Цифровые образовательные технологии на уроках английского языка
учебно-методический материал по английскому языку

Галицкая Елена Александровна

Интернет стал неотъемлемой частью современной действительности. Интернет может оказать помощь в изучении английского языка, так как применение ИКТ создает уникальную возможность для изучающих иностранный язык пользоваться аутентичными текстами, слушать и общаться с носителями языка, то есть, он создает естественную языковую среду. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка как средство повышения мотивации к изучению иностранного языка»

Развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему “учитель – ученик – учебник” вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.

Интернет стал неотъемлемой частью современной действительности. Интернет может оказать помощь в изучении английского языка, так как применение ИКТ создает уникальную возможность для изучающих иностранный язык пользоваться аутентичными текстами, слушать и общаться с носителями языка, то есть, он создает естественную языковую среду. Доступ к сети Интернет дает возможность воспользоваться огромным количеством дополнительных материалов, которые позволяют обогатить уроки разнообразными идеями и упражнениями.

Процесс формирования познавательного интереса способен повысить мотивацию школьников к изучению иностранного языка, что будет способствовать повышению и качества их знаний.

Роль иностранного языка как учебного предмета возрастает также в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, где развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий, познание и освоение мира составляют цель и основной результат образования.

Главной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие коммуникативной компетенции, развитие личности ребенка, желающей и способной к участию в межкультурном общении на иностранном языке и в дальнейшем способной к самосовершенствованию. Но качество достижения цели зависит прежде всего от побуждения и потребностей индивида, его мотивации. Именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяет выбор средств и приемов, их упорядочение для достижения цели. Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету, но уже к 4 классу интерес ослабевает. Проведённое в начале работы анкетирование во 2 «А» классе показало, что мотивация к изучению английского языка высока - 75%, и в то же время к концу 4 -го класса она снизилась до 48%.

Меня заинтересовала проблема повышения познавательной активности у учащихся, и как следствие этого увеличение мотивации к изучению английского языка. Одним из важнейших стимулов, влияющих на формирование мотивов, по моему мнению, является использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). Современный учитель должен уметь создать условия для практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, а также активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. При традиционных методах ведения урока главным носителем информации для ученика, как мы знаем, выступает учитель. Он требует от ученика концентрации внимания, сосредоточенности, напряжения памяти. Не каждый ученик способен работать в таком режиме. Психологические особенности характера, тип восприятия ребенка становятся причиной «неуспешности» школьника. При этом современные требования к уровню образованности не позволяют снизить объем информации, необходимой для усвоения учеником на уроке. Поэтому можно сделать один вывод – необходимо проводить уроки с применением новых информационных технологий. Однако, хочется сказать, что внедрение в учебный процесс использования мультимедийных программ вовсе не должно исключать традиционные методы обучения, а гармонично сочетаться.

Использование ЦОР в современных реалиях- действенный инструмент преподавания, который активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным. Это мощный стимул повышения мотивации к овладению иностранным языком.

В связи с этим появилась необходимость - использовать при подготовке к уроку цифровые образовательные ресурсы, а непосредственно на уроках включать учащихся в активную познавательную деятельность с применением мультимедийных средств. Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) обусловлено также и следующими противоречиями:

  • непрерывный рост объёма знаний и трудность его усвоения в сжатые сроки обучения;
  • падение интереса к иностранному языку как предмету и повышение интереса к изучению иностранного языка на фоне компьютеризации обучения;
  • единые программные требования к изучению иностранного языка и разный уровень учебных возможностей школьников.

Решение данной проблемы - в изменении подхода учебной деятельности. Учебный процесс должен соответствовать уровню восприятию учеников. Использование ЦОР нацелено на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения на уроке и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.

Условием повышения интереса к данному учебному предмету может послужить создание языковой среды на уроке через применение различных средств ЦОР на всех этапах уроках.

Почему меня заинтересовали именно информационные технологии как средство повышения мотивации?

