«Изучение предания как жанра фольклора в контексте региональной культуры путём применения метода метапредметного проекта»
учебно-методический материал по истории (7 класс)

Рябкова Ольга Викторовна

Формирование у обучающихся универсальных учебных действий посредством метапредметного подхода и проектной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Изучение предания как жанра  фольклора в контексте региональной культуры путём применения  метода метапредметного проекта»

Кирьянова Л. Н.,

учитель русского языка и литературы,

 Рябкова О. В.,

учитель истории и обществознания

МОУ «СОШ №7 г.Ртищево Саратовской области»

В настоящее время актуальной проблемой является возрождение национального самосознания народов России. Этот процесс не возможен без воспитания на народных традициях. В связи с этим особенно широкие возможности несёт устное народное творчество или фольклор. С.И.Ожегов раскрывает значение слова «фольклор» как устное народное творчество, «совокупность верований, обычаев, обрядов, песен, сказок и других явлений быта народов»[4, с.1120]. Фольклор - это особая область искусства, которая создается коллективно народом, живущим на конкретной территории многие столетия[1, с.15].

        Современный период характеризуется тем, что традиционная культура народов России испытывает огромное воздействие со стороны массовой культуры. Сегодня мы наблюдаем явные тенденции угасания этнокультуры. Малые ее очаги - лишь отголоски многовековых традиций народов и народностей России.

Современные люди не рассказывают друг другу сказок, не поют за работой песен, не плачут и не причитают на свадьбах. А если уж что-то сочиняют «для души», то сразу же это записывают. Все произведения традиционного фольклора кажутся невероятно далекими от современной жизни. [5, с.357 ].

Постепенно уходят в небытие основные носители народных традиций. В связи с этим особенно актуально в настоящий момент изучение этнографической культуры, в том числе, и  Саратовского края.

1

Cаратовский фольклор сложился в своеобразных условиях исторического развития Нижнего Поволжья: завоевание Казани, борьба первопоселенцев – русских, мордвы и других против кочевников, организация на Волге вольного казачества, крестьянские восстания под руководством Степана Разина, Кондратия Булавина и Емельяна Пугачёва. Саратовский фольклор включает в себя былины и побывальщины, песни и причитания, частушки и загадки, сказки и предания. [6].

На уроках литературы в 7 классе в разделе «Устное народное творчество» изучаются предания, связанные с эпохой правления Ивана Грозного. В качестве дополнительного материала можно использовать предание «Наказание Волги» из фольклора народов Поволжья, размещённое в пособии «Волжские сказки, легенды, были»[2].

Опыт работы показывает, что для работы с текстом предания обучающимся уместно предложить метод проектирования. Его результатом может стать метапредметный проект по литературе и истории на тему «Иван Грозный через призму народных преданий». Объектом исследования выступит предание об Иване IV Грозном, где предание - это устное повествование о реальных лицах и достоверных событиях, одна из разновидностей народного творчества. Гипотеза проекта: предание не является полным вымыслом, а отражает реальные события. Цель исследования - изучение фольклорного наследия русского народа, отражающего время правления Ивана Грозного. Для достижения цели выдвигаются задачи: раскрыть значение понятия «фольклор» и дать характеристику его основным жанрам, рассмотреть предания, посвящённые эпохе правления Ивана IV, показать отражение истории в преданиях народов Поволжья.

Информация, представленная в проекте, позволяет не только расширить знания детей по региональной культуре, но и рассмотреть её в конкретном историческом контексте. Историческим фоном для предания

2

послужила эпоха правления Ивана IV Грозного, личность которого сама по себе весьма колоритна и вызывает интерес у обучающихся. Источники свидетельствуют, что Иван IV был хорошим оратором, любил и знал историю, увлекался сочинительством церковной музыки, хорошо играл в шахматы. Но, так как детство будущего царя, прошло в условиях борьбы боярских родов за власть, то это наложило отпечаток на его характер. Поэтому все перечисленные выше качества личности сочетались в Иване Грозном « с беспощадной жестокостью, болезненной подозрительностью и мстительностью».[3, с.43]. На эти же качества указывает и народ в предании «Наказание Волги»: «Пришёл палач …, и велел ему царь сечь реку кнутом, чтобы она не бунтовала против царской рати. …и лёг на воде кровавый рубец в палец толщиной. …царь кричит: «Не жалей, валяй крепче!»»[2, с.49]. Но, несмотря на это, именно при Иване Васильевиче были проведены необходимые русскому обществу реформы, направленные на централизацию страны, принят новый свод законов, расширены границы государства[3, с 44-68].

