Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка
статья по английскому языку

Макарова Евгения Анатольевна

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка является неотъемлемой частью учебного процесса, поскольку язык является средством общения и взаимодействия не только в процессе обучения, а и за пределами школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка»

Модернизация современного образования обозначила новые приоритеты в области школьного образования. России нужны современно образованные, нравственно воспитанные, предприимчивые люди, умеющие самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Школа должна привить необходимые навыки учебного труда, так как в будущем придется осваивать разные профессии. Одним из наиболее перспективных направлений развития образования в данном контексте выступает развитие функциональной грамотности учащихся.

О важности формирования функциональной грамотности учащихся написано в новых образовательных стандартах НОО и ООО.

ФГОС НОО (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования)

«34.2. В целях обеспечения реализации программы начального общего образования в Организации дляучастников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность:формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию...» 

 ФГОС ООО (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования)

«35.2. В целях обеспечения реализации программы основного общего образования в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность:формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий...» 

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка является неотъемлемой частью учебного процесса, поскольку язык является средством общения и взаимодействия не только в процессе обучения, а и за пределами школы.

Важность развития функциональной грамотности на уроках английского языка подчеркивается и в программе оценки качества образования на основе практик международных исследований Федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». Основные итоги оценки качества образования и сформированности функциональной грамотности будут подведены в 2024 году, но уже на промежуточных этапах можно говорить о том, что 90-95 % участников программы не достигают высоких уровней функциональной грамотности: способности самостоятельно мыслить и функционировать в сложных условиях. В качества решения данной проблемы, образовательным учреждениям было рекомендовано обратить внимание на предметные области, в большей степени, влияющие на формирование функциональной грамотности. К ним можно отнести русский язык, литературу, английский язык. 

Анализ программы оценки качества образования Федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», особенностей оценки степени сформированности функциональной грамотности, навыков разрешения проблем, глобальных компетенций, критического мышления PISA и имеющейся литературы позволил выделить ряд противоречий:

социальный запрос общества в профессионалах, которые обладают достаточно высоким уровнем функциональной грамотности

невысокая сформированность функциональной грамотности у обучающихся средней школы

значимость развития у обучающихся функциональной грамотности

недостаточное вниманием к данной проблеме со стороны педагогов образовательных учреждений

потенциал английского языка как школьной дисциплины в развитии функциональной грамотности

недостаточная разработанность методов и средств развития функциональной грамотности на уроках английского языка

Так что же такое функциональная грамотность?

Теоретической основой исследования функциональной грамотности являются труды отечественных и зарубежных ученых педагогов.  Это работы известных педагогов Алексея Алексеевича Леонтьева, Виноградовой Натальи Федоровны, Лебедева Олега Ермолаевича, Майкла Коула и Сильвии Скрибнер, Джона Дьюи (основоположник  "метода проектов").  А также исследования международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment).

Ведущий российский психолог и лингвист, А.А.Леонтьев писал «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Советский и российский учёный в области педагогики Виноградова Н.Ф. такое определение «Функциональная грамотность сегодня – это базовое образование личности <…>.

Ребенок <…> должен обладать:

- готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром …;

- возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи …;

- способностью строить социальные отношения…;

- совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию…»

Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?». 

«Функциональная грамотность рассматривается нами в качестве основы для дальнейшего развития компетентности: наличие определённого уровня функциональной грамотности обусловливает образовательный базис развивающейся компетентности. Системообразующим стержнем в структуре функциональной грамотности является осознание обучаемым значимости решаемой проблемы для себя лично» Лебедев О. Е., российский учёный, педагог.

Из определений можно сделать вывод, что «функциональная грамотность – это умение применять полученные знания в жизни, чтобы решать самые разные задачи в человеческой деятельности, уметь налаживать общение и выстраивать социальные отношения.»

Функциональная грамотность в обучении английскому языку – это способность использовать язык для решения практических задач в различных ситуациях. Она включает в себя следующие умения:

  1. Понимание контекста и адаптация языка к  различным коммуникативным ситуациям.
  2. Умение составлять и понимать различные типы текстов (например, письма, заявления, отчеты).
  3. Грамотное использование языка в устной и письменной форме.
  4. Знание основных правил орфографии, пунктуации и грамматики.
  5. Умение работать с различными источниками информации (например, книгами, журналами, интернетом).
  6. Понимание культурных и социальных аспектов языка и коммуникации.
  7. Умение анализировать и оценивать информацию, получаемую через язык.

Составляющие функциональной грамотности:

  • читательская грамотность; 
  • математическая грамотность; 
  • естественнонаучная грамотность; 
  • финансовая грамотность; 
  • глобальные компетенции; 
  • креативное мышление.

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира. Она включает использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей: научно объяснять явления; понимать основные особенности естественнонаучного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов. Задания направлены на оценку компетенций, характеризующих естественнонаучную грамотность, и основываются на реальных жизненных ситуациях.

Финансовая грамотность включает знание и понимание финансовых терминов, понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятии эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Глобальная компетентность — это специфический обособленный ценностно-интегративный компонент функциональной грамотности, имеющий собственное предметное содержание, ценностную основу и нацеленный на формирование универсальных навыков. Глобальная компетентность (глобальные компетенции)- это многогранная цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.

Креативное мышление – способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных) решений, и/или нового знания, и/или эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения.

Основной целью обучения иностранному языку является формирование навыков свободного общения и практического применения знаний, поэтому могу смело утверждать, что на уроках английского языка учитель может работает по всем направлениям формирования функциональной грамотности.

Проблема формирования ФГ рассматривается исследователями в контексте следующих подходов.

Личностно-ориентированного подхода, позволяющего воспринимать личность обучаемого, его субъективность в центре процесса формирования ФГ и направленного на обеспечение самоопределения личности, на создание условий для ее самореализации (Б. С. Блум, Е. В. Бондаревская, М. В. Кларин, Дж. Кэррол, М. Монтессори, В. В. Сериков, З. М. Шевченко, И. С. Якиманская и др.). Организация такого учебного процесса предполагает наличие руководства, формула которого вполне может быть взята у М. Монтессори - «помоги мне сделать это самому».

Деятельностного подхода, обеспечивающего максимальное раскрытие потенциальных возможностей личности в деятельности, обращенность к внутреннему миру человека (Н. Г. Алексеев, Г. С. Батищев, Н. Бердяев, П. Я. Гальперин, С. И. Гессен, В. В. Давыдов,

A. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, И. Я. Лернер, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, П. И. Фролова, Э. Г. Юдин и др.). Активно действуя в мире, он таким путем самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. Через деятельность и в процессе деятельности формируется и ФГ.

Социокультурного подхода, позволяющего рассмотреть проблему формирования ФГ с учетом социальных, культурных изменений в образовательной среде, а саму функциональную грамотность как характеристику современной культуры жизнедеятельности (Л.С. Выготский, Н. И. Гендина, А. Дистервег, Н. Б. Крылова, А. А. Макареня, И. Г. Песталоцци и др.). Педагогический процесс, по А. Дистервегу, должен осуществляться с учетом определенной внешней, внутренней и общественной культуры. Внешняя культура - это нормы морали, быта, потребления. Внутренняя культура - духовная жизнь человека. Общественная культура -социальные отношения и национальная культура. И. Г. Песталоцци был одним из основоположников концепции развивающего образования: предметы преподавания рассматривались им, по его словам, больше как средство целенаправленного «развития способностей, чем как средство приобретения знаний». Л. С. Выготский, являясь автором культурно-исторической теории, ввел в научный обиход понятие «культурное развитие». Ученый констатировал, что культурное развитие заключается в усвоении таких приемов поведения, которые основываются на использовании знаков в качестве средств для осуществления той или иной психологической операции; в овладении именно такими средствами поведения, которые человечество создало в процессе своего исторического развития и какими являются язык, письмо, система счисления и др.

Системного подхода, который позволяет рассмотреть процесс формирования ФГ как частный случай целостного педагогического процесса (В. В. Краевский, И. Я. Лернер, B. В. Мацкевич, С. А. Крупник).

Компетентностного подхода, акцентирующего внимание на результате образования, где в качестве итога рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях (О. А. Акулова, Т. В. Варенова, И. А. Зимняя, А. Н. Коноплева, Ю. Н. Кислякова, Т. Л. Лещинская, О. Е. Лебедев, С. А. Писарева, Д. Равен,А. П. Тряпицына, М. А. Холодная, А. В. Хуторской, Н. В. Чекалева, И. Д. Фрумин и др.). Так, под компетентностью И. А. Зимней понимается совокупность знаний, умений, опыта, отраженная в теоретико-прикладной подготовленности к их реализации в деятельности на уровне функциональной грамотности.

