«Применение методов творческих проектов в объединении «Макраме» при организации и проведении конкурсно-выставочных мероприятий ЦДТ»
учебно-методический материал по теме

Булдакова Вероника Юрьевна

В докладе на тему: «Применение методов творческих проектов в объединении «Макраме» при организации и проведении конкурсно-выставочных мероприятий ЦДТ», представлен опыт работы педагога в объединении декоративно-прикладного творчества по формированию и удержанию мотивации на высоком уровне на разных этапах обучения детей. Представлена памятка для обучающихся "С чего начать", основные этапы творческого процесса при работе над проектом.

Данный материал будет интересен педагогам дополнительного образования, руководителям кружков и т.п. при подготовке обучающихся  к конкурсам и выставкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_k_mo_buldakova.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования.

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр детского творчества».

Доклад на тему:

«Применение методов творческих проектов в объединении «Макраме» при организации и проведении конкурсно-выставочных мероприятий ЦДТ»

                                                 Подготовила педагог

дополнительного образования

Булдакова В.Ю.

Железногорск 2015 год.

Детское творчество — сложный процесс познания растущим человеком окружающего мира, самого себя, способ выражения своего личностного отношения к познаваемому. Детское творчество и трудовая подготовка обучающихся имеет большое значение для гармоничного развития ребенка, активизирует внимательность, наблюдательность, воспитывает волевые качества. 

За годы своей работы в Центре детского творчества, мной была разработана программа дополнительного образования «Макраме», направленная на создание условий для раскрытия творческого потенциала ребенка, его самореализации. Важным в работе педагога дополнительного образования считаю формирование и удержание мотивации на высоком уровне. Весь процесс обучения по программе можно разбить на 3 этапа:

  • выработка практических умений и навыков;
  • расширение знаний обучающихся;
  • развитие мыслительной деятельности в процессе обобщения накопленного опыта и применения его в конкурсно-выставочных мероприятиях различного уровня.

На первой ступени обучения дети получают основные умения и навыки и доводят их до автоматизма. Первый уровень — выполнение обучающимися упражнений. Особое внимание уделяется точности исполнения приемов работы, развитию произвольного внимания, усидчивости, аккуратности. Итогом данного этапа является качественное выполнение работы-копии. Педагог предлагает вниманию обучающегося схему и эталонное изделие. Формы работы на первой ступени: фронтальные занятия, беседы, экскурсии с целью ознакомления с образцами народного творчества, игры, направленные на сплочение нового коллективе. На данном этапе происходит формирование комплекса предметных и личностных универсальных учебных действий. 
             
На второй и третьей ступенях обучения большое внимание уделяется работе над творческим проектом, который может быть индивидуальным и групповым. При этом учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей. Важный этап проектной деятельности – самостоятельный поиск информации, сбор аналогов, выполнение образцов, подбор материала для работы и подготовка технической документации. Метод проектов рассматривается не только как итоговая самостоятельная работа обучающихся,  но и  как способ, позволяющий   приобрести   навыки   проектирования   и   изготовления   изделий, удовлетворяющих индивидуальные потребности личности, а в перспективе и общества, другими словами: «Я сделаю свой мир полезным, красивым и удобным для себя и других». Ведь потребность   и   необходимость   в   трудовом   обучении   была   всегда.  Мастерство   передавалось   от поколения к поколению методом «делай, как я». Очень жаль, что нынешнее обучение направлено на увеличение количества обучающихся в группе, что плачевно сказывается на качестве навыков наших подопечных.

В ходе   своей  педагогической  деятельности на   занятиях я   столкнулась  со  следующими проблемами: 
− отсутствует   внутренняя   мотивация   к   проектной деятельности   или  обучающийся  работает   по   шаблону. Ведь это удобно и просто  повторить чужую работу, может, быть, немного совершенствуя ее; 
− ребенок  испытывает   страх, неуверенность   перед   практической   деятельностью;
 не каждый обучающийся способен сам выбрать тему проекта.

Поэтому, работа над проектами в большей степени ведется в рамках работы творческой мастерской, когда обучающиеся обладают достаточным набором специальных учебных навыков, с легкостью работают с любым материалом, живо представляют себе идею и конечный результат. Своим обучающимся пытаюсь донести, что

человек по своей натуре - художник. Ему свойственно восприятие видимого мира в зрительных образах. Города и парки,  жилые   дома,   общественные   здания,   промышленные   сооружения,   реклама,  мебель   создаются   по своим законам красоты. Все творцы, все мастера своего дела прямо или косвенно едины в своей конечной цели. Они стремятся к совершенству в своем творчестве.  Ни одно из звеньев этой замкнутой цепочки не должно выпадать,  иначе нарушится та самая гармония зримого мира, что-то   уродливое   вторгнется   в   нашу   жизнь   и   обернется   впоследствии   серьезными   духовными, эстетическими потерями. В   каждом   деле   должны   работать   высококвалифицированные   мастера.   Никто   не   хочет   жить   в одинаковых городах, домах, квартирах и находиться в обществе одинаково думающих и одетых женщин и мужчин.

Основными задачами, которые стоят перед педагогом при работе над творческим проектом, для участия в выставках и конкурсах считаю:

- помогать обучающимся в поиске нужных источников информации;

- саму является источником информации;

- координировать весь процесс;

- поощряет обучающихся;

- поддерживать непрерывную обратную связь для успешной работы обучающихся над проектом.


