Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи
статья на тему

Дамира Мурадумова

Чтобы заинтересовать детей  сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу помогают компьютерные технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи».

   Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей с нарушениями речи имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу помогают компьютерные технологии.

  Внедрение информационных технологий (программных и мультимедийных средств, кино-, аудио- и видеосредств, компьютеров, телекоммуникационных сетей) позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, становится средством оптимизации процесса коррекции. Теперь в образовательном процессе ребёнок – активный субъект. Положительный результат от использования ИКТ возможен только во взаимодействии ребёнка, педагога и компьютера.

 Преимущества информационно-коммуникационных технологий.

  Предлагаемая информация даётся в наглядной и привлекательной форме

  Повышается мотивация и интерес детей к занятиям

  Процесс запоминания информации ускоряется и становится осмысленным и долговременным

  Значительно сокращается время на формирование навыков и функций.

Информационно-коммуникационные технологии позволяют использовать  следующие психологические возможности детей:

  Использование различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью

  Активизация компенсаторных механизмов на основе зрительного восприятия

  Координирование работы моторного, слухового и зрительного анализаторов

  Обучение детей навыкам самоконтроля

 Ресурсы для развития высших психических функций: символическая и планирующая функции мышления и речи

Образовательные возможности ИКТ для ребенка:

  Ребёнок сам видит результат своей работы

  Формируется процесс осмысления собственных речевых навыков

  Возникает стремление исправить увиденную ошибку

  Исчезает негативизм по поводу многократного повторения речевого материала

  Ребёнок осваивает модели коммуникации с героями компьютерной программы

  Ребёнок обучается элементарным действиям с компьютером

  Получает возможность экспериментировать, моделировать, сравнивать, классифицировать

  Незаметно переходит от игровой деятельности к учебной

  У ребёнка повышается эмоциональный тонус, что помогает быстрее перевести изучаемый материал в долговременную память.

     В состав медиатеки логопеда  входят:

-Отчётная документация, методическая литература и дидактические пособия в электронном варианте. Компьютерная программа для коррекции речи. Мультимедийные презентации.

- Логопедические распевки и чистоговорки на DVD и аудиодисках.

    Вариант использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе может быть следующим:

 Подготовительный этап:

 При проведении артикуляционной гимнастики.

 Для развития речевого дыхания.

 Как зрительный тренажёр.

 При подготовке руки к письму.

 Для включения в занятие.

 Этап автоматизации:

  Чтобы продолжить игру, нужно произнести звук правильно.

 Этап дифференциации:

  Задания на классификацию слов с изучаемым звуком.

     Важное место в коррекционно-развивающей  деятельности занимает компьютерная дидактическая  игра — КДИ.

КДИ – это вид игровой деятельности и взаимодействия игрока и компьютера, ограниченный правилами и направленный на достижение обучающей цели.

Это и тренажёр для речевой реабилитации и коррекции звукопроизношения детей.

  Компьютерные программы и игры, используемые в коррекционно-развивающей деятельности с детьми, имеющими нарушения речи:

   

«Игры для Тигры»

Комплексная логопедическая программа, предназначенная для коррекции ОНР у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

 Программа состоит из блоков: Фонематика. Просодика. Лексика. Звукопроизношение.

Игры для Тигры содержат:

 Упражнение на дыхание (выработку длительной и сильной воздушной струи)

 Уроки на ритмичное повторение заданного звука (слога, слова)

 Задания на модуляции голоса (управление громкостью и высотой)

 Упражнение на звуковой анализ и синтез

 Лексические упражнения

 Всего более 50 упражнений.

Эта игра показана при коррекции дислалии, дизартрии, ринолалии, заикании. Электронное пособие «Логопедические упражнения. Развивающие занятия.  Серия «В помощь логопеду» Издательство «Учитель», 2015г. Содержит разработки занятий для закрепления общего и речевого развития, правильного произношения звуков поддержания интереса к логопедическим занятиям.

Мерсибо. Интерактивный портал для специалистов и родителей (рекомендован родителям для домашних занятий).

90 игр для развития речи, памяти, внимания, кругозора, обучения чтению и счету, подготовки к школе и успешной учебе в начальных классах.

Мотивационные элементы, встроенные в систему, помогают ребенку оставаться заинтересованным долгое время, процесс развития становится интересным и закрепляет у ребенка устойчивую ассоциацию ""Учиться - это здорово!" Рассчитанные на возраст от 2 до 10 лет, развивающие игры покрывают большинство тем, необходимых для подготовки дошкольников и учеников младших классов. Доступ ко всем играм осуществляется онлайн, что позволяет ребёнку заниматься из любого места, где есть Интернет и компьютер: дома, на даче, в гостях у бабушки, на отдыхе.

   Широко используются  в логопедической работе мультимедийные презентации. Это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Преимущества презентации: НАГЛЯДНОСТЬ + УДОБСТВО + ПРОСТОТА + БЫСТРОТА способствуют комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала. В работе использую авторские и готовые презентации из интернета ( авторы Омельченко Л. В., Матыкиной И.А,, Александровой К.А и др) по таким темам, как артикуляционная гимнастика, развитие речевого дыхания, звукопроизношение, звуковой анализ и синтез, лексика, связная речь.

