Английская грамматика в песнях- нетрадиционный подход в обучении иностранным языкам
статья по английскому языку (11 класс)

Гадалова Наталья Владимировна

Статья об использовании в своей практике песен на английском языке, отрабатывая

грамматические конструкции изучаемого языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_angliyskaya_grammatika_v_pesnyah.docx29.29 КБ

Предварительный просмотр:

Автор статьи Гадалова Н.В.                                                                                                                              

учитель английского языка

                                                                                       высшей   квалификационной категории    

             

                           Английский  в песнях — нетрадиционный подход к изучению языка

      Работа с песенным материалом на уроках иностранного языка включена во многие учебные пособия, однако, довольно часто она недооценивается, хотя  является  ценным учебным материалом и  многогранным, полифункциональным методическим средством в обучении английскому языку.  Обладая  обучающей, образовательной и развивающей функцией песня способствует совершенствованию ритмико-интонационных навыков, активизации грамматических явлений, расширению словарного запаса, формированию страноведческой компетенции, повышению мотивации к обучению.

        В начале, рассмотрим обучающую функцию работы с песней. Так, к жанру песни можно обратиться для отработки звуковой стороны речи. Вместо отдельных слов и словосочетаний, содержащих тот или иной звук, детям можно предложить специально отобранные куплеты или строчки из песен для совершенствования слухо-произносительных навыков. Помимо формирования произносительных навыков очень важна правильно поставленная интонация. Учащиеся легче воспринимают интонационный строй английских предложений, слушая и воспроизводя интонации стихов и песен. В них восклицательные, утвердительные и различные виды вопросительных интонационных конструкций сочетаются в доступном и близком детям контексте. Ритмичная музыка песен помогает быстрейшему усвоению этих аутентичных произведений, а вместе с ними и правильной интонации, которая воспринимается в дальнейшем как естественная при воспроизведении английской речи. При разучивании английских песен можно пояснить и правила чтения — особенно на начальном этапе, когда идет развитии техники чтения. Коммуникативная методика, предполагающая обучение грамматике на функциональной и интерактивной основе, позволяет использовать песню  для активизации грамматических конструкций, так как в песнях можно встретить все грамматические явления английского языка: множественное число существительных, числительные, предлоги, наречия, модальные глаголы, степени сравнения, притяжательный падеж, виды времен. Лексико-грамматическая насыщенность песен позволяет использовать их и для обогащения словарного запаса учащихся. При изучении отдельных лексических тем они служат иллюстративным материалом, поэтому можно подобрать целую серию песен для формирования продуктивных лексических навыков на многие темы, включенные в школьную программу. Например, тема “Appearance, тема “Animals”, тема “Home”, тема “Friendship”, тема “Nature”, тема “ Job” . В песнях часто встречаются имена собственные и реалии стран изучаемого языка, что способствует реализации образовательной функции в процессе обучения и формированию социокультурной компетенции обучаемых. Так, например, существует множество песен, отражающих проблемы общества. Помимо обучающей и образовательной функции, песни реализуют развивающую функцию, так как способствуют эстетическому воспитанию учащихся, раскрытию их творческих способностей и развитию у них музыкального слуха.

              «Слушание музыки включает не только механизмы восприятия звука и центры эмоций, но и моторные центры мозга, ответственные за движения тела и работу мышц. Благодаря чрезвычайно развитой музыкальной памяти человеческого мозга, многое из услышанного даже в раннем детстве оказывается как бы выгравированным в нашем мозгу до конца жизни. Наши органы слуха и нервная система предельно настроены на восприятие и запоминание музыки», — говорит невролог и нейропсихолог Оливер Сакс в своей книге «Музыкофилия: Сказки о музыке и о мозге»

Что на самом деле происходит, когда мы поём грамматические песни?

Когда мы слушаем,  мелодия песни стимулирует отделы мозга, отвечающие за аудиальную память и слуховое восприятие.

Мы начинаем лучше понимать речь на слух.

Когда мы поем — тренируется наш речевой аппарат и улучшается  артикуляция и произношение.

Стимулируется эмоциональная память — все, что мы изучаем, намного надежнее и быстрее запоминается.

При подключении музыки (что и происходит в песнях)  — все изучаемые грамматические формы более рационально структурируются  в памяти. Когда наступит момент говорить — нужная форма намного легче «извлечётся» из памяти и естественным образом встроится в речь.

Текст песни, которая нам нравится, которую мы слышали много раз, запоминается без труда и очень быстро.

И, самое главное мы получаем удовольствие, так как музыка — один из самых эффективных способов воздействия на эмоции школьников, ведь они воспринимают пение не как учебный процесс, а как игру или даже отдых. Такая деятельность не только полностью меняет атмосферу урока, но и способствует неосознанному запоминанию новых слов и выражений.

Как петь грамматические песни?

Пение на английском может использоваться в качестве:

фонетической зарядки в начале урока;

способа закрепления лексического или грамматического материала;

стимула для развития речевых умений;

средства для снятия напряжения учеников и восстановления работоспособности.

