ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
проект по английскому языку

Лаврова Светлана Александровна

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskiy_proekt_lavrova_sa.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Введение

Работа учителя – это постоянный процесс совершенствования обучения. Очевидно, что в силу индивидуальных и возрастных различий, для одних учащихся процесс обучения опирается на эмоциональную основу, у других – на интеллектуальную, у третьих – на волевую или на самое разное сочетание этих основ. Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, я не могу пожаловаться на отсутствие интереса к предмету. Увлекательность учебного процесса, новизна предмета не оставляют детей равнодушными. Однако в атмосфере родного языка овладение иностранным языком предстаёт как искусственное средство общения, это значит и ситуации, используемые при обучении, носят искусственный характер. Как бы учитель ни старался создать естественную ситуацию для общения, язык остаётся искусственным компонентом этой ситуации. И значит, изучение иностранного языка не всегда продвигается так, как мы этого хотим. На промежуточном уровне может возникнуть момент, когда требуется дополнительный импульс, стимул для изучения иностранного языка. Перед каждым учителем стоит проблема подбора таких форм и методов обучения, которые приводили бы к достижению положительных результатов. Одним из таких методов работы является организация учебного процесса на основе использования новых технических средств обучения.  

Актуальность

Концепция модернизации российского образования акцентирует внимание на необходимости формирования информационной компетентности, как одного из основных показателей качества образования. Компетентность в области информационных и коммуникационных технологий является одной из приоритетных целей образования. Использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного образования. Использование информационно-компьютерных технологий открывает для учителя новые возможности. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ.

Цель проекта – развитие компетенций учащихся на уроках английского языка посредством использования ИКТ.

Задачи проекта:

  • Организовать использование информационно-компьютерных технологий в преподавании английского языка.
  • Развивать познавательные способности учащихся на уроках и интерес к странам изучаемого языка.
  • Воспитывать уважительное отношение к другим народам, странам и традициям.

Гипотеза

Применение ИКТ позволит

- повысить мотивацию к изучению языка;

- развивать речевые компетенции;

- увеличить объем лингвистических знаний;

- расширить объем знаний о социокультурной специфике стран изучаемого языка;

- развивать способность и готовность к самостоятельному изучению английского языка.

Вид проекта: образовательный.

По количеству участников: групповой.

По времени: долгосрочный.

По профилю знаний: метапредметный.

Участники проекта: учитель и ученики.

Ресурсы:

• Обеспечение условий общения на изучаемом языке.

• Сбор, обработка, анализ информации, необходимой для реализации проекта.

• Обеспечение кадровых условий.

• Обеспечение научно-методических условий.

• Наличие у преподавателя педагогических компетенций.

Условия, необходимые для реализации проекта:

• Для эффективного использования ИКТ прошла курсы повышения квалификации: «ИКТ в деятельности учителя», «Информационные технологии в практике работы учителя»;

• Посещение уроков учителей, которые используют данную технологию;

•Оснащение школы современным техническим оборудованием.

Предполагаемый результат

- рост мотивации к изучению английского языка;

-  ускорение процесса обучения;

- повышение качества усвоения материала;

- развитие навыков самостоятельной работы с источниками информации и применения полученной информации.

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Современная школа с ее проблемами заставляет думать о том, как сделать процесс обучения более результативным, как учить так, чтобы ребенок проявлял интерес к знанию. Этому способствуют современные педагогические технологии. Новые педагогические технологии немыслимы без широкого использования новых информационных технологий, и компьютерных в первую очередь. Обучение, воспитание и развитие нового поколения осуществляется в условиях информационно насыщенной среды. Информационные технологии диктуют новые требования к профессионально-педагогическим качествам учителя, к методическим и организационным аспектам использования в обучении информационно-коммуникационных технологий. В определенный момент в педагогической деятельности возникает противоречие: в школе появляется соответствующая база, но нет навыка и опыта работы с ней. Такая ситуация требует восполнения знаний и умений учителя. Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе обусловлено также и тем, что существуют противоречия между непрерывным ростом объёма знаний и трудностью его усвоения в сжатые сроки обучения; падением интереса к иностранному языку как предмету и повышением интереса к изучению иностранного языка на фоне компьютеризации обучения; едиными программными требованиями к изучению иностранного языка и разным уровнем учебных возможностей школьников. Благодаря применению ИКТ актуализируется содержание обучения, происходит быстрый обмен информацией между участниками образовательного процесса. При этом учитель не только образовывает, развивает и воспитывает ребенка, но с внедрением новых технологий он получает мощный стимул для самообразования, профессионального роста и творческого развития.

