Коммуникативно-деятельностный подход в обучении иностранному языку
статья по английскому языку
В данном докладе рассматриваются основные методы и приемы в использовании коммуникативно-деятельностного подхода в обучении иностранному языку. Также говорится о трудностях, с которыми сталкиваются обучающиеся на уроках английского языка и возможных путях их преодоления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kommunikativno-deyatelnostnyy_podhod_doklad.docx | 45.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Дешки Г.Н., преподаватель английского языка ГБПОУ РХ
«Абаканский строительный техникум»
Коммуникативно-деятельностный подход в обучении
иностранному языку
В настоящее время, когда изменился социокультурный контекст изучения иностранных языков, возросла роль английского языка. Появились новые мотивации, повлекшие за собой изменения целей и содержания обучения. Появляется необходимость иностранного языка как средства общения, как главного инструмента познания мира и доступа к культурам разных народов. Поэтому формирование у обучающихся иноязычной коммуникативной компетенции, т.е.способность и готовность осуществлять иноязычное, межличностное и межкультурное общение в современном поликультурном мире является приоритетной задачей обучения иностранному языку не только согласно требованиям новых образовательных стандартов, но требованиям быстро меняющегося общества.
Выполнение этой задачи не из легких, так как свободное владение иностранным языком требует конкретных знаний, навыков и умений. Учащийся должен иметь определенные знания и грамматики, и фонетики и других аспектов иностранного языка одновременно.
Эффективным средством достижения этой цели является коммуникативно-деятельностный подход. Он обеспечивает полный и взвешенный охват всех сторон и аспектов овладения иностранным языком в комплексе всех его функций.
Ключевыми словами здесь являются «коммуникация» и «деятельность», а именно коммуникация, спровоцированная какой-либо деятельностью. Поэтому, данный подход имеет двуплановый характер, с одной строны он ставит учебную цель, т.е. формирование коммуникативной компетенции, которая включает в себя лингвистическую, социолингистическую, социокультурную, дискурсивную и социальную компетенции, все они предусматривают речевую направленность обучения и с другой стороны, научить учащегося учиться, добывать знания самому, проявлять свою активность. Ученик выступает здесь как активный, творческий субъект учебной деятельности.
Поэтому коммуникативно-деятельностный подход предполагает не пассивное получение готовых знаний через учителя, а добывание их в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Обучающийся должен ощущать, что вся система работы ориентирована на его непосредственную деятельность, опыт, мировоззрение, интересы, которые учитываются при организации общения на уроке. Таким образом, содержание занятий строится на обсуждении актуальных жизненных проблем, а не готовых тем или текстов.
Важно отметить и то, что в данном подходе выделяется и результат деятельности, на что и нацелены новые образовательные стандарты – это развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, т.е. развивитие способностей личности к саморазвитию и самосовершенствованию, а не только освоение конкретных знаний по предмету.
В таких условиях роль учителя иностранного языка огромна. Именно учитель играет главную и ведущую роль в достижении поставленных целей. В новых условиях ему необходимо выбрать из множества методических приемов и технологий ту, которая в большей степени соответствует конкретным условиям обучения иностранным языкам. Все зависит от его педагогического мастерства и опыта.
Учитель должен и организовать работу учащихся, чтобы они сами могли находить решения проблемы, отрабатывать в речи грамматические и лексические структуры. Усилия учителя должны быть направлены на развитие мотивации в потребности высказывания.
В свою очередь, и обучающиеся должны понимать и осознавать цели изучения иностранного языка, должны быть хорошо мотивированы и готовы использовать язык в реальной жизни. Поэтому, учить коммуникации необходимо за счет вовлечения учащихся в различного рода деятельности, путем моделирования реальных жизненных ситуаций общения на основе систематизации языкового материала, что и дает нам коммуникативно–деятельностный подход. Учитель и ученики выступают здесь как равноправные речевые партнеры. Безусловно, учитель – и помощник, и консультант, он ведет контроль за учебным процессом. Это обязательно. Учитывается индивидуальность и нешаблонность организации учебного процесса.
