«Изучение предания как жанра фольклора в контексте региональной культуры путём применения метода метапредметного проекта»
статья (7 класс)

Рябкова Ольга Викторовна

Материал раскрывает возможности метапредметного подхода и проектной деятельности для формирования у обучающихся универсальных учебных действий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Изучение предания как жанра  фольклора в контексте региональной культуры путём применения  метода метапредметного проекта»

Кирьянова Л. Н.,

учитель русского языка и литературы,

 Рябкова О. В.,

учитель истории и обществознания

МОУ «СОШ №7 г.Ртищево Саратовской области»

В настоящее время актуальной проблемой является возрождение национального самосознания народов России. Этот процесс не возможен без воспитания на народных традициях. В связи с этим особенно широкие возможности несёт устное народное творчество или фольклор. С.И.Ожегов раскрывает значение слова «фольклор» как устное народное творчество, «совокупность верований, обычаев, обрядов, песен, сказок и других явлений быта народов»[4, с.1120]. Фольклор - это особая область искусства, которая создается коллективно народом, живущим на конкретной территории многие столетия[1, с.15].

        Современный период характеризуется тем, что традиционная культура народов России испытывает огромное воздействие со стороны массовой культуры. Сегодня мы наблюдаем явные тенденции угасания этнокультуры. Малые ее очаги - лишь отголоски многовековых традиций народов и народностей России.

Современные люди не рассказывают друг другу сказок, не поют за работой песен, не плачут и не причитают на свадьбах. А если уж что-то сочиняют «для души», то сразу же это записывают. Все произведения традиционного фольклора кажутся невероятно далекими от современной жизни. [5, с.357 ].

Постепенно уходят в небытие основные носители народных традиций. В связи с этим особенно актуально в настоящий момент изучение этнографической культуры, в том числе, и  Саратовского края.

1

Cаратовский фольклор сложился в своеобразных условиях исторического развития Нижнего Поволжья: завоевание Казани, борьба первопоселенцев – русских, мордвы и других против кочевников, организация на Волге вольного казачества, крестьянские восстания под руководством Степана Разина, Кондратия Булавина и Емельяна Пугачёва. Саратовский фольклор включает в себя былины и побывальщины, песни и причитания, частушки и загадки, сказки и предания. [6].

На уроках литературы в 7 классе в разделе «Устное народное творчество» изучаются предания, связанные с эпохой правления Ивана Грозного. В качестве дополнительного материала можно использовать предание «Наказание Волги» из фольклора народов Поволжья, размещённое в пособии «Волжские сказки, легенды, были»[2].

Опыт работы показывает, что для работы с текстом предания обучающимся уместно предложить метод проектирования. Его результатом может стать метапредметный проект по литературе и истории на тему «Иван Грозный через призму народных преданий». Объектом исследования выступит предание об Иване IV Грозном, где предание - это устное повествование о реальных лицах и достоверных событиях, одна из разновидностей народного творчества. Гипотеза проекта: предание не является полным вымыслом, а отражает реальные события. Цель исследования - изучение фольклорного наследия русского народа, отражающего время правления Ивана Грозного. Для достижения цели выдвигаются задачи: раскрыть значение понятия «фольклор» и дать характеристику его основным жанрам, рассмотреть предания, посвящённые эпохе правления Ивана IV, показать отражение истории в преданиях народов Поволжья.

Информация, представленная в проекте, позволяет не только расширить знания детей по региональной культуре, но и рассмотреть её в конкретном историческом контексте. Историческим фоном для предания

2

послужила эпоха правления Ивана IV Грозного, личность которого сама по себе весьма колоритна и вызывает интерес у обучающихся. Источники свидетельствуют, что Иван IV был хорошим оратором, любил и знал историю, увлекался сочинительством церковной музыки, хорошо играл в шахматы. Но, так как детство будущего царя, прошло в условиях борьбы боярских родов за власть, то это наложило отпечаток на его характер. Поэтому все перечисленные выше качества личности сочетались в Иване Грозном « с беспощадной жестокостью, болезненной подозрительностью и мстительностью».[3, с.43]. На эти же качества указывает и народ в предании «Наказание Волги»: «Пришёл палач …, и велел ему царь сечь реку кнутом, чтобы она не бунтовала против царской рати. …и лёг на воде кровавый рубец в палец толщиной. …царь кричит: «Не жалей, валяй крепче!»»[2, с.49]. Но, несмотря на это, именно при Иване Васильевиче были проведены необходимые русскому обществу реформы, направленные на централизацию страны, принят новый свод законов, расширены границы государства[3, с 44-68].