В ходе работы над метапредметным проектом обучающимися создаётся продукт – словарь архаизмов и историзмов, встретившихся в произведении. (Приложение 1)

        Проектная работа позволяет обучающимся соприкоснуться с народной культурой, народным языком, образным и точным видением исторической личности. Проектная деятельность способствует развитию у детей аналитических и поисковых навыков, умению работать в команде, вести работу с различными источниками информации. Работа сочетает элементы исследовательского, прикладного и информационного характера.

Необходимо отметить, что изучение фольклора важно для формирования человеческих качеств личности обучающихся, так как именно в произведениях устного народного творчества заложены нравственные идеалы и этнические традиции, которые, воплощая  

3

общечеловеческий, глубинный смысл, имеют региональные корни, выявляют лучшие национальные качества народного характера, развивают национальное самосознание.

Процессу воспитания через русское слово придавал большое значение Н.А.Некрасов: «…Русские песни, предания, пословицы,…наконец русские сказки без сомнения заслуживают большого внимания: они память нашего давно минувшего, они – хранилище русской народности».

Библиографический список

1. Акимова, Т.М. Фольклор Саратовской области [Текст] / А.П. Скафтымова. − Саратов, 1946.- 205с.  

2. Волжские сказки, легенды, были: учеб. пособие для 5 кл./сост. Л.П.Толкачёва. -  Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея». 2007 – 80с. (Программа «Культура народов Поволжья»). ISBN 978-5-98329-052-5  

3. История России. 7 класс». Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. /[Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др. под редакцией А. В. Торкунова. – 6-е изд. -  М.: Просвещение, 2020 – 112с.: илл., карт. – ISBN 978-5-09-07-4050-0

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка/ Под ред. Проф. Л.И.Скворцова.- М.: ООО «Издательский дом « Оникс 21 век», ООО «Издательство «Мир и образование», 2004.- 1200 с.

5. Жуков Б. Фольклор нашего времени. // «Что нового в науке и технике» № 3, 2008

6. Словарь литературоведческих терминов – Текст: электронный// TextoLogia.ru: образовательный портал об образовании, науке и культуре. – URL: https://www.textologia.ru/slovari/literaturovedcheskie-terminy/predanie/?q=458&n=178 (дата обращения: 30.12.2020)

4

Приложение 1

Словарь историзмов и архаизмов

  • Аршин – старорусская единица измерения длины.1 аршин = 1/3 сажени = 4 четверти = 16 вершков = 28 дюймов = 0,7112 м; устаревший инструмент для измерения длины.«Самый прут, палочка, тесьма ровно в эту меру» — Толковый словарь живого великорусского языка Даля.«Линейка длиною в один аршин с нанесёнными на ней делениями, служащая для измерения
  • Сечь - бить чем-либо гибким, тонким и длинным; хлестать (обычно в качестве наказания). 2. бить, хлестать с силой (о дожде, ветре, снеге и т. п.). 3. рубить, резать на части. 4. разрубать, срубать или вырубать
  •  Ра́ть (от старорусского: брань, ссора, распря, пря, реть с побоищем, война) в военном деле Руси термин имел следующие значения: Вооружённые силы в целом или его составные формирования (войско, ополчение, воинство, армия); Война, поход, битва; Войско (войска), следовавшие водою.
  • Вельмо́жа (от ст.-слав. веле- (великое, знатное) и мог (можение, упование)) — знатный, родовитый и богатый сановник, чиновник; важный и знатный человек. Слово это  всегда имело бытовое значение и никогда не было юридическим термином; оно соответствовало римскому optimus...
  • Струг — русское плоскодонное парусно-гребное судно (барка) XI — XVIII веков, служившее для перевозки людей и грузов.

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Кукла в контексте мировой культуры. История развития куклы"

Мифы, ритуалы, фотоматериал... все что нужно, чтобы интересно рассказать детям :)...

Урок литературы в 6 классе. Тема: Притча о Блудном сыне в контексте повести «Станционный смотритель» Форма урока: проект с использованием "Трежа хант" (ИКТ)

Цель урока: в ходе работы над проектом научить  проводить сопоставительный анализ текстов и  выявлять роль предметной детали (картинки на библейский сюжет) в раскрытии замысла автора и...

Изучение русской и казахской литератур в контексте мировой культуры как перспектива литературного образования

Данная работа направлена на вывяление путей изучения русской, казахской и мировой литератур в школе....

традиционная культура тувинцев в контексте с культурой соседних народов

Тип занятия: занятие развивающего контроляЦель: ознакомление с корнями народной мудрости, с традиционной культурой...

«Изучение предания как жанра фольклора в контексте региональной культуры путём применения метода метапредметного проекта»

Материал раскрывает возможности метапредметного подхода и проектной деятельности для формирования у обучающихся универсальных учебных действий....

Программа по выявлению способностей детей на уроках сельскохозяйственного труда путём использования метода проектов

Программа по выявлению способностей детей на уроках сельскохозяйственного труда путём использования метода проектов...