             
На занятиях в объединении  "Макраме" формируется художественная культура обучающихся как часть духовной культуры, приобщение детей общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество. Дети овладевают специальными умениями проектирования и создания продуктов труда с учетом эстетических требований, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных планов с учетом личных особенностей. Развиваются познавательный интерес, творческое и образное мышление, пространственное воображение, интеллектуальные, коммуникативные, творческие способности и разносторонние качества личности обучающихся, путем приобщения их к культурному наследию. Полезность проекта в дополнительном образовании заключается в том, что мы не рассказываем ребенку ничего лишнего. У него есть право выбора первого шага, хода и даже цели проекта. Идя к этой цели, ребенок сталкивается с тем, что ему приходится «добывать» знания, а затем соединять разрозненные сведения. Он черпает из разных предметных областей только необходимые знания и использует их в той деятельности, которая ему интереснаУ обучающихся формируются способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач. Воспитываются значимые качества личности: трудолюбие, аккуратность, целеустремленность, уважительное отношение к людям и их труду, ответственность, а так же умение применять безопасные приемы труда. Приобретаются специальные знания: основы композиции, цветоведения, законы перспективы, основы дизайна, навыки черчения. 

            Процесс выполнения творческого проекта захватывает, так как в каждую деталь вложен личный труд, и готовое изделие оценивается как собственное произведение. Это серьезный шаг на пути полезного труда, радость которого надолго запоминается. Каждый ученик, выполнивший свой проект, делает первые шаги в трудовом воспитании и одновременно эстетически развивается. Пользуясь образцами народного искусства, перерабатывает их, создавая свои изделия.

На своих занятиях стараюсь привить детям терпимость, упорство, учу их любить природу. Учу детей быть самостоятельными, чтобы подготовить их к взрослой жизни. Результаты нашего труда появились постепенно: дети стали проявлять интерес к тому, что мы делаем и не жалеют ни времени ни усилий на выполнение довольно сложных для них художественных изделий.


             
Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся. Воспитанники объединения ежегодно участвуют в городских, областных, всероссийский, международных выставках и конкурсах, получают призовые места. Высокая оценка творческой деятельности очень важна для детей, а особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Это помогает социализироваться, осознать полезность и важность своего труда и труда товарищей. Безусловно, меня радует большое количество дипломов и грамот, полученных детьми за их творчество и труд. Но больше всего меня радуют слова родителей, которые не ожидали, что их дети смогли превратить простые нитки, безликий шпагат в настоящее произведение искусства. Многие ребята делают полезные и красивые для дома вещи, сувениры и подарки родным и близким. Родители являются активными советчиками и больше времени уделяют общению с детьми, переживают вместе с ними радость созданного изделия.

Памятка обучающемуся «С чего начать?».

Основные этапы творческого процесса при работе над проектом.

- Решите – каким будет изделие, декоративным или функциональным.

- Выполните эскиз, даже если вы не умеете рисовать, нужно на бумаге изобразить контур изделия, определить его размеры. При этом нарисовать несколько вариантов и выбрать лучший.

- Подберите материал и конструктивные детали. Обратите внимание на размер, цвет и форму.

- Подберите узор. Это одна из основных частей работы! Возьмите за правило: не выдумывать сложных узоров, чем проще узор, тем интереснее и изысканнее вещь! Отработайте несколько вариантов и выберите лучший. Обратите внимание на соответствие узора, материала  для работы, его цвета назначению изделия.

- Подберите декоративные элементы. Важно чтобы они дополняли узор или подчеркивали форму изделия. Они должны быть «аккомпанементом» нашему «произведению», а не играть основную партию.

- Сделайте небольшой образец, чтобы «почувствовать» материал.

- Приступайте к работе, эскиз и образцы держите перед  собой.

- Не смущайтесь, если в процессе работы вам придет новая идея, и вы захотите поменять элементы узора, важно убедиться что новая идея лучше старой!

- Проявляйте терпение, усидчивость, настойчивость, выдумку и фантазию. Обращайте внимание на качество работы, аккуратность! Смелее за дело!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода учебного проекта на уроках истории и обществознания как ресурс формирования ключевых компетентностей

Метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в се...

Применение метода учебных проектов в преподавании истории (обществознания) как средство повышения качества знаний обучающихся

Выпускная работа слушателя курсов повышения квалификации - обобщение опыта работы по теме самообразования ( теория и результаты работы )...

Организация и проведение досугово-развивающих мероприятий как одно из направлений работы по формированию духовно-нравственных ценностей учащихся творческого объединения «Клавишный синтезатор»

Индивидуальный педагогический проект «Организация и проведение досугово-развивающих мероприятий как одно из направлений работы по формированию духовно-нравственных ценностей учащихся творче...

«Изучение предания как жанра фольклора в контексте региональной культуры путём применения метода метапредметного проекта»

Материал раскрывает возможности метапредметного подхода и проектной деятельности для формирования у обучающихся универсальных учебных действий....

МЕТОД ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В материале статьи рассматриваются возможности применения метода проектов на уроках английского языка, дается основная классификация типов проектов, описываются формируемые у учащихся навыки и умения ...


 

Комментарии

Благодарю за предоставленный материал. Получила полезную информацию.