Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка
статья по английскому языку

Функциональная грамотность это умение применять полученные знания в жизни, чтобы решать самые разные задачи в человеческой деятельности, уметь налаживать общение и выстраивать социальные отношения.

Содержание функциональной  грамотности, формируемой в рамках урока по английскому языку включает:

• овладение грамотной и выразительной, устной и письменной речью;

• способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации;

•умение самостоятельно формулировать проблему.
Сформировать функциональную грамотность в процессе обучения английского языка можно различными способами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад 19.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Худоеланская основная общеобразовательная школа»

Доклад на тему:

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка.

Подготовила:

учитель английского языка

Сидоркевич Ольга Николаевна

с.Худоеланское 2023г.

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка

        «Функциональная грамотность это умение применять полученные знания в жизни, чтобы решать самые разные задачи в человеческой деятельности, уметь налаживать общение и выстраивать социальные отношения.

        Согласно Леонтьеву А.А.: «Функционально грамотный человек  это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»[1].

        Согласно определению Виноградова Н.Ф.: «Функциональная грамотность сегодня это базовое образование личности <…> Ребенок <…> должен обладать:

— готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром …;

— возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи…;

— способностью строить социальные отношения…;

— совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию…»[3].

Выделяют следующие направления формирования функциональной грамотности:

  • математическая грамотность;
  • финансовая грамотность;
  • естественнонаучная грамотность;
  • глобальные компетенции;
  • креативное мышление;

читательская грамотность

        Что касается учебного предмета «Иностранный язык (английский)» то становится очевидным, что умение использовать язык на практике это и есть функциональная грамотность. Ведь язык основа для функционирования человека в любой деятельности, инструмент для выстраивания коммуникации и социальных отношений.

Исходя из этого, можно обозначить следующую проблему: как организовать работу на уроке английского языка, чтобы в процессе обучения была сформирована функциональная грамотность у учащихся.

Содержание функциональной  грамотности, формируемой в рамках урока по английскому языку включает:

• овладение грамотной и выразительной, устной и письменной речью;

• способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации;

•умение самостоятельно формулировать проблему.
Сформировать функциональную грамотность в процессе обучения английского языка можно различными способами.

Проанализировав задания из учебника, непосредственно с которым мы работаем, я нашла примеры, как можно сформировать все направления функциональной грамотности на уроках английского языка.

Формирование математической грамотности начинается, когда обучающиеся работают с числительными на разных этапах обучения. На примере заданий из учебника для 5 класса, где ученикам предлагают произвести простые вычисления на иностранном языке, характерные для обычной проверки математической подготовки учащихся.

Финансовая грамотность – способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств. В учебнике для 6 класса  через выполнение упражнения где учащимся необходимо составить диалог, может быть реализована задача на формирование финансовой грамотности.

При формировании естественнонаучной грамотности следует рассмотреть три уровня ситуации:

- Личностная (связанная с самим учащимся, его семьей, друзьями)

- Местная/национальная (связанная с проблемами данной местности или страны).

- Глобальная (когда рассматриваются явления, происходящие в различных уголках мира).

Можно выделить следующие тематические области, в контексте которых реализуется естественнонаучная грамотность:

- здоровье;

- окружающая среда;

- опасности и риски;

- связь науки и технологий.

Более того, можно предложить статью из газеты или фильм на данную тему. Владение иностранным языком невозможно в отрыве от культуры и реалий англоговорящих стран, при этом газета вызывает естественный интерес учащихся, являясь источником новейшей информации, к тому же частью культуры страны изучаемого языка.

 Глобальные компетенции

В 8 классе ученики осваивают на практике приемы и подходы для первого шага в общении.

 При непонимании смысла и важности этой работы не исключена подмена её простым пересказом текста. А тогда - вне деятельности и личностной составляющей - эта работа нацелена на достижение исключительно предметных результатов (изложение содержания прочитанного) и не имеет ничего общего с работой на развитие личности.

 Креативное мышление - это новый компонент функциональной грамотности. Способность к креативному мышлению базируется на знаниях и опыте и может быть предметом целенаправленного формирования. Таким образом,  важно сделать акцент на «малой» ежедневной, бытовой креативности, а не на ярко выраженном таланте. Важно предлагать задания, которые могут постепенно стимулировать привычку креативно мыслить и отзываться на проблемы. Самый большой спектр возможностей для развития творческого потенциала учащихся, у раздела Project (проекты).

        Учащимся предлагается создать презентации, доклады, постеры, альбомы, коллажи, проекты которые предлагают учебники в конце изучения каждого раздела. Все это создает благоприятный фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет на учебную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для формирования функциональной грамотности на уроке английского языка (на основе сплошного текста)

Конструирование учебных заданий  для формирования функциональной грамотности  на уроках иностранного языка (английский язык) I. Задание на основе сплошного текста...

Задания для формирования функциональной грамотности на уроке английского языка (на основе несплошного текста)

Конструирование учебных заданий  для формирования функциональной грамотности  на уроках иностранного языка (английский язык). Задания на основе несплошного текста...

Мастер класс "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка"

Актуальность темы  мастер класса обусловлена целями и задачами современного образования: формирование компетенций, позволяющих учащимся эффективно участвовать в жизни социума, а также форми...

Выступление на МО учителей иностранного языка по теме: "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка"

При обучении английскому языку особое внимание уделяется формированию и развитию коммуникативных способностей - навыков свободного общения и практического применения английского языка. Под функциональ...

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка. Презентация.

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка....

Конструирование учебных заданий для формирования функциональной грамотности на уроках английского языка.

Конструирование учебных заданийдля формирования функциональной грамотностина уроках иностранного языкана примере английского языка          Задание на основе сплошного текста(...

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка как существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального

Доклад на тему "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка как существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и ком...