Программа развития наставничества
проект по английскому языку (8 класс)

Проект работы наставников с молодыми педагогами . 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   «Проект развития наставничества в образовательном учреждении»

Работа с молодыми специалистами является одной из самых важных составляющих деятельности методической работы в школе, в районе.  После окончания вуза, педагогу  предстоит  пройти путь профессионального становления, "вживания" в профессию. В настоящее время существует проблема нехватки учителей в школе, наблюдаются трудности в привлечении молодых специалистов в школу, так как после окончания ВУЗа они трудоустраиваются в другие сферы деятельности. Также существует группа учителей, проработавших несколько лет в образовании и поменявших место работы. Средний возраст учителей, работающих в школе, составляет 52 года. Необходимо не только пополнение педагогических  кадров, но и обновление, омоложение. Возникает вопрос:  Как привлечь в школу молодых специалистов и как удержать их там? Одним из эффективных способов обновления и сохранения педагогического коллектива, успешной адаптации молодых специалистов в школе является наставничество. Наставничество – это особая среда в образовательной нише, предполагающая опору на реальный опыт, лидерские качества и содействие в развитии доверенной аудитории или круга лиц. Педагог-наставник – это универсальный специалист, который помимо банального или классического обучения (передача знаний) является еще и посредником в практическую или научную жизнь. Он на личном примере и опыте демонстрирует возможности дальнейшего развития, помогает сформировать индивидуальный путь профессионального, научного или иного роста.  Великий педагог А.С. Макаренко сказал: «Как бы человек успешно не закончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив,

а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом,

я сам учился у более старых педагогов…"

              В Республике Татарстан существует рабочая группа творчески работающих учителей-новаторов, тьюторов со  всех  районов нашей республики. В составе этой группы с 2015 по 2022 год состояла я, тьютор Заинского муниципального района по английскому языку. В муниципальном районе была  сформирована тьюторская команда  по всем предметам и постепенно складывается определенный опыт  тьюторских практик. В течение года тьюторами-методистами оказывается организационное и информационно-методическое сопровождение тьюторантов. Целью педагога – наставника является создание организационно-методических условий для успешной адаптации молодого специалиста в условиях современной школы, формирования, построения и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, а также готовность к самообразованию и самосовершенствованию. Наставник должен помочь молодому специалисту адаптироваться в коллективе,  определить уровень профессиональной подготовки, выявить затруднения в педагогической практике и помочь преодолеть их, а также создать условия для развития профессиональных навыков молодых педагогов, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания. Молодой специалист должен научиться общению со школьниками и их родителями.

Педагог – наставник планирует работу по следующим направлениям:

- организационные вопросы;

- планирование и организация работы по предмету;

- планирование и организация методической работы;

- работа со школьной документацией;

- работа по саморазвитию;

- контроль  за деятельностью молодых специалистов.

        После тщательного изучения вопросов работы с молодым специалистом, педагог –наставник составляет  план работы.

         Содержание деятельности:

1.Диагностика затруднений молодых специалистов и выбор форм оказания помощи на основе анализа их потребностей;

2.Планирование и анализ деятельности;

3. Разработка рекомендаций о содержании, методах и формах организации воспитательно-образовательной деятельности;

4. Помощь молодым специалистам в повышении эффективности организации учебно-воспитательной работы;

5. Ознакомление с основными направлениями и формами активизации познавательной, научно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время (олимпиады, конкурсы, предметные недели, фестивали знаний и др.);

6. Организация мониторинга эффективности деятельности учителей – стажеров;

7. Создание условий для совершенствования педагогического мастерства молодых учителей;

8. Организация встреч с опытными учителями, демонстрация опыта успешной педагогической деятельности;

9. Проведение  Смотра успехов молодого специалиста с посещением уроков учителей – стажеров с целью оказания методической помощи если необходимо.

