«Преемственность в формировании и владении устной речи на уроках английского языка через лексико-грамматические упражнения»
учебно-методический материал по английскому языку

Женспаева  Ляйсан Курбангалиевна

Доклад на тему :«Преемственность в формировании и владении устной речи на уроках английского языка через лексико-грамматические упражнения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_30.03.23.docx40.25 КБ

Предварительный просмотр:

Доброе утро, уважаемые коллеги! Тема моего доклада: «Преемственность в формировании и владении устной речи на уроках английского языка через лексико-грамматические упражнения»

В обучении под преемственностью понимается последовательность и системность в расположении учебного материала, связь и согласованность ступеней и этапов учебно-воспитательной работы, осуществляемой от одного занятия к следующему, от одного года обучения к другому.

Преемственность характеризуется осмысливанием пройденного на новом, более высоком уровне, подкреплением имеющихся знаний новыми, раскрытием новых связей, благодаря чему качество знаний, умений и навыков повышается. Знания делаются более осознанными, дифференцированными и обобщенными, круг их применения значительно расширяется.

Таким образом, преемственность означает процесс развития учащихся путем осмысливания и взаимодействия старых и новых знания, прежнего и нового опыта.

Преемственность в изучении иностранного языка в начальной и средней школе обеспечивается посредством учета возрастных особенностей школьников, системы целей обучения на разных ступенях и планируемых результатов, а также  внутрипредметных связей при формировании всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции.

Целью обучения иностранному языку в начальной школе является формирование способностей самостоятельного решения элементарных коммуникативных задач на основе осознанного использования средств изучаемого языка.

Целью обучения иностранному языку в средней школе является развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации и способной самостоятельно совершенствоваться в иноязычной речевой деятельности. 

Преемственность целей предусматривает раннее обучение иностранным языкам в системе непрерывного образования, что способствует развитию личности ребенка, его общих и языковых способностей, позволяет заложить более прочную основу для успешного изучения иностранного языка в средней общеобразовательной школе и позволяет овладеть иностранным языком как средством общения. 

В начальной школе создаются  условия для ранней коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру и для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения; для развития мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком. 

Раннее изучение ИЯ полезно и доступно всем детям, независимо от их стартовых способностей, поскольку оно
- оказывает бесспорное положительное влияние на развитие психических функций ребенка: его памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения;
- стимулирует развитие речевых способностей ребенка, что положительно сказывается также и на владении родным языком. 

Учитывая возрастные особенности учащихся, требуется применение самых разнообразных средств активизации речемышления, различных методов, форм и подходов к обучению учащихся, а также разный уровень развития того или иного вида как монологической, так и диалогической речи.

Лучшими приемами активизации устной речи учащихся, на мой взгляд, являются приемы взаимодействия человека с человеком, т.е. интерактивные приемы. Данные приемы предполагают взаимодействие субъектов образовательного процесса на уровне «равный - равному». Для решения этих целей отлично подходят следующие приемы:

