ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
статья по английскому языку (7, 8 класс)

Ванесова Ирина Владимировна

ФФункциональная грамотность - это способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ

АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Функциональная грамотность - это способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Результаты проведенного международного тестирования школьников PISA, которое оценивает функциональную грамотность школьников и умения применять знания на практике показали, что у обучающихся существуют проблемы в формировании грамотности чтения. Обновлённый документ ФГОС говорит о необходимости формирования функциональной грамотности школьников.

Программа обучения иностранным языкам предполагает на разных ступенях обучения развитие навыков и умений, без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач. Подобные навыки и умения включают в себя умение осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты); умение извлекать информацию из разных источников; способность находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета; умение пользоваться источниками и ссылаться на них; умение читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и применять их при подготовке собственных текстов; способность реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом.

Выделяются следующие направления формирования функциональной грамотности:

  • Математическая грамотность
  • Читательская грамотность
  • Естественнонаучная грамотность
  • Финансовая грамотность
  • Глобальные компетенции
  • Креативное мышление

Читательская грамотность - базовое направление функциональной грамотности. Она рассматривается сегодня как одна из самых важных компетентностей, характеризующих готовность к жизни в современном обществе. Формирование читательской грамотности на уроках иностранного языка предполагает работу над развитием следующих умений у учащихся:

1.Умение находить и извлекать необходимую информацию из текста;

2.Умение интегрировать и интерпретировать информацию;

3.Умение, направленное на осмысление и оценку прочитанного в тексте.

Исходя из этого, для развития читательской грамотности на уроках английского языка необходимо использовать различные упражнения, построенные на работе с разными форматами текстов.

Формированию читательской грамотности учащихся способствуют задания с использованием сплошных и несплошных текстов. К сплошным текстам относят тексты, читаемые в повседневной жизни: описание (отрывок из рассказа, стихотворения, описание человека, места, предмета и т. д.); повествование (рассказ, стихотворение, повесть, басня, письмо, статья в газете или журнале, статья в учебнике, инструкция, реклама, краткое содержание фильма, спектакля, пост блога, материалы различных сайтов и т. д.); рассуждение (сочинение-размышление, комментарий, аргументация собственного мнения). К несплошным текстам относятся графики, диаграммы, таблицы, схемы (кластеры), географические карты и карты местности, план помещения, входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов и т. д.

Основные требования к тексту, направленному на формирование навыков функциональной читательской грамотности:

  • Текст должен быть интересен обучающимся.
  • Уровень трудности текста должен соответствовать возрасту обучающихся.
  • Объем текста не должен превышать норму (исходя из уровня и возраста            обучающихся).
  • Шрифт должен помогать обучающимся легко читать текст. Цветной шрифт, подчёркивания, разный размер при важности определенной части текста.
  • Текст должен развивать кругозор.
  • Текст может быть взят из «реальной жизни».
  • Текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами.
  • Иллюстрации не отвлекают, а помогают разобраться в содержании текста.
  • Текст должен быть структурирован. Заголовок, абзацы, прямая речь и т. д.
  • При необходимости нужно адаптировать текст.
  • В тексте иллюстрации должны способствовать развитию познавательной активности.
  • Содержание текста должно опираться на жизненный опыт обучающихся.

Основными этапами работы с текстом при формировании читательской компетенции учащихся являются: предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы.

Предтекстовый этап(Pre-reading)

Задачами данного этапа являются создание мотива чтения, развитие умения прогнозирования, активизация фоновых знаний и снятие языковых трудностей.

На данном этапе выделяются следующие группы упражнений:

- упражнения на соотнесение слова с темой;

- упражнения на понимание лексико-тематической основы текста;

- упражнения в работе с заглавием текста;

- упражнение в опознавании интернационализмов.

1. Упражнения на соотнесение слова с темой

- Заполните пропуски в предложении одним из указанных слов.

- Найдите и замените слова в предложении, которые не подходят по смыслу.

- В каждой группе слов найдите одно с наиболее общим значением.

- Каждой группе слов найдите одно, не принадлежащее по значению к этой группе.

- Назовите слово, с которым ассоциируются все слова данного тематического ряда.

2. Упражнения на понимание лексико-тематической основы текста.

- Прочитайте опорные слова и словосочетания текста и назовите его тему.

- Запишите ключевое слово заголовка и составьте схему, заполняя её ассоциациями.

- Взгляните на фотографию и выберите из списка слов те, которые подходят для описания ситуации, изображённой на ней.

- Ознакомьтесь с новыми словами и словосочетаниями (которые даны с переводом) и, не читая текст, скажите, о чём может идти в нём речь.

- Расположите слова и фразы, определяющие содержание текста, в последовательности происходящих событий.

3. Упражнения в работе с заглавием текста.

- Прочитайте заглавие и скажите, о чём (о ком), по-вашему, мнению, будет идти речь в тексте.

- Переведите заглавие и ответьте на вопросы:

  • По какому слову заглавия можно определить, что речь идёт...?
  • Какое словосочетание наводит на мысль о том, что ...?

4. Упражнения в опознавании интернационализмов.

- Найдите во второй колонке перевод к каждому слову из первой (без словаря), опираясь на графический образ слов.

- Подчеркните в данных утверждениях интернациональные слова, определите их значение в родном языке и иностранном языках.

- Распределите весь список слов на две колонки: интернационализмы и «ложные -друзья переводчика», предварительно прочитав следующие словосочетания.

Текстовый этап (While-reading)

Направлен на понимание текста и формирование его интерпретации у читающего, размышление во время чтения о том, что и как читает обучающийся и насколько хорошо понимает прочитанное. На данном этапе можно предложить учащимся:

  • найти ответы на предложенные вопросы;
  • подтвердить правильность или ложность утверждений, либо выявить, что в тексте не упомянуто;
  • составить предложения по порядку;
  • найти соответствия;
  • выполнить задание на множественный выбор;
  • подобрать подходящий заголовок к каждому из абзацев;
  • догадаться о значении слова или слов по контексту, какой из предложенных переводов       слова наиболее точно отражает его значение в данном контексте;
  • восполнить недостающую информацию;
  • во время чтения текста заполните таблицу.

Послетекстовый этап (Post-reading)

Необходим для проверки понимания прочитанного и служит средством контроля формирования умений смыслового чтения и возможным использованием полученной информации в будущем.

На этом этапе учитель может предложить учащимся:

  • высказать свое мнение по поводу прочитанного;
  • опровергнуть утверждения или согласиться с ними;
  • доказать или охарактеризовать что-то;
  • составить план текста, выделив его основные мысли;
  • пересказать/кратко изложить содержание текста;
  • рассказать текст от лица главного героя;
  • вставить в текст пропущенные слова или выражения.

При работе с текстом особое внимание уделяется сквозным темам. Сквозные темы - это один из методов интеграции учебных предметов. Мы должны научить своих учеников применять полученные знания в повседневной жизни. Поэтому необходимо проектировать учебные задания, связанные с поиском, пониманием, преобразованием и использованием информации в контексте повседневной жизни ученика и решения жизненно важных проблем.

 Задания на формирование читательской грамотности способствует повышению мотивации учащихся, расширяют их кругозор, развивают творческие способности, помогают осознать ценности современного мира и научиться ориентироваться в жизненных ситуациях и использовать язык для решения коммуникативных задач.

Литература

  1. Решетникова, О.А. Подходы к оценке функциональной грамотности в контрольных измерительных материалах государственной итоговой аттестации / О.А. Решетникова. – Текст : непосредственный // Педагогические измерения. – 2020. – № 2. – С. 4–7.

 2. Сметанникова, Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению: междисциплинарные проблемы чтения и грамотности / Н.Н. Сметанникова. – Москва : РШБА, 2005. – 512 с. : схемы, табл. – (Профессиональная б-ка школьного библиотекаря). – Текст : непосредственный.

3. Читательская грамотность: пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников / Н.П. Забродина, И.Е. Барсуков, А.А. Бурдакова [и др.] ; под общ. ред. Р.Ш. Мошниной. – Москва : Академия Минпросвещения России, 2021. – 79, [1] с. : ил., табл. – Текст : непосредственный.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Павлуцкая Е.В., учитель русского языка и литературы "ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ"

Павлуцкая Е.В., учитель  русского языка и литературыФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИНА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕРАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ Читательская грамотность - один и...

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, Учитель английского языка МБОУ Одинцовского лицея №2

На основе результатов проведенных международных исследований качества образования российских школьников можно сделать вывод, что учащиеся сильны в области предметных знаний, но испытывают трудности во...

Мастер - класс "Функциональная (читательская грамотность) Тема : Документы музея как один из источников формирования читательской грамотности учащихся"

Презеньтация и  мастер- класс посвящается формированию читательской грамиотности учащихся, материалом для его проведния стали письма бывшей участницы войны, хранящиеся в музее.Презентация к масте...

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...

«Формирование читательской грамотности как базового навыка функциональной грамотности личности на уроках русского языка и литературы»

Обобщение опыта по формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы...