МЕТОД ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
методическая разработка по английскому языку (11 класс)

В материале статьи рассматриваются возможности применения метода проектов на уроках английского языка, дается основная классификация типов проектов, описываются формируемые у учащихся навыки и умения при работе над творческим проектом. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОД ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ НА УРОКАХ  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

        Аннотация. В материале статьи рассматриваются возможности применения метода проектов на уроках английского языка, дается основная классификация типов проектов, описываются формируемые у учащихся навыки и умения при работе над творческим проектом.

        Творческие проекты на уроках английского языка являются эффективным способом вовлечения учащихся в процесс обучения. Благодаря активному процессу обучения они могут учиться более эффективно и развивать более глубокое понимание предмета. Творческие проекты позволяют учащимся исследовать свои собственные идеи и предлагать инновационные решения проблем. Участвуя в творческих проектах, они также могут приобрести ценные навыки решения проблем, которые будут полезны для их будущей учебы и профессиональной деятельности. Во время самого обучения, педагогу крайне важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут быть использованы ими для решения будущих профессиональных задач. Отсюда возникает необходимость в постановке проблемы, которая будет основана на ситуации из реальной жизни, знакомой и значимой для самого ребенка. Для ее решения учащемуся необходимо приложить полученные, а также новые знания, которые еще предстоит приобрести.

        В результате, работа над творческим проектом, позволяет учащимся приобрести широкий спектр знаний, навыков и способностей, дает им возможность развивать эти навыки в процессе прохождения этапов реализации проекта, таких как постановка проблемы, групповые обсуждения, планирование, реализация и выступление. Более того, понимание важности овладения этими навыками поможет им лучше подготовиться к будущей профессиональной деятельности.

        Построение образовательного процесса, в таком случае, должно выстраиваться вокруг определенной проблемы, решение которой на данный момент будет наиболее актуально и значимо для ребенка. Полученный в результате работы над проектом  внешний результат можно будет увидеть, осмыслить и использовать в практической деятельности. Отсюда, именно опыт самостоятельной деятельности, внутренний результат – станет для учащегося бесценным достоянием, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

        Метод проектов впервые был применен на уроках в начале 20 века. Он основывался на теоретических концепциях прагматической педагогики, в которых описывался принцип обучения учащихся посредством деления. В своих трудах автор данной концепции Дж. Дьюи предлагал выстраивать обучение через целесообразную деятельность ученика, а именно на активной основе, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Автор отмечал, что чрезвычайно важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо применить полученные на уроках знания.

        Дж. Дьюи также отмечал, что самым важным фактором в процессе обучения учащегося является его собственный интерес. Он утверждал, что учащиеся должны быть увлечены тем, что они изучают, и иметь стремление приобретать знания, навыки и способности.

        Отсюда автор делает вывод, что образовательный процесс, в первую очередь,  должен строиться вокруг определенной проблемы, решение которой на данный момент будет наиболее актуально и значимо для ребенка. Дж. Дьюи также отмечает, что полученный в результате работы над проектом  внешний результат можно будет увидеть, осмыслить и использовать в практической деятельности. Отсюда, именно опыт самостоятельной деятельности, внутренний результат – станет для учащегося бесценным достоянием, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

        Метод проектов, используемый в современном образовании также позволяет учащимся работать над проблемами связанными взятыми из реальной жизни, развивать свои навыки решения проблем, повышать свою активность в классе и понимать, как применять знания в практических ситуациях. Несмотря на свою долгую историю, сам метод не претерпел серьезных изменений с течением времени и до сих пор остается одним из наиболее широко используемых технологий продуктивного обучения, позволяющих существенно повысить качество образовательного процесса в современной школе.

        Сам метод проектов разделяется на множество видов, повсеместно используемых на уроках, в том числе и на занятиях по английскому языку. Подробную классификацию проектов в современном образовании сформулировала в своей работе доктор педагогических наук Е.С. Полат. Она описывает проект, как метод предполагающий определенную совокупность особых учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

        Далее представлена основная классификация типов проектов за авторством профессора Е.С. Полат:

        Исследовательский проект:

        Следует логике исследовательского проекта, учащийся ставит тему исследования, аргументирует актуальность, определяет предмет и объект, задачи и цель проекта, определяет методологию исследования и выдвигает гипотезу касающуюся поставленной проблемы, проводит анализ для нахождения путей ее решения и последующего выявления новых проблем для дальнейшего развития исследования. В таком проекте, крайне важно наличие социальной значимости проекта

        Поисковый проект:

        Для достижения результатов при работе с поисковым проектом, важно, чтобы учащиеся использовали различные виды поисковой деятельности. Это включает в себя исследование темы, изучение различных источников, анализ данных и синтез информации. Таким образом, они могут получить более глубокое представление о предмете и создавать более точные и подробные отчеты или презентации. Кроме того, участвуя в поисковой деятельности, учащиеся также могут развить свои навыки критического мышления и научиться объективно оценивать информацию.