Как известно, мотивация – необходимое условие любой деятельности, в том числе и учебной. Однако нужно иметь ввиду следующее: мотивация – сторона субъективного мира ученика, она определяется его собственными побуждениями и пристрастиями, осознаваемыми им потребностями.

Чтобы определить сферу интересов учащихся, я предложила им расположить различные виды времяпровождения (занятия физкультурой, музыкой, искусством, танцами, чтение книг, прогулки с друзьями, а также компьютерные игры, общение с друзьями через Интернет (соцсети и WhatsApp)) в порядке их предпочтения. 70 % учащихся на первое место поставили компьютерные игры и общение с друзьями через Интернет (соцсети и WhatsApp).

Предполагается, что раз новые информационные технологии привлекают учащихся и являются одним из главных их интересов, то их использование в учебном процессе может способствовать формированию положительной мотивации. Использование цифровых образовательных ресурсов в процессе обучения позволяет обогатить арсенал методических средств и приемов, разнообразить формы работы, делает урок интересным и запоминающимся для обучающихся.

Если у учащихся будет сформирован познавательный интерес к изучению английского языка, то это позволит им принять участие в диалоге культур. А приобщение к материалам культуры будет содействовать пробуждению познавательной мотивации, то есть школьники познакомятся с неизвестными фактами, что, несомненно, вызовет у них устойчивый интерес к познанию нового. Процесс обучения с учетом интересов школьников станет особенно эффективным. Поэтому ведущая педагогическая идея статьи заключается в создании условий для развития познавательной активности младших школьников через внедрение цифровых технологий на уроках английского языка с целью достижения следующих результатов: повышение интереса к предмету и положительная динамика качества знаний учащихся; повышение плотности урока, создание среды для реализации практических навыков; систематическая работа над общим развитием учащихся.

В основе статьи лежит идея использования современных технологий и цифровых (электронных) образовательных ресурсов при обучении английскому языку. В практическом смысле для меня, как для учителя английского языка, ЦОР – это информационный источник, который содержит графическую, текстовую, цифровую, речевую, музыкальную информацию, направленную на достижение образовательных и воспитательных задач учебного процесса.

Классификация ЦОР, используемых на моих уроках английского языка

Цифровые образовательные ресурсы по ИЯ могут быть разделены на следующие группы согласно их содержанию и функциональному назначению:

1) информационно-справочные материалы (энциклопедии, справочники, словари, журналы, газеты, альманахи);

2) электронные книги для чтения;

3) фильмы на DVD;

4) библиотеки электронных наглядных пособий и базы данных;

5) методические материалы на электронных носителях (разработки уроков, методические рекомендации по обучению аспектам языка и видам РД, тесты и другие контрольно-измерительные материалы);

6) Интернет-ресурсы;

7) комбинированные электронные средства обучения (обучающие программы, электронные учебники, сборники упражнений и развивающие игры);

8) учебно-методические программные средства для сопровождения уроков ИЯ (демонстрационные материалы, презентации, проекты, компьютерные разработки уроков и т. п.), созданные учителем для конкретного урока.

Использование ЦОР позволяет:

1.Улучшить эффективность и качество образования;
2.Ориентироваться на современные цели обучения;
3.Повысить мотивацию учащихся к обучению;
4.Использовать взаимосвязанное обучение различным видам деятельности;
5.Учитывать страноведческий аспект;
6.Сделать уроки эмоциональными и запоминающимися;
7.Реализовать индивидуальный подход;
8.Усилить самостоятельность школьников;
9.Изменить характер взаимодействия учителя и ученика;
10.Объективно оценивать знания учащихся;
11.Повысить качество наглядности;
12. Облегчить труд учителя.

С помощью ЦОР на уроке английского языка можно решать целый ряд задач:

  • предъявлять новый учебный материал
  • повторять и закреплять пройденные лексические единицы
  • проводить промежуточный и итоговый контроль усвоения знаний
  • создать игровые учебные ситуации, максимально приближенные к реальным
  • помочь учащимся основательно подготовиться к сдаче ЕГЭ
  • приобрести навыки работы с компьютером.

Целью моей педагогической деятельности является разработать и включить в образовательный процесс интерактивные средства обучения для повышения мотивации учащихся на уроках английского языка.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

  1. установить исходный уровень учебной мотивации учащихся;
  2. выявить факторы, способные изменить отношение к предмету ИЯ;
  3. создать коллекцию цифровых образовательных ресурсов для погружения учащихся в языковую среду на уроках ИЯ;
  4. способствовать распространению статьи среди учителей - предметников.
  5. Проверить эффективность реализации статьи в классах со 2 по 9 на сколько в процентном отношении возрос интерес к изучению английского языка.
  6. Процесс обучения английскому языку учитель строит на основе личностно-ориентированного подхода, применяя новые педагогические технологии, такие как педагогика сотрудничества, разноуровневое обучение.

При использовании цифровых образовательных ресурсов автор статьи выполняет следующие этапы работы:
1.Вступительное слово преподавателя по теме используемого ЦОР.
2.Предварительная работа с лексикой.
3.Самостоятельная работа с ЦОР.
4. Обсуждение пройденного материала (разговорная практика).

Можно выделить основные направления использования цифровых образовательных ресурсов:

  • использование готовых мультимедийных продуктов и обучающих систем;
  • создание собственных мультимедийных обучающих программ и презентаций;
  • использование ресурсов сети Интернет, социальных сетей и электронной почты.

Интернет в помощь учителю

1. Карты Google.

Карты Google – прекрасное средство познакомить учащихся с достопримечательностями страны изучаемого языка. Режим просмотра улиц позволяет путешествовать по улицам больших городов повсеместно в Европе и Северной Америке, Австралии и других местах. Здесь же можно просмотреть фотографии, сделанные пользователями, причем в разных плоскостях.

2. Интернет источник видео- и аудиоинформации.

На своих уроках я использую просмотр видеороликов, описывающих реалии жизни англоязычных стран, что способствует более полному пониманию темы урока. Современные дети активно используют интернет ресурс https://www.youtube.com/ для просмотра различных видео. В своей практике я также активно использую данный ресурс. Однако следует отметить, что перед использованием видео я провожу критический анализ материала и выбираю проверенные официальные источники. Ученики положительно оценивают видео, освещающие реалии жизни англоязычных стран (например, ролики, посвященные географии, истории и культуре США, Великобритании, Австралии).

Работа с детскими песенками и песнями, рекомендуемыми к изучению в старших классах, способствует более быстрому овладению знаниями по теме.

3. Специализированные сайты для учителей.

В настоящее время в сети Интернет существует множество сайтов предназначенных специально для учителей. Они предлагают широкий выбор наглядных материалов: тематические карточки по разделам школьной программы, плакаты, готовые мультимедийные презентации, образцы грамот, маски для ролевых игр, лексические и грамматические упражнения и многое другое.

4. Отдельно следует остановиться на использования популярных социальных сетей с целью повышения мотивации к изучению английского языка. В своей практике я столкнулась с тем, что ученики, активно общающиеся в социальных сетях, например, vk.com, с энтузиазмом воспринимают общение с учителем на данных ресурсах и изучение лексики и грамматики английского языка в интересной и ненавязчивой форме. На данном ресурсе я также могу рекомендовать своим ученикам ссылки на обучающие сайты, репостить видео и фото материалы, относящиеся к изучению английского языка.

