Статья "Нетрадиционные формы урока английского языка"
статья по английскому языку

В статье изложены основные характеристики нетрадиционных уроков иностранного языка с использованием современных коммуникативных методик и технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye_formy_uroka_inostrannogo_yazyka.docx19.45 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные формы урока иностранного языка

Нетрадиционные формы урока иностранного языка могут проводится с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), что позволяет:

  • стимулировать интерес учащихся к изучению иностранного языка на уроке нетрадиционной формы;
  • способствовать развитию познавательного и коммуникативного интереса,
  • стремления к самостоятельной работе по овладению иностранным языком как на нетрадиционной форме урока, так и во внеурочное время,
  • позволяет дифференцировать обучение и служит одним учащимся для ликвидации пробелов в знаниях, а другим для расширения своих знаний,
  • способствует более глубокому и осознанному восприятию нового материала,
  • формирует навык интегрированного применения знаний иностранного языка и информатики.

Виды нетрадиционных форм урока английского языка

  • видео-урок,
  • урок-проект,
  • урок-экскурсия,
  • урок в форме лекции с обратной связью,
  • урок-игра.

Видео-урок как нетрадиционная форма урока английского языка

Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы.

Использование видео на нетрадиционных формах урока английского языка способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики - представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной культуры.

Еще одним достоинством видео-урока как нетрадиционной формы урока английского языка является то, что видеофильм оказывает большое эмоциональное воздействие на учащихся. Поэтому внимание должно быть направлено на формирование у школьников личностного отношения к увиденному. Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности.

Использование различных каналов поступления информации на видео-уроке положительно влияет на прочность запечатления страноведческого и языкового материала.

Существует, безусловно, множество нестандартных форм работы учителя, активизирующих внимание на уроке, а значит, и интерес школьников к иностранному языку. Одной из них считают работу над фильмом на видео-уроке. Это эффективная форма нетрадиционного урока, которая не только активизирует внимание ребят, но и способствует совершенствованию их навыков аудирования и говорения.

Интерес к фильму повышает интерес ребят к английскому языку, что подтверждает их очевидное стремление стать активными участниками моделируемых учителем условно-речевых ситуаций, направленных на выполнение различных грамматических упражнений коммуникативной ориентации для отработки в речи учащихся изучаемых явлений английского языка.

Урок-проект как нетрадиционная форма урока английского языка

Проектная методика, как нетрадиционная форма урока, отличается кооперативным характером выполнения заданий при работе над проектом, деятельность, которая при этом осуществляется, является по своей сути креативной и ориентированной на личность учащегося. Она предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта.

При подборе темы проекта учитель должен ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. Главным результатом работы при нетрадиционной форме урока над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях.

В условиях нетрадиционной формы урока работа над проектом осуществляется в несколько этапов и обычно выходит за рамки учебной деятельности на уроках:

  • выбор темы или проблемы проекта;
  • формирование группы исполнителей;
  • разработка плана работы над проектом, определение сроков;
  • распределение заданий среди учащихся;
  • выполнение заданий, обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания;
  • оформление совместного результата;
  • отчет по проекту;
  • оценка выполнения проекта.

Итак, основная идея метода проектов как одного из видов нетрадиционной формы урока, заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы. Нетрадиционный урок-проект формирует умения самостоятельной работы. Главной особенностью нетрадиционной формы урока является доступность темы и возможность ее варьирования.

Урок-экскурсия как нетрадиционная форма урока английского языка

В наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения иностранного языка. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, селу, рассказать иностранным гостям о самобытности русской культуры и т.д. Принцип диалога культур предполагает использование культуроведческого материала о родной стране, который позволяет развивать культуру представления родной страны, а также формировать представления о культуре стран изучаемого языка.

Сознавая стимулирующую силу страноведческой и культурологической мотивации, стремлюсь развивать у учащихся познавательные потребности путем нетрадиционного проведения урока.

Нетрадиционная форма урока английского языка, урок-экскурсия с использованием информационно-коммуникационных технологий, поможет познакомиться с прекрасными ландшафтами, историческими и культурными традициями, достопримечательностями.