  • Описание картинки с использованием изученных грамматических конструкций. Целью этого задания является целевое использование изученных грамматических конструкций в комбинации с лексическими единицами. Для повышения интереса учащихся к выполнению задания можно разделить учеников на команды и ставить баллы за правильно составленные высказывания. На усмотрение учителя задание можно усложнить, заранее обговорив, какие лексические единицы ученики должны обязательно использовать при выполнении задания. Другим хорошим вариантом, повышающим мотивацию, является увеличение баллов за более длинные и лексически сложные предложения.
  • сравнение двух картинок и поиск отличий. При помощи этого задания ученики очень быстро осваивают такие грамматические конструкции как hasgot, thereis/thereare, heiswearing, itisbig/black, etc.
  • Одним из интересных приемов, дающим хорошие результаты при обучении говорению является использование настольных игр. Условно можно разделить их на лексические и грамматические.
  • Грамматические настольные игры характеризует более четкая структура и правила. Как правило, игра составляется для отработки одной грамматической конструкции в речи и доведения её до автоматизма. Традиционные настольные игры, такие как морской бой, snakes and ladders, и даже обычные «бродилки», прекрасно адаптируются под такие грамматические игры.
  • Лексические настольные игры являются более творческими и подходят для спонтанной речи. Такие игры также можно разделить на несколько категорий: игры, в которых отрабатывается только лексика (как правило это игры на запоминание, например, memory или scrabble, Снежный ком), к другой категории стоит отнести игры, которые нацелены на улучшение беглости речи и её спонтанность (например Taboo, Cluedo, Alias, Activity, Mafia). Стоит отметить, что настольные игры, несомненно украсят и разнообразят ваш урок, но, к сожалению, большинство игр требуют времени не только на игру, но и на ее объяснение. Зачастую бывает достаточно непросто вписать этот прием в канву урока, так как дети очень увлекаются игрой и их сложно переключить на другие виды деятельности,
  • Одним из важных приемов, используемых многими учителями английского языка является драматизация. К ней можно отнести такие задания как разучивание диалогов, разыгрывание пьес, сказок, историй. Одним из важнейших этапов этого приема я считаю составление собственных диалогов и историй на основе ранее изученного. При использовании таких заданий у детей формируются прочные навыки по изученной теме, проявляется их творческий потенциал и заинтересованность в результате.
  • Мини-проекты. На уроках обобщения и повторения я часто использую мини-проекты, которые дети создают в течение урока. Целью этого задания является составление монологического высказывания по заданной теме. Объем высказывания зависит от ступени обучения, как правило, он составляет от 5 до 12 предложений. В монологическом высказывании используются только изученные конструкции и лексика. Обычно создание проекта сопровождается рисунком, скетчем, аппликацией, которая будет служить опорой при устном ответе.

Так, при обучении говорению на начальном этапе преимущественно подготовленная речь должна постепенно уступать место неподготовленной. Задания для развития навыков и умений говорения включают полностью контролируемые, то есть тренировочные упражнения.

Но при переходе на среднюю ступень обучения в связи с усложнением учебного материала интерес учеников к изучению иностранного языка снижается. Специфика предмета «Иностранный язык» требует от детей напряжённой умственной деятельности, внимания, способности мыслить абстрактно, умения обобщать.

 Можно выделить следующие причины снижения познавательной активности:

-большое количество новых слов

 -при изучении темы нет опоры на родной язык, так как в родном языке отсутствует данное явление (Артикль. Фразовый глагол)

- данное явление ещё не изучалось на родном языке.

Я подобрала несколько упражнении, которые мотивируют на устно-речевое высказывание, так как перед учениками есть цель; учащиеся активны при их выполнении, так как присутствует связь с личностью и мыслительной деятельностью ученика.

  1. Для того, чтобы прочно закрепить в памяти изученную лексику, необходимо как можно шире ее использовать в речевых упражнениях.  Например, упражнение «Составьте предложения»

Цель : употребить изученную лексику в предложениях.

Ход: на доске размещены слова, с которыми необходимо соcтавить предложения

Hobby     pet      youth       pastime      to attend    earth     society   circle   to take care of

Учащимися были составлены следующие предложения:

My hobby is dancing.

My favorite pastime is watching TV.

Do you attend any clubs?

Earth is our home.

We must to take care of our health.

I have got two pets: a cat and a dog.

  1. Следующее упражнение. составление цепочки высказываний в сослагательном наклонении, когда каждый следующий ученик продолжает мысль предыдущего, например,
  • If I had time, I would go to Africa.
  • If I went to Africa, I would see an elephant….
  1. На листочках даются слова, учащиеся должны объяснить, с чем связано каждое слово. Естественно ассоциации будут разными.

Например, March

P1 : The third month of the year.

P2: We have woman`s day.

P3: My birthday is in March.

P4: We have our spring holidays.

P4: It`s the first spring month.

Эти предложения составляли 6классники, и далось это задание им тяжело.И дело не в грамматике и словарном запасе. Не только в них. Куда сложнее придумать, что сказать. Генерировать идеи. Перестать отделываться короткими фразами.