Мною была проведена опытно-экспериментальная работа «Повышение мотивации изучения иностранного языка путем использования цифровых образовательных технологий в школе»

Проанализировав данные, полученные в результате, были сделаны следующие выводы:

  • исходный уровень учебной мотивации учащихся является невысоким и требует повышения;
  • мотивы получения знаний подменяются мотивами получения отметки, что требует смещения акцентов с оценки на практическую ценность знаний;
  • среди факторов, способных изменить отношение к предмету ИЯ учащиеся назвали изменение содержания, применение новых ЦОР, изменение форм работы на уроке;
  • с целью создания языковой среды для повышения заинтересованности учащихся, нами была подобрана коллекция ЦОР. Все материалы классифицированы тематически;
  • ощутимо возрос уровень проявления интереса к содержанию процесса обучения;
  • возросла активность школьников на уроке;
  • у учащихся появилось чувство удовлетворения от проделанной работы.
  • анкетирование, проведённое в 2015 – 2015 учебном году показали, что уровень мотивации к изучению иностранного языка составил:
  • 3класс – 70 %; 4 класс – 62 %;
  • А в начале 2021– 2022 учебного года было проведено повторное анкетирование. Учащиеся показали хорошие результаты:
  • 4 класс – 75 %; 5 класс – 87 %

Что касается результативности, то те ученики, которые систематически работают с компьютерными учебными программами, занимаются проектной деятельностью, повысили свое качество знаний. Учащиеся проявляют устойчивый интерес к изучению английского языка, участвуют в конкурсах и олимпиадах и показывают хорошие результаты.

 Принимая во внимание все вышеперечисленное, считаю необходимым использовать электронные ресурсы в своей поурочной деятельности. И надеюсь статьи, описанные в данной разработке будет востребован учителями английского языка.

Отмечая все положительные стороны использования компьютеров, хочется подчеркнуть, что никакие новейшие информационные технологии не смогут заменить на уроке учителя. Пробудить эмоции, заглянуть в душу ребенка может только учитель. Лишь учитель своим личным обаянием и высоким профессионализмом сможет создать на уроке психологически комфортную обстановку. Никто не заменит учащимся учителя в качестве образца для подражания при отработке навыков, нет альтернативы работе в парах и группах на уроке.

Главной и ведущей фигурой на уроке остается учитель, и применение компьютерных технологий следует рассматривать как один из эффективных способов организации учебно-воспитательного процесса и на более продвинутом этапе при правильном, разумном и творческом его применении может стать полезным и необходимым средством для обучения иностранному языку.

Список литературы

1. Сысоев П.В. Внедрение новых учебных Интернет-материалов в обучение иностранному языку (на материале английского языка и страноведения США)/ П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев // Интернет-журнал "Эйдос". – 2008. – 1 февраля.http://www.eidos.ru/journal/2008/0201-8.htm

2.Кудрявцева Л.В. Использование телекоммуникационных проектов для формирования иноязычной социокультурной компетенции у учащихся старших классов (на примере США и России) / Л.В. Кудрявцева // Иностранный язык в школе. – 2007. – № 4. – С. 49-53.

3. Нестерова Н.В. Информационные технологии в обучении английскому языку / Н.В. Нестерова// Иностранный язык в школе. – 2005. – № 8. – С. 102-103.

4. Ресурсы Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка"

Статья посвящена использованию цифровых образовательных ресурсов для обучению английскому языку детей в школе.Применение ИКТ на уроке создаёт условия для активизации работы школьников, формирования мо...

Цифровые образовательные ресурсы на уроках английского языка для поддержки одаренных детей.

Одним из интерактивных форм обучения является компьютерное тестирование....

статья о применении цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка

применение Интернет- ресурсов на уроках английского языка...

Блог "Цифровые образовательные ресурсы для уроков английского языка"

Адрес блога http://juliaapt.blogspot.ru/ Блог содержит коллекцию презентаций, видеороликов и раздаточных материалов для домашних заданий по темам "Праздники англоязычных стран" и "Грамматика английско...

Цифровые образовательные ресурсы на уроках английского языка

В статье рассматриваются те ЦОР, которые возможно использовать на уроках английского языка....

Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка

Статья содержит материал об использовании цифровых ресурсов на уроках и во внеурочное время по английскому языку. Работа является кратким обобщением опыта. ...