        Творческий проект:

        Основной акцент ставится на творческом оформлении результатов проекта. Структура  получившегося в результате работы материала также играет немаловажную роль и может быть представлена в различных форматах. Пример: газета, видеофильм, компьютерная модель, буклет.

        Игровой проект:

        Игровой проект подразумевает под собой активную деятельность, в которой учащиеся берут себе определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта. В процессе работы над проектом, они имитируют социальные и деловые отношения, которые выстроены вокруг определенных ситуаций. Степень творчества учащихся здесь высока, но доминирующим видом деятельности является игра.

        Практико-ориентированный проект:

        В практико-ориентированном проекте, результат деятельности учащихся четко определен с самого начала и ориентирован, в первую очередь, на их социальные интересы. Работа над проектом протекает в виде поэтапных обсуждений и создания презентации, в которой будут отражены полученные результаты и возможные способы их внедрения в практику.

        Информационный проект:

        Деятельность учащихся при реализации информационного проекта предполагает сбор данных о каком-либо объекте или явлении, их анализ, а затем их обобщение. Этот процесс помогает учащимся четко сформулировать цели и задачи проекта и сделать осмысленные выводы из полученных данных. Используя этот метод, учащиеся также могут развивать свои исследовательские навыки, которые пригодятся им в их будущей учебе и профессиональной деятельности. Такой проект может являться частью исследовательских проектов.

        Конструкторский проект:

        Важной частью работы над таким проектом, является конструкторская деятельность учащихся, которая предусматривает разработку нового устройства, детали или их усовершенствование. В процессе его реализации учащиеся могут получить ценный опыт в решении проблем, общении, сотрудничестве и творчестве, который поможет им добиться успеха в их будущей профессиональной деятельности.

        Сами проекты также можно поделить по предметно:

        По содержательной отрасли:

        Монопроект, в нем учащийся ведет работу над одним конкретным проектом, надпроект — носит характер исследования и выполняется на стыках областей знаний и межпредметный проект — в нем предполагается использование знаний из нескольких предметных областей.

        По характеру координации:

        В проектах с открытой, явной координацией педагог должен направлять своих учеников в достижении их целей. В этих проектах педагог выступает в роли координатора, не мешая при этом прогрессу учащегося.

        Со скрытой координацией, где педагог выступает как полноправный участник проекта. При таком подходе педагог может быть более вовлечен в учебный процесс и помогать с развитием проекта своим ученикам. Этот подход также позволяет учителям лучше понять потребности своих учеников и помогает им создать более эффективную учебную среду.

        Разделяют проекты также по количеству участников в нем. Пример: индивидуальный, групповой, массовый. По продолжительности проведения: На один урок, тематический, семестровый. По количеству контактов, где проекты могут быть: внутриклассными, внутришкольными, региональными, межрегиональными, международными.

        Последние два типа проектов сейчас активно используют современные средства коммуникации через Интернет, такие как Zoom, Discord, Яндекс телемост и другие. Их делят на межрегиональные, охватывающие территорию двух или более субъектов Российской Федерации и интернациональные, международные проекты.

        Исходя из определения, рассматриваемого в основной классификации, метод проектов представляет собой достаточно гибкую модель организации учебного процесса, ориентированную, в первую очередь, на самореализацию учащегося в школе путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя нового продукта исследовательской и творческой деятельности, а также предоставляет учащемуся уникальную возможность продемонстрировать свои творческие способности и найти творческие решения проблем.

        Работа над творческими проектами может стать для учащихся отличным способом развития их коммуникативных, личностных, социальных и литературных способностей. Благодаря этим проектам они могут научиться эффективно доносить свои идеи, развивать социальные навыки, такие как сотрудничество и работа в команде, а также приобретать знания в области литературы и языка. Участвуя в творческой деятельности, студенты могут отточить свои навыки во всех этих областях.

