Лингвистическа экология
проект по английскому языку

Рахманина Маргарита Владимировна

Информация о лингвистике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lingvisticheskaya_ekologiya.doc50.5 КБ
Файл lingvisticheskaya_ekologiya_rahmanina_m.v.pptx805.65 КБ

Предварительный просмотр:

Лингвистическая экология

г. Невинномысск

Рахманина Маргарита Владимировна, учитель иностранных языков МБОУ гимназии №9 города Невинномысска

В настоящее время чаще всего под экологическими вопросами ошибочно понимаются прежде всего вопросы охраны окружающей среды. Во многом такое смешение смысла произошло вследствие все более ощутимого влияния человека на окружающую среду, однако необходимо разделять понятия ecological («относящееся к науке экологии») и environmental («относящееся к окружающей среде»).(СЛАЙД 2) Всеобщее внимание к экологии повлекло за собой расширение первоначально довольно четко обозначенной Эрнстом Геккелем области знаний (исключительно биологических) на другие естественнонаучные и даже гуманитарные науки.

Впервые термин «экология» по отношению к языку был представлен Джоном Тримом. Понятием «лингвистическая экология» оперировали Карл и Френсис Вогелины, которые подчеркнули важный ее аспект – необходимость рассмотрения во взаимодействии всех без исключения языков, представленных в определенном ареале: «В лингвистической экологии необходимо начинать не с определенного языка, но с определенной территории, не с избирательного внимания к нескольким языкам, а с исчерпывающего внимания ко всем языкам, представленным на данной территории».

(СЛАЙД 3) Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью изучения новой лексики как средства отражения изменений, происходящих в современной лингвокультуре под влиянием социально значимых факторов. Она частично обусловлена также и фактом интенсивного проникновения англицизмов в русский язык, что вызвало обострение языковой ситуации, озабоченность и полемику среди лингвистов.

(СЛАЙД 4) Целью  представить эколингвистику как раздел языкознания, дать ей общую характеристику, проанализировать труды по данной проблеме. 

Основной задачей исследования является: выявление понятия "лингвистической экологии".

Давайте коснемся истории.

Родоначальником понятия экологии языка принято считать американского лингвиста Эйнара Хаугена(СЛАЙД 5), который в 1970 г. в докладе «Экология языка» и ввел аспект взаимодействия в(СЛАЙД 6социолингвистику и психолингвистику. «Экологию языка можно определить как науку о взаимоотношениях между языком и его окружением, где под окружением языка понимается общество, использующее язык как один из своих кодов. Язык существует только в сознании говорящих на нём и функционирует только при взаимоотношениях с другими говорящими и с их социальным и естественным (природным) окружением. Частично экология языка имеет физиологическую природу (то есть взаимодействие с другими языками в сознании говорящего), частично социальную (то есть взаимодействие с обществом, в котором язык используется как средство коммуникации). Экология языка зависит от людей, которые учат его, используют и передают другим людям».

(СЛАЙД 7) Но что же мы подразумеваем под "лингвистической экологией"?

Здесь, я считаю необходимым подробнее разобрать такой термин как «лингвистическая экология», или иначе «лингвоэкология», «экология языка». Одним из первых отечественных русистов этот термин стал употреблять Л.И. Скворцов. Такое явление как лингвистическая экология терминологической точностью не обладает. На наш взгляд наиболее полно и точно данное явление описывает определение, данное А.П. Сковородниковым. «Лингвистическая экология – это находящаяся в процессе становления лингвистическая дисциплина, тесно связанная с такими разделами лингвистики, как социолингвистика, этнолингвистика, теория культуры речи, история языка; взаимодействующая с рядом других гуманитарных дисциплин (этнопсихологией, социопсихологией, историей данного народа, историей его культуры) и исследующая проблематику языковой и речевой деградации» [Сковородников, 1996].

