того, чтобы смотреть на цель. При прицеливании игрок удерживает в поле зрения всю корзину в целом. Как бы то ни было, игрок должен смотреть на цель, а не сопровождать взглядом движение мяча.

        Мощность броска в корзину определяется в первую очередь рациональной техникой, стабильностью и управляемостью движений, правильным чередованием напряжения и расслабления мышц, силой и подвижностью кисти рук, ее заключительным усилием, а также оптимальной траекторией полета и вращения мяча.

II. ОСНОВЫ  МЕТОДИКИ  ОБУЧЕНИЯ  И  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  БРОСКА  В  ПРЫЖКЕ  ОДНОЙ  РУКОЙ

        Бросок в корзину одной рукой в прыжке – сложный технический прием. Процесс обучения более успешен, пока у новичков еще нет неправильных навыков. Исходя из характеристики описанной техники броска, последовательность обучения броску в прыжке может быть представлена следующим образом.

  1. Обучение правильному способу держания мяча – мяч свободно лежит на кончиках пальцев, указательный палец определяет центральную ось.
  2. Обучение принятию броскового положения – локоть направлен к корзине, кисть поворачивается под мячом во время выноса мяча вверх.
  3.  Обучение выпуску мяча – завершающее движение кистью, устраняя толчок. Кусок ленты, наклеенной на мяч, позволит следить за осью и направлением вращения мяча. Упражнения проводятся сначала у стены, затем в играх.
  4. Соединение изученных частей с прыжками. При выполнении броска игрок должен приземляться в точку отталкивания.
  5. Овладение завершающим движением после выпуска мяча.

Чтобы научить игрока выполнять бросок в высшей точке прыжка, можно использовать следующие методические приемы:

а) бросок из-за экрана – игрок видит корзину только в высшей точке прыжка;

б) прыгнув вверх, игрок должен произнести вслух слово «пауза», после чего выполнить бросок.

        Начинающий игрок должен выполнять броски с такого расстояния, чтобы уровень его физической подготовки позволял соблюдать правильную технику броскового движения. В заключении приводим ряд упражнений, способствующих развитию физической подготовленности.

1.Отталкиваться для прыжка нужно передней честью стоп. Чтобы выше прыгнуть, нужно укреплять мышцы голени. Здесь полезны упражнения с отягощением на плечах. Встав передней частью стоп на брусок (5 – 10 см), приподниматься на носках.

2. Дальний бросок в прыжке облегчается при сильном брюшном прессе. Упражнений для укрепления мышц живота немало, и они хорошо известны.

3. Для меткого броска нужна сильная и подвижная кисть. Укреплять ее можно, сжимая пальцами теннисный мяч, отжимаясь от пола, упражняясь с резиновым жгутом. Очень полезно такое упражнение: встать на середину жгута стопами, а за концы его взяться кистями. В этом положении поднимать руки в стороны и вверх, вперед и вверх.

ПОДВОДЯЩИЕ  УПРАЖНЕНИЯ  БЕЗ  МЯЧА

Упр.1.  Обучающимся  принять правильное положение ног, корпуса, и рук перед броском, выпрямляя ноги (без прыжка) имитировать бросок рукой в воображаемую корзину.

Упр.2.  То же, после поворота на месте на 90 – 360о.

Упр.3.  То же, останавливаясь после ходьбы, бега и ускорения, имитируя ведение.

Упр.4.  То же, останавливаясь и поворачиваясь на 90 – 3600, после ходьбы, бега, ускорения, имитируя ведение.

Упр.5.  Обучающимся принять правильное положение ног, имитируя бросок одной рукой справа.

Упр.6.  Обучающимся принять правильное положение ног, имитируя бросок одной рукой слева.

Остановку перед броском правой рукой, т.е. справа, выполнять, делая стопорящий шаг левой ногой, затем правая нога приставляется к левой на расстоянии (от ступни до полушага). Обе ноги слегка согнуты перед прыжком (при броске слева меняется работа ног).

Поворот на 90 – 360о выполняется вокруг неподвижно стоящей левой ноги, на носке переставлением правой ноги правым плечом – поворот вперед.