Таким образом,  на среднем  этапе обучения говорению предполагается переход к репродуктивно-продуктивному уровню упражнений, где уже включаются некоторые элементы творчества и самостоятельные высказывания. С моей точки зрения наиболее эффективно на данном этапе использовать различные опоры, которые могут быть связаны как с содержанием, так и с формой высказывания. Это может быть структурный скелет, записанный на доске или спроецированный на экране. Например, «Фишбоун» - эта графическая техника представления информации позволяет образно продемонстрировать ход анализа какого-либо явления через выделение проблемы, выяснение её причин и подтверждающих фактов и формулировку вывода по вопросу. 

В процессе составления «рыбьего скелета» учащиеся:

  • учатся работать в группе или парах;
  • визуализируют причинно-следственные связи;
  • развивают способность критически мыслить;
  • обучаются давать оценку явлениям действительности.

«Рыбий скелет» состоит из 4 блоков информации:

  • головы, в которой обозначается вопрос или проблема;
  • косточек вверху (или справа), где фиксируются причины и основные понятия того или иного явления, проблемы;
  • косточек внизу (слева), подтверждающих наличие тех или иных причин;
  • хвоста, содержащего выводы и обобщения по вопросу.

Составление записей проводится кратко, точно, лаконично: лучше использовать всего 1–2 существительных для обозначения того или иного пункта, которые будут чётко отражать суть явления.

«Фишбоун» – универсальный приём, которым можно пользоваться на уроках любого типа. Но наиболее эффективно «рыбья кость» применяется на занятиях обобщения и систематизации полученных знаний, чтобы помочь учащимся организовать полученную информацию в стройную систему с чёткими взаимосвязями между элементами.

Чтобы помочь школьникам сделать их устные высказывания более организованными и грамотными, я предлагаю упражнения , направленные на закрепление использования средств логической связи компонентов текста. Здесь могут быть полезны:

- упражнения с пропусками в тексте, которые могут быть заполнены средствами лексической связи;

-Упражнения на поиск соответствия (соединение начала предложения с концом)

- распределительные упражнения (например на отработку речевых клише разной коммуникативной направленности)

-упражнения, требующие найти стилистические ошибки в тексте или отрывке.

Также при развитии навыков диалогической речи, такие языковые задания как «matching activities», соедините реплики по смыслу, так чтобы получился диалог, дайте развернутый ответ на вопрос. Упражнения типа «задайте все возможные вопросы к следующим предложениям» способствует развитию умений  извлекать как можно больше информации в ходе диалога

Данные приёмы позволяют не только отработать и закрепить лексические грамматические навыки, но и сделать высказывание наполненным различными языковыми средствами.

Преемственность предполагает плавный переход на среднюю ступень обучения. Такой, чтобы под натиском новых впечатлений, непривычных приёмов работы не растерять все хорошие приобретения начальной школы, не утратить интерес к обучению. Именно интерес заставляет ребенка заниматься тем, что совпадает с его внутренней потребностью. И нужно учитывать то, что интересы младшего школьника и младшего подростка различны. 

Мой доклад завершен. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Динамика ЗУН при формировании лексической компетенции младшего школьника на уроках английского языка через применение средств ИКТ

компьютерные программы- праобраз электронных учебнико-помогают  нам замотивировать ребёнка-дают ему возможность в своём темпе учиться понимать английскую речь-дают возможность многократного повто...

Ситуативно-тематическая организация устной речи на уроках английского языка.

Эффективность ситуативного подхода в обучении подтверждается многолетними наблюдениями. Наиболее существенными результатами являются: изменения отношения учеников к выполняемым речевым действиям...

Презентация к уроку английского языка по теме: "УУД на уроке английского языка. Развитие лексико-грамматических навыков по теме «Моя комната»"

Презентация к уроку английского языка по теме: "УУД на уроке английского языка. Развитие лексико-грамматических  навыков по теме «Моя комната»"...

План-конспект урока по английскому языку "УУД на уроке английского языка. Развитие лексико-грамматических навыков по теме «Моя комната»"

"УУД на уроке английского языка. Развитие лексико-грамматических  навыков по теме «Моя комната»"...