(СЛАЙД 8) Среди лингвокультурологических проблем ученые выделяют такие, как беспорядочное заимствование иноязычных слов, жаргонизация языка молодежи, технизация речи в условиях научно-технической революции, «лингвистический нигилизм» – недооценку и прямое отрицание филологических, гуманитарных знаний.

Безусловно, эта проблема является сегодня очень актуальной, однако следует отметить, что пока сленгизмы осознаются говорящими как субстандартная лексика, и их использование уместно и обосновано, сленг не представляет угрозы для литературного языка. Проникновение сленга в художественную литературу неизбежно и не является негативным фактом, если его использование обусловлено необходимостью (например, для передачи речи подростков или для создания атмосферы доверия при обращении к молодежной аудитории).

(СЛАЙД 9) На данный момент выделяется три аспекта экологии языка:

  • Интралингвальный (связан с культурой речистилистикойриторикой и включает исследования нарушенийправильности, ясности, логичности, выразительности и других коммуникативных свойств речи).
  • Интерлингвальный (связан с полиязычием как средой обитания отдельного этнического языка и с проблемойисчезновения языков, а значит, и с уменьшением лингвистического разнообразия на Земле).
  • Транслингвальный (связан с использованием единиц, средств, реалий одного языка, одной культуры вконтексте и средствами иного языка, принадлежащего другой культуре в художественной литературефольклорепублицистике).

(СЛАЙД 10) И в заключении хотелось бы сказать, эколингвистика – это новая ветвь языкознания, которая сформировалась на стыке социального, психологического и философского направлений в лингвистике.

Эколингвистика потому и названа экологической лингвистикой, что стремится к очищению окружающей среды лингвистическими, языковыми средствами. Мудрое человеческое слово способно обратить многое на пользу всего человечества.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рахманина Маргарита Владимировна МБОУ гимназия № 9 ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЭКОЛОГИЯ

Слайд 2

E cological («относящееся к науке экологии») E nvironmental («относящееся к окружающей среде»).

Слайд 3

Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью изучения новой лексики как средства отражения изменений, происходящих в современной лингвокультуре под влиянием социально значимых факторов. Она частично обусловлена также и фактом интенсивного проникновения англицизмов в русский язык, что вызвало обострение языковой ситуации, озабоченность и полемику среди лингвистов.

Слайд 5

Ингвальд Эйнар Хауген (19 апреля, 1906 – 20 июня 1994) - американский лингвист , автор и профессор в университете Висконсин–Мэдисон и Гарвардского университета .

Слайд 6

Немного истории

Слайд 7

Что же такое «лингвистическая экология»? «Лингвистическая экология – это находящаяся в процессе становления лингвистическая дисциплина, тесно связанная с такими разделами лингвистики, как социолингвистика, этнолингвистика , теория культуры речи, история языка; взаимодействующая с рядом других гуманитарных дисциплин (этнопсихологией, социопсихологией, историей данного народа, историей его культуры) и исследующая проблематику языковой и речевой деградации» [Сковородников, 1996].

Слайд 8

Лингвокультурологические проблемы

Слайд 9

Аспекты экологии языка

Слайд 10

Вывод Эколингвистика потому и названа экологической лингвистикой, что стремится к очищению окружающей среды лингвистическими, языковыми средствами. Мудрое человеческое слово способно обратить многое на пользу всего человечества.

Слайд 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

Формы организации работы с лингвистическими словарями, обеспечивающие формирование языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.

Собранный материал позволит быстро определить формы работы со словарями на уроках, во внеурочной деятельности....

Рабочая программа элективного курса "Экология растений", "Экология животных", "Экология человека", "Экология и биосфера"

Рабочая программа составлена в соответствии с программой  автор И.М. Швец. Включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание обучения, требования к уровню подготовки учащихся...

Интерактивная игра лингвистический конструктор Экология в филологии

Интерактивная игра для учащихся 8-9 классов как средство для развития понимания образных идиоматических выражений в русском, татарском и английском языках....