Наряду с коммуникативной функцией языка выступает и познавательная, поэтому коммуникативно-деятельностный подход имеет большие перспективы для развития интеллектуальных возможностей учащихся, развития их аналитического мышления и поведенческих умений. Этому способствует вовлечение учащихся в деятельность во время учебного процесса, формирование способности трудиться постоянно.
Темы для обсуждения в процессе обучения иностранному языку довольно просты, так как для школьников всегда интересна информация о современной жизни сверстников, их интересах, увлечениях; учащихся интересует современная музыка, спорт, учеба, путешествие, досуг, традиции и обычаи страны изучаемого языка, взаимоотношения детей и их родителей, научно-технический прогресс и другие.
Основными требованиями коммуникативно-деятельностного подхода является коммуникативное поведение учителя и учащихся на уроке, создание благоприятных условий. Хочу также отметить, что первым и важнейшим условием при развитии речи учащихся является свободная и грамотная речь самого учителя. Язык учителя должен быть хорошим примером, образцом для его учащихся в первую очередь.
Кроме того, необходимо помнить, что формирование коммуникативной компетенции – это длительный процесс, знания накапливаются постепенно, поэтому формировать у детей сознательное отношение к иностранному языку, как средству общения, вовлекать их в коммуникативную деятельность необходимо начинать на ранних этапах. Поэтому будет неправильно говорить: «Я буду применять коммуникативно-деятельностный подход только в старшем звене» или «Я начну применять коммуникативно-деятельностный подход в следующем году» и т.д.
Однако, как показывает практика, учителя сталкиваются с трудностиями в ходе использования данного подхода. Как мы наблюдаем, наши студенты:
- стесняются говорить, возникает психологический барьер;
-не хватает языковых средств;
-нет навыков говорения;
-не понимают речь на слух;
-не умеют задавать вопросы или правильно реагировать на них;
- не вовлекаются в колективное обсуждение темы урока. Более активные ученики выступают, а остальные молча сидят;
-затруднения в спонтанном ответе;
-еще труднее вступить в разговор и добавить какую-либо информацию;
- или они должны отреагировать на негативную информацию вежливо и т.д.
Опять таки, важную роль будет играть здесь преподаватель. Он должен найти причины неудач, принимать мнение ученика и оказывать им необходимую помощь. Он должен создать благоприятную атмостферу сотрудничества и хорошего психологического климата; построить урок так, чтобы каждый ученик чувствовал себя комфортно и был готов к общению.
Обучать говорению, не создавая условий речевого общения, конечно невозможно. Кроме этого, задача преподавателя состоит не в том, чтобы все доступно объяснить и рассказать. Он должен организовать работу обучающхся, чтобы они сами могли находить решения проблемы и отрабатывать в речи грамматические и лексические структуры сознательно, с интересом. В этом и суть деятельностного подхода.
Слова известного немецкого математика А.Дистервега гласят: «Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое задание, над которым положены тысячелетия труда, но ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству…». Данные слова отражают функциональную суть деятельности учителя при использовании коммуникативно-деятельностного подхода.
Встает вопрос – Что делать? Как же научить владеющего необходимыми лексико-грамматическими знаниями решить коммуникативную задачу? Какие методические подходы и приемы использовать?
На самом деле, существует разные технологии, методы и приемы, направленные на формирование навыков говорения. Об этом и тема сегодняшнего нашего разговора.
Итак, как известно, устное общение может иметь монологическую и диалогическую форму.Необходимо отметить, что монолог и диалог всегда взаимосвязаны, так как любой диалог содержит внутри себя монолог, а монолог, в свою очередь, не может существовать как отдельный монолог, он всегда обращен к кому-либо. В нем всегда участвуют две стороны: не только тот, кто говорит, но и тот для кого говорится. Поэтому всякое общение диалогично по своей сути. Следовательно, коммуникативная задача может быть решена за счет усвоения различных видов монологической речи, и типовых диалогов, это может быть: диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию, диалог-обмен мнениями и т.д.
