Приемы формирования функциональной грамотности на уроках английского языка
учебно-методический материал по английскому языку

Работа посвящена некоторым приемам по формированию фунциональной грамотности на уроках английского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Приемы формирования

 функциональной грамотности

на уроках английского языка»

Комлева Н.Н.,

учитель английского языка

МОУ «СОШ п.Белоярский

имени Бабушкина А.М.»

2023 г

Содержание

Введение. Актуальность………………………………………………….   3

Теоретическое обоснование проблемы…………………………………    3

Направления функциональной грамотности……………………………    3

Задания на математическую грамотность……………………………….    4

Задания на финансовую грамотность……………………………………   5

Задания на естественнонаучную грамотность ………………………….   5

Задания на читательскую грамотность………………………………….     7

Глобальные компетенции………………………………………………..      9

Заключение……………………………………………………………….       9

Актуальность

В настоящее время, когда в нашей стране идет становление новой системы образования, основным показателем успешности этого процесса является выполнение образовательных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из приоритетных задач.  

Теоретическое обоснование

  Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.

  Сегодня обучение английскому языку в школе не может ограничиваться академическими целями, оно должно включать функциональные цели, связанные с повседневной жизнью и трудовой деятельностью. Новая программа обучения ориентирует учителя на развитие функциональной грамотности учащихся.

Цель функциональной грамотности на уроках английского языка – это умение применить полученные знания иностранного языка на практике, т.е. уметь свободно общаться: говорить, читать и писать на иностранном языке.

Умение извлекать информацию из различных источников: СМИ, Интернет, книги, рейтинговые таблицы, объявления на дверях учреждений, названия магазинов, буклеты туристических агентств и т.д. То есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Направления функциональной грамотности:

- математическая грамотность;

- финансовая грамотность;

- читательская грамотность;

- естественнонаучная грамотность;

- глобальные компетенции;

- креативное и критическое мышление

Формирование математической грамотности на уроках английского языка начинаю во втором классе, когда знакомлю детей с числительными, дети решают примеры, проговаривая на английском, называют даты, знакомятся с геометрическими фигурами.

Задания на математическую грамотность:

Учу детей производить простые вычисления на иностранном языке, характерные для обычной проверки математической подготовки учащихся. 

№1

Ты гостишь у своей бабушки в деревне. Скажи своему английскому другу Бену, сколько домашних птиц есть у твоей бабушки. Look at the pictures and count the birds.

Например: Two ducks and two cocks are four birds.

№2

https://www.prodlenka.org/components/com_mtree/attachments/522/522629/63c5191f8b412678289846.jpg

№3    Реши примеры

1)  Если одной пиццы хватает на 4 детей, то сколько пиццы нужно на класс из 28 учащихся?     If one pizza serves four children, how many pizzas do we need for a class of 28 children?

2) У Майка было 9 шариков. Он купил еще 6. Сколько шариков у него сейчас?   Mike had 9 marbles. He bought 6 more.  How many marbles does he have now?

3) У Майка было 6 пакетов по 12 карточек. Он купил еще 11 карточек. Сколько у него сейчас карт?  Mike had 6 bags of 12 cards.  He bought 11 more cards. How many cards does he have now?

4) У Джереми было 11 коробок с 24 мячами. Он потерял 8 мячей. Сколько мячей у него сейчас? Jeremy had 11 boxes of 24 balls. He lost 8 balls. How many balls does he have now?

5) Миссис Миллер проехала на своей машине 21,6 км. Средний расход топлива в ее машине составляет 8,5 литра на 100 км. Сколько топлива сожгла ее машина?    Mrs. Miller drove 21,6 km with her car. Her car has an average fuel consumption of 8,5 liters per 100 km. How much fuel did her car burn?

Задания на формирование финансовой грамотности:

При знакомстве с денежной системой Великобритании предлагаю учащимся выполнить следующие упражнения.

№1

На память о поездке мы приобретём сувениры. Чтобы их купить, надо знать денежные единицы.

