Мастер-класс на тему: "Свой или чужой?"
методическая разработка по английскому языку (9 класс)

Горюшко Людмила Александровна

О методе ассоциаций, как одном из самых эффективных методов усвоения новых иностранных слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx18.25 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

«Свой или чужой?»

         У каждого человека они свои. Иногда необычные, нестандартные, абсурдные, смешные, неожиданные. Но они ваши. О чем я сейчас говорю? (Жвачка, Кока-Кола, Колумб, Америка…)

Правильно. Это – ассоциации.

Народы – это не окруженные стенами

сообщества, а гармонично согласованные

между собой ассоциации.

Д. Лихачев

А если так, то можно ли назвать английский язык, язык международного общения, своим? Возможно, ли сблизить родной русский и чужой английский с помощью этих самых ассоциаций?

Наше время характеризуется поиском новых форм, методов и приемов обучения иностранному языку.

Предлагаю выдвинуть гипотезу, которую впоследствии подтвердим либо опровергнем.

Гипотеза: метод ассоциаций является одним из эффективных методов усвоения новых иностранных слов.

Я сегодня постараюсь вас убедить в том, что метод ассоциаций является наиболее продуктивным при усвоении новых иностранных слов, и у вас прямо сейчас появится возможность породниться с английским языком и, может быть, назвать его уже своим. Итак, начнем!

Есть английское слово bread (произносится как «брэд»), означающее «Хлеб». Ему созвучно русское слово «бред». Теперь представьте, что вы пришли в булочную, а там нет хлеба. Бред, верно? Складывается цепочка: «bread»-«бред»-«хлеба нет»-«хлеб». Подбор ярких ассоциаций позволяет быстро пополнять словарный запас. Вполне возможно запоминать по 100 новых слов в день. Это самый увлекательный метод, который помогает сделать процесс изучения иностранного языка в школе не только интересным, он   развивает у обучающихся фантазию и воображение. Как же научить ребят запоминать иностранные слова при помощи звуковых ассоциаций?

Например, в английском языке слово Sleep - спать ассоциируется со словосочетанием  «слипаются глаза». Английское слово HILL-холм фонетически ассоциируется с русским словом хилый.  Затем вам предстоит составить маленькую историю и представить ее, например, «хилый с трудом взбирается на холм».  Метод фонетических ассоциаций возник потому, что в самых различных языках мира есть слова или части слов, звучащих одинаково, но имеющих разное значение. К тому же в разных языках встречаются слова, имеющие общее происхождение, но с течением времени получившие различное значение. Часто люди пользуются этим методом, не отдавая себе отчета в том, что используют именно его. Теперь рассмотрим подробнее, в чем же именно заключается метод звуковых ассоциаций.

Итак, каждое английское слово по звучанию, так или иначе, чем-то напоминает звучание какого-то русского слова. Пусть это слово никак не связано и не похоже на значение английского, но нас это не должно волновать. В методе самое главное связать наш образ с исконным значением слова, т.е. мы должны создать эффектную картинку, которая в любом случае всплывет в памяти, если мы услышим это слово, то ли в английском, то ли в русском варианте. Теперь главное, чтобы картинка была яркая и необычная. Человек запоминает лучше всего события, связанные с личными переживаниями, т.е. всё, что касается лично его.

Чтобы понять естественные процессы запоминания нужно взглянуть на маленьких детей – как они запоминают. Дети используют все органы чувств, чтобы исследовать незнакомый предмет. Нужно пощупать, понюхать, посмотреть, что внутри и, самое главное, попробовать на зуб. Мы этого, конечно же, делать не будем. Мы все это просто будем представлять. Уже замечено, что любое представление вызывает ответную реакцию у организма. Представьте себе вкус лимона. Ну что, уже пошла реакция? Вот так-то.

А теперь сам метод и как он работает.

После того, как мы подберем созвучные слова к слову mascot – талисман, человек или вещь, приносящие счастье, мы составляем сюжет. МЕСтный КОТ был для всех талисманом (приносил всем счастье). При использовании этого метода звучание слова и перевод связываются воедино, и фонетическая форма иностранного слова ассоциируется в памяти с фонетической формой слова в родном языке.