Упр.7.  Из положения перед броском, выполнить прыжок толчком двух ног, с  одновременной имитацией броска одной рукой  в воображаемую корзину.

Упр.8.  То же, повторять бросок в прыжке после приземления (до 10-15 раз).

Упр.9.  То же, произвести бросок, останавливаясь после ходьбы, бега, ускорения, имитируя ведение.

Упр.10. То же, произвести бросок, останавливаясь и поворачиваясь на 90 – 360о, после ходьбы, бега, ускорения, имитируя ведение.

ПОДВОДЯЩИЕ  УПРАЖНЕНИЯ  С  МЯЧОМ

Упр.1.  Стоя на прямых ногах, мяч находится на кисти выпрямленной руки, передача мяча за счет движений кисти и пальцев (следить, чтобы пальцы после передачи не сжимались в кулак), ведущим в работе кисти был указательный палец.

Упр.2.  Принять правильное положение перед броском, выпрямляя ноги (без прыжка) бросить мяч партнеру за счет разгибания руки в локтевом суставе (следить, чтобы предплечье было в плоскости, параллельной полу).

Упр.3.  В положении стоя на коленях, сидя на стуле, гимнастической скамье, на полу – передача мяча одной рукой партнеру (соблюдать траекторию полета мяча, как бросок в корзину).

Упр.4.  То же, бросок в прыжке.

Упр.5.  Бросок партнеру в прыжке, остановившись для получения мяча по прямой после ходьбы, бега, ускорения.

Упр.6.  Бросок партнеру в прыжке справа (акцентировать внимание на правильной работе ног).

Упр.7.  То же, слева.

Упр.8.  То же, с поворотом на 90 – 360о.

Упр.9.  Бросок партнеру в прыжке после удара об пол, останавливаясь после медленного ведения, ведения с ускорением, изменяя высоту отскока и направления движения.

Упр.10. То же, с поворотом на 90 – 360о.

Необходимо контролировать правильное движение руки, кисти и пальцев, добиваться обязательного расслабления (пальцев, кисти руки) после броска. Следить, чтобы грудь, лицо, ладонь в момент выпуска мяча находились бы в одной плоскости и были направлены в сторону партнера. Обратить внимание на правильную работу ног при бросках справа, слева и по прямой.

Подводящие упражнения можно включить как в подготовительную, так и в основную части урока.

III. МЕТОДИКА  ОБУЧЕНИЯ  И  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  БРОСКУ  В  ПРЫЖКЕ  ОДНОЙ  РУКОЙ

I. УПРАЖЕНИИЯ  В  БРОСКАХ  БЕЗ  СОПРОТИВЛЕНИЯ  ЗАЩИТНИКА

                На первом этапе обучения ребята выполняют броски в невысоком темпе и без сопротивления. Учитель делает акцент на правильность технического выполнения бросков.

        Упражнения в бросках обычно проводятся в следующих построениях:

  1. в 2 – 3 колоннах у каждого щита. Первый бросает мяч указанным учителем способом, подбирает мяч и отдает следующему партнеру, а сам встает в конец колонны;
  2. полукругом: ученики поочередно бросают мяч по корзине. Один игрок стоит под кольцом, ловит мяч и передает партнерам;
  3.  в двух колоннах на боковых линиях, лицом к щиту. Одни бросают с правой стороны, другие подбирают мяч и бросают с левой. Из одной колонны игроки постоянно переходят в другую.

   Хорошие результаты в совершенствовании броска в прыжке без  сопротивления защитника дают соревнования в парах, тройках.

 

Упр.1.  Группа разбивается на пары. Игрок, произведя бросок в корзину, (при попадании засчитывается очко) подбирает мяч и отдает своему партнеру, возвращается (без мяча) на место выполнения броска. Соревнования проводятся до определенного количества попаданий.

Упр.2.  То же. После одного – двух попаданий  в определенную корзину, пара, быстро переместившаяся в противоположную сторону, выполняет такое же количество бросков в другую корзину и т.д.