Пользуясь таблицей денежных единиц, переведите стоимость матрёшки из рублей в фунты.  Матрешка стоит 200 рублей. 50 руб.=1 фунт.   Ответ: 4 фунта

А теперь, наоборот. Открытка с Гарри Поттером стоит 1 фунт. Сколько это будет в рублях? Ответ: 50 рублей

№2

Ролевая игра «В магазине»

Shop assistant: Hello. Can I help you?
Customer: Yes, please. How much is this pen?
Shop assistant: It’s 50 cents.
Customer: And how much is this book?
Shop assistant: It’s 1 dollar.
Customer: Here’s 2 dollars.
Shop assistant: Thank you. And here’s your change.
Customer: Thank you. Bye.

Задания на формирование естественнонаучной грамотности:

№1

https://www.prodlenka.org/components/com_mtree/attachments/522/522629/63c5191e04c2e376041416.jpg

№2

https://www.prodlenka.org/components/com_mtree/attachments/522/522629/63c5191e50ded761611613.jpg

№3

Среднесуточная температура воздуха в нескольких городах Австралии представлена на графиках.

Дайте совет другу, который отправляется в Сидней в январе, какую одежду ему взять с собой. Используйте средства английского языка, чтобы обосновать свое мнение.

Задания на формирование читательской грамотности грамотности:

№1

 Вставьте пропущенные слова

… .. can be the colour of danger. When traffic lights are ….., they warn drivers and pedestrians to stop. The ….. light is always at the top of the lights where everyone can see it.

.... Is also the colour for kings and queens. When royalty visit places, people roll out a ….. carpet for them to walk on. This is a sign of respect.

The ….. cross is a symbol of protection. It is the symbol of an organisation which gives help to those who need it. During a war, soldiers don't fire those who carry the ….. cross symbol.

A ….. rose is a sign of romantic love. On Valentine's Day people give each other ….. roses or chocolates in ….. boxes that look like hearts.

__________________________________________________________________

Red can be the colour of danger. When traffic lights are red , they warn drivers and pedestrians to stop. The red light is always at the top of the lights where everyone can see it.

Red is also the colour for kings and queens. When royalty visit places, people roll out a red carpet for them to walk on. This is a sign of respect.

The red cross is a symbol of protection. It is the symbol of an organisation which gives help to those who need it. During a war, soldiers don't fire those who carry the red cross symbol.

A red rose is a sign of romantic love. On Valentine's Day people give each other red roses or chocolates in red boxes that look like hearts.

№2

Найдите в тексте следующие слова

1. Цвет опасности

2. Предупреждать

3. Знак уважения

4. Крест

5. В течение войны

6. Похожи на сердца

№3

 Напишите слова, которые ассоциируются у вас с красным цветом и начинаются на буквы  r, e, d

R –

E –

D -

Глобальные компетенции в исследовании PISA понимаются как “способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству”.

Одну из глобальных проблем – проблему экологии- начинают обсуждать на уроках английского языка в 7 классе. Задание на формирование функциональной грамотности можно сформулировать следующим образом:

You are going to take part in the conference “Green Home”. Say what five important things about ecology we must teach children. Choose one of the ideas and develop it.

«Креативность», «творческий подход», «креативная личность», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление креативности» – эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма. Ведь именно креативность, способность к творчеству и созиданию, мы считаем атрибутом одарённости, таланта, гения.

Самый большой спектр возможностей для развития творческого потенциала учащихся, конечно же, у проектных работ.

Заключение

Применяя задания на формирование функциональной грамотности, учитель способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира – всё это необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для формирования функциональной грамотности на уроке английского языка (на основе сплошного текста)

Конструирование учебных заданий  для формирования функциональной грамотности  на уроках иностранного языка (английский язык) I. Задание на основе сплошного текста...

Задания для формирования функциональной грамотности на уроке английского языка (на основе несплошного текста)

Конструирование учебных заданий  для формирования функциональной грамотности  на уроках иностранного языка (английский язык). Задания на основе несплошного текста...

Выступление на МО учителей иностранного языка по теме: "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка"

При обучении английскому языку особое внимание уделяется формированию и развитию коммуникативных способностей - навыков свободного общения и практического применения английского языка. Под функциональ...

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка как существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального

Доклад на тему "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка как существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и ком...

Самоанализ внеурочного занятия по английскому языку "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка и информатики на основе отрывка из книги "Белый клык"Джека Лондона"

Мероприятие общеметодологической направленности способствует формированию читательской грамотности у обучающихся через анализ иллюстраций и текстов, осмысления их для преобразования с помощью информац...

Приемы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка

Приемы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка...