Программа по наставничеству студентов-практикантов "Производственная (психологическая) практика"
рабочая программа на тему
Цель производственной (психологической) практики:
· освоение умений ставить цели, формулировать задачи индивидуальной и совместной деятельности, кооперироваться с коллегами по работе;
· закрепление теоретических знаний и получение навыков их практического применения;
· обучение навыкам решения практических задач;
· формирование профессиональной позиции психолога, мировоззрения, стиля поведения, освоение профессиональной этики;
· знакомство со спецификой деятельности психолога в социозащитном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nastavnichestvo_programma.docx | 22.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Демидовский социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних «Исток»
216240, Смоленская область, Демидовский район, д. Титовщина,
т./факс 8 (48147) 24120, 22137
«Рассмотрено» на заседании МС «Утверждаю»
Протокол № 3 от13.03.2014г Директор СОГБУ СРЦН «Исток»
Председатель МС Мищенкова Н.А. Степанова Е.В.
______________________________
Программа по наставничеству студентов-практикантов
«Производственная (психологическая) практика»
Составитель: Ляхова Н.Н. (педагог – психолог)
Демидов
2014
Пояснительная записка
Производственная (психологическая) практика создает условия для подготовки студента к решению задач, соответствующих его квалификации:
- на основе накопленных теоретических знаний, навыков исследовательской работы и информационного поиска уметь ориентироваться в современных научных концепциях, грамотно ставить и решать исследовательские и практические задачи;
- участвовать в практической прикладной деятельности, владеть основными методами психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования.
Общая трудоемкость производственной (психологической) практики составляет 9 зачетных единиц = 324 ч. Продолжительность практики – 6 недель.
Цель производственной (психологической) практики
В соответствии с ГОС ВПО по специальности 030301.65 «Психология», 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» практика, как важнейшая часть профессиональной подготовки психолога, направлена на достижение следующих целей:
- освоение умений ставить цели, формулировать задачи индивидуальной и совместной деятельности, кооперироваться с коллегами по работе;
- закрепление теоретических знаний и получение навыков их практического применения;
- обучение навыкам решения практических задач;
- формирование профессиональной позиции психолога, мировоззрения, стиля поведения, освоение профессиональной этики;
- знакомство со спецификой деятельности психолога в социозащитном учреждении.
Задачи производственной практики
1. Организация опыта практического применения полученных студентами знаний по общей, педагогической, возрастной, социальной и другим областям фундаментальной практической психологии.
2. Отработка практических навыков решения вопросов организации и планирования работы специалиста-психолога.
3. Создание условий для приобретения студентами умений и совершенствования
навыков работы по основным направлениям деятельности практического психолога:
- в области проектирования, разработки, оформления и реализации развивающих и/или коррекционных программ;
- в сфере психологической диагностики;
- в сфере профилактики и психологического просвещения;
- в сфере ведения и учета необходимой профессиональной документации.
4. Формирование навыков соблюдения профессиональной этики, ответственности за организацию процесса и результаты работы специалиста.
5. Развитие и закрепление навыков профессиональной рефлексии, самоанализа в
ходе выполнения практической деятельности.
Результаты прохождения производственной практики
В результате прохождения производственной практики студент должен:
Знать:
- цель деятельности психологической службы, типовые профессиональные задачи;
- основные виды деятельности психолога в психологической
- основные методы решения типовых профессиональных задач;
- содержательные и организационные аспекты деятельности психологической службы;
- базовые процедуры анализа проблем клиента и оказания психологической помощи.
Уметь:
- выявлять актуальные проблемы профессиональной деятельности и находить пути их решения;
- формулировать цели и задачи для решения конкретной проблемы; - планировать профессиональную деятельность;
- анализировать содержание различных источников информации и подбирать средства профессионального воздействия в конкретной ситуации;
- выбирать и составлять стандартную программу для решения типичных проблем клиента
- организовывать реализацию диагностических, коррекционных, просветительских и профилактических процедур;
- осуществлять профессиональную рефлексию и анализ результатов собственной деятельности.
Владеть:
- опытом выявления актуальных проблем профессиональной деятельности и нахождения пути их решения;
- навыками формулирования цели и задачи для решения конкретной клиентской проблемы;
- навыками планирования профессиональной деятельности;
- опытом анализа содержания различных источников информации и подбора средства профессионального воздействия в конкретной ситуации;
- опытом подбора и составления стандартной программы для решения типичных проблем клиента;
- приемами организации диагностических, коррекционных, просветительских и профилактических процедур;
- навыками профессиональной рефлексии и анализа результатов собственной деятельности.