          Принципы организации научно-методического сопровождения педагогов:

  • научность – использование научно обоснованных и апробированных в педагогической практике технологий и методик;
  • системность – организация системы работы со всеми участниками образовательной деятельности;
  • комплексность - совместная деятельность в решении задач сопровождения;
  • превентивность – оказание помощи в решении  возникших проблем к предупреждению возникновения новых проблемных ситуаций;
  • открытость – использование ресурсов сетевого  сообщества и опыта коллег, мероприятий для педагогических работников образовательного учреждения;
  • технологичность -  использование современных технологий в работе;
  • гуманизация – учет и развитие профессиональных потребностей педагогов, стимулирование учителей к самообразованию, к профессиональному росту;
  • вариативность – признание многообразия повышения профессиональной компетентности педагога и реализация этого многообразия в действительности;

Индивидуальное сопровождение молодого специалиста более опытным педагогом позволяет добиться высоких результатов работы. Сопровождая  подопечного, он знакомит его с системой работы школы, особенностями ведения школьной документации, помогает правильно планировать рабочее время и многое другое.

      Планируемый результат:

1.Умение выявлять проблемы и дефициты в профессиональной деятельности, определять «точки роста»;

2.Умение самостоятельно формировать запрос на образовательную и иную деятельность исходя из выявленных проблем и дефицитов в профессиональной деятельности, а так же намеченных «точек роста»;

3.Умение самостоятельно проектировать и реализовывать индивидуальный образовательный маршрут.

4.Обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания;

5.Использование в работе начинающих педагогов современных педагогических технологий;

    Формы для реализации моделей тьюторского сопровождения:

«Оценочный лист результатов индивидуализации» (Приложение 1); «Анкета по изучению запроса на повышение квалификации педагогических работников (Приложение 2); «Дневник тьюторанта» (Приложение 3), «Карта персонального планирования деятельности тьюторанта по участию в мероприятиях», (Приложение 4)

Продолжается работа по организационному и информационно-методическому сопровождению тьюторантов. Ведущая роль по организации сопровождения отводится методическим семинарам, распространению опыта, сетевым сообществам, инновационным площадкам.

Определяются сроки реализации программы:   сентябрь 2022-май 2023 года.

Этапы реализации программы:          1) аналитический

                                                           2) проектировочный

                                        3) корректирующий

Рассмотрим более подробно этапы реализации программы:

1.Аналитический  заключается в предварительной оценке качества подготовки новоиспеченного специалиста, его умению планировать и проводить занятия. В рамках данной миссии педагог-наставник выделяет сильные и слабые моменты, подчеркивает недостатки в работе начинающего специалиста.

- Изучение нормативных документов по ФГОС;

-Проведение диагностики, анализ образовательных запросов. (Приложение 2);

- Анкетирование учителя. «Оценочный лист результатов индивидуализации» (Приложение 1);

2. Проектировочный – это этап рекомендаций по оптимизации деятельности нового специалиста, передаче личного опыта в проведении мероприятий или практической деятельности,  работе. Данный этап проявляется в содействии молодому специалисту в реализации возложенных на него обязанностей: планирование  занятий,  рекомендации по подбору методической и информационной базы, установление контакта с целевой аудиторией и т.д

- Провести тест - опросник на определение уровня владения молодым  педагогом информационно- коммуникационной компетентностью. Построить индивидуальный образовательный запрос. План саморазвития, совершенствование профессионального мастерства, оформление индивидуальной траектории развития учителя;

- Подборка информационных ресурсов, создание единой информационной базы (создание сетевого сообщества учителей для обмена информацией,  распространением опыта);

- Проведение Фестиваля открытых уроков;

- Посещение уроков . Составить дневник профессионального развития педагога. «Дневник тьюторанта» (Приложение 3), «Карта персонального планирования деятельности тьюторанта по участию в мероприятиях», (Приложение 4);

- Психолого-педагогическое сопровождение;

- Научно-методическое сопровождение;

- Самоанализ и самооценка развития педагогических компетенций (на конец учебного года). Рекомендации учителя- наставника по развитию профессиональных компетенций на конец года;

- Организация практических семинаров по обмену опытом, по составлению рабочих программ. Демонстрация достижений, успешная адаптация молодых специалистов

- Эмоциональный контакт с тьюторантом (оценить свое настроение, используя тест Люшера (цветообозначения)). Следующие технологии решения проблемных ситуаций: «Незаконченное предложение», «Я не знал – теперь я знаю», «Мини – сочинение», «Цепочка пожеланий».

3.Корректирующий. Данный этап призван установить слабые стороны специалиста и помочь в их устранении, решении педагогических и общеобразовательных проблем и прочее. Наставник наблюдает за деятельностью подопечного, определяет уровень его подготовки, изменения в его работе, достижения и отмечает достоинства и недостатки, делится рекомендациями по оптимизации его трудовой активности.

- Определение перспектив деятельности, прогнозирование успешности, обновление    

  образовательных запросов;

- Внесение дополнений в единую информационную базу;

- Корректировка образовательных траекторий.

Прогноз возможных негативных последствий и способы их коррекции

Потенциальные риски:

- Отсутствие прогнозированных конечных результатов проекта;

- Низкий уровень активности педагогов при участии в мероприятиях проекта, а также  

  различных конкурсах, проектах и т.д;

- Перегруженность педагогов-наставников, недостаточность временного ресурса

Меры преодоления:

- Систематический мониторинг реализации проекта, подбор новых механизмов  

  реализации;

 -Привлечение педагогов к планированию, проведению мероприятий.

- Развитие системы мотивации педагогов;

-Оптимизация направлений деятельности привлеченных к реализации проекта педагогов

Практическая значимость результатов

      - Новые формы совершенствования кадровой политики;

      - Повышение статуса наставника

      - Разнообразные формы формирования и развития индивидуальной  траектории  

        развития педагога:  индивидуальная программа развития; стимулирование участия  

        педагогов в профессиональных конкурсах и проектах

      - Апробация новых форм профессионального взаимодействия;

      - Повышение профессионального мастерства;

     - Эффективная адаптация к изменяющимся условиям;

     - Успешная аттестация на квалификационную категорию

           2023 год объявлен в России годом Педагога и Наставника. Символом этого года является Пеликан. Почему именно Пеликан? Пеликан - символ милосердия, самопожертвования и родительской любви. Это птица, кормящая своих птенцов, также является символом ежегодного конкурса «Учитель года России», лучшим учителям России вручается хрустальная статуэтка пеликана. Наставники являются маяками, которые освещают путь и помогают двигаться вперед к успеху, преодолевая трудности. В.В. Путин сказал: «Учитель, преподаватель прямо участвует в строительстве будущего страны, и важно повысить общественную значимость учительского труда, чтобы родители больше говорили своим детям о благодарности к учителю, а учителя об уважении и любви к родителям. Давайте помнить об этом всегда».

Использованная литература:

1.Источник: https://disshelp.ru/blog/kakova-rol-pedagoga-nastavnika-v-uchebnom-zavedenii/
© DissHelp.ru - Своевременная помощь студентам и аспирантам

2. Сабинина, Н. Н.. Профилактика профессиональных рисков педагогов в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Сабинина Нина Николаевна; [Место защиты: Институт профессионально-технического образования РАО].- Санкт-Петербург, 2012.- 183 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-13/747 3.Лизинский В.М. Профессионально-личностное выгорание и способы повышения сохранности и способности качественно выполнять свои профессиональные и социальные обязанности. – М.: Изд-во: Центр "Педагогический поиск", 2013. –96с.                                                          

4.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА МБОУ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №8» НА 2013-2018 ГОДЫ

Система работы с «молодыми специалистами» регламентируется следующими документами:- Уставом школы- Планом работы школы– Положением о школе молодого специалиста– Планом работы ш...

Программа по наставничеству студентов-практикантов "Производственная (психологическая) практика"

Цель производственной (психологической) практики: ·   освоение умений ставить цели, формулировать задачи индивидуальной и совместной деятельности, кооперироваться с коллегами по работе; &m...

Презентация к выступлению о проекте по теме:"Развитие наставничества "

Данная презентация подготовлена по теме выступления на форуме учителей-наставников "Развитие настаничества". Материал отражает основную цель и задачи проекта, его  содержание и этапы ре...

«Создание условий для развития наставничества, поддержки инициатив, проектов, в том числе в сфере волонтерства».

laquo;Создание условий для развития наставничества, поддержки инициатив, проектов, в том числе в сфере волонтерства».Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способносте...

Индивидуальная программа развития педагога и система наставничества как инструменты наращивания профессиональных компетенций педагогов

В данной статье рассматриваются проблемы и трудности, с которыми сталкивается начинающий учитель в начале своей профессиональной деятельности и которые могут препятствовать его профессиональной адапта...

Презентация опыта своей организации по развитию наставничества на межрегиональном форуме «Наставник 38»

Презентация опыта своей организации по развитию наставничества на межрегиональном форуме «Наставник 38»...