Вэб-квэст, как средство развития предметных и метапредметных умений в обучении английскому языку
статья по английскому языку

развитие предметных и метапредметных умений в обучении английскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

                    Выпуск 16/2020 

ВЕБ-КВЕСТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРЕДМЕТНЫХ

И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ 

 

Бисултанова Аза Асламбековна

THE WEB-QUEST TECHNOLOGY AS A MEANS OF DEVELOPING SUBJECT AND META-SUBJECT LEARNING SKILLS IN TEACHING ENGLISH

 

Аннотация: в статье рассматривается эффективность применения вебквеста на уроках английского языка, описываются этапы работы с образовательным квестом и его влияние на развитие предметных и метапредметных умений. Приводится краткая история веб-квеста, раскрывается его сущность, описываются умения, которые могут быть сформированы за счет веб-квеста, и приводится краткая инструкция создания образовательного квеста с примерами онлайн-платформ.  

Ключевые слова: веб-квест, предметные умения, метапредметные умения.

Abstract: the article considers the efficiency of using the WebQuest technology in lessons of English, the description of stages while working with the educational quest and its influence on the development of subject and meta-subject learning skills. It provides a brief history of the technology, reveals its essence, describes the skills, which can be acquired with the help of WebQuest and it gives a brief instruction of creating an educational quest, providing examples of online platforms.  Key words: WebQuest, subject learning skills, meta-subject learning skills.  

 

© Канцур А.Г., Бурдина К.А., 2020

Современные процессы информатизации и глобализации непосредственно влияют на преобразование ФГОС, следовательно, происходит введение новых требований, обновление компетенций, появление новых педагогических технологий. Учителю крайне важно приспособиться к новшествам в образовании, перейти от традиционного урока к современному уроку с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Интернет-технологии, используемые на уроках английского языка, способны решить целый ряд учебных задач, соответствовать содержанию обучения и способствовать развитию предметных, метапредметных и личностных умений. Благодаря им у учащихся происходит формирование иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК), что в свою очередь является основной целью уроков по иностранному языку, согласно ФГОС.  

 Под информационно-коммуникационными технологиями понимают совокупность современной компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи, инструментальных программных средств, обеспечивающих интерактивное программно-методическое сопровождение современных технологий обучения. ИКТ содержит большое разнообразие видов деятельности, включая проектную, одним из видов которой является вебквест.

Впервые веб-квест был разработан в 1995 г. Б. Доджем, профессором педагогики из университета Сан-Диего, США, и описан в статье «Некоторые размышления о Webquests». Веб-квест представляет собой проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета [5]. Веб-квест обладает следующими признаками:

  1. имеет место активная деятельность одного или нескольких субъектов образовательного процесса;
  2. деятельность направлена на решение конкретно поставленной структурированной задачи, смоделированной в целях обучения; 3) решение этой задачи реализуется с помощью сети Интернет [3].

Цель, задачи и содержание обучения – три составляющие, без которых невозможно достижение результатов учащихся. В первую очередь это достижение предметных и метапредметных результатов. В основе формирования метапредметных и предметных результатов лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности и выступает фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений, формирования компетенций, целостного образа мира. Метапредметные умения – это общеучебные, междисциплинарные познавательные умения, к которым относятся: теоретическое, критическое и творческое мышление, регулятивные умения, качества мышления [4]. Что касается предметных умений, то это умения, знания, компетенции, усвоенные учащимися при изучении учебного предмета, а также опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфичные для изучаемой области знаний [2]. Поскольку данные умения важны для развития учащегося, то сформированы они должны быть всецело и комплексно, учащийся будет способен применить освоенные знания, умения и способы деятельности не только в рамках образовательного процесса, но и в реальных жизненных ситуациях. Веб-квест – это технология, которая не только носит развлекательный характер, но и выступает в качестве средства формирования данных умений. Однако для того, чтобы достичь эффективного развития умений, учителю следует учесть и психолого-педагогические особенности учащихся для поддержания мотивации и интереса учащихся.  

При правильном планировании урока и использовании веб-квеста в учебном процессе учитель сможет добиться желаемых результатов. Несмотря на то что применение данной технологии эффективно на уроке, ее создание требует усилий. Очень важно начать создание веб-квеста с выбора онлайнплатформы. Имеется большое количество разнообразных инструментов для разработки веб-квеста. Например, Zunal – бесплатный сервис, который помогает пройти все этапы создания веб-квеста. На каждом этапе сервис предлагает пошаговые инструкции, которые позволяют учителю создать вебквест. Необходимо зарегистрироваться на Zunal и начинать создавать веб-квест. Zunal содержит примеры разработанных учителями веб-квестов. Еще одним онлайн-конструктором на английском языке для создания веб-квестов является Create WebQuest. После регистрации и изучении инструкций можно начать создавать собственный веб-квест. Существует генератор квестов на портале TeAchnology.com — создание веб-квестов на английском языке для последующего использования в электронном (как веб-страницу) и/или в печатном виде. Для разработки веб-квеста может послужить любая онлайнплатформа (Tilda, Jimdo) для создания сайта.