В среднем, на одном уроке, на отработку песни на английском следует отводить не более 10 минут. Процесс работы над каждой отдельной песней выглядит следующим образом:

  • Предтекстовый этап. Построение ассоциативных представлений по названию и содержанию песни.

Первое прослушивание. Проверка высказанных предположений о содержании песни.

Работа над фонетической стороной речи. Отработка звуков, слов и словосочетаний. Отработка мелодики и ударения во фразах. Отработка четкого произношения путем повторения слов за диктором и вместе с диктором.

Работа над грамматикой. Примером отработки грамматики может служить упражнение на заполнение пропусков или употребление глаголов в правильной форме в тексте песни на английском языке. Проверка правильности выполнения задания путем прослушивания песни. Помимо глаголов, можно составить упражнения на отработку всех типов вопроса в английском языке, употребление предлогов, степеней сравнения прилагательных и др.

Работа с содержанием песни. Ответы на вопросы учителя по содержанию песни.

  • Послетекстовый этап. Пение английской песни без диктора. Развитие навыка говорения: описание учащимися места действия песни, сюжета и др.

Задания на запоминание слов песни. Для многих школьников, запоминание слов на иностранном языке является серьезной проблемой, поэтому данному этапу стоит уделить особое внимание. Лучше всего в запоминании новых слов поможет повтор слов за диктором и проговаривание вместе с ним. Кроме этого, существуют и другие действенные способы запоминания текста английской песни:

"Complete the phrase" — на доске записано начало фразы из песни, задача учеников — по памяти закончить ее.

"Snowball" — каждый ученик повторяет предыдущую фразу и произносит свою.

"Chain" — каждый ученик произносит по одной строчке куплета и так до конца песни.

"Order the lines" — учитель делит класс на две команды и выдает каждой команде конверт с разрезанной на строчки песней. Задача каждой команды — как можно быстрее собрать текст песни на английском языке.

Заучивание слов песни и самостоятельное исполнение. Для большей вовлеченности учащихся, можно устроить конкурс на лучшее исполнение.

Как выбрать песни для урока английского языка?

Не каждая песня подойдет для урока английского. Большая часть современных английских песен содержит сленговые слова и обороты. В частности, это касается рэпа, соответственно лексика из таких песен не пригодна для обогащения словарного запаса учеников. Поэтому, при выборе песни для урока английского языка, нужно обращать внимание на следующие направления: джаз, блюз, фолк, кантри, оперы, мюзиклы. Песни с сольными исполнителями наиболее подходят для использования на уроке, они не затрудняют восприятие на слух и ученикам будет проще повторять слова.

        Итак, с точки зрения методики, использование песенного материала на уроках иностранного языка помогает учащимся в непринужденной форме отработать произношение отдельных звуков, совершенствовать ритмико-интонационные навыки, способствует автоматизации и активизации многих грамматических явлений, расширяет словарный запас учащихся. Работа с песней является важным обучающим, развивающим и мотивационным фактором, т. к. они, во-первых, имеют познавательное значение, поскольку расширяют общий кругозор изучающих иностранный язык, во-вторых, формируют страноведческую компетенцию. Таким образом, песня является необходимым и многофункциональным методическим средством.  

           

1.  Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве/ Г.М. Бреслав. М.: Педагогика, 1990. 237 с.

2.  Веренинова Ж.Б. Роль песни при обучении английскому произношению/Ж.Б. Веренинова// Иностранный язык в школе. 1998. №6. С. 65 - 70.

3.  Карпиченкова Е.П. Роль музыки и песни в изучении английского языка /Е.П. Карпиченкова// Иностранный язык в школе. 1990. №5. С. 45 - 48.

4.  Миролюбов К.Б. Культуроведческая направленность в обучении иностранному языку/К.Б. Миролюбов// Иностранный языки в школе. 2001. №5. С. 11 - 15.

5.  Никитенко З.Н. Аутентичные песни как один из элементов национально - культурного компонента содержания обучения иностранному языку на начальном этапе /З.Н. Никитенко В.Ф. Аитова В.М. Аитова// Иностранный язык в школе. 1996. №4. С. 14 - 20.

6.  Салюва С.Н. Музыка на уроках английского языка/С.Н. Салюва//Иностранные языки в школе. 1990. №2. С. 72 - 73.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современная методика о научных подходах к обучению иностранному языку

Эта статья поможет освежить в памяти подходы кобучению иностранному языку....

Дифференцированный подход в обучении иностранным языкам

В дидактике  обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные особенности (различия) учащихся, т.е. основные свойства личности учащегося. В п...

Личностно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам в классе с неоднородным составом обучающихся

Личностно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам предполагает обучение в сотрудничестве, метод проектов и разноуровневое обучение....

Формирование навыков коммуникативной компетенции через личностно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам.

В данной статье рассмотрен опыт работы по использованию некоторых инновационных образовательных технологий,в основе которых лежит метод коммуникативных заданий....

Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку: мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA

Аннотация: в статье рассматриваются развивающиеся подходы в обучении иностранному языку, основанные на теории множественного интеллекта. Приводятся основные типы интеллекта и способы их применения в м...

Презентация "Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA"

Презентация на тему "Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA"....