Программа работы с одаренными детьми
методическая разработка по английскому языку

Чирипова Сыжидма Сангаевна

Настоящая программа работы с одаренными детьми по английскому языку охватывает главные аспекты воспитания и обучения английскому языку одаренных детей в условиях сельской школы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennye_deti.docx33.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«СОШ Поселья»

Программа курса “Английский для одаренных детей”

Чирипова С.С. учитель английского языка

Поселье

2021

Содержание

Пояснительная записка        3

Учебно-тематическое планирование        7

Список литературы        11

Пояснительная записка

Под одаренностью ребенка понимается более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления.

Имеющиеся в психологии материалы позволяют обратить внимание педагогов на три категории одаренных в умственном отношении детей (выражение в значительной мере условное):

  • дети с необыкновенно высоким общим уровнем общего умственного развития при прочих равных условиях. Такие дети чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрастах;
  • дети с признаками специальной умственной одаренности, например, к математике, биологии и т.п. такие учащиеся с достаточной определенностью могут обнаруживаться в подростковом возрасте;
  • дети, хотя и не достигающие почему-либо успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психологического склада, незаурядными умственными резервами. Умственные возможности таких учащихся нередко раскрываются уже в старшем школьном возрасте.

Таким образом, можно определить общие особенности одаренных детей:

Одаренные дети не похожи друг на друга как по диапазону и своеобразию своих способностей, так и по личностным характеристикам:

  • высокие умственные возможности;
  • способность быстро схватывать смысл принципов, понятий, положений;
  • потребность сосредоточиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них;
  • способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения;
  • обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на сверстников. Из вышеизложенного следует, что обучение таких детей должно быть иным, отвечать их существенным потребностям и включать комплекс психолого-педагогических мероприятий, отвечающих потребностям одаренных детей.

Настоящая программа работы с одаренными детьми по английскому языку охватывает главные аспекты воспитания и обучения английскому языку одаренных детей в условиях сельской школы.

Цель программы: создание условий для развития интеллектуально-одаренных обучающихся; повышение качества их обучения, расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации, гармонизация отношений в системах «учитель – одаренный ученик».

Задачи развития:

  • развитие личности одаренных учащихся;
  • развитие учебной деятельности, субъектности в ней;
  • развитие позитивной Я-концепции;
  • развитие творческой самостоятельности;
  • развитие коммуникативных умений;
  • развитие рефлексивных умений.

Педагогические задачи:

  • Осуществление индивидуализации обучения;
  • Реализация личностно-ориентированных технологий в практику обучения.
  • Повышение качества обучения;
  • Предоставление обучающимся возможности выбора альтернативных способов получения знаний по английскому языку в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей;
  • развитие навыков самообразования, формирования культуры умственного труда.

Общая характеристика курса

Программа курса адресована обучающимся 5-9 классов и рассчитана на 1 год.

Отбор детей для углубленного изучения предмета осуществляется на основании:

  • Педагогического наблюдения;
  • Результатов аттестации по предмету в рамках школьной программы.

Программа курса реализуется через организацию учебных занятий, с учетом образовательных потребностей одаренных детей (например, разноуровневое обучение), элективных курсов, а также предоставление возможности для занятий проектно- исследовательской деятельностью.

Содержание курса

Материал программы подобран на основе анализа потребностей и проблемных областей в знаниях, умениях и навыках, выявленных среди одаренных детей, обучающихся в 5 классе. Были выбраны наиболее актуальные темы, необходимые для развития личностных качеств, творческой самостоятельности, коммуникативных умений обучающихся.

Формы работы с одаренными детьми

Форма

Задачи

Элективный курс

  • Учет индивидуальных возможностей учащихся.
  • Повышение степени самостоятельности учащихся.
  • Расширение познавательных возможностей учащихся.
  • Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.

Ученическая научно- исследовательская конференция

  • Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно- популярной, учебной и справочной литературой.
  • Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.
  • Формирование информационной культуры учащихся.

Предметные олимпиады

  • Отбор и подготовка талантливых учеников для участия в олимпиадах        городского уровня.
  • Повышение учебной мотивации.
  • Расширение общего кругозора учащихся.

