Программа по наставничеству студентов-практикантов "Производственная (психологическая) практика"
рабочая программа на тему

Ляхова Наталья Николаевна

Цель производственной (психологической) практики:

·   освоение умений ставить цели, формулировать задачи индивидуальной и совместной деятельности, кооперироваться с коллегами по работе;

·       закрепление теоретических знаний и получение навыков их практического применения;

·       обучение навыкам решения практических задач;

·       формирование профессиональной позиции психолога, мировоззрения, стиля поведения, освоение профессиональной этики;

·       знакомство со спецификой деятельности психолога в социозащитном учреждении.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastavnichestvo_programma.docx22.72 КБ

Предварительный просмотр:

Смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Демидовский социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних «Исток»

216240, Смоленская область, Демидовский район, д. Титовщина,

т./факс 8 (48147) 24120, 22137

   «Рассмотрено» на заседании МС               «Утверждаю»

   Протокол № 3 от13.03.2014г                   Директор СОГБУ СРЦН «Исток»

   Председатель МС Мищенкова Н.А.             Степанова Е.В.

  ______________________________                                                         

Программа по наставничеству студентов-практикантов

«Производственная (психологическая) практика»

                                    Составитель: Ляхова Н.Н. (педагог – психолог)

Демидов

2014

Пояснительная записка

Производственная (психологическая) практика создает условия для подготовки студента к решению задач, соответствующих его квалификации:

  • на основе накопленных теоретических знаний, навыков исследовательской работы и информационного поиска уметь ориентироваться в современных научных концепциях, грамотно ставить и решать исследовательские и практические задачи;
  • участвовать в практической прикладной деятельности, владеть основными методами психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования.

Общая трудоемкость производственной (психологической) практики составляет 9 зачетных единиц = 324 ч. Продолжительность практики – 6 недель.  

Цель производственной (психологической) практики

В соответствии с ГОС ВПО по специальности 030301.65 «Психология», 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» практика, как важнейшая часть профессиональной подготовки психолога, направлена на достижение следующих целей:

  • освоение умений ставить цели, формулировать задачи индивидуальной и совместной деятельности, кооперироваться с коллегами по работе;
  • закрепление теоретических знаний и получение навыков их практического применения;
  • обучение навыкам решения практических задач;
  • формирование профессиональной позиции психолога, мировоззрения, стиля поведения, освоение профессиональной этики;
  • знакомство со спецификой деятельности психолога в социозащитном учреждении.

 Задачи производственной практики

1. Организация опыта практического применения полученных студентами знаний по общей, педагогической, возрастной, социальной и другим областям фундаментальной практической психологии.

2. Отработка практических навыков решения вопросов организации и планирования работы специалиста-психолога.

3. Создание условий для приобретения студентами умений и совершенствования

навыков работы по основным направлениям деятельности практического психолога:

- в области проектирования, разработки, оформления и реализации развивающих и/или коррекционных программ;

- в сфере психологической диагностики;

- в сфере профилактики и психологического просвещения;

- в сфере ведения и учета необходимой профессиональной документации.

4. Формирование навыков соблюдения профессиональной этики, ответственности за организацию процесса и результаты работы специалиста.

5. Развитие и закрепление навыков профессиональной рефлексии, самоанализа в
ходе выполнения практической деятельности.

 Результаты прохождения производственной практики

В результате прохождения производственной практики студент должен:

Знать:  

 - цель деятельности психологической службы, типовые профессиональные задачи;

 - основные виды деятельности психолога в психологической

 - основные методы решения типовых профессиональных задач;

 - содержательные и организационные аспекты деятельности психологической службы;

 - базовые процедуры анализа проблем клиента и оказания психологической помощи.

Уметь:

 - выявлять актуальные проблемы профессиональной деятельности и находить пути их    решения;

  - формулировать цели и задачи для решения конкретной проблемы;                                                                                            - планировать профессиональную деятельность;

 - анализировать содержание различных источников информации и подбирать средства профессионального воздействия в конкретной ситуации;
- выбирать и составлять стандартную программу для решения типичных проблем клиента

 - организовывать реализацию диагностических, коррекционных, просветительских и профилактических процедур;

 - осуществлять профессиональную рефлексию и анализ результатов собственной деятельности.

Владеть:

- опытом выявления актуальных проблем профессиональной деятельности и нахождения пути их решения;

 - навыками формулирования цели и задачи для решения конкретной клиентской проблемы;

 - навыками планирования профессиональной деятельности;

 - опытом анализа содержания различных источников информации и подбора средства профессионального воздействия в конкретной ситуации;

- опытом подбора и составления стандартной программы для решения типичных проблем клиента;

 - приемами организации диагностических, коррекционных, просветительских и профилактических процедур;

 - навыками профессиональной рефлексии и анализа результатов собственной деятельности.
Производственная
практика базируется на следующих дисциплинах ООП:

  • Общая психология
  • Психология развития и возрастная психология
  • Педагогическая психология
  • Психодиагностика
  • Основы психокоррекции
  • Психологическая служба в учреждениях образования (ДОУ, ОУ, ВУЗ)
  • Методы активного социально-психологического обучения

 Формы проведения производственной практики

  • анализ профессиональных задач специалиста-психолога в конкретном учреждении и выбор проблемы для решения в период практики;
  • формулирование целей и задач для решения выбранной проблемы;
  • планирование деятельности;
  • отбор и применение диагностических, коррекционных, просветительских и профилактических средств для решения выбранной проблемы;
  • оценка и анализ собственной деятельности, профессиональная рефлексия.