Достичь функциональной грамотности в процессе обучения английскому языку можно различными способами. Однако поскольку одной из главных составляющих преподавания иностранного языка является заинтересованность обучающихся, на уроках при работе с текстом я использую следующие современные педагогические технологии и методы, которые делают урок интересным и повышают мотивацию обучающихся:

  • Технология проектной деятельности
  • Технология использования игровых методов 
  • Информационные и коммуникационные технологии
  • Технология функционального (продуктивного) чтения
  • Технология развития критического мышления 
  • Технология обучения в сотрудничестве

Это только малая часть примеров, с помощью которых можно развивать функциональную грамотность на уроках английского языка. Применяя задания на формирование функциональной грамотности, учитель способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира – всё это необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом.

Развитие функциональной грамотности на уроках английского языка способствует успешному обучению школьников, приучают их вдумчиво и активно работать с каждым словом, что очень важно для развития коммуникативной компетенции. Применять функциональную грамотность следует умело и грамотно, сочетая в своей работе различные образовательные педагогические технологии.

Применяя задания по функциональной грамотности, я заметила, что учащиеся с большим интересом учатся, легче преодолевают коммуникативные барьеры в общении. Если ученик с низкой мотивацией в чем-то затрудняется, то без стеснения может обратиться за помощью к сильному. Сильные одаренные учащиеся активней идут на контакт, помогая слабым. Функциональная грамотность на уроках английского языка действительно расширяет кругозор, формирует мировоззрение, интерес к осознанному обучению, создает мотивацию для выполнения более сложных заданий.



Предварительный просмотр:

«Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка»

Модернизация современного образования обозначила новые приоритеты в области школьного образования. России нужны современно образованные, нравственно воспитанные, предприимчивые люди, умеющие самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Школа должна привить необходимые навыки учебного труда, так как в будущем придется осваивать разные профессии. Одним из наиболее перспективных направлений развития образования в данном контексте выступает развитие функциональной грамотности учащихся.

О важности формирования функциональной грамотности учащихся написано в новых образовательных стандартах НОО и ООО.

ФГОС НОО (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования)

«34.2. В целях обеспечения реализации программы начального общего образования в Организации дляучастников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность:формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию...» 

 ФГОС ООО (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования)

«35.2. В целях обеспечения реализации программы основного общего образования в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность:формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий...» 

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка является неотъемлемой частью учебного процесса, поскольку язык является средством общения и взаимодействия не только в процессе обучения, а и за пределами школы.

Важность развития функциональной грамотности на уроках английского языка подчеркивается и в программе оценки качества образования на основе практик международных исследований Федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». Основные итоги оценки качества образования и сформированности функциональной грамотности будут подведены в 2024 году, но уже на промежуточных этапах можно говорить о том, что 90-95 % участников программы не достигают высоких уровней функциональной грамотности: способности самостоятельно мыслить и функционировать в сложных условиях. В качества решения данной проблемы, образовательным учреждениям было рекомендовано обратить внимание на предметные области, в большей степени, влияющие на формирование функциональной грамотности. К ним можно отнести русский язык, литературу, английский язык. 

Анализ программы оценки качества образования Федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», особенностей оценки степени сформированности функциональной грамотности, навыков разрешения проблем, глобальных компетенций, критического мышления PISA и имеющейся литературы позволил выделить ряд противоречий:

социальный запрос общества в профессионалах, которые обладают достаточно высоким уровнем функциональной грамотности

невысокая сформированность функциональной грамотности у обучающихся средней школы

значимость развития у обучающихся функциональной грамотности

недостаточное вниманием к данной проблеме со стороны педагогов образовательных учреждений

потенциал английского языка как школьной дисциплины в развитии функциональной грамотности

недостаточная разработанность методов и средств развития функциональной грамотности на уроках английского языка

Так что же такое функциональная грамотность?

Теоретической основой исследования функциональной грамотности являются труды отечественных и зарубежных ученых педагогов.  Это работы известных педагогов Алексея Алексеевича Леонтьева, Виноградовой Натальи Федоровны, Лебедева Олега Ермолаевича, Майкла Коула и Сильвии Скрибнер, Джона Дьюи (основоположник  "метода проектов").  А также исследования международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment).