Для улучшения запоминания можно использовать несколько дополнительных методов. Это способы ОЖИВЛЕНИЯ, ВХОЖДЕНИЯ, АВТОБИОГРАФИЧЕСКИХ АССОЦИАЦИЙ, СОПУТСТВУЮЩИХ ОЩУЩЕНИЙ.

Итак, оживляем картинку – увидели кота, улицу, людей и их довольные лица – опять кот принес удачу и счастье. А теперь войдите в эту картинку, станьте её участником. Какие ощущения можно почувствовать: прикосновения и запахи, услышать звуки. Возьмите кота на руки, погладьте его. Ведь вы, несомненно, имели такой опыт общения с котом.

Можно подумать, что это занимает массу времени, ничего подобного – все это можно почувствовать в одно мгновение.

Еще один пример: слово puddle -  лужа, грязь. Созвучие ПАДаЛ. Здесь даже ничего придумывать не надо. Кто из нас не имел такого опыта или не был свидетелем падения кого-то в лужу. Весело, а может и грустно. Все зависит от того, кто падал. Старайтесь делать сюжеты смешными и необычными.

Помимо звуковых ассоциаций, применяю в своей практике ассоциативные ряды картинок, которые также являются эффективными в запоминании новых слов и помогают учащимся быстро усваивать материал. Такой метод я применяю в изучении песен на английском языке. Песня как один из видов речевого общения является средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, так как включает новые слова и выражения, сложенные в определенной рифме. Ритмичная музыка стихов и песен помогает быстрейшему усвоению слов, фраз, предложений, а вместе с ними и правильной интонации, которая воспринимается в дальнейшем как естественная при воспроизведении английской речи.

А сейчас, я попрошу вас сесть поудобнее, расслабиться, закрыть глаза и окунуться в образы, которые у вас возникнут при звучании этой песни.  (звучит фрагмент песни Битлз «Let it be»)

- Кто исполняет эту песню?

- О чем она?

-Какие ключевые слова вы услышали?

А теперь выстроим ассоциативный ряд из сюжетных картинок, и не зная английского языка, исполним эту песню. Для начала познакомимся с сюжетом.**** (работа с презентацией, подбираем к каждому слову определенную ассоциативную картинку)

         Итак, возвращаемся к нашей гипотезе. Мы ее принимаем или отвергаем? (Принимаем)

Значит, ассоциации – это мощное воздействие. Сегодня я попыталась не только рассказать, показать, но и вовлечь вас в процесс использования таких интерактивных методов, которые можно применять на уроках иностранного языка.

Но, конечно, нельзя исключать и того, что, уходя сегодня с мастер-класса, кто – то из вас скажет: «Как английский был для меня чужим, так и остался, словно чужая шляпа, которую надеваешь на голову. И шляпа хороша, и вроде бы мне идет, но иду по улице и чувствую, чужая она мне все же… как ни крути…»

А кто – то воскликнет: «Да и не чужой он мне вовсе. Он может стать своим.»

         Английский язык – универсален и безграничен, насколько безгранична ваша фантазия.

Вооружитесь улыбкой и хорошим настроением и вперед навстречу чужому, а может, уже и наполовину своему АНГЛИЙСКОМУ!

Nothing is impossible! Нет ничего невозможного!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме: "Свой среди чужих и чужой среди своих"

Сообщение по теме: "Одаренные дети"...

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»    Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»  Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...

Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"

quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....

Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»

 Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...

Презентация "Линогравюра"Мастер- класс. Презентация "Линогравюра"Мастер- класс. Мастер- класс подготовлен и и проведен для детей с ОВЗ в Ларьякской коррекционной школе .

Презентация "Линогравюра"Мастер- класс. Мастер- класс подготовлен и  и проведен для детей с ОВЗ в Ларьякской коррекционной школе ....

Конспект внеклассного мероприятия по литературе в 10 классе «Тургенев связывал все крупные свои произведения с важными и даже жгучими темами своей бурной эпохи…» (романы И.С. Тургенева и эпоха)

Мероприятие направлено на знакомство учащихся с отдельными фактами биографии И.С. Тургенева, с романами писателя, повышение интереса к чтению прозаического текста, к литературному наследию И.С. Турген...