В настоящее время существует два направления использования ИКТ в процессе обучения. Первое направление предполагает овладение компьютерной грамотностью для получения знаний и умений по темам в определенной области учебных дисциплин. Второе направление рассматривает компьютерные технологии как мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность и качество знаний учащихся.

Уроки с использованием ИКТ кроме учебных целей по предметам имеют еще и задачи по формированию информационной грамотности учащихся:

  • получение знаний, позволяющих перерабатывать, осмыслять, оценивать большие потоки современной информации и умений пользоваться и управлять ей для различных практических целей;
  • овладение современной ИКТ как инструментом профессиональной деятельности и общей культуры человека.

Планируя урок с применением новых информационных технологий, учитель должен соблюдать дидактические требования, в соответствии с которыми:

  • четко определять педагогическую цель применения информационных технологий в учебном процессе;
  • уточнять, где и когда он будет использовать информационные технологии на уроке в контексте логики раскрытия учебного материала и своевременности предъявления конкретной учебной информации;
  • согласовывать выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения;
  • учитывать специфику учебного материала, особенности класса, характер объяснения новой информации;
  • анализировать и обсуждать с классом фундаментальные, узловые вопросы изучаемого материала.

Использование ИКТ в обучении помогает педагогу решить такие дидактические задачи, как:

  • формирование устойчивой мотивации;
  • активизация мыслительных способностей учащихся;
  • привлечение к работе пассивных учеников;
  • повышение интенсивности учебного процесса;
  • обеспечение живого общения с представителями других стран и культур;
  • обеспечение учебного процесса современными материалами;
  • приучение учащихся к самостоятельной работе с различными источниками информации;
  • реализация личностно-ориентированного и дифференцированного подхода к обучению; - активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности;
  • обеспечение гибкости процесса обучения.

Информационные технологии используются на разных этапах урока.

  • Организационный этап. Во вступительной части урока ученикам поясняются цель и содержание последующей работы. На данном этапе целесообразно показать слайд\ролик  с указанием на тему урока. Показ этой информации на экране настраивает детей на работу на уроке, позволяет им самим определить тему и задачи урока.
  • Мотивационно-познавательный этап формирует заинтересованность ученика в восприятии информации.
  • Изучение нового материала. При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами учителя и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает учитель.
  • Систематизация и закрепление материала. Это необходимо для лучшего запоминания и четкого структурирования.
  • Проверка усвоения предыдущего материала.
  • Проведение динамических пауз.

К наиболее часто используемым элементам ИКТ в учебном процессе относятся:

  • электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,
  • интерактивные доски,
  • электронные энциклопедии и справочники,
  • тренажеры и программы тестирования,
  • образовательные ресурсы Интернета,
  • DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,
  • видео и аудиотехника,
  • интерактивные карты и атласы,
  • интерактивные конференции и конкурсы,
  • материалы для дистанционного обучения,
  • научно-исследовательские работы и проекты.
  • дистанционное обучение

Отдельно хочется остановиться на использовании компьютерных презентаций. Применение компьютерных презентаций на уроках позволяет ввести новый лексический, страноведческий материал в наиболее увлекательной форме, реализуется принцип наглядности, что способствует прочному усвоению информации, кроме того, в значительной степени экономится время урока. Самостоятельная творческая работа учащихся по созданию компьютерных презентаций как нельзя лучше отвечает требованиям деятельностного подхода в обучении. Вот почему выполнение презентаций учащимися, как один из видов домашней самостоятельной работы, способствует наилучшему усвоению новой информации, лексики. Можно привести множество причин для внедрения в урок современных технологий, но, главное, что должен помнить учитель, презентация – это всего лишь вспомогательный элемент урока, наглядная и творческая ее составляющая. Презентация имеет положительные стороны, как для учащегося, так и для преподавателя.

Преимущества использования мультимедийной презентации:

- При помощи презентации мы можем мотивировать учащихся к изучению темы. Они видят что-то новое для себя, красочное и, как следствие этого, запоминают лучше предмет изучения. Известный факт, что 80% информации человек получает при помощи органов зрения, 15% при помощи органов слуха. Так как презентация всегда наглядна, она способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.