Помимо выбора онлайн-платформы требуется хорошо продуманный сценарий веб-квеста. Необходимо точно понимать, на какую тематику будет создан квест, учесть возрастную категорию учащихся и их интересы, продумать концепцию, структуру, придумать конкретную роль для учащихся, создать интересную историю и пронести ее через весь веб-квест и только потом приступать к разработке заданий, поиску информации, ресурсов и подбору критериев оценивания. С концепцией, прописанными целями и задачами и разработанными заданиями учитель может приступать к созданию веб-квеста на платформе и перейти к его реализации.  

        На         примере         веб-квеста         «Travelling         around         England»

(http://webquestforyou.tilda.ws/), который разработан в рамках выпускной квалификационной работы для учащихся 6-х классов общеобразовательной школы, рассмотрим структуру, которая носит алгоритмизированный характер. Элементы внутри структуры не могут меняться местами ввиду логического следования друг за другом. Поэтому, используя данную технологию на уроке английского языка, учитель должен строго соблюдать структуру веб-квеста для достижения учащимися наилучшего результата [1]. Известно, что веб-квест состоит из следующих разделов:

• Комментарии для преподавателя – методические рекомендации для преподавателей, которые будут использовать веб-квест [6]. Рекомендации – это отдельная вкладка в структуре веб-квеста, описывающая, что подразумевает под собой данный образовательный квест.  

Предмет: Английский язык

Название: «Travelling around England»  

Адрес в Интернете: http://webquestforyou.tilda.ws/

Тема веб-квеста: Путешествие по Англии (помощь Тому в выборе тура)  

Центральное задание: описание особенностей страны и подбор тура

Задача: повторение и проверка ранее изученного материала  

Роль: туроператор

Продолжительность веб-квеста – 1 урок (45 минут) / краткосрочный  

Образовательный продукт: презентация выбранного тура  

Уровень учащихся: Pre-Intermediate (6-й класс) Ресурсы: QR-code с выходом на сайт, смартфон, тетрадь Планируемые предметные результаты:  

  • владеют стратегией работы с текстом на веб-сайте;
  • умеют выделять необходимую информацию и находить ответы на вопросы;
  • умеют высказываться связно, правильно и коммуникативномотивированно;

Образовательные задачи учителя.

Практические задачи:

  • создать условия для формирования умений чтения с пониманием основного содержания и извлечением необходимой информации;
  • способствовать формированию умения аудирования с выборочным пониманием и понимание основного содержания;
  • создать условия для формирования монологических умений; Познавательные задачи:  
  • способствовать расширению страноведческого кругозора по теме «Путешествие по Англии» (ее особенности и достопримечательности).

Развивающие задачи:

  • развивать внимание, воображение, память; - развивать умение мыслить; Воспитательные задачи:
  • воспитать уважение к партнерам при работе в группе;
  • формировать положительное отношение к стране изучаемого языка; Формируемые УУД:
  • узнают информацию о стране изучаемого языка;
  • учатся работать с веб-сайтом и выполнять задания онлайн; - учатся работать самостоятельно и в группе.  

  Критерии оценки: понимание задания, содержание, самостоятельность, работа в группе, создание продукта, защита продукта.

  • Введение – краткое описание темы веб-квеста. Введение участников в квест должно быть ясным, привлекательным и заманчивым, так как основным критерием эффективности веб-квеста является заинтересованность участников в его решении.  

Веб-квест посвящен путешествию по Англии, учащиеся предстают в виде туроператоров, которые столкнулись с проблемой: клиент по имени Том не может решить, какую часть Англии ему посетить, потому что плохо знаком с особенностями страны. Учащимся необходимо в группах вспомнить и собрать необходимую информацию о разных регионах и городах Англии.

Imagine that you work in the travel agency. You are tour operators. Today we have an important client. His name is Tom. He is from Moscow. He wants to visit England but doesn’t know much about it. It is difficult to choose the city. Will you help him? Your task is to tell Tom about England, while doing some exercises, then choose a tour and present it to him.  

  • Задание – формулировка проблемной задачи и описание формы представления конечного результата. Задание должно быть понятным и интересным для участников, а главное – выполнимым, так как конечной целью квеста является удовлетворенность от решенной задачи.

Главной задачей учащихся является подбор тура. Им необходимо рассказать о достопримечательностях и особенностях страны и убедить Тома, что тот или иной город в Англии стоит посетить: Лондон, Брайтон или Оксфорд. Каждая группа учащихся должна быть уверена, что предлагает лучший вариант для Тома.  

  • Порядок работы и необходимые ресурсы – предоставление списка информационных ресурсов, необходимых для выполнения поставленной задачи (ссылки, электронные файлы, письменные документы, веб-сайты и т.д.). Также могут быть представлены вспомогательные материалы (примеры, шаблоны, таблицы, бланки, инструкции и т.д.), которые позволяют более эффективно организовать работу над веб-квестом. Распределение ролей с указанием компетенций каждой роли и описание процедуры работы при самостоятельном выполнении задания, распределение ее на этапы. В веб-квест можно включить от 1 до 4 ролей, они могут быть совершенно разными. Например, путешественники, журналисты, детективы, искусствоведы, режиссеры, актеры и т.д. Данный веб-квест предполагает одну роль. Учащиеся – туроператоры, которые знакомят Тома со страной и презентуют интересный тур.

Далее учащиеся сканируют QR-code и переходят на веб-сайт, где собраны задания с необходимыми информационными ресурсами. Для того чтобы Том был ознакомлен с особенностями страны, учащиеся выполняют задания, созданные с помощью Learning Apps, и переходят на другие веб-сайты, где содержится информация о различных турах. В большинстве случаев обучающиеся работают индивидуально, поэтому учитель перед выполнением заданий, описывает процедуру работы. Выполнив задание, они обмениваются информацией со своими партнерами и переходят к выполнению следующего. На начальном этапе актуализируются знания, учащиеся выполняют задания, разработанные на проверку знаний о странах и их столицах, о регионах Англии и их символах. После прохождения первой части веб-квеста им становится известно, что Том желает посетить Англию, но не может определиться с регионом. Здесь им предстоит соотнести особенности и достопримечательности каждого региона, где в итоге зашифровано фото Брайтона. Учащиеся знакомятся с особенностями Брайтона, прочитав текст и выполнив задания на общее и частичное понимание текста. Помимо Брайтона Том также заинтересован посетить Оксфорд. В этой части веб-квеста проводится проверка умений аудирования. Следующее место, которое Том желает исследовать, – Лондон. Учащиеся знакомились раньше с достопримечательностями Лондона, поэтому осуществляется проверка страноведческих знаний о них с помощью задания на соотнесение наглядных картинок с названиями достопримечательностей Лондона. На последнем этапе выполнения веб-квеста туроператоры выбирают тур на веб-сайте, дополняют его по критериям и презентуют для Тома.

  • Оценка – описание критериев и параметров оценки выполнения вебквеста, которое представляется в виде бланка оценки. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте. Перед презентацией тура учащимися учитель выдает бланки, где описаны критерии, такие как понимание задания, содержание, самостоятельность, создание и защита продукта. Учащиеся вместе с учителем оценивают пройденную работу.
  • Заключение, суммирующее опыт, приобретенный за время работы над веб-квестом. Рефлексия также является важным этапом на уроке. Здесь учитель задает вопросы, насколько трудно было учащимся во время прохождения вебквеста, что нового узнали и понравилось ли им.  
  • Использованные материалы – ссылки на ресурсы, использовавшиеся для создания веб-квеста:

https://tilda.cc/ru/ – онлайн-платформа, на которой может быть создан любой образовательный квест. Это новый способ создания сайта, где процесс похож на игру. Данная платформа содержит большое количество разных дизайнов, простой и понятный интерфейс и редактор, с помощью которого можно с легкостью изменить текст или поменять картинку.  https://learningapps.org/ – большинство заданий созданы с помощью данного инструмента Web 2.0 и добавлены на веб-сайт. Learning Apps – это приложение для поддержки учебного процесса с помощью интерактивных модулей (упражнений). Данное онлайн-приложение позволяет создавать упражнения разного вида, такие как кроссворд, соотнесение слов и картинок, выбор вариантов, вставка слов или фраз в предложения и т.д. Также можно пользоваться упражнениями, созданными другими учителями.

https://discoveroxfordshire.com/visit-oxford-university-colleges/  https://www.viator.com/Brighton/d24027-ttd  https://www.visitlondon.com/things-to-do/sightseeing/london-attraction/top-tenattractions  – основные три веб-сайта с различными турами по трем городам

Англии: Оксфорд, Брайтон и Лондон. Данные сайты содержат туры по интересным местам в Брайтоне, Оксфорде и Лондоне с описанием, картинками и ценами. Они помогут учащимся в презентации тура, который выбрали для Тома, поскольку в них содержится вся необходимая информация. Сайты разработаны по аналогии сайтов туроператоров.  

