Метод творческого проекта
методическая разработка по музыке (7 класс) по теме

выступление на конкурсе "Инновационный поиск-2011"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_tvorcheskogo_proekta.doc40.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тезисы

к педагогическим чтениям

по теме

«Метод творческого проекта

на уроках музыки

и во внеклассной работе»

                                                           

                                                           

                                                           

                                               Подготовила  учитель музыки МОАУ

                                                     СОШ № 17 г. Кореновска С. Н. Алефирова

       

       1.Актуальность.

Современная школа в настоящее время проходит адаптацию к веку информации. Одним из приоритетных направлений этого процесса современного общества является информатизация. Информатизация образования - это процесс интеграции и систематического использования технических и материальных ресурсов, научно-методических материалов, идей, методов с целью повышения эффективности обучения.

2.Применение компьютерных технологий и использование современных методик позволяет видоизменять весь процесс преподавания, реализовать модель личностно-ориентированного обучения, интенсифицировать занятия, а главное – развивать творческие способности и активизировать их духовный мир. Безусловно, использование ИКТ и различных методик требуют изменения формы общения преподавателя и обучающегося, превращая обучение в деловое сотрудничество, а это усиливает мотивацию обучения, приводит к необходимости поиска новых моделей занятий, повышает их индивидуальность и интенсивность.

Обучение с использованием метода проектов предоставляет большие возможности в развитии творчества как учителя, так и учащихся.

3.Виды проектов, используемых в работе.

 1) игровые

2) информативно – исследовательские

3) сценарные проекты

4) творческие работы

5) издательские проекты

4.Отличительные черты проектной методики.

5.Основные задачи проектной методики.

6.Специфика и возможности уроков и внеклассных мероприятий

 с использованием проектной методики.

7.Роль и преимущества использования методики проектов.

8. Применение проектной методики.

Современные проектные методики могут быть использованы:

как сопровождение объяснения учителя;

как информационно-обучающее и развивающее пособие;

для демонстрации творческих достижений учащихся на школьных и районных    

         мероприятиях.

         9. Примеры использования проектной методики на  школьных уроках  и во

            внеклассной работе.

        10.Заключение.

«Использование метода творческого проекта на уроках музыки и во внеклассной работе».

Современная школа в настоящее время проходит адаптацию к веку информации. Одним из приоритетных направлений этого процесса современного общества является информатизация. Информатизация образования - это процесс интеграции и систематического использования технических и материальных ресурсов, научно-методических материалов, идей, методов с целью повышения эффективности обучения.

Учебным планом предусмотрен один урок музыки в неделю, что недостаточно для формирования разносторонне развитой гармоничной личности. В связи с этим возникает проблема увеличения интенсивности урока, его насыщенности. Одним из способов решения этой задачи могут стать современные технологии. Одним из условий успешного обучения на уроках музыки является  применение современных технических средств обучения – компьютер, видеомагнитофон, музыкальный центр, мультимедиа установки. Результатом этого стало оснащение кабинета всем необходимым оборудованием, включая мультимедийный комплекс.

Все вышеперечисленное позволило мне органично включить ИКТ во многие уроки музыки. Это и демонстрация на уроках презентаций, разработанных мной или учащимися под моим руководством к изучаемым темам, и использование аудио- и видео- дисков с записями лучших образцов классической музыки, оперных и балетных спектаклей, мюзиклов и рок – опер. Информация, представленная на компьютерных дисках, позволяет проводить виртуальные экскурсии по музею музыкальных инструментов, путешествовать по странам и эпохам. Все это помогает реализовать на практике те идеи, которые способствуют эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества обучения.

Анализ результатов анкетирования учащихся показал, что в результате использования на уроках музыки ИКТ и новых методик повышается учебная мотивация (95 % учащихся отметили, что хотели бы, чтобы подобные уроки проводились чаще), формируется эмоционально положительное отношение к предмету, внимание учеников остается устойчивым на протяжении всего урока.