Образовательные технологии при реализации программы работы с одарёнными детьми по английскому языку

Образовательные

технологии

Цели и задачи, реализуемые посредством технологии

Технология «Развитие критического

мышления»

  • Формировать через интерактивное включение в учебный процесс критического мышления, которое позволит им определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни; научиться нести ответственность за собственный выбор.
  • Формировать культуры работы с информацией.
  • Развивать личности ученика через активное взаимодействие с окружающей жизнью.
  • Развивать исследовательского мышления.
  • Формировать культуры работы в команде.
  • Развивать способности ставить вопросы, вырабатывать

разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Проектный метод обучения

  • Активизировать самостоятельной поисковой деятельности учеников, то есть проектирования.
  • Дать возможность ученику учиться на собственном опыте и опыте других.
  • Стимулировать познавательные интересы учеников.
  • Дать возможность ученику получить удовольствие от своего труда, осознать ситуацию успеха.
  • Развивать исследовательских умений и навыков: выявление и постановка проблемы, формулирование гипотезы, планирование исследовательских действий, сбор данных и их анализ, составление научных докладов, построение обобщений и выводов, рецензирование работы, защита проекта.

Разноуровневое обучение

  • Обеспечивать усвоения учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта.
  • Создавать положительного микроклимата на уроке.
  • Эффективно организовывать учебный процесс при работе с различными категориями детей.

Исследовательские методы обучения

  • Целенаправленно формировать все компоненты исследовательской культуры школьника:
  • мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);
  • умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
  • умений и навыков, связанных с культурой устной и

письменной речи;

- специальных исследовательских умений и навыков.

  • Развивать мышление учащихся.
  • Формировать основ научного мировоззрения и познавательной самостоятельности.
  • Создавать положительной мотивации учения и образования.
  • Формировать глубокие, прочные и действенные знания.
  • Формировать умения и навыки самообразования, то есть формировать способы активной познавательной деятельности.

Технология «Дебаты»

  • Развивать критическое мышление.
  • Развивать коммуникативной культуры и навыков публичного выступления.
  • Формировать навыки исследовательской деятельности.
  • Формировать навыки организационной деятельности.
  • Формировать и развивать навыки, необходимые для ведения диалога.

Технология

проблемного обучения

  • Обеспечивать высокий уровень познавательной активности ученика.
  • Развивать умение мыслить на уровне взаимосвязей и взаимозависимостей.
  • Приобретать опыт творческой деятельности, необходимой в процессе выполнения ученических

исследований.

Портфолио

Развивать умения обобщать и систематизировать информацию большого объёма, связывая её со своим личным опытом.

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая

работа)

  • Формировать умения работать сообща на единый результат.
  • Воспитывать толерантности, уважительное отношение к

другому человеку, точке зрения, позиции.

Технология модульного обучения

  • Содействовать развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учётом индивидуальных способов проработки учебной информации.
  • Формировать умения ставить учебные цели и задачи, планировать свою деятельность, осуществлять самоорганизацию и самоконтроль.
  • Оптимизировать процесса обучения.

Формы контроля

  • анализ охвата и результативности в конкурсах по английскому языку;
  • анализ охвата и результативность участия в олимпиадах;
  • защита        проектов,         научно-исследовательских        работ,         результативное участие в НПК
  • устные письменные опросы;
  • тестирование;

Ожидаемые результаты

  • Развитость        личностных        качеств        умственно-одаренных        детей         (Я-концепции, творческой самостоятельности, коммуникативных умений, умений делать выбор и др.);
  • Повышения качества обучения по предмету «английский язык»;
  • Формирование, внедрение в школьную практику и диссеминация опыта работы с умственно-одаренными детьми;
  • Мотивация остальных обучающихся для более углубленных занятий по предмету;
  • Формированию банка технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей;
  • Выбор дальнейшего маршрута обучения, связанного с изучением английского языка.

Тематическое планирование

п/п

Тема

Разделы

Количество

часов

1

Welcome back!

Рассказ о себе; описание внешности. Грамматика: глаголы to be, have got.

Проект: написание e-mail новому другу.

2

2

Number six, Hill Street!

Описание города, своей квартиры.

Грамматика: оборот there is/ there are; личные и притяжательные местоимения.

Проект: открытка-приглашение друга в свой

новый дом.