Структура и содержание производственной практики

Наименоваие и содержание разделов

(этапов)

Деятельность студента

Объём выделяемого времени(часы)

Деятельнось руководителя практики

Объём выделяемого времени (часы)

Раздел 1. Организация профессиональной деятельности психолога

Этап 1. Знакомство с организацией профессиональной деятельности психолога в учреждении, анализ и выбор профессиональной задачи для решения в период практики.

1.Знакомство с нормативной документацией, спецификой деятельности и организации работы психолога в социозащитном учреждении.

2.Выбор конкретной клиентской проблемы для решения в период практики.

18

Консультирует студента по текущим вопросам прохождения практики.

4

Этап 2. Определение целей и задач на период практики.

1. Определение целей,  
задач деятельности студента и их конкретизация

в рамках конкретного
учреждения, принимающего на практику.

18

Этап 3. Планирование
деятельности.

1. Составление плана работы на период практики

с указанием форм работы

и конкретных сроков.

2. Утверждение плана у руководителя.

18

Анализирует и
утверждает план
практики студента.

Этап 4. Подбор диа-
гностических, коррек-
ционных, просвети-
тельских и профилак-
тических средств.

1. Анализ профессио-   
нальной литературы и
периодических изданий.

2. Выбор диагностических, коррекционных,
просветительских и профилактически методик и

материалов, соответ-

ствующих выбранной

теме.

54

Консультирует
студента по вопросам подбора диагностиче-
ских, коррекци-
онных, просве-
тительских и
профилактиче-
ских средств.

Раздел 2. Подготовка и реализация программы решения выбранных профессиональных задач

Этап 5. Разработка
программы конкретных
мероприятий, подготовка материалов для их проведения.

1.Разработка и составление программы мероприятий.

2.Составление развёрнутых конспектов планируемых мероприятий.

36

Консультирует студента по вопросам разработки и проведения конкретных мероприятий.

4

Этап 6. Проведение подготовительных мероприятий.

1.Организация и проведение запланированных мероприятий.

72

Раздел 3. Анализ и рефлексия результатов практики

Этап 7. Рефлексивный анализ результатов проведённых мероприятий.

1.Рефлексия по итогам проведённых мероприятий.

2.Анализ проведённых мероприятий.

18

Анализирует и оценивает итоговые отчётные материалы студента, даёт обратную связь студенту по итогам практики.

2

Этап 8. Подведение итогов практики, анализ полученных результатов.

1.Обобщённая рефлексия итогов практики.

2.Анализ реализации задач, поставленных на период практики.

18

Этап 9. Оформление документации и подготовка отчёта.

1.Подготовка и оформление итогового аналитического отчёта.

2.Предоставление итоговых отчётных документов по практике групповому руководителю.

18

Всего часов

324

10

 

Формы текущего контроля по практике:

      1. план, дневник, отчет.

2. Папка практической деятельности. Программа психологической коррекции (развития), психодиагностические материалы, развернутые конспекты проведенных мероприятий, занятий, лекций и т.д.). Иные разработки студента, осуществленные за период практики при решении ее задач.

Образовательные технологии, используемые на производственной (психологической) практике  

 В ходе производственной практики используются современные бразовательные технологии: проблемная лекция, интерактивные технологии (кейс-метод, «мозговой штурм», метод проектов и др.), средства ИКТ (мультимедийное оборудование, интерактивная доска, ресурсы Интернет и пр.), анализ психолого-педагогической литературы, подбор методик психодиагностического обследования, разработка и апробация профилактических, коррекционных и развивающих программ.

Анализ результатов практики проводится по следующим критериям:

 1) объем проделанной работы;

 2) выполнение работы в установленные сроки;

 3) самостоятельность, инициативность, творческий подход к работе;

 4) качество представления отчетной документации.

 Оценка результатов практики вытекает из особенностей деятельности студентов и выявляет характер их отношения к будущей профессиональной деятельности.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА МБОУ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №8» НА 2013-2018 ГОДЫ

Система работы с «молодыми специалистами» регламентируется следующими документами:- Уставом школы- Планом работы школы– Положением о школе молодого специалиста– Планом работы ш...

Использование методов интегративной кинесиологии в психологической практике

Использование телесно-ориетированных методов в работе с темой "Лень, мотивация, реализация"....

Программа «Школа наставничества»

Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Решить эту стратегическую задачу поможет созда...

Программа развития наставничества

Проект работы наставников с молодыми педагогами ....

Программа по наставничеству. Модель "Учитель-ученик"

Создание программы наставничества продиктовано велением времени. На сегодняшний день не только национальный проект «Образование» ставит такую задачу, как внедрение целевой модели наставнич...

Реализация блока наставничества "Ребенок-ребенку" на практике в условиях детского санатория.

Как реализовать наставничество в рамках "Ребенок-ребенку" на практике. Для чего это надо и какие результаты....