Дать знания и развить навыки и умения – не самоцель. Гораздо важнее пробудить интерес к познанию.  Требование гуманизации образования, выдвинутое психологами и педагогами предполагает большое внимание к развитию творческих способностей ученика, лучших его личностных качеств.  Поэтому воспитание творческой личности – одна из важнейших задач обучения. Только самостоятельное творчество учащихся на уроке разбудит их дремлющие способности. Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки – одна из самых активных форм приобщения школьников к музыке, потому что при этом активизируется  их внутренний, духовный мир, мысли и чувства.

Размышления детей на уроках музыки – это деятельность, вытекающая из художественного общения с музыкой и продлевающая его. Художественная и педагогическая ценность вопроса заключается в возможности дать на него разные правильные ответы, в его многоплановости и творческой основе. И тогда творчество проявляется у учащихся уже с первого класса в своеобразии ответов.

Работая вот уже несколько лет по программе Д.Б. Кабалевского со школьниками разных возрастов, я стремлюсь вызвать в детях и подростках ясное понимание и ощущение того, что музыка, как и все виды искусства, не просто развлечение, а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в школьных занятиях музыкой. Музыкальный материал, звучащий на занятиях, комментарии учителя, наблюдения и размышления самих учащихся, направляемые учителем, - все должно помогать постепенному решению этой «сверхзадачи». Поэтому я уделяю много внимания видам деятельности, развивающим именно творческую жилку в ребенке. Слушая музыку, он всегда слышит не только то, что в ней самой содержится, что заложено в ней композитором (и, конечно исполнителем), но и  то,  что под ее влиянием рождается в его душе, в его сознании. К творчеству композитора и исполнителя присоединяется творчество слушателя. Урок музыки – источник для музыкально – творческой деятельности учителя и учащегося. Одной из технологий, стимулирующих самостоятельную продуктивную учебную деятельность, является проектная методика.

Метод проектов широко использовался в России в 30-е годы и был незаслуженно забыт, так как не дал положительных результатов. Причин было несколько: теоретическая проблема не была исследована в достаточной мере. Идея, навязанная сверху, не воспринималась учительством, как нечто необходимое, разумное, важное для образования учащихся. В результате идея проектной методики не получила своего развития и прекратились исследования в этом направлении. Сегодня метод проектов вновь используется, но уже в обновлённом виде и позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.

Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, мыслей, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении. С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей – побудить ребенка к творчеству, закрепить изученный материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет красочными работами учащихся. Подготовить, оформить и представить проект – дело более долгое, чем выполнение традиционных заданий. Проект ценен тем, что в  ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.

В своей практике использую следующие виды проектов:

1) игровые - ролевые проекты, например, драматизация песен, постановка детских опер. Оперу А. Рыбникова «Волк и 7 козлят» мы используем на празднике 8 Марта в младших классах. Ролевая игра имеет большое значение для развития личности школьника: принимая на себя различные роли, он сопереживает, начинает ориентироваться в отношениях между персонажами, проявляет заложенные в нем личностные качества, творческие возможности.

2) информативно – исследовательские проекты (рефераты, презентации). Например, «История  одного произведения», «Жизнь великих композиторов»,  «Времена года в искусстве», « Частушки моей бабушки», «Масленица в гостях у меня дома» и др.

3) сценарные проекты – внеклассные мероприятия для школы или отдельного класса: подготовка и проведение концертов, классных часов («Любимые песни ветеранов моего города», «Композиторы Кореновска»), а также фестивалей, смотров – конкурсов, в том числе с использованием регионального компонента: «Песенники Кубани», «Песенная летопись Кубани»   и т.д.

4) творческие работы – свободное сочинение по прослушанному музыкальному произведению.

5) издательские проекты – стенгазеты к музыкальной неделе:

 «200- летию певческого хора Кубани», «Творческие коллективы Кубани», «Певец Кубани Г.Ф. Пономаренко», «Композиторы моего города».

Отличительная черта проектной методики – это особая форма организации. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:

Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации. Необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его подготовки.

Выполнение проекта связано с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, викторины, презентации и др.) Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относиться к любой идее, создавать ситуацию «успеха». Кроме того, самостоятельный выбор содержания и способов деятельности, способствует развитию эмоциональной сферы личности, ее способностей, склонностей, интересов. Ориентируясь на те цели и задачи, которые стоят перед учителем музыки, и, зная запросы учащихся в современном мире, я и применяю в своей работе данную методику.  Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой материал вызовет у них созерцательный интерес к предмету. Для того, чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую.