2

3

Trick or treat!

Наши занятия. Праздник Хэллоуин. Грамматика: Present Continuous Проект: написание правил для своей

комнаты.

1

4

A very special day!

Рассказ о семье. Даты.

Грамматика: порядковые числительные; специальные вопросы.

Проект: написание приглашения на день

рождения.

2

5

At the market .

Продукты; любимая еда; магазин и покупки. Грамматика: Множественное число существительных; слова – исключения.

Проект: написание объявления о школьном

базаре.

2

6

I want to be.

Названия профессий, занятия людей на работе.

Грамматика: наречия частотности.

Рассказ о профессии

1

7

Cows are fatter than goats!

Животные на ферме; в зоопарке. Грамматика: степени сравнения прилагательных.

Рассказ о животном.

1

7

I've got a sore throat.

Болезни; как сохранить здоровье.

Грамматика: модальные глаголы should, must. Проект: написание письма больному другу.

1

9

What happened to you?

Черты характера Описание города.

Грамматика: Past Simple правильных глаголов и неправильных глаголов, was/were

Рассказ о летних каникулах.

2

10

We are going to go camping!

Одежда. Отдых в кемпинге. Прогноз погоды Грамматика: Future forms (going to/ will).

Проект: письмо другу о предстоящем отдыхе.

2

Урочная деятельность осуществляется в соответствии с рабочей программой учителя.

Материально-техническое и информационное обеспечение.

Учебно-методическая литература

1.

Аксенова Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом //

Эйдос: электронный научный журнал 2007. – №1 [Электронный ресурс]. URL:

http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-9.htm (дата обращения 09.12.2009)

2.

Богоявленская Д. Б. Исследование творчества и одаренности в традициях

процессуально-деятельностной парадигмы. – М.: Молодая гвардия, 2004 – С. 328 –

348.

3.

Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика: история и современные проблемы. – М.:

Изд-во УРАО, 2003. – 232c.

4.

Карне М. Одаренные дети. М.: Прогресс. 1991. – 246с.

5.

Пепинский П. Одаренный ребенок: Психология развития. / Пер.с англ. – М.:

Прогресс. 1996г.

6.

Строкова Т. А. Педагогическое сопровождение одаренных детей в обучении //

Одаренный ребенок. – 2003. – № 6. – С. 45-51.

7.

Тейлор К. Интеллект: проблемы одаренности. / Пер.с англ. – М.: Наука. 1976г.

8.

Тищенко Е.Г. Развитие системного обучения одаренных учащихся в

общеобразовательной школе США. Автореф. дис.канд.пед.наук, М., 1993.

9.

Учебники из фонда библиотеки.

10.

Пособия для работы с одаренными детьми.

- Л.М. Гудкова, О.В. Терентьева. Аудирование тестовые задания по английскому

языку.

- В.В. Сафонова «Английский язык. Школа с углубленным изучениеминостранных

языков. 2-9 классы». М.: «Астрель» - 2007

- Е.Г.Воронова. Английский язык. Тесты. Изд. «Айрис» и др.

11.

Двуязычные словари.

Материально-техническая база

1.

Компьютер

2.

Телевизор

3.

CD,MP3, флеш-карты

4.

Раздаточный материал

-карточки

-географические карты России, Великобритании, США, Австралии, Европы

-таблицы по грамматике

-настольные игры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с одаренными детьми в МОУ Ильичевская ООШ на 2010-2013 гг.

Создание системы работы с одаренными и талантливыми детьми является одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», поэтому обеспечение условий для выявления и развити...

программа работы с одаренными детьми

программа. одаренные дети...

Программа работы с одаренными детьми

Таланты надо воспитать,Их надо развивать, в них надо верить!...

программа работы с одаренными детьми

программа разработана  с 2011 по2014 год...

Программа работы с одаренными детьми

В программе раскрывается значимость в современное время работы с одаренными детьми. Раскрываются формы, принципы и методы работы....

Программа работы с одаренными детьми

В данной программе обозначены основные направления работы с одаренными детьми в основной школе. Предлагается примерный календарно-тематический план. Программа рассчитана на 3 учебных года....

Программа работы с одаренными детьми

Программа работы школы с одаренными детьми. Программа работы учителя русского языка с одаренными детьми....