Приведу пример диалога: Встречаются две девочки и начинается у них разговор:
-Hello, Marry!
-Hi, Jenny.
-You look upset. What happened?
-You know, my mum asked me to do some shopping, so I went to the supermarket. On my way to the shop I met a friend of mine. We used to go to the same school. I talked to her a little bit. When I came to the shop, it was full of people. And in some time I noticed that my bag was opened. So my money was stolen. I don’t know what to do.
-Don’t worry, Jenny, everything will be OK.
Как мы видим, внутри этого диалога есть довольно объемный монолог одного из участников разговора.Монолог и диалог всегда взаимосвязаны. Это общение, это коммуникация.
Говоря о монологе, напомню что, существуют разные виды монолога, это:
-монолог- сообщение;
-монолог-описание;
-монолог-рассуждение;
-монолог-повествование;
-монолог-убеждение;
У монолога, конечно, есть свои структурные характеристики, это:
-целенаправленность;
-непрерывный характер высказывания,;
-логичность и связность;
-смысловая законченность;
-самостоятельность.
Самостоятельность означает не отказ от использования опор, а постепенное изживание как способ воспитания самостоятельности. К опорам мы относим: наглядность, текст, тематическую лексику, разговорные выражения и клише, а также речевые упражнения, например:
1.Расскажите о…, используя выражения, данные на доске;
2. Перескажите текст,......;
3.Опишите свою комнату;
4..Прослушайте рассказ и дайте свою концовку;
5.Составьте высказывание по определнной проблеме для последующего использования в дискуссии;
6. Составьте небольшое сообщение о каком-либо событии (празднование дня рождения, нового года и т.д.)
7.Опишите картинку;
8.Расскажите вкратце содержание просмотренного фильма;
9.Расскажите в повествовательной форме эпизод из вашей жизни; и др.
Когда мы говорим о коммуникативно-деятельностном подходе в обучении иностранному языку, акцент, конечно, необходимо делать на развитии диалогической речи, так как именно диалог является одной из основных форм речевого общения. Хотя, надо признать, что обучение диалогу представляет гораздо больше трудностей, чем обучение монологу. Многое зависит от ситуации, психологических особенностей и способностей учащихся и других факторов. Поэтому создавшееся положение требует новых поисков, более рациональной методики. Ведь именно через диалог отрабатываются и запоминаются ролевые образцы, целые структуры.
Напомню, что существуют 4 наиболее распространенных вида диалога. Это:
-вопрос-утверждение: Where are you going? –I am going home.
- вопрос-вопрос: Where are you going? –Why are you asking me?
- утверждение-вопрос: I am going home. – Are you sure?
- утверждение-утверждение: I am going home. – You should be at school.
Трудность обучения диалогической речи обусловлена его характеристиками, это его:
- реактивнсть;
- ситуативность;
- непредсказуемость.
Главной трудностью овладения диалогической речью является его реактивность, т.е. незапланированность, непредсказуемость. Реакция партнера может быть совершенно непредсказуема, например, он может неожиданно перевести разговор в другое русло.Получается, что в диалоге мы всегда зависим от партнера. Поэтому необходимо применять разнообразные дискурсивные приемы, развивать способности учащихся к эвристичности, незаученности высказываний, к умению осуществлять стратегию своего речевого поведения. Поэтому, учащимся необходимо овладеть:
- определенным набором реплик реагирования,
-сформировать готовность к взаимодействию в неожиданных ситуациях,
- необходимо уметь задавать вопросы разных типов;
-логично, последовательно и понятно отвечать на поставленные вопросы;
-употреблять различные вводные структуры и клише;
-пользоваться различными способами реализации речевых функций, таких, как выражения согласия или несогласия, сомнения, удовлетворения, неудовольствия, просьбы, вежливого отказа и т.д.
Ситуативность как одна из характерных черт диалога предполагает, что успешность общения на уроке во многом зависит от заданной ситуации и понимания учащимися речевой задачи общения. В противном случае никакие опоры не помогут успешно выполнить задание.
Обучение диалогической речи изучалось многими методистами-учеными и в России, и зарубежом. Разные методисты выдвигают разные подходы в обучении диалогической речи.
Некоторые предлагают следующие этапы:
1этап -репродуктивный;
2 этап -репродуктивно-продуктивный;
3этап -продуктивный;
А другие выдвигают следующий:
1 этап – рецептивный;
2 этап – репродуктивный;
3 этап - продуктивный.
На мой взгляд, наиболее эффективным является второй подход;
На первом, рецептивном этапе, обучающиеся учат новые слова и выражения, грамматические правила, употребляют их в своих примерах, мини-диалогах, учатся задавать вопросы, отрабатывают чтение и произносительные навыки, получают базовые знания.
Второй этап - репродуктивный – наиболее трудоемкий. Здесь обучающиеся учат различные стратегии, с помощью которых они будут строить учебные диалоги, – это всевозможные разговорные выражения и клише, вводные слова и выражения, тематическая лексика, специальные упражнения с использованием различных речевых моделей.
Примеры разговорных выражений – это
выражения согласия и несогласия, выражения предпочтения или непредпочтения, выражения своего мнения, сочувствия, извинения и благодарности, приветствия и прощания, уточнения, совета, знакомства, представления людей, выражения вежливого вмешательства в разговор, вводные слова и выражения, реплики спонтанного реагирования и многие другие.
Ситуации могут быть разными: например:
разговор между учителем и учеником, между отцом и сыном, врачом и пациентом, туристом и гидом, сильным учеником и слабым, между учеником и его бывшим одноклассником и т.д.
Речевые модели. Их тоже огромное множество. Каждый учитель может создать свои модели, в зависимости от темы и ситуации. Они помогут структурировать диалог, оформить речевое высказывание, выразить просьбу, внести предложение, реагировать на реплики, выразить согласие или несогласие, сделать выбор.
Например:
а)- просьба – обещание или б)-сожаление - предложение
- вопрос – совет - сомнение - убеждение
- сомнение – уверенность. -вопрос - объяснение
-надежда.
с) - просьба – вопрос
-объяснение – предложение
-вопрос –ответ
-благодарность.
Вот пример диалога, составленного с помощью речевой модели c. Это может быть разговор между продавцом и покупателем:
-Good morning, sir. I am looking for a present for my friend. Could you be so kind to help me? (просьба)
-Is it for a girl or boy?(вопрос)
-For a girl, sir.(объяснение)
-OK, I can suggest this nice hand-bag. Isn’t it nice? (предложение)
-Oh, really, it’s very nice. How much is it?(вопрос)
-It’s 10 pounds.(ответ)
-Fine. I’ll take it.Thank you very much indeed, sir.(благодарность) и т.д.
Вот мы подошли к 3 этапу обучения диалогу – продуктивному.
После подготовительхых этапов, здесь у обучающихся происходит практика речи в свободном говорении. Они, выучив тематическую лексику, разговорные клише и речевые модели принимают участие в коллективных обуждениях, дискуссиях. К ним относятся беседы, дискуссии, интервью, круглые столы, экскурсии, ролевые игры, проектная деятельность, метод кейсов. Все вышеназванные виды деятельности являются наиболее подходящие при применении коммуникативно-деятельностного подхода.
К примеру, метод кейсов( от англ. “case” –случай, ситуация).