- Презентация оказывает значительное эмоциональное воздействие на учащихся.

- Использование мультимедийной презентации добавляет активность в урок, это отличный от упражнений учебника  вид деятельности.

- Презентация содержит дополнительный материал, имеет высокую информативность и интерактивность.

- Презентация помогает систематизировать знания.

- Презентации развивают мышление (наглядно-действенное, наглядно-образное, эвристическое и творческое).

- При применении на уроке презентаций не только учитель, но и ученик знакомится с новыми компьютерными технологиями.

- Выполнение презентаций приучает учащихся к самостоятельной и творческой работе, так как выполнение задания в формате презентации может быть домашним заданием.

- Презентации включают в себя различного рода материал: видео, аудио, фото, ссылки, тексты, упражнения. При помощи нее учащиеся взаимодействуют с различного рода информационными ресурсами.

- Презентацию можно адаптировать под каждого ученика, можно регулировать темп подачи материала, выбирать различные слайды с разного уровня материалом.

- Пользоваться презентацией не сложнее, чем обыкновенной книгой.

Основные функции мультимедийной презентации в образовательном процессе

Основные функции МП по отношению к ученику:

продуктивно-творческая функция реализуется в применении элементов творчества при решении учебно-творческих задач проблемного характера (в ходе разработки и внедрения презентации);

развивающая функция связана с возможностью укреплять память, тренировать критическое мышление, формировать умения и навыки применения знаний на практике в нестандартных условиях, измененной ситуации, которые активизируют способности обучающихся анализировать, обобщать, оценивать информацию, отбираемую для мультимедийной презентации;

коммуникативная функция предполагает, что процесс обучения иностранному языку проводится как обучение средству общения участников образовательного процесса посредством учебной презентации, в которой отражается последовательность шагов этого общения, задаются содержание, ключевые опоры и т. д.;

информационная функция означает, что обучающийся активно пользуется информацией, предварительно отобранной, проанализированной, систематизированной и особым образом представленной преподавателем в учебной презентации или при разработке собственной презентации;

тренировочная функция сводится к тому, что обучающиеся могут применять учебную презентацию в самостоятельной работе под контролем и без контроля учителя, при подготовке домашних заданий;

рефлексирующая функция предполагает возможность осуществлять планомерный, систематический, текущий, итоговый контроль за ходом и результатами учебной деятельности, определять состояние усвоенных знаний, умений и навыков, уровень сформированных компетенций, находит свое отражение в оценке учебных достижений и рефлексии;

воспитывающая и мотивирующая функции проявляются в становлении таких позитивных качеств личности обучающегося, как познавательный интерес, умение систематически работать, навыки самоконтроля и самооценки, в формировании мотивационной основы учебно-творческой деятельности и развитии эстетического вкуса.

Мультимедийная презентация может быть использована учителем для:

  • введения новой лексики;
  • проверки знаний лексических единиц по теме;
  • знакомства с новым страноведческим материалом;
  • урока-викторины, обобщения знаний;
  • ознакомления с грамматическим материалом для формирования грамматических навыков;
  • тестового грамматического материала для проверки знаний;
  • наглядного опорного материала для диалогической и монологической речи учащихся;
  • проектной деятельности учащихся;
  • проверки домашнего задания;

Подготовка компьютерных презентаций требует привлечения различных источников, это довольно трудоемкий процесс, требующий тщательной проработки материала. Поэтому я не только готовлю презентации самостоятельно, но и пользуюсь ресурсами интернет, находящимися в открытом доступе. Однако чаще всего материал приходится корректировать в соответствии с целями и задачами урока и УМК.

Формирование мотивов, прежде всего, - это создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися. Особую роль в формировании мотивации играют новизна получаемой информации, включение учащихся в поисковую, творческую деятельность. Цель современного образования - научить учащихся добывать информацию из различных источников, включая информационные, привить навыки их критического анализа, и сформировать компетентностные умения применять полученные информацию и умения на практике. И здесь на помощь приходит компьютер с Интернет-ресурсами. Учащиеся имеют возможность получать и использовать дополнительную информацию.