Ведущий российский психолог и лингвист, А.А.Леонтьев писал «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Советский и российский учёный в области педагогики Виноградова Н.Ф. такое определение «Функциональная грамотность сегодня – это базовое образование личности <…>.

Ребенок <…> должен обладать:

- готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром …;

- возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи …;

- способностью строить социальные отношения…;

- совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию…»

Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?». 

«Функциональная грамотность рассматривается нами в качестве основы для дальнейшего развития компетентности: наличие определённого уровня функциональной грамотности обусловливает образовательный базис развивающейся компетентности. Системообразующим стержнем в структуре функциональной грамотности является осознание обучаемым значимости решаемой проблемы для себя лично» Лебедев О. Е., российский учёный, педагог.

Из определений можно сделать вывод, что «функциональная грамотность – это умение применять полученные знания в жизни, чтобы решать самые разные задачи в человеческой деятельности, уметь налаживать общение и выстраивать социальные отношения.»

Функциональная грамотность в обучении английскому языку – это способность использовать язык для решения практических задач в различных ситуациях. Она включает в себя следующие умения:

  1. Понимание контекста и адаптация языка к  различным коммуникативным ситуациям.
  2. Умение составлять и понимать различные типы текстов (например, письма, заявления, отчеты).
  3. Грамотное использование языка в устной и письменной форме.
  4. Знание основных правил орфографии, пунктуации и грамматики.
  5. Умение работать с различными источниками информации (например, книгами, журналами, интернетом).
  6. Понимание культурных и социальных аспектов языка и коммуникации.
  7. Умение анализировать и оценивать информацию, получаемую через язык.

Составляющие функциональной грамотности:

  • читательская грамотность; 
  • математическая грамотность; 
  • естественнонаучная грамотность; 
  • финансовая грамотность; 
  • глобальные компетенции; 
  • креативное мышление.

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира. Она включает использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей: научно объяснять явления; понимать основные особенности естественнонаучного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов. Задания направлены на оценку компетенций, характеризующих естественнонаучную грамотность, и основываются на реальных жизненных ситуациях.

Финансовая грамотность включает знание и понимание финансовых терминов, понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятии эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Глобальная компетентность — это специфический обособленный ценностно-интегративный компонент функциональной грамотности, имеющий собственное предметное содержание, ценностную основу и нацеленный на формирование универсальных навыков. Глобальная компетентность (глобальные компетенции)- это многогранная цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.

Креативное мышление – способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных) решений, и/или нового знания, и/или эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения.

Основной целью обучения иностранному языку является формирование навыков свободного общения и практического применения знаний, поэтому могу смело утверждать, что на уроках английского языка учитель может работает по всем направлениям формирования функциональной грамотности.

Проблема формирования ФГ рассматривается исследователями в контексте следующих подходов.

Личностно-ориентированного подхода, позволяющего воспринимать личность обучаемого, его субъективность в центре процесса формирования ФГ и направленного на обеспечение самоопределения личности, на создание условий для ее самореализации (Б. С. Блум, Е. В. Бондаревская, М. В. Кларин, Дж. Кэррол, М. Монтессори, В. В. Сериков, З. М. Шевченко, И. С. Якиманская и др.). Организация такого учебного процесса предполагает наличие руководства, формула которого вполне может быть взята у М. Монтессори - «помоги мне сделать это самому».

Деятельностного подхода, обеспечивающего максимальное раскрытие потенциальных возможностей личности в деятельности, обращенность к внутреннему миру человека (Н. Г. Алексеев, Г. С. Батищев, Н. Бердяев, П. Я. Гальперин, С. И. Гессен, В. В. Давыдов,

A. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, И. Я. Лернер, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, П. И. Фролова, Э. Г. Юдин и др.). Активно действуя в мире, он таким путем самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. Через деятельность и в процессе деятельности формируется и ФГ.

Социокультурного подхода, позволяющего рассмотреть проблему формирования ФГ с учетом социальных, культурных изменений в образовательной среде, а саму функциональную грамотность как характеристику современной культуры жизнедеятельности (Л.С. Выготский, Н. И. Гендина, А. Дистервег, Н. Б. Крылова, А. А. Макареня, И. Г. Песталоцци и др.). Педагогический процесс, по А. Дистервегу, должен осуществляться с учетом определенной внешней, внутренней и общественной культуры. Внешняя культура - это нормы морали, быта, потребления. Внутренняя культура - духовная жизнь человека. Общественная культура -социальные отношения и национальная культура. И. Г. Песталоцци был одним из основоположников концепции развивающего образования: предметы преподавания рассматривались им, по его словам, больше как средство целенаправленного «развития способностей, чем как средство приобретения знаний». Л. С. Выготский, являясь автором культурно-исторической теории, ввел в научный обиход понятие «культурное развитие». Ученый констатировал, что культурное развитие заключается в усвоении таких приемов поведения, которые основываются на использовании знаков в качестве средств для осуществления той или иной психологической операции; в овладении именно такими средствами поведения, которые человечество создало в процессе своего исторического развития и какими являются язык, письмо, система счисления и др.

Системного подхода, который позволяет рассмотреть процесс формирования ФГ как частный случай целостного педагогического процесса (В. В. Краевский, И. Я. Лернер, B. В. Мацкевич, С. А. Крупник).

Компетентностного подхода, акцентирующего внимание на результате образования, где в качестве итога рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях (О. А. Акулова, Т. В. Варенова, И. А. Зимняя, А. Н. Коноплева, Ю. Н. Кислякова, Т. Л. Лещинская, О. Е. Лебедев, С. А. Писарева, Д. Равен,А. П. Тряпицына, М. А. Холодная, А. В. Хуторской, Н. В. Чекалева, И. Д. Фрумин и др.). Так, под компетентностью И. А. Зимней понимается совокупность знаний, умений, опыта, отраженная в теоретико-прикладной подготовленности к их реализации в деятельности на уровне функциональной грамотности.

Достичь функциональной грамотности в процессе обучения английскому языку можно различными способами. Однако поскольку одной из главных составляющих преподавания иностранного языка является заинтересованность обучающихся, на уроках при работе с текстом я использую следующие современные педагогические технологии и методы, которые делают урок интересным и повышают мотивацию обучающихся:

  • Технология проектной деятельности
  • Технология использования игровых методов 
  • Информационные и коммуникационные технологии
  • Технология функционального (продуктивного) чтения
  • Технология развития критического мышления 
  • Технология обучения в сотрудничестве

Это только малая часть примеров, с помощью которых можно развивать функциональную грамотность на уроках английского языка. Применяя задания на формирование функциональной грамотности, учитель способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира – всё это необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом.

Развитие функциональной грамотности на уроках английского языка способствует успешному обучению школьников, приучают их вдумчиво и активно работать с каждым словом, что очень важно для развития коммуникативной компетенции. Применять функциональную грамотность следует умело и грамотно, сочетая в своей работе различные образовательные педагогические технологии.

Применяя задания по функциональной грамотности, я заметила, что учащиеся с большим интересом учатся, легче преодолевают коммуникативные барьеры в общении. Если ученик с низкой мотивацией в чем-то затрудняется, то без стеснения может обратиться за помощью к сильному. Сильные одаренные учащиеся активней идут на контакт, помогая слабым. Функциональная грамотность на уроках английского языка действительно расширяет кругозор, формирует мировоззрение, интерес к осознанному обучению, создает мотивацию для выполнения более сложных заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для формирования функциональной грамотности на уроке английского языка (на основе сплошного текста)

Конструирование учебных заданий  для формирования функциональной грамотности  на уроках иностранного языка (английский язык) I. Задание на основе сплошного текста...

Задания для формирования функциональной грамотности на уроке английского языка (на основе несплошного текста)

Конструирование учебных заданий  для формирования функциональной грамотности  на уроках иностранного языка (английский язык). Задания на основе несплошного текста...

Мастер класс "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка"

Актуальность темы  мастер класса обусловлена целями и задачами современного образования: формирование компетенций, позволяющих учащимся эффективно участвовать в жизни социума, а также форми...

Выступление на МО учителей иностранного языка по теме: "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка"

При обучении английскому языку особое внимание уделяется формированию и развитию коммуникативных способностей - навыков свободного общения и практического применения английского языка. Под функциональ...

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка. Презентация.

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка....

Конструирование учебных заданий для формирования функциональной грамотности на уроках английского языка.

Конструирование учебных заданийдля формирования функциональной грамотностина уроках иностранного языкана примере английского языка          Задание на основе сплошного текста(...

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка как существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального

Доклад на тему "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка как существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и ком...