- это метод активного обучения, который основывается на работе с конкретными учебными ситуациями, которые носят проблемный характер. В задачу обучаемых входит анализ предложенной ситуации, поиск возможных путей решения этой проблемы. Данная методика предлагает не вымышленные, а реальные бытовые ситуации. Метод кейсов является эффективным средством в обучении иностранному языку, так как:
-создает необходимую среду и мотивирует учащихся использовать иностранный язык для реального общения;
-способствует эффективному развитию языковых навыков таких как аудирование, говорение, а также аналитическое мышление и творческие навыки.
Я использовала этот метод на своих открытых уроках. Все эти уроки проходили в форме круглого стола с игровыми элементами. Конечно, образовательной целью данных уроков было – развитие коммуникативных компетенций в межличностном общении. Были поставлены и воспитательные, и развивающие цели. Применяла технологию дискуссий, метод кейсов, как я уже сказала, игровую технологию, личностно-ориентированный подход.
Надо сказать, что, общение на этих уроках было. Ученики были активны, свободны в общении. Они справились со своей задачей. – принимали участие в круглом столе, обсуждали предложенную ситуацию, происходило реальное живое общение. Те этапы, обучения диалогической речи которые упоминала выше, т.е. рецептивный, репродуктивный и продуктивный были применимы, они эффективны и результативны. Такие уроки актуальны, необходимы, они интересны.
Ситуации на уроках могут быть реальными или условными. Главное – все они должны соотноситься с возрастными и психологическими особенностями учащихся. Важно отметить, что первостепенное значение придается пониманию, передаче содержания и смысла, грамматика является фундаментальным. Механические воспроизводящие упражнения отсутствуют на этом этапе, их место занимают игровые ситуации с соответствующими поведенческими умениями. . Поэтому обсуждение проблемы есть реальное общение на уроке. Ученики чувствуют успех и самовыражение личности становится важнее демонстрации языковых знаний.
Таким образом, коммуникативно-деятельностный подход отвечает дидактическим принципам научности, системности, связи теории с практикой, сознательности, активности и доступности. С помощью методических приемов и заданий на основе игрового, имитационного и свободного общения достигается основная цель – приобретение иноязычной коммуникативной комптенции, практическое владение иностранным языком.
Литература:
1. Колкина М.К. Обучение иностранным языкам. Спб.: КАРО, 2003 -320 с.
2. Колкина М.К. Традиции и инновации в методике обучения иностранным языкам. – Спб.: КАРО, 2007. -228 с.
5. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – 2-е изд., - М.: Просвещение, 1988.-223 с.
6. Сололова Е.Н. Методика обучения иностранным языка.: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей. -4-е изд. – М.: Просвещение, 2006 – 239 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сотворчество как реализация коммуникативно-деятельностного подхода в обучении иностранному языку.
В данной статье содержится материал, помогающий сделать процесс обучения чтению гласных в четырёх типах слога, а также сочетаний согласных для учащихся начальной школы ...
КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Статья посвящена коммуникативному методу обучения иностранным языкам, который носит деятельностный характер. Задача коммуникативного подхода - заинтересовать обучаемых в изучении иностранного языка пу...
Коммуникативно-деятельностный подход в обучении иностранному языку
Одним из наиболее эффективных средств раскрытия творческого потенциала учащихся на иностранном языке является обучение общению. ...
«Компетентностный подход в обучении иностранному языку или как добиться того, чтобы наши ученики стали практическими пользователями языка»
Сообщение для выступления на шмо учителей иностранного языка....
Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку: мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA
Аннотация: в статье рассматриваются развивающиеся подходы в обучении иностранному языку, основанные на теории множественного интеллекта. Приводятся основные типы интеллекта и способы их применения в м...
Презентация "Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA"
Презентация на тему "Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA"....
Коммуникативно-деятельностный подход в обучении иностранному языку
Основной задачей обучения иностранному языку на современном этапе является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, рассматривающейся как определенный уровень развития языковой, речевой, с...