Упр.3.  Соревнуются в попадании мяча в определенную корзину две пары. Каждая пара имеет по одному мячу. По сигналу игроки с мячом бросают мяч в корзину, игроки без мяча подбирают их и отдают своим партнерам, те вновь бросают и так до 5 – 20 попаданий. Игроки, забившие 5 – 20 попаданий, меняются местами со своими партнерами. Выигрывает пара быстрее выполнившая дважды 5 – 20 попаданий.

Упр.4.  Группа в парах выстроена за лицевой линией. По сигналу первая пара, передавая между собою мяч, стремительно продвигается к противоположному щиту. Игрок, достигнув определенной зоны, останавливается и производит бросок в прыжке, другой игрок подбирает мяч, повторно бросает его в корзину, после чего возвращается на исходные позиции и т.д.

В упражнениях 2 – 4 обратить внимание на скорость выполнения броска. Особенно важно уметь выполнять броски в прыжке после ускорений и других перемещений.

2.БРОСКИ  ПО  КОРЗИНЕ  С  СОПРОТИВЛЕНИЕМ  ЗАЩИТНИКА

Отработанный до совершенства бросок в корзину с определенных положений дает основание игроку производить его через руки защитника.

Неоправданная робость, потеря инициативы и замедление темпа игры в выгодных для бросках ситуациях не должны иметь место у игроков, хорошо выполняющих бросок. Например:

  1. Игрок получил мяч, стал лицом к защитнику, который находится на расстоянии 1 – 1,5 метра, и не использовал ведение. Сделать ложное движение на уход, мгновенно принять исходное положение для броска и выполнить его в прыжке.
  2. Защитник успел приблизиться и есть опасения, что он в прыжке преградить путь мячу. Сделать ложное движение на бросок, без отрыва ног от пола, начать бросок в прыжке, после того, как защитник, среагировав на ложное движение, прыгнул вверх и начинает приземляться.
  3. Защитник не реагирует на ложные движения, находится рядом и мешает произвести бросок. Нападающий, сделав ложное движение влево, резким выпадом вправо – левой ногой – обходит защитника, останавливается и выполняет бросок, не приближаясь к подстраховывающему защитнику.
  4. Игрок получил мяч стоя спиной к атакуемой корзине и не использовал ведение. Нападающий мгновенно поворачивается на 180о и выполняет действия, указанные выше, или начинает прыжок, находясь спиной к атакуемой корзине и поворачиваясь в воздухе, выполняет бросок.

Кроме перечисленных средств и методов обучения и совершенствования для развития точности бросков, необходимо использовать все их многообразие: это 1) использование специального оборудования; 2) эмоционального стресса; 3) на фоне утомления; 4) изменения характера работы; 5) шумовых помех и т.д.

IV.НЕКОТОРЫЕ  МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО   ИСПОЛЬЗОВАНИЮ  ВЫШЕПЕРЕЧИСЛЕННЫХ  УПРАЖНЕНИЙ

Все перечисленные упражнения, связанные с совершенствованием броска, целесообразно проводить в парах и тройках, т.е. в таких звеньях, в каких учащиеся выступают в соревнованиях.

Необходимые рекомендации по выполнению того или иного упражнения даны сразу же после его описания.

Описание всех упражнений составлено для выполнения броска правой рукой. На что обращать внимание при выполнении упражнений в бросках:

  1. Выполнять броски быстро.
  2. В исходном положении удерживать мяч близко к телу.
  3. Сопровождать бросок рукой и кистью.
  4. Постоянно удерживать взгляд на цели.
  5. Следить за легкостью и непринужденностью выполнения броска.
  6. Контролировать мяч при броске кончиками пальцев.
  7. Полностью сосредоточиваться на броске.
  8. Для сохранения равновесия удерживать плечи параллельно.

