Использование информационно – коммуникационных технологий в развитии у обучающихся навыков устной разговорной речи.
статья по английскому языку

Лыткин Глеб Олегович

Использование информационно – коммуникационных технологий в развитии

у обучающихся навыков устной разговорной речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx19.81 КБ

Предварительный просмотр:

Использование информационно – коммуникационных технологий в развитии

у обучающихся навыков устной разговорной речи.

Вопрос о важности языкового образования на уровне средней школы уже давно не является дискуссионным. Признавая значимость языка не только как средства общения, но и средства познания, современные ученые, педагоги и методисты стремятся оптимизировать процесс обучения иностранным языкам и найти баланс между традиционными, классическими и современными, новаторскими формами обучения.

Главной задачей иноязычного образования считается «непрерывное развитие языковой личности ребенка и его способностей, формирование готовности к использованию усвоенных знаний, умений и способов деятельности в реальной жизни для решения практических задач». В качестве стратегической цели обучения иностранному языку в современной методической литературе рассматривается формирование так называемой «вторичной языковой личности», обладающей целым рядом компетенций, среди которых ключевой является коммуникативная. Это, в свою очередь, ставит задачу формирования у обучаемых готовности к осмыслению социокультурного портрета страны изучаемого языка, этнической и социальной терпимости, речевого такта и социокультурной вежливости, склонности к поиску разного рода конфликтов.

Реализация вышеуказанной задачи возможна только в том случае, если процесс обучения осуществляется в контексте диалога культур. Нельзя не согласиться с исследователями, утверждающими, что такое обучение иностранным языкам является мощным фактором личностного развития учащегося. Не следует, однако, забывать и о том, что современный «диалог культур» невозможен без использования мультимедийных и цифровых технологий.

В представленной разработке рассматриваются некоторые формы использования мультимедийных технологий как одного из средств формирования коммуникативной компетенции при обучении английскому языку. Описанные методы, задания и упражнения, апробированы на практике и используются преподавателем в ежедневной деятельности.

Противоречия

- между достигнутым уровнем развития и учебно-коммуникативной задачей;

между требуемой и достигнутой мотивацией;

-между изложением материала в традиционных учебниках и индивидуализацией, и модернизацией образовательного процесса в свете обновления лингвистического образования;

- между практически безграничным объемом культурных ценностей стран изучаемого языка и тем фактом, что процесс овладения иноязычной культурой ограничен уровнем цели и временными рамками;

-между объективно общественным характером иностранного языка как ценности и субъективно личностным смыслом деятельности по овладению им.

Цель

подбор различных упражнений и методических приемов работы с использованием мультимедийных технологий, способствующих развитию у обучающихся комплексных коммуникативных умений.

Задачи

повышение качества подготовки учащихся на основе использования в учебном процессе инновационных образовательных технологий;

применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;

осуществление компетентностного подхода в обучении на основе ИКТ;

осуществление индивидуального и дифференцированного подходов в обучении;

адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучающегося;

формирование у обучающихся умений и навыков самостоятельной работы;

формирование активного, самостоятельного, творческого мышленияу обучающихся;

расширение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка;

развитие способности и готовности к самостоятельному изучению английского языка.

Принципы

коммуникативной направленности;

обусловленности;

необходимости;

информативности;

функциональности обучения;

проблемность обучения;

индивидуализация и дифференциация обучения;

доступность и посильность.

Технология

1. Изучение литературы, которая использовалась при написании методической разработки.

2. Подбор материалов для написания методической разработки.

3. Использование опыта коллег.

4. Разработка системы подачи материала.

5. Практическое применение методической разработки.

6. Рефлексия.

7. Анализ результативности и определение перспектив деятельности.

Результативность

Приоритетной и перспективной целью для нас является повышение качества образования и развитие мотивации к изучению предмета на основе индивидуализации и дифференциации обучения, которые могут предоставить инновационные образовательные технологии. Применение мультимедийных технологий в процессе урока хорошо сочетается с технологией развивающего обучения, а также проблемным и дифференцированным обучением.

Современный учитель стрит уроки таким образом, чтобы использовать все преимущества доступных ему мультимедийных технологий. Учебно-методические комплексы, такие как Spotlight, Enjoy English, Millenium, и т.д. предполагают широкое разнообразие творческих заданий, что позволяет как учителю, так и обучающимся использовать цифровые ресурсы для решения образовательных задач в рамках учебной программы.

Приблизительно 40% учеников справляются с заданиями, презентуемыми при помощи мультимедиа в полном объеме. Не менее 30% обучающихся выполняют задание в основном правильно, оставшиеся 30% справляются с заданиями частично, с теми или иными лексическими, грамматическими и другими ошибками.

Роль эвристических методов обучения при формировании коммуникативной компетенции

Обучать иностранному языку прежде всего означает учить общаться, воспринимать и передавать полученную информацию. Применение компьютера в рамках интегрированного подхода к иностранному языку основывается на двух важнейших технологических достижениях – создании технологии мультимедиа и глобальной сети Интернет. Технология мультимедиа позволяет соединять различные способы передачи информации в едином источнике, а наличие гиперсреды (сети Интернет) делает мултимедиа очень мощным средством хранения и манипулирования информацией.

Исследователи указывают на целый ряд дидактических возможностей использования мультимедиа в процессе обучения иностранному языку:

создание более аутентичной учебной среды;

возможность интеграции различных навыков и речевых умений;

возможность для обучающихся в большей мере контролировать собственную учебную деятельность;

возможность сосредоточения внимания на значении языкового явления без ущерба форме и с учетом учебных стратегий обучающихся.

Существуют три области использования мультимедиа и сети Интернет, способные вывести обучение иностранным языкам на новый уровень: информация, коммуникация и публикация.

Неоспоримым достоинством использования мультимедиа и сети Интернет является возможность внедрения с их помощью эвристических методов в процесс обучения. Актуальность эвристического обучения обусловлена тем, что он предполагает «отказ от готовых знаний, от их репродукции» . Рост объема информации требует от современного человека инициативности, изобретательности, невозможных без умения работать творчески и самостоятельно. Эвристические формы и методы обучения обеспечивают создание учащимися новых для них образовательных продуктов в изучаемых предметах. Созданию таких образовательных продуктов всегда предшествует сопровождающая творческая работа: планирование, оценка, контроль, рефлексия.

Применение эвристических методов на уроках иностранного языка позволяет:

индивидуализировать обучение;

создавать проблемные ситуации;

повышать творческую и познавательную активность учащихся;

повышать мотивацию к творческой и учебной деятельности;

создавать комфортную среду обучения;

способствовать развития интеллектуального и творческого потенциала личности;

создавать условия для самостоятельной работы.

Использование сети Интернет и проектная методика

Особенно показательным в отношении применения эвристических методов является участие обучаемых в различных лингвистических Интернет-проектах, предполагающих создание собственного информационного продукта в рамках предлагаемых условий и заданной тематики.

Множество таких проектов для учеников разного уровня обученности предлагает сайт MES-english.com, созданный в помощь преподавателям английского языка и располагающий огромной коллекцией как готового к использованию раздаточного и иллюстрационного материала, так и возможностей для создания собственных образовательных ресурсов на основе имеющихся на сайте шаблонов и электронных оболочек.

Участие в интернет-проектах не только стимулирует обучаемых к творческой деятельности и поиску способов решения проблемных задач, но и позволяет поделиться опытом с учениками из других стран и увидеть их работы по той же тематике. Выбор проекта на сайтеMES-english.com несложен, поскольку в задании подробно указывается на тренировку каких лексических единиц и/или грамматических конструкций рассчитан тот или иной проект. В качестве примера приведем TheSuperHeroProject, в котором принимали участие ученики 6 класс.

The Super Hero Project target language: can, have, introductions, 3rd person singular.

The Supers are back! This project allows students the chance to guess at the powers of certain superheroes, report on a superhero from their country and then create a superhero of their choice. They will describe the superhero (his or her powers and characteristics,) where they live, what they like, don't like, weaknesses, secret identities, etc.

