Статья на тему «Дифференцированный подход в подготовке к ОГЭ»
статья по английскому языку (9 класс)

ОГЭ по английскому языку еще не стал обязательным, но с каждым годом, желающих сдавать его, становится все больше и больше. Замечательно, когда ОГЭ сдают ученики, прошедшие через подготовку к ОГЭ; они знают структуру экзамена, знают, что готовиться надо много и серьезно, уже попробовали сдавать устную часть компьютеру. Это очень важный и нужный опыт.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

 «Национальная гимназия «Айыы Кыьата»

Мастер – класс на тему

«Дифференцированный подход в подготовке к ОГЭ»

Подготовила: учитель английского языка 1 категории

Острельдина Л.С.

Якутск, 2023

Дифференцированный подход в подготовке к ОГЭ

ОГЭ по английскому языку еще не стал обязательным, но с каждым годом, желающих сдавать его, становится все больше и больше. Замечательно, когда ОГЭ сдают ученики, прошедшие через подготовку к ОГЭ; они знают структуру экзамена, знают, что готовиться надо много и серьезно, уже попробовали сдавать устную часть компьютеру. Это очень важный и нужный опыт. Часто ученик принимает решение сдавать ОГЭ по английскому языку в 8 классе – это еще не худший вариант, есть время подготовиться. Но иногда о своем решении сдавать английский язык ученик заявляет в 9 классе! Подготовиться к экзамену за один учебный год очень сложно, это может сделать сильный ученик, в знаниях и работоспособности которого нет сомнения. А что же делать, если в команде сдающих и отличник, и троечник, и проявляющий свой интерес к английскому языку обучающийся, и совершенно не работавший до сего момента на уроках ученик? Собираем волю в кулак и начинаем дифференцированную подготовку – иначе хороших результатов не получить.

С чего же начать?

  1. Прежде всего необходимо провести пробный экзамен уже в 8 классе, чтобы определить сильные и слабые стороны обучающихся, а также чтобы обучающиеся сами прочувствовали этапы экзамена и проанализировали себя: смогу ли я? Далее, если обучающийся решился сдать ОГЭ, то на лето мы даем им список тем, которые он должен самостоятельно отработать во время каникул.  
  1. Повторить правила написания личного письма, электронного письма. Выучить наизусть структуры – клише.
  2. Выполнить 20 вариантов ОГЭ текущего года.
  1. Подготовка к ОГЭ должна быть систематической и хорошо продуманной. Осенью в сентябре каждый обучающийся, планирующий сдать экзамен весной, сдает входной ДКР на предмет остаточных знаний, чтобы узнать свой так называемый «нулевой уровень».  По результатам выполнения этого ДКР совместно с учителем и своим родителем учащийся строит свою образовательную траекторию на целый год, где он ставит свои цели заполнить свои пробелы, ставит себе крайние сроки, чтобы подготовка шла согласна его плану. Также я всегда раздаю в начале учебного года кодификатор тем заданий ОГЭ. Мы определяем, где у ребенка есть пробелы, над каким разделом надо проработать, и где его сильные стороны.          
  2. Один раз каждый месяц мы проводим ДКР и затем разбор ошибок с каждым учащимся. Разработан авторский подход к анализу результатов срезовых работ. Особенностью данного подхода является: глубокий анализ своей работы и постановка ближайшей цели.

  1.  Мы объясняем каждую ошибку, его причины. Также на каждого ребенка я делаю протокол его срезовых работ, где наглядно видно, есть ли у ребенка прогресс, смог ли он улучшить свои показатели, восполнил ли свои пробелы.
  2. Каждый месяц мы проводим ДКР, материалом для ДКР становятся задания из Статград или ФИПИ. И делать это следует каждый месяц, чтобы отслеживать ход подготовки. Учитель должен познакомить обучающихся с планом подготовки к экзамену, расписанием занятий, посоветовать лучшие пособия, психологически настроить на непростую работу в течение всего учебного года.

Учебный план рассчитан на 70 часа и состоит из двух модулей:

1 модуль- сентябрь – декабрь -32 часов;

2 модуль- январь – февраль -38 часов.

Данная программа рассчитан на учащихся 9 классов, желающих подготовиться к сдаче выпускного экзамена в формате ОГЭ 2 часа в неделю.

    Все занятия практико-ориентированы.