Производственная практика базируется на следующих дисциплинах ООП:
- Общая психология
- Психология развития и возрастная психология
- Педагогическая психология
- Психодиагностика
- Основы психокоррекции
- Психологическая служба в учреждениях образования (ДОУ, ОУ, ВУЗ)
- Методы активного социально-психологического обучения
Формы проведения производственной практики
- анализ профессиональных задач специалиста-психолога в конкретном учреждении и выбор проблемы для решения в период практики;
- формулирование целей и задач для решения выбранной проблемы;
- планирование деятельности;
- отбор и применение диагностических, коррекционных, просветительских и профилактических средств для решения выбранной проблемы;
- оценка и анализ собственной деятельности, профессиональная рефлексия.
Структура и содержание производственной практики
Наименоваие и содержание разделов (этапов) | Деятельность студента | Объём выделяемого времени(часы) | Деятельнось руководителя практики | Объём выделяемого времени (часы) |
Раздел 1. Организация профессиональной деятельности психолога | ||||
Этап 1. Знакомство с организацией профессиональной деятельности психолога в учреждении, анализ и выбор профессиональной задачи для решения в период практики. | 1.Знакомство с нормативной документацией, спецификой деятельности и организации работы психолога в социозащитном учреждении. 2.Выбор конкретной клиентской проблемы для решения в период практики. | 18 | Консультирует студента по текущим вопросам прохождения практики. | 4 |
Этап 2. Определение целей и задач на период практики. | 1. Определение целей, в рамках конкретного | 18 | ||
Этап 3. Планирование | 1. Составление плана работы на период практики с указанием форм работы и конкретных сроков. 2. Утверждение плана у руководителя. | 18 | Анализирует и | |
Этап 4. Подбор диа- | 1. Анализ профессио- 2. Выбор диагностических, коррекционных, материалов, соответ- ствующих выбранной теме. | 54 | Консультирует | |
Раздел 2. Подготовка и реализация программы решения выбранных профессиональных задач | ||||
Этап 5. Разработка | 1.Разработка и составление программы мероприятий. 2.Составление развёрнутых конспектов планируемых мероприятий. | 36 | Консультирует студента по вопросам разработки и проведения конкретных мероприятий. | 4 |
Этап 6. Проведение подготовительных мероприятий. | 1.Организация и проведение запланированных мероприятий. | 72 | ||
Раздел 3. Анализ и рефлексия результатов практики | ||||
Этап 7. Рефлексивный анализ результатов проведённых мероприятий. | 1.Рефлексия по итогам проведённых мероприятий. 2.Анализ проведённых мероприятий. | 18 | Анализирует и оценивает итоговые отчётные материалы студента, даёт обратную связь студенту по итогам практики. | 2 |
Этап 8. Подведение итогов практики, анализ полученных результатов. | 1.Обобщённая рефлексия итогов практики. 2.Анализ реализации задач, поставленных на период практики. | 18 | ||
Этап 9. Оформление документации и подготовка отчёта. | 1.Подготовка и оформление итогового аналитического отчёта. 2.Предоставление итоговых отчётных документов по практике групповому руководителю. | 18 | ||
Всего часов | 324 | 10 |
Формы текущего контроля по практике:
1. план, дневник, отчет.
2. Папка практической деятельности. Программа психологической коррекции (развития), психодиагностические материалы, развернутые конспекты проведенных мероприятий, занятий, лекций и т.д.). Иные разработки студента, осуществленные за период практики при решении ее задач.
Образовательные технологии, используемые на производственной (психологической) практике
В ходе производственной практики используются современные бразовательные технологии: проблемная лекция, интерактивные технологии (кейс-метод, «мозговой штурм», метод проектов и др.), средства ИКТ (мультимедийное оборудование, интерактивная доска, ресурсы Интернет и пр.), анализ психолого-педагогической литературы, подбор методик психодиагностического обследования, разработка и апробация профилактических, коррекционных и развивающих программ.
Анализ результатов практики проводится по следующим критериям:
1) объем проделанной работы;
2) выполнение работы в установленные сроки;
3) самостоятельность, инициативность, творческий подход к работе;
4) качество представления отчетной документации.
Оценка результатов практики вытекает из особенностей деятельности студентов и выявляет характер их отношения к будущей профессиональной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА МБОУ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №8» НА 2013-2018 ГОДЫ
Система работы с «молодыми специалистами» регламентируется следующими документами:- Уставом школы- Планом работы школы– Положением о школе молодого специалиста– Планом работы ш...
Использование методов интегративной кинесиологии в психологической практике
Использование телесно-ориетированных методов в работе с темой "Лень, мотивация, реализация"....
Программа «Школа наставничества»
Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Решить эту стратегическую задачу поможет созда...
Программа развития наставничества
Проект работы наставников с молодыми педагогами ....
Программа по наставничеству. Модель "Учитель-ученик"
Создание программы наставничества продиктовано велением времени. На сегодняшний день не только национальный проект «Образование» ставит такую задачу, как внедрение целевой модели наставнич...
Программа по наставничеству 2021-2022 учебный год
Для работы...
Реализация блока наставничества "Ребенок-ребенку" на практике в условиях детского санатория.
Как реализовать наставничество в рамках "Ребенок-ребенку" на практике. Для чего это надо и какие результаты....