Структура проведения нетрадиционной формы урока виде урока-экскурсии:

  1. Учащимся сообщается тема экскурсии и предлагается догадаться о её содержании.
  2. Затем вводится новая лексика, которая необходима для понимания презентации, положенной в основу урока. Новая лексика вводится перед началом нетрадиционной формы урока. Также предлагаются вопросы, на которые предстоит ответить учащимся по окончании экскурсии.
  3. Просмотр презентации.
  4. Учащиеся отвечают на вопросы учителя по содержанию увиденного.
  5. Учитель предлагает тест с заданиями.

Коммуникативную активность можно стимулировать с помощью различных заданий, использование фраз-клише:

Во время нетрадиционной формы урока-экскурсии роль гида или экскурсовода может выполнять не только учитель, но и подготовленные учащиеся.

Урок в форме лекции с обратной связью как нетрадиционная форма урока английского языка

На уроке-лекции прежде всего происходит лишь общее знакомство учащихся с содержанием темы в целом. В дальнейшем этот учебный материал снова будет объектом внимания школьников на уроках-семинарах или их разновидностях, где уже более глубоко будет прорабатываться учащимися в соответствии с их уровнем подготовленности, способностями и склонностями. Это первое обстоятельство урока-лекции, которое характерно для него в системе уроков. Второе заключается в том, что на протяжении всего урока весь класс активно работает, нет потери времени на так называемую проверку домашнего задания.

Урок-лекция с обратной связью имеет существенное отличие от традиционного урока-лекции. Меняется роль учителя и учащихся. Да, учитель остаётся ведущим, но он весь урок активизирует деятельность детей через вовлечение их в диалог по изучаемому материалу. Основывая своё объяснение на уже имеющихся знаниях, задаёт вопросы, акцентирует внимание на датах, географических названиях, именах и других важных фактах. Обязательный этап урока-лекции с обратной связью - это контроль полученных знаний через тестирование, опрос, комментарии основных вопросов лекции. В начале нетрадиционного урока необходимо сообщить учащимся о предстоящем контроле, чтобы активизировать их познавательную активность. Еще одна особенность уроков в форме лекции с обратной связью заключается в том, что на них отсутствует опрос учащихся как самостоятельная часть урока. Контроль на таких нетрадиционных уроках сливается с обучением, пронизывает насквозь каждый урок.

Урок-игра как нетрадиционная форма урока английского языка

Весьма интересной и плодотворным видом организации нетрадиционной формы урока английского языка является урок-игра. Эта нетрадиционная форма урока расширяет знания учащихся об обычаях, существующих в англоязычных странах и развивает у школьников способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.

Нетрадиционные формы урока английского языка в виде игры могут проходить в виде следующих игр:

  • деловая игра, время которой может занимать весь урок или несколько занятий,
  • дидактическая игра,
  • логическая игра,
  • ролевые игры на уроке (инсценирование),
  • игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок-соревнование, урок-конкурс, урок-путешествие, урок-КВН),
  • игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Активные формы урока английского языка"

различные формы организации урока английского языка...

Поэзия – как одна из форм внеклассной работы по английскому языку. Развитие творческой активности учащихся в работе над стихами на уроках английского языка

Нам бы хотелось рассказать о том, как мы развиваем творческую активность ребят, используя стихотворения английских и американских авторов в учебном процессе....

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Методика преподавания английского языка....

Формы урока английского языка

При подготовке к уроку учитель задумывается о его форме проведения. Часто именно форма урока способствует более качественному усвоению материала учащимися. Известно, что существуют разнообразные виды ...

Урок-проект как нетрадиционная форма урока английского языка

Уже не первый год стимулировать интерес учащихся к изучению иностранного языка, а также развивать их познавательный и коммуникативный интерес к предмету мне помогают уроки-проекты. Метод проектов...

Нетрадиционные формы урока английского языка

Статья о нетрадиционных формах урока на уроках английского языка...