Учитывая все характеристики по созданию и реализации веб-квеста, учитель создает необходимые условия для достижения цели и формирования предметных и метапредметных умений. На протяжении всего веб-квеста задания содействуют формированию умений чтения, аудирования, говорения и письма. Веб-квест также подразумевают формирование умения планировать и осуществлять свою деятельность, т.е. учащиеся при прохождении веб-квеста сами анализируют поставленную задачу, самостоятельно планируют способы достижения задачи и осуществляют самоконтроль и самооценку. Веб-квест предполагает не только индивидуальную форму работы, но и групповую. Когда учащимся необходимо выбрать и презентовать тур, учащиеся согласовывают свои мотивы друг с другом, проявляют толерантность и терпимость, выслушивают мнения друг друга и приходят к общему решению (выбору). Умение осуществлять познавательные действия также может быть сформировано при прохождении веб-квеста. При выполнении заданий учащиеся устанавливают причинно-следственные связи, выстраивают логические рассуждения и делают собственные выводы. Целый урок учащимся предоставляется возможность пользоваться мобильными устройствами и интернет-ресурсами, что в современном мире является актуальным средством передачи и получения информации, так формируется умение использовать компьютерные технологии. Во время прохождения всего веб-квеста учащиеся работают с разными источниками информации из Интернета, выбирают необходимую информацию, определяют надежность и достоверность источника и находят способ передать найденную информацию. Таким образом, при использовании веб-квеста учителю удастся сформировать как предметные, так и метапредметные умения у учащихся основной школы.

 

Список литературы

  1. Калиниченко Л.А. Метапредметные умения: формирование и оценка [Электронный ресурс] // Гуманитарные научные исследования. – 2017. –

№ 12. – URL: http://human.snauka.ru/2017/12/24677 (дата обращения: 12.05.2020).

  1. Кузнецов         А.А.         О         школьных         стандартах         второго         поколения         // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2008. – № 2.
  2. Кытманова Е.А. Веб-квест как вид проектной деятельности и его использование в обучении иностранному языку [Электронный ресурс] // Вестник МГОУ. – 2011. – № 1. – URL: https://evestnikmgou.ru/ru/Articles/Doc/53 (дата обращения: 06.05.20).
  3. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных интернеттехнологий. – Ростов н/Д: Феникс; М.: Глосса-Пресс, 2010. – 182 c.
  4. Dodge B. Some Thoughts About WebQuests [Электронный ресурс]. – URL: http://edweb.sdsu.edu/courses/edtec596/about_webquests.html (дата обращения: 05.05.2020).
  5. Jason A. What We Know About the Impacts of WebQuests: A Review of

        Research         [Электронный         ресурс].         –         2008.         –         URL:

https://www.researchgate.net/publication/255639554_What_We_Know_About _the_Impacts_of_WebQuests_A_Review_of_Research         (дата         обращения:

25.04.2020).

 

          

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль кейс-технологии в развитии метапредметных умений на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

Кейс-технология в школьном обучении стала применяться относительно недавно. Однако, её использование на уроках иностранного языка - одн из наиболее  эффективных способов проявления мета...

Прагматонимы как эффективное средство развития навыков чтения на начальном этапе обучения английскому языку

Чтение обогащает человека, позволяет ему глубже познавать окружающий мир. Чтение имеет и огромное воспитательное значение. Приобщаясь к культурному наследию прошлого, человек  обогащается н...

"Формирование метапредметных умений на уроках английского языка"

Данная статья затрагивает основные вопросы формирования метапредметных умений на уроках английского языка, формирования метапредметных результатов и способов их достижения....

"Формирование метапредметных умений на уроках английского языка

Данный материал является текстом выступления по теме самообразования на заседании ШМО. Кроме теоретической части в нем представлены примеры заданий, применяемых мною на уроках в среднем и старшем звен...

Мониторинг сформированности предметных и метапредметных результатов при обучении английскому языку для обучающихся по ФГОС ООО

Мониторинг сформированности предметных и метапредметных результатов при обучении английскому языку для обучающихся по ФГОС ООО...

Метапредметный подход к обучению английскому языку как основа формирования и развития коммуникативных навыков учащихся

Главная задача, стоящая перед учителем, разумеется, - это душа ребёнка, нравственность, развитие творческой личности. Использование метапредметного подхода в обучении английскому языку позволяет дифф...