The target language for this activity is:

can - for ability

have - for description

language for introduction

3rd person singular

advanced - comparative, superlative and past tense narratives

Time: The project can be done quickly in a single lesson or spread out as small parts over 3 or 4 lessons. It also depends on how far you wish to go with the project.

Помимо этого, сайт располагает целым набором ярких карточек с изображениями существующих и вымышленных супергероев. По желанию обучающиеся могут нарисовать собственного героя и придумать его описание. После окончания работы интересно сравнить описания одних и тех же героев, выполненные обучающимися из разных стран. Это позволяет перевести акцент на формирование социокультурной компетентности, предполагающее помимо всего прочего толерантное отношение к людям разных национальностей, понимание особенностей различных культур и традиций.

Самое простое применение Интернета – это его использование в качестве источника дополнительных материалов при подготовке к занятиям. Очевидно, что в этом случае используется лишь малая часть его возможностей, но даже в этом случае обучение иностранному языку позволяет учителю и ученикам иметь доступ к актуальной и аутентичной информации, которую не всегда можно получить из других источников. Это заметно повышает интерес обучающихся, усиливая мотивацию к изучению языка.

В данном случае важно, чтобы любое задание, связанное с поиском обучаемыми необходимой информации, приобретало в дальнейшем коммуникативную направленность.

Так, после работы над текстом об известном небоскребе EmpireStateBuilding обучаемым в качестве домашнего задания предлагается найти информацию о нескольких самых высоких зданиях в мире и записать ее в соответствии со следующим планом:

Name.

Country.

Year of construction.

Height.

Number of floors.

Interesting facts.

На следующем уроке обучаемым предлагается поработать в парах и узнать как можно больше о здании, информацию о котором нашел сосед. Результатом этой работы становится микровысказывание, которое может быть дополнено другими обучающимися. Такой вид работы нацелен не только на формирование коммуникативной, но также мотивационной, социальной и информационной компетентностей, входящих в число ключевых в современном образовании. Обучающиеся не только ищут необходимую информацию об интересующем их объекте в сети Интернет, но и учатся взаимодействовать друг с другом.

Современные педагоги-практики давно нашли способы преодоления некоммуникативной природы компьютера. Сегодня использование мультимедиа и сети Интернет рассматривается как средство стимулирования дискуссии на иностранном языке в рамках совместной (парной или групповой) деятельности, а также как средства выполнения различных проектов коммуникативной и лингвистической направленности.

Создание электронных образовательных ресурсов при помощи MicrosoftPowerPoint

С помощью мультимедиа учитель может создавать речевые ситуации, в рамках которых обучающие должны решать коммуникативные задачи. При помощи несложной в освоении программы MicrosoftOfficePowerPoint преподаватель может превращать обычные тексты в красочные и наглядные электронные образовательные ресурсы. Ученые выяснили, что при обучении иностранному языку, наша память работает тем лучше, чем больше органов восприятия задействованы при работе с языковой информацией. Именно презентации способны не только задействовать зрение и слух обучаемых, но и подтолкнуть к работе их воображение и интуицию. Кроме того, презентация может заканчиваться неким проблемным вопросом, побуждающим обучающихся к ведению дискуссии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ

Компьютерные технологии, интегрированные с педагогической системой организации учебной деятельности, позволяют существенно увеличить образо...

Косарева Н.Н., Отставнова В.В. Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы для активизации познавательной деятельности обучающихся.

Данная работа представляет собой обобщение опыта работы по использованию ИКТ на уроках русского языка и литературы в старших классах средней школы....

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики обучающимися СКОУ VIII вида.

Мой проект направлен на то, чтобы выработать у учащихся потребность в использовании ИКТ для получения научно-методической информации, понимая нужность, важность и целесообразность учебного материала...

001. Формирование навыков эмоционально-образного восприятия музыкальных произведений в курсе музыкальной литературы с использованием информационно-коммуникационных технологий (на примере разбора цикла фортепианных пьес «Времена года» П. И. Чайковского)

Семинар для преподавателей культуры, музыки и искусства довузовских образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации «Формирование навыков эмоционально-образного восприятия му...

Социализация обучающихся через использование информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии

Новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения и социализации личности о...