        В ходе выполнения творческих проектов учащимися также:

        Формируются и отрабатываются:

    • Навыки работы с информацией. Сбор, хранение информации, анализ.;

    • Навыки публичного выступления, умение работать с аудиторией;

    • Умение объяснять и представлять информацию в удобном и понятном виде;

    • Умение доказывать свою точку зрения;

    • Навыки работы в коллективе;

    • Умения самостоятельно делать выбор и принимать важные решения.

На уроках метод проектов можно использовать для реализации педагогической технологии сотрудничества. Постановка проблем направленных на решение жизненных ситуаций требует от учащихся навыков поиска дополнительных знаний и выработки необходимых умений. Проект позволяет решить и проблему актуальности изучаемого материала, основываясь на его значимости для самого ребенка.

        В методической литературе выделяют шесть этапов проектирования. Рассмотрим их подробнее:

        На первом этапе происходит постановка проблемы. Начинается сбор различных идей от участвующих в проекте учащихся. Происходит обсуждение выдвинутых идей, выбранная идея подвергается корректировке.

        Планирование проекта происходит на втором этапе. Педагог, как координатор проекта предлагает учащимся разделиться на группы, спланировать деятельность по решению задач проекта, выбрать возможные виды продукта и формы его презентации, распределить время. Дети разбиваются на группы, распределяют роли, определяют вид проектного продукта и форму его презентации, делят работу на промежуточные этапы, определяют время работы над каждым этапом.

        На третьем этапе происходит процесс реализации проекта. Учащиеся работают в группах, собирают и обрабатывают информацию, решают возникающие вопросы и проблемы, корректируют план, оформляют документацию проекта. Педагог оказывает помощь в поиске и обработке информации, проводит индивидуальные и групповые консультации, осуществляет контроль за соблюдением сроков.

        Именно на этапе реализации проекта преподаватель и обучающийся сталкиваются с различными трудностями, которые необходимо преодолеть, к примеру: информации мало, или наоборот, слишком много или одни группы учащихся не успевают завершить работу, а другие простаивают без дела, что ведет к возникновению конфликтов между участниками.

        Четвертый этап подразумевает под собой презентацию проекта и представление готовых результатов аудитории или экспертной комиссии. В рамках выступления предполагаются ответы на вопросы и интерпретация полученных результатов. Требует от учащихся тщательной подготовки для представления готовых результатов в понятной и лаконичной форме.

        На пятом этапе происходит осмысление и оценка проекта.  Подразумевает под собой: подведение итогов, оценку итоговых и промежуточных результатов, самоанализ работы в группах. Кроме того, это также включает в себя оценку полученного опыта, необходимого для улучшения качества будущих проектов и их результатов. Это позволяет понять, насколько удачно был реализован проект и какие области могут нуждаться в улучшении.

        Шестой этап. Все результаты, полученные за прохождение предыдущих пяти этапов работы над проектом, в итоге, находят отражение в портфолио проектов учащихся.

        Творческие проекты на уроках английского языка могут быть очень полезны для учащихся, так как помогают им понять основные принципы проблемы и разработать алгоритм действий для ее решения. Это помогает учащимся научиться логически мыслить и находить творческие решения. Выполняя эти творческие проекты, учащиеся могут глубже понять проблему и связанные с ней алгоритмы. Это поможет им выработать собственный уникальный подход к решению проблем в будущем.

        Для этого на уроке педагогом должна быть сформулирована конкретная задача для учащихся. Примером такой задачи может служить создание буклета, языкового блога или видеоклипа. Реализация же такой задачи напрямую зависит от творческих способностей и информационной компетентности учащихся, умения использовать знания полученные из различных предметных областей, к примеру таких как: литература, история, обществознание. Такой способ реализации проекта, отлично подходит для урока английского языка, где ребенок может применить полученные знания, умения и навыки.

        Метод творческих проектов также дает педагогу возможность организовать практическую деятельность в интересной для учеников форме, где они с удовольствием выполняют творческие проекты. Позволяя решить проблему разных уровней языковой подготовки учащихся. Каждый трудится в своём темпе, в процессе которого формируются универсальные учебные компетенции.

        Результат работы над творческим проектом всегда должен быть осязаемым и иметь конкретное решение. Будь то теоретическая или практическая проблема, результат должен быть каким-то образом виден. Он может быть представлен в виде той же компьютерной модели, видеоклипа или даже веб-сайта.

        Также работа по методу проектов предполагает под собой не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей в случае групповой работы над проектом, выдавая задания для каждого участника.