        Таким образом, использование информационных компьютерных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи позволяет индивидуализировать процесс коррекции речи, способствует положительному эмоциональному состоянию детей в процессе занятий, значительно повышает  эффективность работы логопеда.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ Учитель-логопед: Мурадумова Дамира Габидулловна

Слайд 2

Перед специалистами-логопедами, работающими в сфере дошкольного специального образования, постоянно встают вопросы совершенствования приемов преодоления речевых нарушений. В этом плане определенные ресурсные возможности имеют информационно-коммуникационные технологии, все чаще применяемые в коррекционно- развивающей работе с детьми, имеющими различные формы речевой патологии.

Слайд 3

Идя в ногу со временем, современная логопедия все чаще обращается к вариантам сочетания традиционных и компьютерных методов, как при диагностике речевых нарушений, так и непосредственно при проведении индивидуальных и подгрупповых занятий. Инновационно-коммуникационные технологии представляют для грамотного учителя-логопеда дополнительный набор возможностей в коррекции дефектов, касающихся и звукопроизносительной стороны речевой системы (дизартрия, ринолалия), и структурно-семантического оформления высказывания (алалия), и темпа, ритма, плавности речи (заикание ).

Слайд 4

Преимущества информационно-коммуникационных технологий  Предлагаемая информация даётся в наглядной и привлекательной форме  Повышается мотивация и интерес детей к занятиям  Процесс запоминания информации ускоряется и становится осмысленным и долговременным  Значительно сокращается время на формирование навыков и функций

Слайд 5

Информационно-коммуникационные технологии позволяют использовать следующие психологические возможности детей:  Использование различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью  Активизация компенсаторных механизмов на основе зрительного восприятия  Координирование работы моторного, слухового и зрительного анализаторов  Обучение детей навыкам самоконтроля

Слайд 6

 Образовательные возможности ИКТ для ребенка: Ребёнок сам видит результат своей работы  Формируется процесс осмысления собственных речевых навыков  Возникает стремление исправить увиденную ошибку  Исчезает негативизм по поводу многократного повторения речевого материала  Ребёнок осваивает модели коммуникации с героями компьютерной программы  Ребёнок обучается элементарным действиям с компьютером  Получает возможность экспериментировать, моделировать, сравнивать, классифицировать  Незаметно переходит от игровой деятельности к учебной  У ребёнка повышается эмоциональный тонус, что помогает быстрее перевести изучаемый материал в долговременную память.

Слайд 7

Проведя анализ имеющиеся на настоящее время информационно-коммуникационных технологий, использующихся в работе учителя-логопеда, можно выделить следующие направления. Документация Диагностика Индивидуальные занятия Подгрупповые занятия Работа с родителями Самообразование

Слайд 8

Варианты использования ИКТ на коррекционно-развивающих занятиях может быть следующим : Подготовительный этап:  При проведении артикуляционной гимнастики.  Для развития речевого дыхания.  Как зрительный тренажёр.  При подготовке руки к письму.  Для включения в занятие. Этап автоматизации:  Чтобы продолжить игру, нужно произнести звук правильно. Этап дифференциации:  Задания на классификацию слов с изучаемым звуком.

Слайд 9

Компьютерная дидактическая игра (КДИ) КДИ – это вид игровой деятельности и взаимодействия игрока и компьютера, ограниченный правилами и направленный на достижение обучающей цели.

Слайд 10

Технология "Игры для Тигры" (авторы материалов Л.Р.Лизунова, З.А.Репина) является единым программно-методическим комплексом, содержащим компьютерную программу и учебно-методическое пособие с подробными рекомендациями ее пошагового применения в коррекционно-образовательном процессе. В рамках системного подхода к коррекции речевых нарушений данная программа предлагает более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока: просодика, звукопроизношение, фонематика, лексика.

Слайд 11

Электронное пособие «Логопедические упражнения. Развивающие занятия. Серия «В помощь логопеду» Издательство «Учитель», 2015г Содержит разработки занятий для закрепления общего и речевого развития, правильного произношения звуков поддержания интереса к логопедическим занятиям.

Слайд 12

Компьютерная программа «Баба-Яга учится читать» представляет собой занимательную азбуку в стихах . Эта обучающая компьютерная программа уникальна: в ней впервые предложен подход к изучению азбуки в стихах и играх. Игровые задания и головоломки составлены с учетом методики опережающего обучения, которая позволяет заниматься по программе как малышам, начинающим учить буквы, так и тем, кто уже читает свои первые книжки.

Слайд 13

Демонстрационные презентации, выполненных в приложении Microsoft PowernPoit , дают возможность получить на экране дисплея красочные, динамичные иллюстрации к излагаемому логопедом материалу, вводить детей в обстановку, соответствующую различным лексико-грамматическим темам. Одним из преимуществ специализированных компьютерных средств является то, что они позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды.

Слайд 14

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии, будучи ресурсом профессионально-педагогической деятельности, могут стать еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа работы с детьми, имеющими нарушения устной речи

Основная ЦЕЛЬ данной коррекционно-развивающей программы:предупредить, выявить и устранить средствами специального обучения и воспитания недостатки звукопроизношения; уст...

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.

Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...

Особенности логопедической работы с детьми имеющими нарушения речи

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружа...

«Применение в логопедической практике кинезиологических упражнений в работе с детьми, имеющих нарушение речи»

Применение в логопедической практике кинезиологических упражнений имеет практическую значимость для развития речи детей, так как такая система упражнений помогает активизировать деятельность речевых з...