В учебном процессе современному ученику приходится сталкиваться с огромным количеством разнообразной учебной информации. Вследствие этого, наступает информационная перегрузка и эмоциональное возбуждение, что опасно для психического и физического здоровья ученика. Использование информационных ресурсов, опубликованных в сети Интернет, часто приводит к отрицательным последствиям. Чаще всего при использовании таких средств ИКТ срабатывает свойственный всему живому принцип экономии сил: заимствованные из сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады и решения задач стали сегодня уже привычным фактом, не способствующим повышению эффективности обучения и воспитания. Длительная работа за компьютером отрицательно сказывается на многих функциях организма ребенка: высшей нервной деятельности, эндокринной и иммунной системах, на зрении и костно-мышечном аппарате человека.

От работы за компьютером появляются побочные эффекты:

- дети перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, с трудом обобщают и анализируют информацию;

- компьютер может стать причиной долговременных нарушений в области психического и интеллектуального развития детей, может снизить функционирование некоторых видов памяти, способствовать росту эмоциональной незрелость, безответственности;

- психическое напряжение вызывает у детей стрессовое состояние;

- виртуальная реальность приводит к потере чувства естественной опасности.

Таким образом, к использованию информационно-коммуникационных технологий в обучении педагогам необходимо подходить творчески, не злоупотребляя и строго соблюдая санитарно-гигиенические требования.

Вывод

Опыт применения информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка доказывает, что их использование способствует повышению мотивации учащихся и активизации их речемыслительной деятельности, эффективному усвоению учебного материала, формированию целостной системы знаний, позволяет индивидуализировать процесс обучения, дает возможность избежать субъективности оценки, позволяет увеличить темп работы на уроке без ущерба для усвоения знаний учащимися. Применение современных технологий в образовательном процессе создаёт благоприятные условия для формирования личности обучающихся и отвечает запросам современного общества. Поэтому с уверенностью можно сказать, что ИКТ являются неотъемлемой частью процесса обучения. Это не только доступно и привычно для детей нового поколения, но и удобно для современного педагога.

Рефлексия

Желание использовать ИКТ появилось после первого знакомства с компьютером. Сразу стало ясно, что он может стать незаменимым помощником в работе. Я стараюсь разумно использовать различные ИКТ на разных этапах урока и во внеурочной работе, в том числе в проектной и исследовательской деятельности учащихся, максимально целесообразно и с учетом СанПиН. Использование ИКТ позволяет учителям и обучающимся идти в ногу со временем. Но чрезмерное увлечение ИКТ на уроке недопустимо. Обязательно нужно учитывать здоровьесберегающие условия обучения учащихся и рационально использовать компьютерные технологии в комплексе с традиционными методами обучения.

Список ресурсов:

https://iyash.ru журнал «Иностранные языки в школе»

www.1september.ru Издательский дом "Первое сентября«

https://rosuchebnik.ru Корпорация Росучебник

https://www.menobr.ru Портал информационной поддержки руководителей образовательных организаций

https://infourok.ru Инфоурок. Образовательный портал

https://multiurok.ru Мультиурок. Образовательный портал

http://www.it-n.ru Иллюстрированный научно - популярный журнал для руководителей всех уровней, методистов, воспитателей детских садов, учителей и родителей

https://nsportal.ru Образовательная социальная сеть

http://window.edu.ru Единое окно доступа к информационным ресурсам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка методики преподавания английского языка с 1-2 класса средней школы и как преодолеть трудности на пути изучения английского языка.

    Тема моей  работы по самообразованию – «Раннее обучение  детей  английскому  языку  с  1-2 класса начальной школы». Актуальность исследований в данно...

К урокам английского языка - Инновационные технологии в преподавании английского языка

Инновационные технологии в преподавании английского языка: Новые информационные технологии в обучении английскому языку Обучение аудированию, чтению, письму с помощью Интернета  Са...

"Применение ИКТ и проектной технологии в преподавании английского языка в рамках реализации ФГОС".

Я подготовила доклад для выступления на районном семинаре на тему:  "Применение ИКТ и проектной технологии в преподавании английского языка в рамках реализации ФГОС". Надеюсь, что этот материал б...

Презентация по английскому языку на тему "Особенности преподавания английского языка"

Исследовательская деятельность это- специфическая  деятельность, которая  регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных по...

ПРИМЕНЕНИЕ ИНОФРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В статье рассматриваетя роль информационных технологий в образовательном процессе, в частности в преподавании английского языка. Приведены ссылки таких информационных технологий, как подкасты, ин...

СТАТЬЯ "Применение дистанционных форм обучения в преподавании английского языка"

Применение дистанционных форм обучения в преподавании английского языка...