Необходимо изменить роль ученика на уроке: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения. В этом случае отношения между учеником и педагогом изменяются в сторону партнерских, а школьник из объекта педагогического воздействия превращается в субъекта учебной деятельности.

Создавая презентации для уроков музыки, стараюсь использовать различные методики (анализ и оценка, интерпретация и т.д.). Так, например, в презентации к уроку по теме «Времена года в искусстве», «Время суток в искусстве» включены произведения четырёх композиторов – П.И. Чайковского, А. Вивальди, Г.В. Свиридова, Н.В. Салманова - и репродукции картин И. Левитана, И. Шишкина и современного художника А. Косничева. Каждое музыкальное произведение и произведение живописи по-разному показывают время года или суток. Ребятам предлагается сравнить произведения разных композиторов и художников, а также поразмышлять, какая из предложенных репродукций могла бы служить иллюстрацией к тому или иному произведению. Таким образом, используется методика сравнения и анализа.

 В своей практике на уроках музыки, кубановедения и во внеклассной работе часто использую метод творческого проекта.

Например, в 2008 году мы показывали урок, разработанный по методу творческого проекта на районном мероприятии «Песенная летопись Кубани» - материал, который в дальнейшем использовался на школьных концертах,  уроках музыки и кубановедения.

Творческие  работы о композиторах и поэтах Кубани под названием «Песенники Кубани», «Композиторы моего города»  также использовалась на школьных уроках музыки, литературы, кубановедения и во внеклассных мероприятиях.

В районном конкурсе «Молодёжь Кубани» помогла проектная работа о современной кубанской группе «Музыкальный квартал», где понравившаяся песня «Молодёжь Кубани» из их репертуара увлекла ребят. Так родилась идея добавить хореографию в исполнении одарённых малышей с элементами акробатики и подростковой группы с танцем в стиле тектоник и брейк, а также школьной группы барабанщиц в сценарии этой песни.

При изучении материала о младшем казачьем хоре, творческой группе полюбилась песня «Мы с тобой казаки», которую школьный детский хор с удовольствием исполнял на районном конкурсе хоровых коллективов района.

Творческий проект о спортивной жизни России и Кубани с подбором слайдового ряда спортивных достижений нашей школы и песней кубанского композитора «Россия» пригодился на районном конкурсе «Молодёжь и спорт».

Было выявлено множество интересных разнохарактерных песен в связи с работой над проектом о творчестве Кореновской поэтессы и композитора Елене Семёновой, в котором были показаны все её жизненные этапы и связанная с ними тематика.

Для проведения школьных праздников создаются творческие тематические презентации и даже фонограммы  песен. Так, песня «Наш школьный дом» в исполнении хора учителей школы и ребят из вокальных групп стала своеобразным школьным гимном.

Результатом творческой работы служит участие в школьных концертах, конкурсах, фестивалях  районных и краевых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод творческих проектов на уроках технологии.

Статья «Проектная деятельность на уроках технологии».                 ...

Метод творческого проекта (обобщение опыта)

Делюсь информацией о методе творческого проекта. Результаты и достижения...

Использование метода творческих проектов на уроках технологии

В обучении технологии важное место отводится методу проектов. Под проектом понимается самостоятельная творческая работа учащихся, выполненная от идеи до ее воплощения в жизнь под контролем и при консу...

Метод творческого проекта

Сегодня совершенно ясно, что современный мир становится всё более зависим ои информационных технологий и будущее неизбежно потребует от школьников и педагогов большого объёма разнообразных знаний, вкл...

Использование метода творческих проектов на занятиях по внеурочной деятельности художественно-эстетического направления

Описание опыта работы использования метода творческих проектов на занятиях по внеурочной деятельности художественно-эстетического направления...

«Применение методов творческих проектов в объединении «Макраме» при организации и проведении конкурсно-выставочных мероприятий ЦДТ»

В докладе на тему: «Применение методов творческих проектов в объединении «Макраме» при организации и проведении конкурсно-выставочных мероприятий ЦДТ», представлен опыт работы педагога в объедине...