        Обучение английскому языку с применением метода творческих проектов показывает практическое применение компьютера в жизни человека, вне зависимости от его профессии. Примерами видов результатов проектной деятельности могут быть: собственный сайт, анализ данных социологического опроса, видеофильм, видеоклип, выставка, газета, игра, макет, модель, музыкальное произведение, мультимедийный продукт, публикация, серия иллюстраций, сказка, справочник и другие.

        На уроках английского языка метод творческих проектов предоставляет учащимся уникальную возможность развивать свои познавательные и творческие способности. С его возможностями учителя могут помочь своим ученикам исследовать мир иноязычной речи более интерактивным и увлекательным способом. Такой подход побуждает учащихся мыслить нестандартно и предлагать инновационные решения проблем. Это также позволяет им применять свои знания на практике, тем самым помогая им лучше понять предмет. Использование творческих проектов на уроках иностранного языка также может способствовать развитию критического и творческого мышления.

        Особенностью метода творческих проектов в обучении иностранным языкам является наиболее широкое использование информационных и коммуникационных технологий при реализации учебных проектов.

        Работа над творческим проектом - довольно сложный процесс. Для учителя, самое сложное - быть непредвзятым помощником. Роль учащихся в обучении также меняется: они всегда являются активными участниками процесса. Успешная работа над проектом во многом зависит от грамотного планирования и организации совместной деятельности учеников и учителей. Чтобы получить максимальный эффект от реализации проекта на уроках английского языка нужно правильно спланировать все шесть, указанных ранее, этапов проекта.

        Стоит отметить, что учащиеся любят использовать навыки, полученные на уроках информатики, для подготовки материалов по другим школьным предметам. Они создают интересные тематические страницы и презентации, пишут хорошо иллюстрированные тезисы, используют информацию из Интернета и книг, по всем правилам составляют результаты своих исследований, выступают на конференциях и семинарах.

        Можно сказать, что английский язык — это предмет, в котором метод проектов может быть применен наиболее активно. Учащиеся с гораздо большим рвением занимаются анализом и изучением учебного материала, который связан с современными информационными технологиями. Также необходимость применения метода проектов в учебном процессе обусловлена тенденциями к более всестороннему развитию личности, его подготовке к реальной практической деятельности, что отмечает в своей работе Е.С. Полат.

        Таким образом, проектная деятельность является эффективным способом мотивации учащихся и создания позитивной атмосферы как для творческой, так и для учебной деятельности. Такие мероприятия позволяют учащимся исследовать свои интересы, развивать свои навыки и расширять свои знания в увлекательной и увлекательной форме. Благодаря проектной деятельности учащиеся могут научиться работать совместно с другими, критически относиться к стоящим перед ними задачам и разрабатывать стратегии решения проблем. Кроме того, проектная деятельность позволяет развивать социальные навыки. Самостоятельная работа также формирует у учащихся способности к анализу возникших трудностей и нахождению их решений, к постоянному индивидуальному росту, приобретению новых знаний, устойчивое стремление к самосовершенствованию, самопознанию, самооценке, саморегуляции, саморазвитию и творческой самореализации.

        СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

        1. Чечель И.В. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов / И. В. Чечель // Директор школы.  —  1998.  —  № 4.  —  С. 7 - 12

        2. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина // Академия.  —  2010.  —  С. 368

        3. Пелагейченко, Н. Л. Метод проектов. Классификация и структура школьных исследований / Н. Л. Пелагейченко. // Технология. Все для учителя!. — 2013. — № 4. — С. 2-8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод творческих проектов на уроках технологии.

Статья «Проектная деятельность на уроках технологии».                 ...

Метод творческого проекта

выступление на конкурсе "Инновационный поиск-2011"...

Метод творческого проекта (обобщение опыта)

Делюсь информацией о методе творческого проекта. Результаты и достижения...

Использование метода творческих проектов на уроках технологии

В обучении технологии важное место отводится методу проектов. Под проектом понимается самостоятельная творческая работа учащихся, выполненная от идеи до ее воплощения в жизнь под контролем и при консу...

«Применение методов творческих проектов в объединении «Макраме» при организации и проведении конкурсно-выставочных мероприятий ЦДТ»

В докладе на тему: «Применение методов творческих проектов в объединении «Макраме» при организации и проведении конкурсно-выставочных мероприятий ЦДТ», представлен опыт работы педагога в объедине...

Творческий проект "Декоративные возможности изолона. Светильник "Букет""

Творческий проект выполнен с этапами исследований. Продемонстрировано изготовление светильника и конфетницы. Разработана технологческая карта....