        

В Ы В О Д Ы

  1. Представляется, что при освоении техники броска в прыжке одной рукой следует акцентировать внимание обучаемых последовательно на следующих элементах приема: 1) работа ног; 2) работа руки; 3) работа кисти; 4) сочетание движений в разнохарактерной обстановке.
  2.  Методика обучения броску в прыжке одной рукой должна предусматривать доведение до совершенства техники работы руки и кисти, а затем соединение различных частей всех движений в облегченных условиях, с защитой и т.д.
  3. Для развития точности бросков необходимо использование разнообразных методов и средств обучения: 1) использование специального оборудования; 2) эмоционального стресса; 3) на фоне утомления; 4) изменение характера работы; 5) шумовых помех и т.д.

Л И Т Е Р А Т У Р А

        В.В. Кузин, С.А. Полиевский    «Баскетбол. Начальный этап обучения», Москва, ФИС, 1999

        Т.Я. Петерсон «Мини-баскетбол». М., ФИС, 1973

        Ю.Ф. Буйлин, Ю.И. Портных «Мини-баскетбол в школе», М.,Просвещение, 1976

        Г. Пилхостер  «Энциклопедия баскетбольных упражнений»,М.,ФИС, 1973

        К.Би, К. Нортон  «Упражнения в баскетболе», М., ФИС, 1972

        А. Зинин  «Детский баскетбол», М., ФИС, 1969

        А. Зинин  «Первые шаги в баскетболе», М., ФИС, 1972

        Т. Зельдович, С. Кераминас  «Подготовка юных баскетболистов», М.,ФИС,1964

        Ф. Линдберг   «Баскетбол», М., ФИС, 1971

        А.Я. Гомельский  «Специальные упражнения в баскетболе», М.,ФИС, 1967

        Е.Р. Яхонтов  «Юный баскетболист» Пособие для тренеров, М.,ФИС, 1987

        Ю.М. Портнов, В.П. Савин, А.В. Алексеев  «Спортивные игры: техника, методика обучения. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений»,М., «Академия», 2004

        Д.И. Нестеровский  «Баскетбол: теория и методика обучения. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений», М., Академия, 2007

        

        С.В. Голомазов «Для кистей рук», «Спортивные игры», 1971, № 1

        В.Г. Луничкин «Экспериментальное обоснование методики совершенствования приемов техники игры у высококвалифицированных баскетболистов на примере броска в прыжке», Автореферат, М., 1969

        

Санкт-Петербургская Академия пост-дипломного педагогического образования. Центр физической культуры


Т Е М А:

«МЕТОДИКА  ОБУЧЕНИЯ  БРОСКУ  В  ПРЫЖКЕ  ОДНОЙ  РУКОЙ  УЧАЩИХСЯ  СТАРШИХ  КЛАССОВ»  

                                                                      Выполнила:

                                                        Глазунова Наталья Васильевна

                                                        учитель физической культуры

                                                                    школы № 280

                                                                   им. М.Ю. Лермонтова

                                                          Адмиралтейского района

Санкт-Петербург

2010 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика КОТ.Изучение интеллектуальных способностей учащихся старших классов.

Методика КОТ может быть использована для исследования относительно большого количества компонентов общих способностей. С ее помощью достаточно надежно прогнозируется обучаемость и деловые качест...

Анализ и методика обучения броска через спину с колен

Броски через спину успешно применяются во всех видах борьбы. И во всех видах борьбы есть свои варианты проведения этого броска.Бросок через спину с колен является одним из вариантов броска через спину...

Методика обучения технике опорных прыжков. Презентацию подготовил Учитель физической культуры МАОУ «Лицей №36» Захаров Андрей Алексеевич

Наиболее сложными упражнениями в разделе «Гимнастика» являются опорные прыжки. Они способствуют развитию силы мышц рук и ног, укрепляют связки и суставы, развивают прыгучесть и ловкость. Прыжковы...

Лингводидактическая концепция и методика обучения иноязычной социокультурной компетенции учащихся старших классов на материале культурных фактов родной страны

При современной личностно-ориентированной направленности языковой педагогики представлялось существенным более пристально рассмотреть условия и средства обучения иностранным языкам в среднем общеобраз...

Методика обучения и совершенствования броска в прыжке одной рукой

Характеристики выполнения броска в прыжке одной рукой. Основы методики обучения и совершенствования броску в прыжке одной рукой. Методика обучения и совершенствования броска  в прыжке о...