В ходе работы над метапредметным проектом обучающимися создаётся продукт – словарь архаизмов и историзмов, встретившихся в произведении. (Приложение 1)

        Проектная работа позволяет обучающимся соприкоснуться с народной культурой, народным языком, образным и точным видением исторической личности. Проектная деятельность способствует развитию у детей аналитических и поисковых навыков, умению работать в команде, вести работу с различными источниками информации. Работа сочетает элементы исследовательского, прикладного и информационного характера.

Необходимо отметить, что изучение фольклора важно для формирования человеческих качеств личности обучающихся, так как именно в произведениях устного народного творчества заложены нравственные идеалы и этнические традиции, которые, воплощая  

3

общечеловеческий, глубинный смысл, имеют региональные корни, выявляют лучшие национальные качества народного характера, развивают национальное самосознание.

Процессу воспитания через русское слово придавал большое значение Н.А.Некрасов: «…Русские песни, предания, пословицы,…наконец русские сказки без сомнения заслуживают большого внимания: они память нашего давно минувшего, они – хранилище русской народности».

Библиографический список

1. Акимова, Т.М. Фольклор Саратовской области [Текст] / А.П. Скафтымова. − Саратов, 1946.- 205с.  

2. Волжские сказки, легенды, были: учеб. пособие для 5 кл./сост. Л.П.Толкачёва. -  Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея». 2007 – 80с. (Программа «Культура народов Поволжья»). ISBN 978-5-98329-052-5  

3. История России. 7 класс». Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. /[Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др. под редакцией А. В. Торкунова. – 6-е изд. -  М.: Просвещение, 2020 – 112с.: илл., карт. – ISBN 978-5-09-07-4050-0

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка/ Под ред. Проф. Л.И.Скворцова.- М.: ООО «Издательский дом « Оникс 21 век», ООО «Издательство «Мир и образование», 2004.- 1200 с.

5. Жуков Б. Фольклор нашего времени. // «Что нового в науке и технике» № 3, 2008

6. Словарь литературоведческих терминов – Текст: электронный// TextoLogia.ru: образовательный портал об образовании, науке и культуре. – URL: https://www.textologia.ru/slovari/literaturovedcheskie-terminy/predanie/?q=458&n=178 (дата обращения: 30.12.2020)

4

Приложение 1

Словарь историзмов и архаизмов

  • Аршин – старорусская единица измерения длины.1 аршин = 1/3 сажени = 4 четверти = 16 вершков = 28 дюймов = 0,7112 м; устаревший инструмент для измерения длины.«Самый прут, палочка, тесьма ровно в эту меру» — Толковый словарь живого великорусского языка Даля.«Линейка длиною в один аршин с нанесёнными на ней делениями, служащая для измерения
  • Сечь - бить чем-либо гибким, тонким и длинным; хлестать (обычно в качестве наказания). 2. бить, хлестать с силой (о дожде, ветре, снеге и т. п.). 3. рубить, резать на части. 4. разрубать, срубать или вырубать
  •  Ра́ть (от старорусского: брань, ссора, распря, пря, реть с побоищем, война) в военном деле Руси термин имел следующие значения: Вооружённые силы в целом или его составные формирования (войско, ополчение, воинство, армия); Война, поход, битва; Войско (войска), следовавшие водою.
  • Вельмо́жа (от ст.-слав. веле- (великое, знатное) и мог (можение, упование)) — знатный, родовитый и богатый сановник, чиновник; важный и знатный человек. Слово это  всегда имело бытовое значение и никогда не было юридическим термином; оно соответствовало римскому optimus...
  • Струг — русское плоскодонное парусно-гребное судно (барка) XI — XVIII веков, служившее для перевозки людей и грузов.

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Кукла в контексте мировой культуры. История развития куклы"

Мифы, ритуалы, фотоматериал... все что нужно, чтобы интересно рассказать детям :)...

Урок литературы в 6 классе. Тема: Притча о Блудном сыне в контексте повести «Станционный смотритель» Форма урока: проект с использованием "Трежа хант" (ИКТ)

Цель урока: в ходе работы над проектом научить  проводить сопоставительный анализ текстов и  выявлять роль предметной детали (картинки на библейский сюжет) в раскрытии замысла автора и...

Изучение русской и казахской литератур в контексте мировой культуры как перспектива литературного образования

Данная работа направлена на вывяление путей изучения русской, казахской и мировой литератур в школе....

традиционная культура тувинцев в контексте с культурой соседних народов

Тип занятия: занятие развивающего контроляЦель: ознакомление с корнями народной мудрости, с традиционной культурой...

Программа по выявлению способностей детей на уроках сельскохозяйственного труда путём использования метода проектов

Программа по выявлению способностей детей на уроках сельскохозяйственного труда путём использования метода проектов...

«Изучение предания как жанра фольклора в контексте региональной культуры путём применения метода метапредметного проекта»

Формирование у обучающихся универсальных учебных действий посредством метапредметного подхода и проектной деятельности....