    Последовательность учебного материала позволяет учащимся повторить и практически закрепить необходимый материал. Подготовка проводится в двух направлениях: с одной стороны, учащиеся обобщают необходимый материал, с другой стороны, приобретают навыки выполнения экзаменационных заданий в данном разделе.

            

Материал программы предлагается учащимся в следующей последовательности:

1.        Грамматика.

2.        Говорение. Диалог

3.        Практикум (обобщение).

Задачи:  

  • развивать творческий потенциал учащихся;
  • повторить и обобщить лексико-грамматический материал, необходимый для сдачи экзамена;
  • ознакомить учащихся с экзаменационным форматом;
  • сформировать навык применения стратегий выполнения экзаменационных заданий.

   

1 модуль (сентябрь –декабрь)

Название раздела

1

Грамматика: Способы выражения настоящего времени.

2

Говорение: Путешествие и транспорт.

Диалог

3

Грамматика: Способы выражения прошедшего времени.

4

Говорение: Хобби, спорт и игры.

Диалог

5

Грамматика: Способы выражения будущего времени.

6

Говорение: Наука и технологии.

7

Грамматика: Артикль. Исчисляемые и неисчисляемые существительные.

8

Говорение: Средства массовой информации. Диалог

9

Практикум.

10

Грамматика: Условные предложения.

11

Говорение: Люди и общество. Диалог

12

Практикум. Способы сравнений.

13

Практикум.

14

Говорение: Способы выражения модальности. Диалог

15

Практикум.

16

Итоговый тест.

Итого:

2 модуль (январь – май)

Название раздела

1

Грамматика: Страдательный залог.

2

Говорение: Еда и напитки. Диалог

3

Практикум.

4

Грамматика: Инфинитив и причастие.

5

Говорение: Образование и учеба. Диалог

6

Практикум.

7

Грамматика: Вопросы.

8

Говорение: Погода и окружающая среда.

9

Практикум.

10

Грамматика: Косвенная речь.

11

Говорение: Покупки и деньги. Диалог

12

Практикум.

13

Грамматика: Относительные придаточные предложения.

14

Говорение: Развлечения. Диалог

15

Грамматика: Нереальное прошлое. Выражение желаний.

16

Говорение: Мода и дизайн.

17

Грамматика: Инверсия. Принадлежность.

18

Говорение: Работа и бизнес. Диалог

19

Итоговый тест.

Итого:

Эффективность подготовки в значительной мере зависит от правильной и четкой организации занятия, от умения педагога учитывать реальное усвоение учащимися конкретного материала, а также от индивидуальных особенностей каждого ученика.

        Занятие чаще всего проходит в трех формах: фронтальной, парной и индивидуальной. Обычно мы вместе разбираем какой-то грамматический материал, затем нахимовцы выполняют упражнения в парах, помогая и подсказывая друг другу. А дальше каждый идет своей дорогой: понял материал, выполнил тест, переходи к другим заданиям. Если что-то не получается, значит, начинаем заново: объяснение – упражнения – тест. Чем слабее ученик, тем больше упражнений предстоит ему делать. И здесь мы уже не можем и не должны материал экзамена приспосабливать к индивидуальным особенностям ученика, наоборот, учитывая индивидуальные особенности учащегося, необходимо выбрать правильную стратегию подготовки.

При дифференцированном подходе в подготовке к ОГЭ очень важна само и взаимопроверка. Особенно, это касается таких разделов, как «Письмо» и «Устная часть». Приучаю проверять свои и чужие работы по критериям экзамена и объяснять выставленную товарищу оценку. Эта не самая простая работа поможет как сильному, так и слабому ученику понять критерии выставления баллов и сделать меньше ошибок во время настоящего экзамена.

Еще один аспект, который следует учитывать при дифференцированной подготовке к экзамену – это время. Сильным обучающимся надо с первого дня ограничивать время на выполнение заданий, то есть, давать его ровно столько, сколько требует регламент экзамена. Со слабыми обучающимися я использую другую тактику: первые два – три месяца подготовки мы просто учимся выполнять задания, используя различные стратегии. И только, когда ученик уже хорошо ориентируется в заданиях, знает, как к ним подступиться, я начинаю засекать время. Оставшихся до экзаменов месяцев вполне достаточно, чтобы ученик научился свободно ориентироваться во времени, зная, какая часть экзамена для него самая времязатратная.

            Отработка лексического материала проводится в следующей последовательности:

  • тематическая лексика, вызывающая наибольшие трудности и предъявляемая при помощи сравнения значений;
  • фразовые глаголы;
  • устойчивые словосочетания;
  • речевые образцы и словообразование.
  • Употребление в монологе и диалоге

    Для обучающихся с работой на опережение предлагаются задания с разных источников:

  1. Английский язык. ОГЭ. Устная часть. Мишин А.В..pdf
  2. Английский язык. Сборник устных тем для подготовки к ГИА. Ю.А. Смирнов
  3. Учебник: Macmillan Exam Skills for Russia. ОГЭ по английскому языку: практическая подготовка.
  4. Allthingsgrammar.com
  5. Allthingstopics.com
  6. ctege.info/angliyskiy-yazyik-teoriya-ege/grammatika-angliyskogo-yazyika-dlya-ege-v-tablitsah.html
  7. en-oge.sdamgia.ru
  8.  Fipi.ru
  9. may.alleng.org/
  10. native-english.ru/topics
  11. Oxford English Grammar Course. Basic. With answers. Michael Swan, Catherine Walter (2016)
  12. vk.com/egexpert
  13. your-teachers.ru/anglijskij/oge-ustnaya-chast-bank-zadanij

Обобщая все вышесказанное в данной работе, следует сделать вывод о том, что усилия, направленные на организацию обучения английскому языку с учетом требований дифференциации процесса обучения, приводят к определенному росту успеваемости класса в целом и каждого ученика в отдельности. Обучение проводится с учетом способностей учащихся. У учащихся вырабатываются устойчивые и достаточно высокие навыки говорения, аудирования, чтения, письма и норм поведения. Благодаря многообразию заданий, стимулирующих познавательную деятельность, можно добиться повышения активности учащихся в учебном процессе.

Таким образом, цель учителя по обучению английскому языку с учетом дифференцированного подхода к учащимся будет достигнута. При этом обучение приобретает специфические особенности. Если учителю требуется одновременно организовать работу нескольких групп учащихся в рамках подготовки к ОГЭ, то в этом случае нельзя обойтись без тщательной подготовки: разработки учебно-речевой ситуации, подготовки материалов различного уровня сложности и объема, создания различных условий познавательной деятельности учащихся. Распределяя задания между учащимися, учитель не может одновременно руководить ими, поэтому зачастую исполняет роль консультанта, корректора.

Обязательным элементом обучения является анализ. Он не только отражает результаты действующей модели, но также представляет основу для корректировки и дальнейшего её совершенствования.

Эта работа предполагает проведение диагностических срезов в формате ЕГЭ. В результате учитель получит карту, отражающую уровень обученности класса, в целом, групп и отдельно взятых учеников. Она дает возможность планирования дальнейшего обучения, направленного на повышение его уровня.

В данной работе приведены лишь некоторые технологии, приёмы, методы, способствующие развитию ситуации успеха на уроках английского языка при подготовке к ОГЭ.

Но главное, что должно объединять все используемые приёмы и методы - это системность и комплексность их использования на уроках. Лишь наличие определённой системы по развитию всех видов речевой деятельности на всех этапах обучения, а не одноразовое применение какого-либо приёма, способствует достижению хороших результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-методическая работа по теме: «Дифференцированный подход к проведению уроков русского языка в классе компенсирующего обучения».

Содержание.Введение. Эффективность обучения школьников.2Глава l. Дифференцированное обучение школьников. 31.1. Инклюзивное образование.31.2. Понятие о дифференцированном обучении.61.3. Изучение ...

Доклад на тему: "Дифференцированный подход к учащимся с нарушением интеллекта на уроках русского языка.

Цели и задачи дифференцированного подхода.Работа по трём уровням сложности(высокий, средний, низкий)....

Обобщение опыта работы по теме «Дифференцированный подход к учащимся на уроках русского языка»

Учебное занятие – главное поле реализации здоровьесберегающих образовательных технологий и индивидуализации обучения.  Для обеспечения дифференцированного подхода использую различные тесты...

Статья на тему: «Дифференцированный подход к детям с разной степенью физической подготовленности»

в статье раскрываются уровни физического развития детей и подход к работе с  детьми разного уровня физической подготовленности...

Статья на тему: "Дифференцированный подход в обучении математики в специальной школе"

Материал на тему:  "Дифференцированный подход в обучении математики в специальной школе"...

Презентация к выступлению по теме "Дифференцированный подход к обученю учащихся на уроках математики и при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ"

Презентация к выступлению на совещании на тему: " Диыыеренцированный подход к обученю учащихся на уроках математики и при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ"...